Easy listening for the hard of hearing
(легкая музыка для немного оглохших)

Выпуск 4-5 (сдвоенный)
(10 ноября 1998)

Гражданская Оборона в Интернете (Системы Телепортации, Лениниана, Хуй номер 2), "альтернатива" (чему?), Frente!

Гражданская Оборона в Интернете (обзор)

Введение

Я помню, году в 1996 (когда я приехал в Россию) для меня шоком была лютая популярность ГО -- где-то 10% домов в мохом поросшем Орехово-Борисово были покрыты росписью "ГО -- Панки Хой" и прочими хорошими лозунгами. Сейчас это в общем утихло -- на концерты Егора в Москве народ, конечно, ломится, но до увечий (как в 1994) не доходит, да и надписей поубавилось.

Зато в Интернете ситуация обратная. Когда я в 1995 делал себе музыкальные странички, была, кажется, одна страница ГО -- на http://www.mplik.ru/~dv/music/go/ (Дмитрий Ваулин), плюс тексты в Русском Клубе MIT. В 1996-1997, появилась финская страница ГО (Тимо Хамалайнен, знаменитый также страницей о русских туалетах), страница Миши Крука на WWW.MAXHO.COM (сейчас она в Брендайзе), и (более менее) все, причем весь контент был взят в Русском Клубе, у меня и Ваулина. Сейчас же АльтаВиста дает 176 страничек с Обороной, интересно, нет ли чего нового?

АО "Системы Телепортации"

Есть, и много. Вот, например, страница (С) Лаврентьев С.В. & АО "Системы Телепортации" на ненавистных мне Geocities. Диме Каледину особо понравился баннер, действительно, баннер знатный.

Под баннером имеется надпись жирными большими буквами:

Сайт участвует в конкурсе музыкальных страниц, который проводит
журнал "FUZZ"
В начале же страницы -- "На данной станице предполагается возможность использования элементов ненормативной лексики. Еще не поздно уйти отсюда... " и мерзкая рожа завсегдатая www.anekdot.ru, которую печатают рядом такой надписью на кассетах. Никакой ненормативной лексики (и вообще ругательств грубее, чем "ламер") на странице я, впрочем, не нашел.

Сама страничка довольно забавна. Имеется раздел новостей, где обсуждается вопрос самоубийства Егора и Кузьмы, распада ГО, а также по материалам журнала FUZZ пишут про новый сольный альбом Игоря "Джеффа" Жевтуна "Последний Патрон". Сольные и около-сольные альбомы сибирских панков (Чернозем, Родина Манагера) были на удивление приятны (ну, после 1994 по крайней мере), так что хорошо бы достать Последний Патрон. В разделе "о группе" имеется (помимо ГО-хроник, которые везде) статья руководителя Н-ского рок-клуба времен первого концерта ГО В. Мурзина (перепечатанная из "Рок-Музыки в СССР)

Есть еще сообщения о концертах (FUZZ, мои, Санитаров), масса статей, включая уникальные (например, редкая в своей маразматичности хвалебная рецензия из Советской России). Самы же ценный ресурс странички -- это очерки гастролей ГО (1998), присланные интернетовской публикой.

Еще мне понравилось (из присланной Аристофаном статьи о концерте 1-го мая в Москве)

В общем, большое наше национал-большевистское спасибо Лаврентьеву С.В. и АО "Системы Телепортации" (интересно, что думает по этому поводу АО).

Попытка антологии

На удивление полезный сайт: ГРОБ-Records: попытка антологии (автор скрывается за псевдонимом az@donpac.ru). Oгромнoe количество песен -- текстов (с аккордами!) и записями в MP3, а также фотографий. Я бы купил такой CD! В дополнение к ГО и сольникам Летова (сравнительно доступным), на этом сайте есть масса альбомов Коммунизма, в том числе весьма экзотических (Народоведение, Лениниана). Впрочем, все сделано во фрэймах, и бесконечно тормозит.

Из Ленинианы:


ХУЙ номер 2

Прелестный в палеолитической наивности журнал панка. Издается друзьями Ольги Арефьевой. Дима Каледин делал поиск в АльтаВисте на "Красные Звезды", два из четырех линков были на Хуй, третий был на страницу ГО от АО "Системы Телепортации", а четвертый -- роман одного из Стругацких "Подробности Жизни Никиты Воронцова". Среди детсадовских поливов (журнал Cool, ОМ етц.), Хуй номер 2 содержит

Разное

Кода

От многих страничек остались только упоминания в АльтаВисте. Вот например
http://www.music.russian.lt/grob/index.shtml
и
http://bob.xtech.ru/film/gpesn.htm,
озаглавленные "Дискограффия Официальная" (интересно почему не "оффициальная").

