ТРУП ПЯТИЛЕТИЯ : АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ

В 15-й день 1-го весеннего месяца по лунному календарю, около 10 часов утра, из ворот Зимней резиденции Живого Бога выехали конные вестники в парчовых одеждах.

Вслед за глашатаями двигалась процессия лам, за ней - позолоченная открытая коляска. В ней сидел живой Будда, Богдо-Гэген. Лицо Будды было неподвижно, глаза скрыты темными очками. Его окружал отряд личной гвардии с желтыми нарукавными повязками, на которых чернел священный знак суувастика.

Сзади, на самом почетном месте процессии, сразу же за коляской, ехал всадник в полном облачении цин-вана - в островерхой шапке с пером, желтых сапогах и халате-курме того же священного желтого цвета. Сверху на халат был приколот георгиевский крест.

Это был Роберт-Николай-Максимилиан, восемнадцатый барон фон Унгерн-Штенберг- монгольский князь, русский генерал, муж китайской принцессы из династии Цинь.

Вдоль всей полутораверстной дороги, ведущей от Зеленого дворца к Площади Поклонений стояли строем бойцы его Азиатской дивизии, взявшей Ургу штурмом меньше месяца назад, в начале февраля.

Китайская армия гаолянов, превосходившая по численности Азиатскую дивизию больше чем в 10 раз , бежала на север, к русской границе. Азиатская дивизия осаждала Ургу больше месяца. Все это время китайцы боялись вступать в бой. В конце концов в один солнечный день на главной улице Урги можно было увидеть Унгерна верхом, неторопливо объезжающего главный военные объекты китайцев. У оружейного склада он разбудил спящего охранника и строго отчитал, за то что он спит на посту. Никто даже не попытался выстрелить в Барона. Возможно он был заговорен от пуль, возможно он курил опиум, возможно это был взвешенный шаг в PR-компании, возможно это было нелепое сумасбродство, возможно этого не было вообще.

Что было наверняка, так это похищение из китайского плена живого Будды, произошедшее тоже непонятным образом - днем, на глазах китайцев . До китайской оккупации из зеленого дворца Будды всегда свисал красный канат, за которой каждый монгол мог подержаться и вступить в прямой контакт с Богом. Китайцы отменили этот обычай, содержали хутухту Богдо-Гэгэн в изоляции , окружили зеленый дворец войсками и поплатились за это.

Монголы считали Унгерна перерождением Махагалы, шестирукого божества из разряда драхмапала - хранитель веры, устрашающий и беспощадный. Он изображался в диадеме из пяти черепов,с ожерельем из отрубленных голов,с палицей из человеческийх костей в одной руке и с чашей из черепа- в другой. Побеждая злых духов, Махагала ест их мясо и пьет их кровь. Сам не способный достичь нирваны, он обречен вечно сражаться со всеми,кто препятствует распостранению буддизма, причиняет зло ламам или мешает им совершать священные обряды.

Обычаи Азиатской дивизии вполне позволяли считать Унгерна Махагалой. Он употреблял словосочетание ╚смертная казнь различных степеней╩ и это словосочетание имело смысл. Например, человека могли сжечь в стоге сена а могли распять и сжечь на кресте. Почувствуйте разницу. Обычным дисциплинарным наказанием было ночное сидение на крыше или на дереве. Есаул Макеев вспоминал с умилением - бывало весь штаб в полном составе сидел как вороны на деревьях.

После взятия Урги сразу же начались еврейские погромы и массовое истребление оставшихся китайцев. Леонид Сипайло, назначенный Унгерном комендантом Урги, учил неопытных монголов, исполнявших обязанности палачей, пользоваться разными видами веревок для удушения, снимать скальпы и забивать в уши раскаленные шомпола.

Любопытная история произошла с трупом трехлетней кореянки в цветах. Несколько евреев, уцелевших во время погромов, обратились к одному уважаемому монголу с просьбой о защите. Монгол спрятал их в своем доме в Урге. Все было бы хорошо, но им зачем-то понадобилось отправить письма и посылки в манчжурию, куда, как они знали, собирался ехать на своей машине корейский коммерсант. Этот уважаемый человек не смог отказать своим коллегам. Каким-то образом об этом узнали боевики Сипайло и вломились к нему в дом перед самым отъездом. Они уже приготовились к пыткам, поскольку кореец был силен духом и сразу не признался бы где спрятались евреи. Но тут во время обыска в одном из шкафов был обнаружен засоленный трупик трехлетней кореянки, его недавно умершей дочери , в маленькой ванночке с рассолом и весь обложенный сухими цветами. Он был так дорог отцу, что тот немедленно выдал евреев, лишь бы казаки не трогали ванночку с рассолом. Евреи сами вышли навстречу казакам чтобы не подставлять монгола. Все они были расстреляны. Богдо-Гэген после освобождения Урги присвоил Унгерну наивысший титул, доступный лишь чингизидам по крови - Возродивший государство великий батор, командующий.

