О том, как Джордж ничего не знал, о корявой звезде и о медсестре с раной. Анатолий Гуницкий: Что там было, в Англии-то? Курехин: Я приехал в Англию после встречи Нового Года, 2-го января. Там был концерт фортепианный. Есть такая маленькая английская фирма "Лео Рекордз", она отмечала свое 15-летие и пригласила людей, которые представляли эту фирму, чью музыку она выпускала с начала 80-х. .............. Я хотел встретится с одной компанией и предварительно послал факс. Есть такой Дэвид Тибет... В 60-е годы была такая группа Throbbing Gristle, это была единственная группа, которая колотила в железки, в то время, как все слушали БИТЛЗ, СТОУНЗ, играли прогрессив... Это были единственные в своем роде безумцы. Сейчас у них появилась плеяда последователей, но если те были предельно завернутые, то ученики уже пропущенны через интеллектуализм, они более молодые, более энергичные. У них своя тусовка, это приблизительно пять групп, которые друг с другом очень дружат, имеют совместные проекты и между собой тусуются постоянно. Самая знаменитая группа - Coil, это Питер Кристоферсон из Throbbing Gristle и Джон Бэлланс. А я созвонился с Дэвидом Тибетом. Совершенно невероятный человек. Пришел, весь увешанный какими-то немыслимыми вещами, с распятием, обтянутый кожей. Очень классный. Мы встретились и очень быстро нашли огромное количество всевозможных точек соприкосновения и знакомых. Я со всей его компанией перезнакомился группы Coil, Death In June, Current 93 - это группа самого Тибета, потом Sol Invictus и Nurse With Wound. Отличное название - МЕДСЕСТРА С РАНОЙ. Каждая из этих групп по своему невероятна, одних отличает маниакальная чудовищность извлекаемых звуков, других мягкая интеллегентность в сочетании с клинической... клинической... с чем, Джордж, не знаешь? Что может быть клиническим? А.Г.: С клиникой. К.: (радостный смех) Просто с клиникой! Нет, клиника - существительное, а здесь нужно прилагательное... (Думает). Клиническое что-то... А.Г.: Может быть не клиническое, а паталогия. К.: Нет, не паталогия. А.Г.: И так ясно, о чем идет речь, вряд ли нужно искать слова. К.: Я никак не могу проснуться. Я что-то рассказывал, да? А.Г.: Да, про эти группы. К.: (недовольно) как-то очень вяло рассказывал... хотел передать неумерный восторг. Может по новой начнем? А.Г.: Ты был в Лондоне? К.: (энергично) Да, после совершенно невероятной тусовки в аэропорту - в Лондоне - я сразу поехал к Дэвиду Тибету - человек просто фантастический - просто - ну, я не знаю, таких нету... (буднично) нет, Джордж, так опять не годится... никак не вызвать в себе энтузиазм. Хочется рассказывать с жаром, с огоньком, хочется передать немыслимые разговоры, фантастические встречи! А.Г.: Сделай акцент на музыку, тогда, может, легче будет. На музыку Тибета. К.: На музыку? Тибет начал с того, что, как всякий интеллегентный человек, бил сначала по железкам. Все это страшно было завербирировано, замешано с электроникой. Потом электроника исчезла. Сначала у него были чисто индустриальные проекты. А потом он, как и всякий интелигентный человек, стал сочинять песни. Ну, такие песни... что называется "дарк фолк". Очень модное слово - дарк. Берется, что угодно, прибавляется слово "дарк" - и сразу появляется мистическая окраска, какой-то второй план и что-то такое сразу просматривается... А.Г.: (бессмысленно) По-моему, есть "дарк-поп". К.: Конечно. К любому слову можно прибавить "дарк". Дарк-техно, дарк-рэп. "Дарк-фолк" - это то же самое, что просто фолк, только помрачнее. В фолке - мажор, здесь - минор и медленное тихое завывание. Компания очень коассная. Люди просто замечательные. Когда я приехал к Тибету, то увидел, что у него все увешано раннехристианской символикой, невероятные кресты, вперемешку с тибетскими... мне это напомнило квартиру Гребенщикова, там в свое время тоже было странное такое собрание всей этой... всей... хотел сказать неприличное слово, но вовремя сдержался. Это интервью у нас? А.