АльтаВиста, по понятным причинам, индексирует русские сайты крайне медленно -- долго роботу переть из Америки и в Россию. Тем не менее, русские искалки (по крайней мере Рамблер) в последние полгода отстают по числу даже русских сайтов от АльтаВисты. Доходит до смешного. Специально с целью индексации русскими поисковыми системами я завел миррор END OF THE WORLD NEWS на Нагвале Андрея Чернова (остальные два миррора стонали уже, и я боялся увеличивать траффик добавлением материала в искалки). После этого я сообщил в соответствующей форме Рамблера о необходимости индексации. Тем не менее, АльтаВиста сайт с удовольствием (и сама) отиндексировала, а Рамблер (как и другие русские искалки) уже полгода не чешутся. Чернов никаких мер против роботов не принимал, и вообще большая часть его сайта давно когда-то была уже отиндексирована. Из этого видно, что пользоваться Рамблером незачем и не нужно. Данный обзор сделан с помощью АльтаВисты.

Frente!

Такая странная вещь, "альтернативная музыка". Многие слышали это слово, но мало кто знает, что это такое. На самом деле, "альтернативная музыка" ничему не альтернативна -- как и ее ближайшие аналоги в России (ДДТ, Алиса, всякие там текиладжаззы со сплинами), "альтернатива" есть то, что слушает молодежь с образовательным цензом выше законченной средней школы, то есть попросту основные покупатели музыки вообще (на Западе, основу музыкального рынка составляют городские подростки 12-17 лет и неработающая молодежь 18-22-х, и я думаю, что в России ситуация ровно такая же). Соответственно, на Западе "альтернатива" есть более-менее то, что наиболее покупается (ну, все-таки подростков 12-17 лет немного больше, так что Майкл Джексон, семейство Хэнсонов, Ace of Base и прочий Vanilla Ice покупается маргинально лучше, но вот сразу за ним следует т. н. "альтернатива"). Основной носитель "альтернативы" в Америке -- это MTV, то есть мы говорим альтернатива подразумеваетм MTV и наоборот.

По сути, "альтернатива" -- это то, что любят мэйнстримные рок-критики из всяких NME, Rolling Stone и Spin. Но альтернатива -- явление многообразное, помимо артистов с миллионными продажами (ДДТ, Алиса, или NIN вместе с Red Hot Chili Peppers, Cure и R.E.M.) там встречаются граждане с продажами мизерными (ну, К. С. или, скажем, Арефьева). Эту публику можно причислить к альтернативе лишь по ориентации на ту же рыночную нишу и ту же самую систему ценностей. При этом, среди миллионеров ничего интересного не встречается практически никогда (цензура коллективного сознания, что ли, не пропускает?), а вот среди неудачников можно найти много интересного.

Болгары, или те граждане, которые сейчас отвечают за репертуар пиратских изданий, в последнее время решили радовать российскую публику пиратскими перепечатками американской альтернативы второго, если не третьего ряда. Вот, скажем, группа Morphine. Она из Бостона, и в Бостоне известна как группа сугубо местного значения. Были у нас на бостонщине артисты, которые стали знамениты по всем америкам -- к таким бостонцы относятся с соответствующим их заработкам пиететом (Lemonheads, Pixies) и ломятся на концерты. Были артисты, прославившиеся оригинальной музыкой... ну, в смысле, выступлениями (вот, скажем, Sleep Chamber). К ним бостонцы относятся с пиететом (те, кто про них знают, то есть полпроцента от населения) хотя на концерты не ломятся. А вот Morphine никогда ни тем, ни другим не отличался, и пластинки их лежали в основном в bargain bins вместе с Big Catholic Guilt и Heretix (bargain bins это такое место, куда при затоваривании выкладывают списанные пластинки и продают их за 3-4 доллара). Я подозреваю, что вне Массачуссетса эта группа известна еще менее. А в России, не знаю уж почему, их издали, и продают пиратски за те же самые 35 рублей что и все. Причем я видел какую-то молодежь возраста когда слушают курт кобайна деловито пробиравшуюся между лотков на Горбушке с вопросами нет ли у вас Морфина. Я даже где-то в Интернете видел русскую страничку Морфина. Почему это так не знаю, гадость страшная скушная кошмар.