Однако поставил условие - живой Будда он не въедет в город на церемонию коронации до тех пор, пока не прекратятся убийства и с улиц не будут убраны трупы. Его пожелание было исполнено, команда Сипайло получила недельный отдых. Тела вывезли, улицы очистили.

Так 26 февраля 1921 года в мире снова появилось государство, где светская власть была объединена с духовной - Великая Халха. Форма правления - теократия.

Первый пункт программы барона Унгерна был выполнен.

Далее он планировал создать центральноазиатскую федерацию (Внешняя и Внутренняя Монголия, Тибет и Синьцзян), возвести на престол династию Цинь в Китае и в союзе с Японией начать поход объединенных сил ╚желтой расы╩ на Россию и далее на запад с целью восстановления монархий во все мире. Ему это не удалось.

15 сентября 1921 года по приговору Чрезвычайного трибунала его расстреляли в Новониколаевске. А , кстати сказать, вовсе не в Иркутске. И, кстати, вовсе без его подчиненных, казачков Азиатской дивизии. Казачки подняли против него мятеж и пристрелили бы его если бы он вовремя не ускакал в степь, к верным монголам. Верные же монголы дождались пока он уснет а уже после с поклонами связали его, стали возить с собой непонятно зачем и в конце концов напоролись на разъезд красных. Их без труда разоружили, единственного европейца в отряде спросили :
   - а ты кто?
   - я генерал барон Унгерн
   - врешь!
    Действительно, не похоже было. Этот человек завоевал и контролировал страну побольше Франции, собирался идти в Тибет чтобы поступить на службу Далай-ламе и завоевать весь мир. Он ждал прихода Майтрейи через 1335 дней после революции, то есть со дня на день.

В тридцатые и сороковые годы Унгерн был очень популярен. Происхождение, воинственность и ненависть к евреям делали из него идеального арийца, с мечом в руке вернувшегося на свою прародину - Туле, священную арийскую землю, место где появился 3 тысячи лет назад знак суувастик. Пьеса про подвиги Унгерна годами не сходила со сцены немецких театров.

В Советской России о нем сочиняли романы и ставили фильмы, в которых он то задумчиво бродит ночью среди скелетов убитых по его приказу людей, то целуется с прокаженными монголами, то прыгает в канал чтобы спасти тонущего котенка. Аутентичный образ врага - белого офицера с причудами, мрачностью и не лишенного декадентской романтики, а впрочем зверя, снимавшего экзекуциями мясо с костей.

Сейчас снова появилась мода на загадочный Восток. О Якове Блюмкине, советском резиденте в Тибете, пишут в коммерсантовских изданиях. Между прочим, Блюмкин был командующим советскими войсками в Монголии и после разгрома Унгерна -- комендантом Урги.

Теперь Унгерн популярен среди миддлкласса как восьмеричный путь и дон Хуан.

Модная книжка Пелевина издана рекордным тиражом 120 000 экземпляров. Черный барон отвечает всем требованиям к трупу пятилетки - загадочен, восточен, западен, злобен и наивен. На таком скелете можно нарастить любого кадавра, в том числе конечно же и такого, как в Чапаеве. А можно было бы - невежественного остзейского барона, краем уха услышавшего про покрывало Майи, совсем как наши новые русские, и таскающего за собой четверых диких лам, предсказывающих ему на бараньей лопатке что делать завтра. Кстати , при последнем наступлении они ему посоветовали целых три дня не использовать артиллерию, ввиду чего вся артиллерия вместе с телегами была захвачена красными. Вобщем, на Унгерне можно паразитировать до бесконечности.

Леонид Юзефович, в 70-е годы служивший лейтенантом мотострелковой роты в Улан-Уде, издал в 93 году очень хорошую книгу про Унгерна. Он использовал мемуары самых разных людей, от Оссендовского (что-то вроде Радзинского 20-х годов) до одного из полуграмотных казаков Азиатской дивизии - Макеева. Кстати Макееев первым выстрелил в Унгерна во время мятежа. Барон метался вдоль выстроившегося войска с криками : ╚Что такое, бунтуете? Рерих, ко мне !╩ и так далее. Все были вооружены но боялись стрелять. Тут белая кобыла Унгерна, подаренная ему атаманом Семеновым, случайно толкнула грудью Макеева. Макеев испугался и выстрелил. Конечно не попал. Кобыла Машка (так звали метрессу атамана Семенова, Унгерн ее не любил) унесла Унгерна в ночь. Только газет, на которые ссылается Юзефович в своей книге - 65 названий. Харбинские, манчжурские, парижские и так далее. Кроме газет есть еще мемуары, книги и документы. Читайте Юзефовича. Он непредвзятый. Называется книга "Самодержец пустыни".

Документы - самое ценное. Источником информации не должен быть поздний интерпретатор.

Вместо того чтобы пересказывать содержание и обязательно что-нибудь переврать, предлагаю Вам самого надежного информатора - самого генерал барона.