Г.: Угу. К.: Значит нельзя (вздыхает)... Вот... А.Г.: Как ты думаешь (с трудом выдавливает из себя продолжение вопроса)... могут быть эти группы интересны в России? К.: У нас эти группы уже имеют устойчивый круг слушателей. Появляется аудитория, которая... (с неожиданным порывом) Джордж, надоедает слушать одно и тоже! Хочется вырулить куда-то, в какую-то область, а новых областей не так уж много. Если ты настроен вырулить в какую-то очень необычную область, то, естественно, сразу попадаешь к Psychic TV, а если попадаешь к Psychic TV, то автоматически попадаешь в компанию к Тибету. А.Г.: (С неожиданной осмысленностью) Я послушал несколько альбомов Current 93. Мне понравилось, но эту музыку я послушал на удивление спокойно, даже индустриальные проекты звучат, как мне кажется, достаточно невинно. К.: Да, невинно. Для меня важно другое: Тибет спокойный, уверенный человек, который осознает, что, как и для чего он делает. Замкнутая система. Они сами делают дизайн, продумывают дальнейшее функционирование своих проектов, у них собственная дистрибьютерская фирма, они делают то, что хотят, у них нет проблем с коммерцией. Они - цельная самозначимая психология. Это как раз единственное, что мне нравится. Абсолютно замкнутая, целостная эстетика, она не нуждается в широком информировании, она самодавлеющая, самодостаточная, рельефная и четкая. Очень большим удовольствием было общение с этими людьми, попадаешь в близкий культурный климат. Разговариваешь с человеком, которого видишь в первый раз и находишь большое количество общих тем и интересов, с ходу, при первой же встрече, говоришь о технологических процессах, обсуждаешь раннехристианских святых - т.е. количиство позиций, которые сближают, настолько велико, что попадаешь, как к себе домой. Прекрасно общаешься, нет ощущения недопонимания, все очень просто, естественно, очень открытые люди, несмотря на их замкнутую тусовку. Мы договорились о том, что Тибет, Джон Бэлланс и другие приедут в Петербург, я буду арендовать студию, мы засядем и попробуем записать как можно больше материала. А.Г.: Когда это произойдет? К.: Ориентировочно - в июне. Запишем максимальное количество материала, а там посмотрим, что с ним делать. У каждого из них есть своя фирма грамзаписи, свой собственный лейбл, но это все равно одна компания. Я думаю, как придать этому легкий православно-ортодоксальный оттенок. Они все и, в основном Тибет, завернуты на религии всевозможной, не просто религии... а такое глубинное религиозное ощущение - если у Тибета, судя по фамилии, оно сначала очень - он прекрасно знает тибетский язык - вообще такой очень - очень все грамотно - то он... как бы... о чем я говорил Джордж? А.Г.: (безразлично) О религии. К.: О религии? Да, религия... я забыл... А что я говорил о религии? Я ругал или хвалил? А.Г.: (глухо) О глубинном ощущении религии у Тибета. К.: (смех) А... Что ты имеешь ввиду? А.Г.: Нет, это ты что имеешь ввиду? К.: Что такое глубинное ощущение религии? А.Г.: Не знаю. К.: Это такие общие фразы, которые ничего не говорят, так можно о чем угодно сказать... Глубинное ощущение религии! Это же бред, ты сам должен понимать... А.Г.: (вяло) Конечно, бред. К.: Тогда зачем же мы говорим какие-то нелепые вещи? (пауза) А.Г.: Ты сказал, что он знает тибетский язык. К.: Ну да... Опять же - что такое "он знает тибетский язык"? А.Г.: (с индифферентным интересом) А какой тибетский? К.: Не знаю. Наверное старый. А.