Так победим!

МВ:
1. Насколько близка победа НБП (5 лет, 10, 15, 20 лет)? Какие планы на выборы 2000 года?

ЛИМОНОВ:
Победить надо в ближайшие пять лет. Позднее социально-экономическая ситуация может измениться. К счастью пылкие племена Кавказа и Азии не дадут стране уснуть. Срок может быть продлен.

МВ:
2. Информационная война. Считаете ли Вы, что НБП может победить в России через подчинение (или частичный захват) информационных каналов?

ЛИМОНОВ:
Не считаю. Подчинение или захват информационных каналов требует астрономических финансовых средств. У нас, бедной партии студентов, этих средств нет.

МВ:
3. Многие считают, что Интернет станет полем боя политических кампаний ближайшего будущего. Есть ли у НБП стратегические разработки для политической борьбы в Интернете? Вообще, какова официальная стратегия партии по отношению к Сети?

ЛИМОНОВ:
Я скептик. Я понимаю энтузиазм и прозелитизм верующих в ИНТЕРНЕТ, но политика -- старый бизнес. Политическая борьба в ИНТЕРНЕТЕ пока не состоится. Традиционное политическое протсранство -- это Парламент, это - улица, это -- СМИ.

МВ:
3-бис. Влияние НБП в Интернете. Захватив это информационное пространство сейчас, НБП имеет шансы надолго определить политический климат в стране, по крайней мере если рост Интернета останется на прежнем уровне ближайшие несколько лет (количество пользователей Русского Интернета ежегодно удваивается). Насколько это важно для политики НБП? Что важнее -- Интернет или выборы в Думу?

ЛИМОНОВ:
Влияние ИНТЕРНЕТа с восторгом преувеличено его оболжателями. Это влияние существует, но трезво рассуждая, ИНТЕРНЕТ всегда останется доступен немногим, тем, у кого есть несколько тысяч долларов на покупку оборудования. Массы слушают радио, и глядят теле. К тому же не сомневаюсь, что найдут способ подрезать крылья ИНТЕРНЕТу. НБП всегда говорит "да" любому начинанию, новшеству, которые могут принести пользу партии. Мы за ИНТЕРНЕТ.

МВ:
4. Интернет развивался и функционирует в основном как канал распространения эротических иллюстраций (от 50% до 90% процентов траффика на компьютерных сетях -- порно). НБП сейчас, в отношении порнографии, самая свободомыслящая партия в России. Как Вы относитесь к захвату данной области информационного пространства? Не следует ли НБП распространять партийную идеологию в комплекте с бесплатным порно (конечно, не мондиалистским мусором вроде Плэйбоя, а чем-то евразийским и конструктивным)?

ЛИМОНОВ:
Затея представляется мне сомнительной. Что, заманивать в НБП порно-картинками? Мы, естественно, современная партия, но специально привлекать и соблазнять порно или эротикой не собираемся. Это глупо. Это мало серьезно. Другое дело, что наш стиль раскованный. Это, да.

МВ:
5. Ваша литературная карьера началась по-крупному с очень скандальной и очень оригинальной книги. Ничего подобного в русской литературе до Вас не существовало. Политическая Ваша карьера отчасти сходна с литературной. Как Вы относитесь к Вашей работе в политике -- как к творчеству, к попытке выразить в политике идеи, параллельные "Это я -- Эдичка"? Или политика -- это неотложная работа по спасению России, ради которой вы откладываете творчествo? Или что-то еще?

ЛИМОНОВ:
Работа политика - естественное продолжение того дела, которое я делал, будучи писателем. Написание листовок и революционных статей доставляет мне такое же страстное удовольствие как некогда написание стихов. И тогда и сейчас я служу России. Моя первая книга стихов называлась "Русское" - не забудьте.

МВ:
6. Вы переводили стихи Мао, гениального политика и философа, который тоже был замечательным поэтом. Насколько политика и поэзия взаимосвязаны в Вашем творчестве? А в творчестве Мао? Что обьединяет Вас и Мао, и в чем разница между Вашей жизненной философией и его?

