Rock Fuzz #21, апрель 1995
ВЯЛОЕ ИНТЕРВЬЮ
О том, как Джордж ничего
не знал, о корявой звезде и о
медсестре с раной.
Анатолий Гуницкий: Что там было, в Англии-то?
Курехин: Я приехал в Англию после встречи Нового Года, 2-го января.
Там был концерт фортепианный. Есть такая маленькая английская фирма "Лео
Рекордз", она отмечала свое 15-летие и пригласила людей, которые
представляли эту фирму, чью музыку она выпускала с начала 80-х.
..............
Я хотел встретится с одной компанией и предварительно послал факс.
Есть такой Дэвид Тибет... В 60-е годы была такая группа Throbbing
Gristle, это была единственная группа, которая колотила в железки, в то
время, как все слушали БИТЛЗ, СТОУНЗ, играли прогрессив... Это были
единственные в своем роде безумцы. Сейчас у них появилась плеяда
последователей, но если те были предельно завернутые, то ученики уже
пропущенны через интеллектуализм, они более молодые, более энергичные. У
них своя тусовка, это приблизительно пять групп, которые друг с другом
очень дружат, имеют совместные проекты и между собой тусуются постоянно.
Самая знаменитая группа - Coil, это Питер Кристоферсон из Throbbing
Gristle и Джон Бэлланс. А я созвонился с Дэвидом Тибетом. Совершенно
невероятный человек. Пришел, весь увешанный какими-то немыслимыми
вещами, с распятием, обтянутый кожей. Очень классный. Мы встретились и
очень быстро нашли огромное количество всевозможных точек
соприкосновения и знакомых. Я со всей его компанией перезнакомился
группы Coil, Death In June, Current 93 - это группа самого Тибета, потом
Sol Invictus и Nurse With Wound. Отличное название - МЕДСЕСТРА С РАНОЙ.
Каждая из этих групп по своему невероятна, одних отличает маниакальная
чудовищность извлекаемых звуков, других мягкая интеллегентность в
сочетании с клинической... клинической... с чем, Джордж, не знаешь? Что
может быть клиническим?
А.Г.: С клиникой.
К.: (радостный смех) Просто с клиникой! Нет, клиника -
существительное, а здесь нужно прилагательное... (Думает). Клиническое
что-то...
А.Г.: Может быть не клиническое, а паталогия.
К.: Нет, не паталогия.
А.Г.: И так ясно, о чем идет речь, вряд ли нужно искать слова.
К.: Я никак не могу проснуться. Я что-то рассказывал, да?
А.Г.: Да, про эти группы.
К.: (недовольно) как-то очень вяло рассказывал... хотел передать
неумерный восторг. Может по новой начнем?
А.Г.: Ты был в Лондоне?
К.: (энергично) Да, после совершенно невероятной тусовки в
аэропорту - в Лондоне - я сразу поехал к Дэвиду Тибету - человек просто
фантастический - просто - ну, я не знаю, таких нету... (буднично) нет,
Джордж, так опять не годится... никак не вызвать в себе энтузиазм.
Хочется рассказывать с жаром, с огоньком, хочется передать немыслимые
разговоры, фантастические встречи!
А.Г.: Сделай акцент на музыку, тогда, может, легче будет. На музыку
Тибета.
К.: На музыку? Тибет начал с того, что, как всякий интеллегентный
человек, бил сначала по железкам. Все это страшно было завербирировано,
замешано с электроникой. Потом электроника исчезла. Сначала у него были
чисто индустриальные проекты. А потом он, как и всякий интелигентный
человек, стал сочинять песни. Ну, такие песни... что называется "дарк
фолк". Очень модное слово - дарк. Берется, что угодно, прибавляется
слово "дарк" - и сразу появляется мистическая окраска, какой-то второй
план и что-то такое сразу просматривается...
А.Г.: (бессмысленно) По-моему, есть "дарк-поп".
К.: Конечно. К любому слову можно прибавить "дарк". Дарк-техно,
дарк-рэп. "Дарк-фолк" - это то же самое, что просто фолк, только
помрачнее. В фолке - мажор, здесь - минор и медленное тихое завывание.
Компания очень коассная. Люди просто замечательные. Когда я приехал к
Тибету, то увидел, что у него все увешано раннехристианской символикой,
невероятные кресты, вперемешку с тибетскими... мне это напомнило
квартиру Гребенщикова, там в свое время тоже было странное такое
собрание всей этой... всей... хотел сказать неприличное слово, но
вовремя сдержался. Это интервью у нас?