Г.: А есть-ли вообще тибетский язык? К.: Я думаю, что есть. А.Г.: Я думаю, что их много. К.: Я думаю, что... ну да, какие-то там полийские... я не совсем в этом разбераюсь. А.Г.: (неожиданная экспрессия) А! Ты говорил, что хотел бы придать совместному проекту православный оттенок! К.: Да. Я хочу внедрить туда православие. Я привез в подарок Тибету несколько CD с хоровым пением - Бортнянский, Березовский. А.Г.: Ему понравилось? К.: Он как бы точно не сказал, что и как. Слушая альбомы Current 93 я подумал, что не хватает православия где-нибудь вдалеке, чтобы оно жужжало, очень тихо... в самом... в самом... (пауза) А.Г.: (жестко) В самом - что? К.: В самом углу... Что тебе рассказать еще? ........................... К.: Что ж тебе рассказать? А.Г.: Про Current 93 расскажи. К.: (энергичная вспышка) Они понимашь, очень классно, все эти группы отличаются друг от друга, несмотря на то, что они друзья и очень близки... А.Г.: М-м. К.: ...друг другу и находятся в одной эстечиской какой-то, прости, нише - и тем не менее все имеют свою специфику, если Coil работает с компьютерами, сэмплерами, такая технологическая круппа (издает "электронные" звуки), барабаны там, все остальное, то Nurse With Wound или МЕДСЕСТРА С РАНОЙ - лязгаящая, гитарная, очень индустриальная, а Current 93 весь размазанный, расплывчатый, дымчатый... (задумался, ищет слова) А.Г.: (с тупой деловитостью) Они дают концерты? К.: Очень редко. В основном, студийные проекты. Я же говорю, у них сложилась довольно устойчивая компания почитателей. Их фэнами называют? А.Г.: (неопределенно) М. Да. К.: (бодро) Типично культовые группы. Правда, они еще не до конца стали культовыми по большому счету, а вот группы, из которых они вышли - Throbbing Gristle и Psychic TV - это уже настоящие культовые группы. Там еще девчонка была такая, Коззи Фанни Тутти. По-моему, это означает прекрасные, отличные сиськи. А.Г.: М. Не знаю. К.: (радостно смеясь) Тутти - это что - типа Пусси? Может быть я ошибаюсь? А.Г.: (строго) Чем она занимается? К.: Она как раз была в Throbbing Gristle. Она делает сольные проекты, связанные с менструацией и чем-то еще, но я с ней, к сожалению, не пересекся. С другой стороны, я пересекся с замечательными... А.Г.: Как же ты говоришь, что она там была, если ты с ней не пересекся? К.: Она вообще была... А.Г.: А, вообще... К.: Да, вообще она из этой компании. Зато я встречался с замечательными японскими девушками, меня с ними познакомил Тибет. Такие, которые тоже... что же они делали? Для меня важно, что они японские, я уже как бы... забыл. Что же сказать? А.Г.: (что-то невнятно бурчит) К.: Все это глупо выглядит, как отчет о проделанной работе. (наигранно) Я был в Англии! За неделю я сделал то-то. Пункт первый. Потом - то-то, то-то и то-то (пауза) никак не... не... не... А.Г.: (зевая) Расскажи про дистрибьюцию этой музыки, которой ты хочешь заниматься? К.: (одобрительно) М-м. Они с большим удовольствием, поскольку Россия для них страна совершенно загадочная. Тем не менее, я нашел в библиотеке Тибета Владимира Соловьева на английском, еще Сологуба, Федора Достоевского - значит интеллектуальная аура все равно присутствует, и они крайне заинтересованны, чтобы их музыка звучала в России и продавалась. Я буду заниматься дистрибьюцией этих групп. Мне очень нравится. Когда мне что-то очень нравится, то я берусь за дело и стараюсь довести дело до конца. Я чуствую, что мне нравится, это одно из ярко осознанных желаний. Помнишь мы говорили, что желания бывают типа "можно делать" и "можно не делать"? А бывает, когда осознанное желание, когда точно представляешь, что делать хочется. И вот это относится к категории дел, которые делать хочется. .............................