ЛИМОНОВ:
Победить надо в ближайшие пять лет. Позднее социально-экономическая
ситуация может измениться. К счастью пылкие племена Кавказа и Азии не
дадут стране уснуть. Срок может быть продлен.
МВ:
2. Информационная война. Считаете ли Вы, что НБП может победить
в России через подчинение (или частичный захват) информационных
каналов?
ЛИМОНОВ:
Не считаю. Подчинение или захват информационных каналов требует
астрономических финансовых средств. У нас, бедной партии студентов, этих
средств нет.
МВ:
3. Многие считают, что Интернет станет полем боя политических
кампаний ближайшего будущего. Есть ли у НБП стратегические
разработки для политической борьбы в Интернете? Вообще,
какова официальная стратегия партии по отношению к Сети?
ЛИМОНОВ:
Я скептик. Я понимаю энтузиазм и прозелитизм верующих в ИНТЕРНЕТ, но
политика -- старый бизнес. Политическая борьба в ИНТЕРНЕТЕ пока не
состоится. Традиционное политическое протсранство -- это Парламент,
это - улица, это -- СМИ.
МВ:
3-бис. Влияние НБП в Интернете. Захватив это информационное
пространство сейчас, НБП имеет шансы надолго определить политический
климат в стране, по крайней мере если рост Интернета
останется на прежнем уровне ближайшие
несколько лет (количество пользователей Русского Интернета
ежегодно удваивается). Насколько это важно для политики
НБП? Что важнее -- Интернет или выборы в Думу?
ЛИМОНОВ:
Влияние ИНТЕРНЕТа с восторгом преувеличено его оболжателями. Это
влияние существует, но трезво рассуждая, ИНТЕРНЕТ всегда останется
доступен немногим, тем, у кого есть несколько тысяч долларов на
покупку оборудования. Массы слушают радио, и глядят теле. К тому
же не сомневаюсь, что найдут способ подрезать крылья
ИНТЕРНЕТу. НБП всегда говорит "да" любому начинанию, новшеству,
которые могут принести пользу партии. Мы за ИНТЕРНЕТ.
МВ:
4. Интернет развивался и функционирует
в основном как канал распространения эротических
иллюстраций (от 50% до 90% процентов траффика на
компьютерных сетях -- порно).
НБП сейчас, в отношении порнографии, самая свободомыслящая
партия в России. Как Вы относитесь к захвату данной области
информационного пространства? Не следует ли НБП распространять
партийную идеологию в комплекте с бесплатным порно (конечно,
не мондиалистским мусором вроде Плэйбоя, а чем-то евразийским и
конструктивным)?
ЛИМОНОВ:
Затея представляется мне сомнительной. Что, заманивать в НБП
порно-картинками? Мы, естественно, современная партия, но специально
привлекать и соблазнять порно или эротикой не собираемся. Это
глупо. Это мало серьезно. Другое дело, что наш стиль
раскованный. Это, да.
МВ:
5. Ваша литературная карьера началась по-крупному с очень скандальной
и очень оригинальной книги. Ничего подобного в русской литературе
до Вас не существовало. Политическая Ваша карьера отчасти
сходна с литературной. Как Вы относитесь к Вашей
работе в политике -- как к творчеству, к попытке выразить в политике
идеи, параллельные "Это я -- Эдичка"? Или политика -- это
неотложная работа по спасению России, ради которой вы
откладываете творчествo? Или что-то еще?
ЛИМОНОВ:
Работа политика - естественное продолжение того дела, которое я делал,
будучи писателем. Написание листовок и революционных статей доставляет
мне такое же страстное удовольствие как некогда написание стихов. И
тогда и сейчас я служу России. Моя первая книга стихов называлась
"Русское" - не забудьте.
МВ:
6. Вы переводили стихи Мао, гениального политика и философа,
который тоже был замечательным поэтом. Насколько
политика и поэзия взаимосвязаны в Вашем творчестве?
А в творчестве Мао? Что обьединяет Вас и Мао, и в чем
разница между Вашей жизненной философией и его?
ЛИМОНОВ:
Мао я не переводил - это утка. Я переводил Лу Рида в N.Y. Это да. Но
Мао восхищает меня как автор культурной революции. Я ненавижу
чиновников, а Мао бросал против чиновников подростков. Я пытаюсь
сделать то же самое.
