Из сборника "Русская эпическая поэзия Сибири и Дальнего Востока". Рождение змеевича Ходила княгиня по крутым горам, Ходила она с горы на гору, Ступала княгиня с камня на камень, Ступала княгиня на люта змея, На люта змея на горыныча. Вкругом ее ножки змей обвился, Вкругом ее башмачка черлянова, Вкругом ее чулочка скурлят сукна, Хоботом бьет ее во белы груди, Во белы груди человечески, Целует во уста ее сахарные - От того княгиня понос понесла, очерователа. Носила во утробе чадо девять месяцев. На десятой-то провещился, сам проговорил: - Уж ты гой еси, матушка родимая, Когда я буду на возрасте, На возрасте пятнадцати лет, Уж ты скуй палицу боевую, Палицу боевую во сто пуд, Тогда-то ли мне палица легка покажется. Уж скуй, матушка, в полтораста пудов, Вот тогда-то я, матушка, Буду со змеем воевать. Я зайду-то к нему в пещерики змеиные, Сниму ему буйну голову, Подниму его головушку на вострой штык, Подниму его головушку к твоему дворцу. Бой Добрыни с бабой горынищем Съехался Добрыня Никитич во чистом поле с бабой Горынищем ("богатырщица!"). Съезжались друг с дружкой. Бьет она его и вышибла из седла Добрыню Никитича, начала его пришибать, выбила палицу и копье. Он снял уже сапог с ноги и стал отбиваться сапогом. Едет Илья Муровец. Тут взмолился Добрыня Никитич: "Илья Муровец, восстань за меня! Убила баба Горынище девять богатырей, добиват, - говорит, - Добрынюшку десятого". - "Не чесь и не хвала богатырская, чтобы два богатыря на одну бабу шли. А не знашь бабьей ухватки: слевай бабу по щеке, пи- най бабу под гузно, будет баба пятиться!" Стал Добрыня слевать бабу по щеке, пинал бабу под гузно, стала баба пятиться... Убил он ее. Схватил "цинбалище" - вострый нож, взрезал ей груди, а в них два вьюноши - двойниками брюха, два бо- гатыря были. Как Добрыня ушиб ее, они так и окаменели. Илья Муромец и разбойники Что не белые снежочки в поле забелелись... Уж он ездил, стар страннишничек, На добром на своем коне. Как у нашего у страннишничка Были седы бороды, белы волосы. Уж он ездил во чистом поле, Он встречал двух разбойничков. - Уж как вы же, ребятушки, Куды пути держите? - Уж мы держим - бить тебя, грабити. - Меня бить-грабить не за что, За мной казны-денег нету-ка. Есть на мне шубенушка Коротешенька и худешенька, Права-то пола - во сто рублей, Лева-то - во пятьсот рублей, Спина с рукавами - во всю тысячу, Конь - во весь миллион, Самому-то мне сметы нету-ка. Эти разбойнички испужалися и розбежалися. Калинин-царь увозит девушку ... - Надеюся на мать божию, На Спаса пречистого! Уж как чист, пречист, Говорить горазд по-русскому, по-французскому, По томскому и по тобольскому. Снаряжается у нас Калинин-царь Во Киев-град, во Иерусалим. Он имал себе коня мурзаго, Имал коня и обседлывал, Накладывал на него белы потнички, На потнички - ковры шелковы, Подтягивал подпруг двенадцать шелковых, Застегивал приступы серебряные, Стремена были позолоченые. Садился царь на добра своего коня, Сам наказывал: - Беги, мой конь, не дорогою, а окол-улицею, Темны лесы хвостом застилай, Быстры реки перескакивай, Синя моря перепрыгивай, Беги, мой конь, до оградочки! Тут стоит оградочка белокаменна, Белокаменна, двоестенная, Белостенная, троестенная. Тут стоит сад-капусточка, Во зеленом во саду нова горница, Во этой во горнице сидит красна девица, Белолицая, круглолицая, У нее ресницы до полулица, Черны брови черна соболя. - Ты как, Калинин-царь, сюда попал? - Я не сам попал, меня конь завез. - Быть не может, чтоб конь тебя завез! - Не