ЛИМОНОВ:
Мао я не переводил - это утка. Я переводил Лу Рида в N.Y. Это да. Но Мао восхищает меня как автор культурной революции. Я ненавижу чиновников, а Мао бросал против чиновников подростков. Я пытаюсь сделать то же самое.

МВ:
7. НБП -- партия осознанно скандальная. Образ политического скандалиста -- это жизненный компонент политики НБП, или тактика? Жириновский периодически отбрасывает эпатаж и пытается играть роль приличного парламентария и партийного функционера. Видите ли Вы себя в роли Франко или Перрона -- политиков респектабельных и чуждых скандалу?

ЛИМОНОВ:
Скандал - побочный эффект шокирующих политических взглядов, шокирующей идеологии, шокирующего личного стиля. Ни я ни партия не ищем скандала, но мы впереди времени, наши воззрения шокируют массы, которые позади времени.

МВ:
8. После победы -- какова будет политика НБП в отношении компьютерных сетей?

ЛИМОНОВ:
Культуру и средства массовой инофрмации подрезать не будем никогда. Они хороши в диком виде.

МВ:
9. Будет ли НБП после победы осуществлять контроль над распространением информации? Как?

ЛИМОНОВ:
Ответ содержится в ответе на предыдущий вопрос.

МВ:
10. Планирует ли НБП судить Межрегиональную Депутатскую Группу? Крупных капиталистов? Гайдара с Чубайсом и прочими идеологами геноцида?

ЛИМОНОВ:
Судить надо. И будем судить. Выбор кого судить - широкий.

МВ:
11. Экспроприации банковского капитала -- какой процент банков будет национализирован?

ЛИМОНОВ:
В национал-большевистском обществе спекуляция частных лиц деньгами будет безусловно запрещена.

Литература

МВ:
1. Ваше творчество: новаторство и традиции. Можно ли Вас поместить в контекст русской литературы? Если да, то кто будет Вашим ближайшим предшественником? Насколько близки футуристы? ОБЭРИУ? Мандельштам? Горький?

ЛИМОНОВ:
Да и черт с ней с русской литературой. Честно говоря меня мало интересует именно литература. ЧТо касается наследования русского духа то мне кажется я близок Константину Леонтьеву и Михаилу Бакунину одновременно. И конечно большевикам: Ленину, Дзержинскому. С Лениным у нас даже схожая судьба. Он 17 лет за границей жил, и я жил без малого 20 лет.

МВ:
1-бис. В работе нескольких (Хлебников, Бурлюк) футуристов был скрытый националистический подтекст. Насколько Вам близок Хлебников-националист? Городецкий? Асеев? Можно ли вообще сочетать яростнoe новаторство, авангардизм, сопротивление традиции, с радикальным утверждением евразийства? А кто из русских писателей работал в этом культурном контексте? Считаете ли Вы себя авангардистом, футуристом?

ЛИМОНОВ:
Хлебников вообще наш единственный гений 20го века и самый гениальный поэт России. Он больше Пушкина. Без сомнения. Юношей я переписал трехтомник Хлебникова от руки. Факт говорит сам за себя. Ставить Хлебникова рядом с Асеевым и Городецким - кощунство.

МВ:
2. Насколько Вам близка политика большевиков и Сталина в отношении партийной литературы? Будет ли НБП контролировать литературу, как коммунисты, когда придет к власти?

ЛИМОНОВ:
Сегодня я лично не хочу контролировать литературу, но что я буду делать придя к власти - буду делать то, что полезно стране и нации. Литература, однако, потеряла силу, народ верит ей меньше, обращается к писателям редко. Вот телевидение мы будем контролировать, это точно.

МВ:
3. Идея социалистического реализма -- насколько она близка? А ее конкретное воплощение? Есть ли соц-реалистические писатели, чье творчество Вам интересно?

ЛИМОНОВ:
Живопись соцреализма равна оригинальности русской иконописи. Шолохов, Серафимович, Пильняк, Фурманов, Островский создали шедевры.

МВ:
4. Шестидесятничество, диссидентство. Ваши романы -- в большой степени полемика с диссидентами-шестидесятниками. Стоят ли они полемики? Есть ли шестидесятники, к кому Вы относитесь с уважением? Аксенов, Евтушенко, Окуджава -- неприятны ли они? И чем? А Сахаров? Солженицын?