МВ:
7. НБП -- партия осознанно скандальная. Образ политического
скандалиста -- это жизненный компонент политики НБП, или тактика?
Жириновский периодически отбрасывает эпатаж и пытается
играть роль приличного парламентария и партийного функционера.
Видите ли Вы себя в роли Франко или Перрона -- политиков
респектабельных и чуждых скандалу?
ЛИМОНОВ:
Скандал - побочный эффект шокирующих политических взглядов, шокирующей
идеологии, шокирующего личного стиля. Ни я ни партия не ищем скандала,
но мы впереди времени, наши воззрения шокируют массы, которые позади
времени.
МВ:
8. После победы -- какова будет политика НБП в отношении
компьютерных сетей?
ЛИМОНОВ:
Культуру и средства массовой инофрмации подрезать не будем никогда. Они хороши в диком виде.
МВ:
9. Будет ли НБП после победы осуществлять контроль над распространением
информации? Как?
ЛИМОНОВ:
Ответ содержится в ответе на предыдущий вопрос.
МВ:
10. Планирует ли НБП судить Межрегиональную Депутатскую Группу?
Крупных капиталистов? Гайдара с Чубайсом и прочими идеологами
геноцида?
ЛИМОНОВ:
Судить надо. И будем судить. Выбор кого судить - широкий.
МВ:
11. Экспроприации банковского капитала -- какой процент банков
будет национализирован?
ЛИМОНОВ:
В национал-большевистском обществе спекуляция частных лиц деньгами
будет безусловно запрещена.
МВ:
1. Ваше творчество: новаторство и традиции. Можно ли Вас поместить
в контекст русской литературы? Если да, то кто будет Вашим ближайшим
предшественником? Насколько близки футуристы? ОБЭРИУ? Мандельштам?
Горький?
ЛИМОНОВ:
Да и черт с ней с русской литературой. Честно говоря меня мало
интересует именно литература. ЧТо касается наследования русского
духа то мне кажется я близок Константину Леонтьеву и Михаилу
Бакунину одновременно. И конечно большевикам: Ленину,
Дзержинскому. С Лениным у нас даже схожая судьба. Он 17 лет за
границей жил, и я жил без малого 20 лет.
МВ:
1-бис. В работе нескольких
(Хлебников, Бурлюк) футуристов был скрытый националистический
подтекст. Насколько Вам близок Хлебников-националист?
Городецкий? Асеев? Можно ли вообще сочетать яростнoe
новаторство, авангардизм, сопротивление традиции, с радикальным
утверждением евразийства? А кто из русских писателей работал в этом
культурном контексте? Считаете ли Вы себя авангардистом,
футуристом?
ЛИМОНОВ:
Хлебников вообще наш единственный гений 20го века и самый гениальный
поэт России. Он больше Пушкина. Без сомнения. Юношей я переписал
трехтомник Хлебникова от руки. Факт говорит сам за себя. Ставить
Хлебникова рядом с Асеевым и Городецким - кощунство.
МВ:
2. Насколько Вам близка политика большевиков и Сталина
в отношении партийной литературы? Будет ли НБП контролировать
литературу, как коммунисты, когда придет к власти?
ЛИМОНОВ:
Сегодня я лично не хочу контролировать литературу, но что я буду
делать придя к власти - буду делать то, что полезно стране и
нации. Литература, однако, потеряла силу, народ верит ей меньше,
обращается к писателям редко. Вот телевидение мы будем
контролировать, это точно.
МВ:
3. Идея социалистического реализма -- насколько она близка?
А ее конкретное воплощение? Есть ли соц-реалистические писатели,
чье творчество Вам интересно?
ЛИМОНОВ:
Живопись соцреализма равна оригинальности русской иконописи. Шолохов,
Серафимович, Пильняк, Фурманов, Островский создали шедевры.
МВ:
4. Шестидесятничество, диссидентство. Ваши романы -- в
большой степени полемика с диссидентами-шестидесятниками.
Стоят ли они полемики? Есть ли шестидесятники, к кому
Вы относитесь с уважением? Аксенов, Евтушенко, Окуджава --
неприятны ли они? И чем? А Сахаров? Солженицын?