веришь, красна девица, Сходим да посмотрим. Вышли - посмотрели. - Не желаешь ли, девица, замуж за меня? - Давно я, Калинин-царь, дожидаю тебя! ... Перво рытвище бог пронес, И в другое рытвище обрящилися... Больша-то сестра тигрой по лесам Разыскивает любимого брата своего, Середня-то сестра - дубиной по рекам, Меньша-то сестра - щукой во сине море. Разыскали любимого своего брателка. Выняла из синя моря, Похоронила в божий храм, во оградочку. Девушка сидит среди татар На горе, горе петухи поют, В полугорике кузнецы куют. Под горой, горой огонек горит, Вкруг огня сидят три татарина, Три татарина, три проклятые, Меж имя сидит красна девица, Горючьими слезами обливается, Русою косой утирается. Как приехал тут ее первый брат, Говорит тут ей: "Пойдем, сестра, Я ссеку твою буйну голову, И пробрызнет кровь на белу щеку!" - Приезжает тут и середний брат, Говорит сестре: "Пойдем, сестра, И ссеку твою буйну голову Во пшеничное мелко зернышко!" - Как приехал тут ее меньший брат, Говорит он ей: "Пойдем, сестра, Я свожу тебя к отцу-матери На свиданьице, на благословеньице!" Угрозы девушки молодцу Я живал-бывал в Казани, вырос в Астрахани, Я любил красну девчонку, хотел замуж ее взять, Я замуж-то не взял, насмехаться над ней стал. - Ты не смейся, молодец, не смейся, астраканец! Уж как я, красна девчонка, я не вовсе сирота, У меня ль, у красной девки, есть отец и мать, Два брата-молодца да два булатные ножа. Я велю тебя, каналью, середи поля догнать, Середи поля догнать, руки-ноги поломать. Я из рук твоих, из ног сама сошью себе кровать, Из буйною головы - две питныя ендовы, Я из крови из твоей пиво пьяно наварю, Я из сала твоего свечек алых намочу, Из мяса твоего напеку я пирогов, Соберу своих подружек и загадку загану: Я на миленьком сижу и на милого гляжу, На столе милый стоит, в свече милый горит, Во свече милый горит, милым потчиваю! Как из них одна девчонка сдогадлива была, Как догадлива девчонка, родная сестрица его. Илья Муромец и Святогор Сидел Илья Муромец тридцать лет без рук, без ног. Вдруг приходит к нему вос- подь Исус Христос и три святителя: Миколай-угодник, Игорий Храбрый и Илья-про- рок. Говорят они ему: "Встань и дай нам напиться". Илья говорит, что он не мо- жет ходить уже тридцать лет, но встал и принес им лендаву (ковш) воды. Они ему велели пить. Он выпил. Так он пил два раза. Тогда восподь Исус Христос спросил его: "Много ли ты, Ильюша, чувствуешь в себе силушки?" - "У меня, - говорит Ильюша, - силы столько, что если бы был столб от земли и до неба, то землю бы перевернул вверх ногам". Тогда восподь велел ему принести третью лендаву, и когда Илья Муромец выпил, восподь спросил его, сколько в нем силы. Он ответил: "Теперича во мне силы убыло". После этого восподь и три святителя - Миколай- угодник, Игорий Храбрый и Илья-пророк - ушли, а Илья Муромец взял бочонок с пивом и потащил его на пашню, там родители его жали хлеб. Братья и невестки издивились и стали ссориться между собою: одни говорят, что это Ильюша, другие - что не он, потому что Ильюша сидит тридцать лет без рук, без ног. Когда Ильюша пришел, все легли отдыхать, а Ильюша стал щетку чи- стить, коренья и пенья в воду скидывать. Запрудил реку, и вода стала подходить под них. Они испужались, соскочили и давай его спрашивать: "Что ты делаешь, Ильюша, зачем это?" Тогда Ильюша лег спать, и во сне ему приснился сон. В этом сне ему было ска- зано, чтобы он купил себе паршивого жеребенка и ростил его до тех пор, пока паршивый жеребенок