ЛИМОНОВ:
Вся диссидентская литература наебнулась вместе с "Совком". Она ведь вся была зависима от "совка" и в свою очередь полемизировала с ним. Совка не стало и диссидентская литература просто исчезла. Аксенов сейчас пишет "Роман-кубик", туда ему и дорога. Евтушенко просто слаборазвитый идиот.

МВ:
5. Как получилось, что идеология гуманистов-шестидесятников легла в основу ельцинского геноцида? Кто более всего виновен в гибели миллионов жителей России в последние 7 лет -- Ельцин? Горбачев? Гайдар? Межрегиональная депутатская группа? Окуджава с Аксеновым? Планирует ли НБП трибунал, наподобине Нюрнбергского? Кого следует судить в первую очередь? Какие приговоры ожидают виновных?

ЛИМОНОВ:
Суды и особенно трибуналы, конечно, - спектакли приятные, но отложим эти удовольствия до тех времен, когда медведь будет убит. Тогда и займемся шкурой.

МВ:
6. Весьма распространена такая точка зрения, что герои Стругацких (особенно ранних романов) -- настоящие евразийцы и национал-большевики: Иван Жилин, Максим Каммерер. Как Вы относитесь к Стругацким? Вообще к научной фантастике?

ЛИМОНОВ:
Плохо читал Стругацких.Черт их знает. Один из стругацких году в 92-м выступил против меня в печати. Из чего заключаю, что вряд ли он мог создать героя нацбола.

МВ:
7. Есть и такая точка зрения, что литература уже умерла, или умирает. Так ли это? С чем связан Ваш (не окончательный, я надеюсь) переход из литературы в политику?

ЛИМОНОВ:
Литература не актуальна. и вина за это ложится на тех, кто делал и делает литературу. Это маленькие ординарные люди с вспотевшими от страха задницами.

МВ:
8. Ваши тексты трудно найти на сети. Это сознательный выбор, или не хватает времени и сил опубликовать книги? Как вы относитесь к публикации Ваших книг на WWW? Я уверен, что полная публикация Ваших текстов в формате, доступном миллионам, была бы серьезным ударом по противникам НБП.

ЛИМОНОВ:
Не хватает времени. Не представляю себе устраивающим свои книги в ИНТЕРНЕТ. Я написл их и этого достаточно. Дальше идут издатели. Миллионы и так прочли мои книги. Общий тираж только в России больше четырех миллионов.

МВ:
8-бис. Ваша книга Дисциплинарный Санаторий, изданная во Франции (главу из нее я нашел на Интернете). Вышла ли эта книга в России? Вообще, не все Ваши книги можно найти в продаже -- это делается специально? Какова вообще ситуация с Вашими книгами -- сколько их в печати, где их можно купить? Почему их нет в Арктогее?

ЛИМОНОВ:
Книги издаются и раскупаются. "Дисциплинарный санаторий" вышел в 1992 году под одной обложкой с "Убийством часового". Сам я судьбой своих книг не занимаюсь. Издатели издают и продают. Сейчас есть предложения о переиздании. Только что в из-ве "Вагриус" вышла моя книга "316-пункт В".

МВ:
9. Есть ли у Вас задуманные, но ненаписанные книги? Какие?

ЛИМОНОВ:
Есть одна забракованная книга "Москва майская". Пару книг я опубликовал, но лучше бы забраковал.

МВ:
10. Читаете ли Вы художественную литературу? Какую?

ЛИМОНОВ:
Нет или "почти нет". Выдуманные герои меня раздражают. Я сам живу в "художесвтенной литературе". Недавно 9 членов НБП посетили художественно-литературную реальность Средней Азии. Ездили участвовать в вооруженном восстании в Кокчетаве, Казахстан. Были арестованы, пробились через Узбекистан к таджикской границе. Добрались до Душанбе, явились в 201 дивизию. Познакомились с мятежным полковником Худойбердыевым в Курган-тюбе. Стреляли на афганской границе. Зачем мне читать художественную литературу?


Eduard Limonov homepage


Интервью, HTML: Миша Вербицкий.