Easy listening for the hard of hearing
(легкая музыка для немного оглохших)

Выпуск 6
(24 ноября 1998)

ГрОб, взяты в телевизор, прогрессив, Eloy, переводчики,
Hellraiser должен принадлежать народу

УЖЕ НЕ СТРАШНО
Гражданская Оборона в программе А

Первая демонстрация Гражданской Обороны по ТВ. Программа А прославилась полуторачасовыми (и больше) интервью, которые берет ребенок (Сергей Пацюк, кажется), с БГ, Эдуардом Хилем, и прочими знаменосцами эстрады. Когда я узнал про появление Егора Летова в этом формате, я был весьма заинтригован. Но все объяснилось гораздо проще: никаких интервью с Егором, вместо этого несколько концертных записей и минуты три (в общей сложности) отрывков из какой-то летовской декларации -- черно-белая пленка, с ужасающими помехами. Летов, среди прочего, утверждал, что в России рока (вне Русского Прорыва) нет, а то, что есть -- омерзительная гниющая масса (несомненно правда, sans Рада и Терновник). Ребенок брал интервью у Алексея Цветкова, бывшего ответ-редактора Лимонки (он ушел оттуда вместе с Дугиным), это длилось (в общей сложности) минут 5, а остальное время (минут 20) транслировали телевизионную запись концерта ГО с флагом НБП над сценой: "Дурачок", "Все Идет По Плану", "И Вновь Продолжается Бой". Несмотря на поздний час (около 3-х ночи), все матерные слова заменялись неприятным писком. Цензура, бля, нахуй.

Цветков, человек весьма уважаемый, известен Интернет-общественности по повести Сидиромов, одной из первых представленной Дм. Кузьминым в Тенета. Ребенок спрашивал его про анархизм, а в субтитрах отрекоммендовал "Алексей Цветков, литератор". В общей сложности Программа А длилась где-то около получаса. В конце передачи голос за кадром с удовлетворением заметил, что представленные "Программой А" кадры -- единственные видео-записи Гражданской Обороны для ТВ, в ДК "Крылья Советов" сейчас помещается рынок, а ГО в Москве больше не выступает.

Несмотря на смехотворную короткость звучания (Программа А длится, по-моему, в среднем часа 2-3), передача сопровождалась удивительной активности мифотворчеством. В создании примитивных мифов о ГО повинен отчасти сам Егор, видоизменяющий прошлое ГО в соответствии со своими текущими убеждениями; так, в черно-белой декларации он заявил, что он и ГО всегда были коммунистами и боролись против искажения коммунистических (ленинских, что ли?) идеалов поздним совком. На удивление нечестная позиция, для автора десятка анти-ленинских и антисоветских песен. Цветков же комментировал Летова, исходя из двух тезисов (тоже, на мой взгляд, мифологических):

Совместными усилиями Летова и Цветкова, ГО загнана в гетто музыкантов-погромщиков, во имя уникальности своей художественной позиции (Цветков) или же во имя торжества идеалов совка (Летов) подстрекающих к Восстанию трудных подростков. Восстание, надо полагать, заключается в погроме футбольного стадиона. Меньшинство, пусть даже экстремистское, но с четко очерченными целями и социальной нишей -- таким образом Система (она же Демократия) организует оппозицию в структурно родственные Системе и беспомощные организации.

Альтернативное (по-моему, более адекватное) вИдение Гражданской Обороны принадлежит Сергею Гурьеву: в конце горбачевского периода, на смену социальному року ("Скованные Одной Цепью", "Шар Цвета Хаки", "КГБ-Рок") пришел рок экзистенциальный, так сказать фатум. Экзистенция лучше всего проявляется в состояниях пограничных и экстремальных, нездешних. Солдаты экзистенции находились в непрерывной войне с силами детерминизма и бытия как оно есть. Политический протест как следствия глобального, религиозного несогласия с условиями существования -- "Я всегда буду против". Не так уж далеко экзистенциальное неприятие это от национал-коммуниста государственника Проханова, сказавшего: "Я этот строй, этот режим физически ненавижу, как и все, как и вы, я его ненавижу уже просто даже не морально, не политически, и не физически, а как-то религиозно ненавижу..."