Интервью с Бароном Унгерном, взятое комкором товарищем Гайлитом в присутствии бывшего комкора товарища Неймана, начпоарма товарища Бермана и наштакора товарища Черемисинова 27 августа 1921 года

ДОПРОС ВОЕННОПЛЕННОГО НАЧАЛЬНИКА АЗИАТСКОЙ КОННОЙ ДИВИЗИИ ГЕНЕРАЛА БАРОНА УНГЕРНА

1) Генерал-лейтенант барон Унгерн - 32-х лет, сын помещика Эстляндской губернии, участвовал добровольцем в русско-японской войне, образование получил в Морском кадетском корпусе и в Павловском военном училище, которое окончил в 1908 году. Вышел в казачьи войска, до войны служил в полку, которым командовал Барон Врангель, за пьянство был предан последним суду.В русско-германскую войну служил во 2-й армии, за участие в походе в Восточную Пруссию получил орден Св.Георгия 4-й степени, который в настоящее время носит на груди.

2) На вопрос, может ли он отвечать откровенно, сказал: ╚Раз войско мне изменило, могу теперь отвечать вполне откровенно.

3) В плен попал совершенно неожиданно, подозревает заговор на себя одного из командиров полков. Вечером 21 августа проезжая мимо пулеметной команды, услышал выстрелы и по ним узнал что это стреляют по нем, после чего поехал к своему монголдивизиону. Проехав с последним версты 3-4, был внезапно схвачен монголами и связан.

4) Живым в плен попал вследствие того что не успел лишить себя жизни. Пытался повеситься на поводе, но последний оказался слишком широким.

6) Численность своей дивизии определить точно не может, штаба у него не было. Всю работу управления исполнял сам и знал свои войска только по числу сотен. Пулеметов действующих имел более 20, орудий горных 8.

9) На вопрос действовал ли он в Монголии самостоятельно, Унгерн ответил что действовал вполне самостоятельно.

11) Имея в Урге радиостанцию, Унгерн получал информацию, перехватывая телеграммы и агитсообщения из Читы и Харбина.

13) На вопрос что побуждало его вести борьбу с сСоветской Россией, Унгерн отвечал , что боролся за восстановление монархии.Восток непременно должен столкнуться с Западом. Белая культура, приведшая европейские народы к революции, сопровождавшаяся веками всеобщей нивелировки, упадком аристократии и прочая, подлежит распаду и замене желтой, восточной культурой. Основы аристократизма, вообще весь уклад восточного быта, чрезвычяйно ему во всех подробностях симпатичны. Пресловутая "желтая опасность"╩ не существует для Унгерна. Он говорит, наоборот, о "белой опасности"╩ европейской культуры с ее спутниками- революциями. Изложить свои идеи в виде сочинения Унгерн никогда не пытался, но считает себя на это способным.

19) Поход на Ургу был предпринят с целью восстановления в Монголии власти Манчжурского хана.

21) Во время пребывания в Урге был три раза у хутухты (Живого Будды). Хутухта любит выпить, у него еще имеется старое шампанское.

23) После совещания с хутухтой Унгерн лично руководил операцией на Чойры и Калган и разбил китайцев, дойдя вплоть до монгольской границы. Унгерн на автомобиле возвратился в Ургу из этой операции.

24) Деятельность в Урге полковника Сипайло, выражавшаяся в расстрелах,убийствах,конфискациях, была Унгерну известна, так же, как и его пьянство. О насилиях его над женщинами Унгерн не знает и считает эти слухи вздорными.

26) Костюм монгольского князя - шелковый халат- носил, чтобы на далеком расстоянии быть видным войску. Унгерн был женат на китаянке, с которой в последнее время развелся.

27) На вопросы о побуждениях его к жестокости со своими подчиненными Унгерн отвечал что он бывал жесток только с плохими офицерами и солдатами и что такое обращение вызывается требованиями дисциплины, как он ее понимает.╩Я-сторонник палочной дисциплины, как Фридрих Великий, Николай 1.╩

41) На вопрос о причинах его ненависти к евреям отвечал, что считает их главными виновниками свершившейся русской революции.

44) Расстрел в Ново-Дмитриевке двух семей, 9 человек с детьми, был совершен с его ведома и по его личному приказанию.О побуждениях к расстрелу детей Унгерн ответил буквально: "Чтобы не оставлять хвостов".

46)В дацане Гусиноозерском за грабеж обоза Унгерн выпорол всех лам.

48) Унгерн считает неизбежным рано или поздно наш поход на Северный Китай в союзе с революционным Южным и, говоря, что ему теперь уже все равно, что дело его кончено, советует идти через Гоби не летом, а зимой.

49) На все вопросы без исключения отвечает спокойно.


Аполлинария Тумина, apollinaria@hotmail.com.
Аполлинария -- сотрудник EoWN. Другие тексты Аполлинарии можно найти на RCU page и в RWCDAX.