А еще перепечатали Marvin the Album австралийской группы Frente!

Frente!

Mushroom -- старая австралийская фирма, выпускавшая еще в середине 1970-х единственную, кажется, тогда андерграундную австралийскую группу -- Split Enz. Практически все, что выходит на Mushroom, в европах-америках недоступно, и то же самое Frente! если бы не волна маркетинга, связанная как раз с группами Новой Англии (см. выше про бостонщину). Как произошло примерно тогда же с Тарантино и Мирамаксом, корпоративные монстры в начале 1990-х обнаружили новый способ скупать и раскручивать малоизвестных андерграундных артистов. В сравнительно автономный мир независимых лэйблов были внедрены троянские кони -- формально независимые от корпоратов, а фактически целиком выпестованные ими "независимые" компании. Конкурировать с ними индепендент реально не мог (денег не хватило) и к середине 1990-х почти весь издох. С другой стороны, замаскированные корпораты были понятно богаче и могли себе позволить вещи, для индепендента вообще-то невозможные. Например, выписать неплохую, но явно некоммерческую группу из Австралии -- для поддержания престижу.

Одной из самых известных псевдо-инди фирм была (и остается) Mammoth, сделавшая миллионы на выпуске пластинок омерзительного нытья альтернативной Джулианы Хатфилд (Blake Babies) (тоже из Новой Англии, она прославилась в основном тем, что девственница, и романом с Иваном Дэндо из Lemonheads). При этом, имидж и популярность Hatfield, Lemonheads и прочих сомнительных актов строилась на их якобы независимости и нон-конформности (звуком они не отличались), соответственно Mammoth приходилось из рук вон выворачиваться, чтобы эту репутацию поддерживать.

Frente! -- по собственному определению, "анти-рок группа". Организованная в 1993 в Мельбурне 17-летней Angie Hart и ее сожителем (черт, не знаю как по-русски сказать boyfriend, бойфрендом что ли?) по имени Simon Austin, Frente! (по-испански: Фронт) выпустили в общей сложности 2 альбома, много-много синглов, и благополучно развалились. Мотивацией Остина была ненависть к гранджу, безнадежно мерзкому течению в "альтернативной" музыке, которое тогда (1993) было коммерчески раскручено до предела и сыпалось из каждого репродуктора. Mammoth выпускало их альбомы, я подозреваю, с большим ущербом для себя, по крайней мере Marvin the Album (высшая точка существания Frente!) оказался в этих самых bargain bins почти сразу же. Atlantic же, распространявший Frente на пике их популярности (1994-1996), вскоре после этого их выкинул.

Еще Mammoth является американским дистрибутором Banco de Gaia.

Marvin the Album -- и правда анти-рок, но совсем не в том значении, что мы привыкли (не Einstuerzende Neubauten, а скорее наоборот). Marvin the Album -- это минимальный поп, до того минимальный, что производит впечатление почти панка. Сыгранный и спетый чисто и весело, с Kate Bush-еобразными повизгиваниями и почти целиком акустический. Некоторые песни сыграны на акустической гитаре сначала до конца, но и здесь слышно не заунывное КСП, а безошибочный панк -- отрывистые музыкальные фразы на три аккорда и такой же беглый ритм. Больше всего это дело напоминает первый альбом Кина -- "Мои друзья идут по жизни маршем..." Как произошло и с Кином (Восьмиклассницей той же), в один прекрасный момент неприхотливая музыка Frente! стала слышна из каждого окна и репродуктора. Ни радости, ни денег участникам группы это не принесло -- Энжи Харт объясняла в интервью, что когда слышит свою музыку из уличного репродуктора, испытывает ужас и ничего не может делать. Ужас, по ее утверждениям, это главная эмоция, связывающая ее с творчеством. Звучит и правда дико: лучезарный, ритмичный такой панк/поп в духе раннего Кино, на тексты типа

В Америке, самой известной композицией Frente! была записанная ими песня Bizarre Love Triangle (изначально -- написанный культовой прото-техно группой New Order). Frente! чудесным образом превратили ее в типичный их акустический минимальный поп с характерным для обоих коллективов пост-апокалиптическим текстом.

Второй альбом Frente (расставшейся к этому моменту с восклицательным знаком) -- мрачный и (даже в сравнении с Marvin the Album) вполне параноидальный Shape. 7 мая 1998 года, группа Frente перестала существовать.


a girl is the word
a girl is a verb
a girl is the world...


Миша Вербицкий