Про глубинную общность позиции анархиста (анарха) и радикального русского государственника писал Хаким Бей и (особенно много) Дугин. Впрочем, Летов в своей идеологии анарха-государственника -- уникален. Дугин, превосходно ориентирующийся в этом круге идей, проделал эволюцию, обратную летовской -- от радикализма правого и традиционалистского в 1980-х -- к синтезу традиционализма и анархии (1990-е). Дугин об этом говорит прямо, а Егор переписывает историю ГО с позиций государственного палео-коммунизма в духе газеты Советская Россия Система только этого и ждала -- записав Летова в пенсионеры коммунисты, можно показывать его по ТВ и крутить по радио -- УЖЕ НЕ СТРАШНО.

Прогрессив: Eloy

Нет ничего более странного, чем прогрессив. Прогрессив, казалось, реализовал въяве представления Серебряного Века русской литературы об автономном, самодовлеющем искусстве -- и сломался под весом этого д{а|о}вления.

Никто не напишет Энциклопедию Прогрессива: артистами жанра выпущено больше пластинок, чем может послушать один человек за всю жизнь. При этом, пластинки выпускались в разных странах, мизерными тиражами, так что даже собрать в одной коллекции больше 10-20% прогрессива не представляется возможным. Лучшее приближение к энциклопедии -- проект сотен интернетчиков: GERP (Gibraltar Encyclopedia of Progressive Rock) бессистемный (алфавитно-упорядоченный) набор тысяч очерков о сотнях групп -- весьма нечитабельный шедевр любительской журналистики, занимающий несколько мегабайт (одно оглавление GERP весит 76 кил).

Систематизация, сведение воедино коллективных знаний о прогрессиве -- задача, по увлекательности приближающаяся к расследованиям финансовых преступлений двадцатилетней давности. Концов много, но непонятно, за что ухватиться. Вот, например, группа Eloy, выпущенная изрядными количествами в пиратских изданиях (я видел на Горбушке 4 разных диска Элоя). (Мне кажется, что бывает еще прогрессивная группа Morlok, но это совсем уж экзотика).

На Горбушке вышли Ocean, Metromania и обе Chronicles.

Весьма нетипично для краут-рока, Eloy имитировала английский прогрессив (Yes, Jethro Tull, Floyd), в то время как другие германские коллективы этой эпохи совершали революционные эксперименты в области электроники (Tangerine Dream) и оккульт-рока (Can). Видимо, поэтому Eloy абсолютно неизвестен в англо-говорящих странах (да и вообще вне Германии).

Из вышедших на Горбушке дисков, Chronicles представляют собой записанные заново ранние песни, и лишены исторического интереса. У меня дисков Eloy, кажется, 6, то есть далеко не полное собрание, так что мне трудно сравнивать эти записи с оригиналами, но то, что есть, довольно мало отличается. Видимо, Chronicles лучше не покупать. Второй том их абсолютно неинтересен (напоминает средний Yes 1980-х), первый том интересен, поскольку содержит перезапись песен из прекрасного альбома Ocean. Но Ocean тоже вышел на Горбушке, и наверное, лучше все-таки купить его. Metromania один в один сдирает Yes того же периода (90120) и неинтересна тем более. Но Ocean -- это бриллиянт: весьма причудливый экспериментальный звук и вполне разборчивый вокал (англоязычный, с густым немецким акцентом) на оккультно-экзистенциальный текст о гибели Атлантиды -- в натуре World Serpent Distribution. Тексты писал барабанщик группы Юрген Розенталь.