ЛИМОНОВ:
Вся диссидентская литература наебнулась вместе с "Совком". Она ведь вся
была зависима от "совка" и в свою очередь полемизировала с ним. Совка не
стало и диссидентская литература просто исчезла. Аксенов сейчас пишет
"Роман-кубик", туда ему и дорога. Евтушенко просто слаборазвитый идиот.
МВ:
5. Как получилось, что идеология гуманистов-шестидесятников
легла в основу ельцинского геноцида? Кто более всего
виновен в гибели миллионов жителей России в последние 7 лет --
Ельцин? Горбачев? Гайдар? Межрегиональная депутатская группа?
Окуджава с Аксеновым? Планирует ли НБП трибунал, наподобине
Нюрнбергского? Кого следует судить в первую очередь? Какие
приговоры ожидают виновных?
ЛИМОНОВ:
Суды и особенно трибуналы, конечно, - спектакли приятные, но отложим эти
удовольствия до тех времен, когда медведь будет убит. Тогда и займемся
шкурой.
МВ:
6. Весьма распространена такая точка зрения, что
герои Стругацких (особенно ранних романов) -- настоящие
евразийцы и национал-большевики: Иван Жилин, Максим Каммерер.
Как Вы относитесь к Стругацким? Вообще к научной фантастике?
ЛИМОНОВ:
Плохо читал Стругацких.Черт их знает. Один из стругацких году в 92-м
выступил против меня в печати. Из чего заключаю, что вряд ли он мог
создать героя нацбола.
МВ:
7. Есть и такая точка зрения, что литература уже умерла,
или умирает. Так ли это? С чем связан Ваш (не окончательный,
я надеюсь) переход из литературы в политику?
ЛИМОНОВ:
Литература не актуальна. и вина за это ложится на тех, кто делал и
делает литературу. Это маленькие ординарные люди с вспотевшими от страха
задницами.
МВ:
8. Ваши тексты трудно найти на сети. Это сознательный выбор, или
не хватает времени и сил опубликовать книги? Как вы относитесь к
публикации Ваших книг на WWW? Я уверен, что полная публикация
Ваших текстов в формате, доступном миллионам,
была бы серьезным ударом по противникам НБП.
ЛИМОНОВ:
Не хватает времени. Не представляю себе устраивающим свои книги в
ИНТЕРНЕТ. Я написл их и этого достаточно. Дальше идут издатели. Миллионы
и так прочли мои книги. Общий тираж только в России больше четырех
миллионов.
МВ:
8-бис. Ваша книга Дисциплинарный Санаторий, изданная во Франции
(главу из нее я
нашел на Интернете). Вышла ли эта книга в России?
Вообще, не все Ваши книги можно найти в продаже --
это делается специально? Какова вообще ситуация
с Вашими книгами -- сколько их в печати, где
их можно купить? Почему их нет в Арктогее?
ЛИМОНОВ:
Книги издаются и раскупаются. "Дисциплинарный санаторий" вышел в 1992
году под одной обложкой с "Убийством часового". Сам я судьбой своих книг
не занимаюсь. Издатели издают и продают. Сейчас есть предложения о
переиздании. Только что в из-ве "Вагриус" вышла моя книга
"316-пункт В".
МВ:
9. Есть ли у Вас задуманные, но ненаписанные книги?
Какие?
ЛИМОНОВ:
Есть одна забракованная книга "Москва майская". Пару книг я
опубликовал, но лучше бы забраковал.
МВ:
10. Читаете ли Вы художественную литературу? Какую?
ЛИМОНОВ:
Нет или "почти нет".
Выдуманные герои меня раздражают. Я сам живу в
"художесвтенной литературе". Недавно 9 членов НБП посетили
художественно-литературную реальность Средней Азии. Ездили участвовать в
вооруженном восстании в Кокчетаве, Казахстан. Были арестованы, пробились
через Узбекистан к таджикской границе. Добрались до Душанбе, явились в
201 дивизию. Познакомились с мятежным полковником Худойбердыевым в
Курган-тюбе. Стреляли на афганской границе. Зачем мне читать
художественную литературу?
Eduard Limonov homepage
Интервью, HTML: Миша Вербицкий.