не стал бы его дюжить. На другой день отец купил Ильюше в соседях паршивого жеребенка. Когда паршивый жеребенок стал дюжить Илью Муромца, то он сел на своего буру- шка-кавурушка и поехал к Игорю Святогору на Святые горы. Едет Ильюша, вдруг слышит свист Соловья-разбойника. Ильюшин бурушка-кавуруш- ка спотыкнулся. Он его обругал. Ильюша имает Соловья-разбойника, кладет его в карман и едет к царю и царице. На царском дворе царь захотел, чтобы Соловей- разбойник свистнул. Ильюша взял царя под мышку, а царицу - под другую под мыш- ку, и приказал Соловью-разбойнику свистнуть только в полсвиста. Соловей-раз- бойник свистнул во весь свист и удушил весь народ. За это его Ильюша сказнил, а сам поехал искать Игоря Святогора. Сковал себе Илья Муромец статую железную и едет. Видит - стоит избушка. За- шел в нее, а там сидит старик слепой, отец Игора Святогора. Илья подает ему статую железную и говорит: "Вот мой братец". А отец Игора Святогора взял же- лезную статую у Ильи Муромца, измял ее и говорит: "У меня есть сын еще сильнее меня, зовут его Игор Святогор". ... Ильюша вместе с Игором Святогором поехал по Святым горам. Едут и видят - стоит гроб. Илья Муромец лег в него, он ему велик, а когда лег в него Игор Святогор, то гроб пришелся в самый раз. Игор Святогор хотел из него вылезти, но не мог. Попросил Илью Муромца, чтобы он рубил гроб. Ильюша ударил, а на том месте железны обручи. Тогда Игор Святогор сказал Илье Муромцу, чтобы он приез- жал сюда через год (а этот бы год проездил по Святым горам), просверлил бы в гробу дыру, напился бы соку его и поехал к отцу Игора Святогора сказать, что сын его Игор Святогор умер: "Когда скажешь, то беги и не останавливайся, а то если остановишься, отец догонит тебя и убьет". Целый год Илья Муромец проездил по Святым горам. Приехал ко гробу Игора Свя- тогора, провернул дыру в его гробу, напился соку и пены от тела Игора Святого- ра и поехал к слепому его отцу, и сказал ему о смерти Игора Святогора. Слепой старик побежал за Ильей Муромцем, но упал и умер, а если бы не упал, то он убил бы Ильюшу. Долго ли, коротко ли едет Ильюша на своем бурушке-кавурушке, видит - стоит высокий терем, а коло него сад. В этом тереме живут двенадцать бессмертных де- вицев-красавицев. Илья Муромец заехал в сад и спрятался в цветы (а терем стоял высоко над землей). Когда бессмертны девицы-красавицы потащили цветы в терем, то с ними втащили и Ильюшу. Илья Муромец жил у их долго, а потом стосковался по родном городе Муроме и спросил позволения у двенадцати девицев-красавицев, чтобы они его отпустили. Девицы-красавицы дали ему своего семикрылого коня, а его бурушку-кавурушку опустили в сад гулять. Когда Ильюшка поехал, они дали ему наказ: поедешь обратно, чтобы не ворочал- ся назад и не останавливался, а то ему будет здесь смерть. Илья Муромец приезжает в Муром и видит, что он весь сгорел, а стоит только одна избушка, а в ней старая старуха сидит. Он спросил ее, не знает ли она, где родители Ильи Муромца. Старуха сказала, что они все примерли, а остался один сын Илья Муромец, да и об нем ничего не слыхать. Тогда Ильюша открылся ей и поехал обратно к двенадцати девицам-красавицам. Только едет он и видит - на дороге младенец лежит. Ильюша стал останавливать своего семикрылого коня, а он не останавливается. Тогда Ильюша отсек ему кры- ло. Конь семикрылый остановился. Илья Муромец стал поднимать младенца, и как только дотронулся до него, тут было ему и скончанье, потому что младенец был его смертью.