Элой основан в 1969. Группой из трех музыкантов-авторов, Frank Bornemann, Helmuth Draht, Erich Schriever, выпущен первый альбом Элоя -- политически-декларативный, гитарный рок-н-ролл, интересный в основном красивой обложкой в виде раскрывающегося мусорного бака. Звукорежиссером числится безвременно умерший в начале 1980-х Конни Планк (Cluster), перед смертью продюсировавший Ultravox и чуть ли не Japan. После первого альбома Драт и Шривер ушли, оставив главным гитариста Борнеманна, который стал тогда и вокалистом.

Вплоть до середины 1970-х, записывающие компании не оставили надежд на коммерческий потенциал прогрессива (и правильно: синглом, вырезанным в 1973 из первого альбома Олдфилда, кормилась после этого года три целая фирма -- Virgin). Eloy, с уходом прочих товарищей ставший весьма прогрессивным, получил жирный контракт и выпустил три альбома на EMI, тиражом тыщ под 30. Не знаю, как Inside, но "Floating" и "Power and the Passion" -- препоганые и похожи на Джетро Талл. После этого музыканты ушли, остался один Борнеман, которому пришлось набирать группу заново. Альбомы этого периода гораздо лучше расходятся: Dawn -- 150 тыщ (в Германии), а Ocean -- аж 200. Silent Cries and Mighty Echoes (по слухам, весьма беззастенчивый плагиат из Meddle Флойда, вплоть до звуков чаек) -- и того пуще. После этого группа опять распадается, но таки продолжает концертировать, с новыми музыкантами и все менее успешно в финансовом отношении. Окончательно скатившись в сторону хард-рока, Элой распадается в 1984. Впрочем, как настоящий Living Dead, Элой не успакаивается в могиле: вместе с клавишником Майклом Герлахом, Борнеман воссоздает группу через полтора года после распада, вдвоем в чистоте виртуальности. С развитием музыкальных технологий живые музыканты становятся не нужны (а деньги нужны всегда, надо полагать).

Мораль? Какая такая мораль? Морали у вышеизложенного нет и не будет. Прогрессивный рок довлеет сам себе и моралью не интересуется, ага.

"Лучше по уши влезть в дерьмо
Но не нравиться вам, но не нравиться вам,
ибо нравиться вам -- мне противно".

Прогрессив как крайняя форма унитазного панка.

We have such sights to show you!
Клайв Баркер, оккультный писатель

Переводчиков следует уничтожать. Нет более грязного, тупого и неприспособленного к жизни животного, чем переводчик книг, и особенно -- фильмов. Переводчик -- как запах сортира в поезде, неизбежный и скучный в обыденности. Переводчик -- это подзалупная перхоть.

Клайв Баркер -- гений. Когда я говорю "гений", я имею в виду "величайший писатель, визионер и поэт конца века" и я имею это в виду. Баркер снимает фильмы, он снял их много, но хороший фильм можно получить, только если убить американцев, толстых мошенников продюсеров, и критиков фильма. Надо снимать самому и не ориентируясь на посторонних "специалистов" из индустрии. Баркер снял всего один хороший фильм: Hellraiser. Собственноручно и на свои деньги, вооружившись стопками журналов для гомосексуальных садомазохистов, по своим собственным эскизам и своему собственному сценарию по своей же повести -- Hellraiser это поэма из разлагающейся плоти. Индустриальная музыка конца 1980х, от Chris and Cosey до Front Line Assembly, жила сэмплингом диалогов из Хеллрайзера:
-- Oh, no tears please. It's a waste of good suffering.
-- We have such sights to show you!
-- Suffering... Sweet suffering...

Авторское кино, ага?

Баркер написал 8 романов, 6 книжек рассказов, много пьес и несколько повестей, все это бестселлеры, и все это нужно читать. Оккульт и сюрреализм интересны лишь постольку, поскольку открывают нагноившиеся нарывы коллективной души, заботливо прибинтованные "культурой" и "гуманностью".

Сюрреализм -- это смертный приговор "культуре".

Культуру следует уничтожить.

Искусство должно принадлежать народу.

" ...There is a secret song in the center of the world, and the sound is like razors through flesh..."


Иллюстрации Hellbound Web.

Миша Вербицкий