А.Г.: Угу.
К.: Значит нельзя (вздыхает)... Вот...
А.Г.: Как ты думаешь (с трудом выдавливает из себя продолжение
вопроса)... могут быть эти группы интересны в России?
К.: У нас эти группы уже имеют устойчивый круг слушателей.
Появляется аудитория, которая... (с неожиданным порывом) Джордж,
надоедает слушать одно и тоже! Хочется вырулить куда-то, в какую-то
область, а новых областей не так уж много. Если ты настроен вырулить в
какую-то очень необычную область, то, естественно, сразу попадаешь к
Psychic TV, а если попадаешь к Psychic TV, то автоматически попадаешь в
компанию к Тибету.
А.Г.: (С неожиданной осмысленностью) Я послушал несколько альбомов
Current 93. Мне понравилось, но эту музыку я послушал на удивление
спокойно, даже индустриальные проекты звучат, как мне кажется,
достаточно невинно.
К.: Да, невинно. Для меня важно другое: Тибет спокойный, уверенный
человек, который осознает, что, как и для чего он делает. Замкнутая
система. Они сами делают дизайн, продумывают дальнейшее функционирование
своих проектов, у них собственная дистрибьютерская фирма, они делают то,
что хотят, у них нет проблем с коммерцией. Они - цельная самозначимая
психология. Это как раз единственное, что мне нравится. Абсолютно
замкнутая, целостная эстетика, она не нуждается в широком
информировании, она самодавлеющая, самодостаточная, рельефная и четкая.
Очень большим удовольствием было общение с этими людьми, попадаешь в
близкий культурный климат. Разговариваешь с человеком, которого видишь в
первый раз и находишь большое количество общих тем и интересов, с ходу,
при первой же встрече, говоришь о технологических процессах, обсуждаешь
раннехристианских святых - т.е. количиство позиций, которые сближают,
настолько велико, что попадаешь, как к себе домой. Прекрасно общаешься,
нет ощущения недопонимания, все очень просто, естественно, очень
открытые люди, несмотря на их замкнутую тусовку. Мы договорились о том,
что Тибет, Джон Бэлланс и другие приедут в Петербург, я буду арендовать
студию, мы засядем и попробуем записать как можно больше материала.
А.Г.: Когда это произойдет?
К.: Ориентировочно - в июне. Запишем максимальное количество
материала, а там посмотрим, что с ним делать. У каждого из них есть своя
фирма грамзаписи, свой собственный лейбл, но это все равно одна
компания. Я думаю, как придать этому легкий православно-ортодоксальный
оттенок. Они все и, в основном Тибет, завернуты на религии всевозможной,
не просто религии... а такое глубинное религиозное ощущение - если у
Тибета, судя по фамилии, оно сначала очень - он прекрасно знает
тибетский язык - вообще такой очень - очень все грамотно - то он... как
бы... о чем я говорил Джордж?
А.Г.: (безразлично) О религии.
К.: О религии? Да, религия... я забыл... А что я говорил о религии?
Я ругал или хвалил?
А.Г.: (глухо) О глубинном ощущении религии у Тибета.
К.: (смех) А... Что ты имеешь ввиду?
А.Г.: Нет, это ты что имеешь ввиду?
К.: Что такое глубинное ощущение религии?
А.Г.: Не знаю.
К.: Это такие общие фразы, которые ничего не говорят, так можно о
чем угодно сказать... Глубинное ощущение религии! Это же бред, ты сам
должен понимать...
А.Г.: (вяло) Конечно, бред.
К.: Тогда зачем же мы говорим какие-то нелепые вещи? (пауза)
А.Г.: Ты сказал, что он знает тибетский язык.
К.: Ну да... Опять же - что такое "он знает тибетский язык"?
А.Г.: (с индифферентным интересом) А какой тибетский?
К.: Не знаю. Наверное старый.
А.Г.: А есть-ли вообще тибетский язык?
К.: Я думаю, что есть.
А.Г.: Я думаю, что их много.
К.: Я думаю, что... ну да, какие-то там полийские... я не совсем в
этом разбераюсь.
А.Г.: (неожиданная экспрессия) А! Ты говорил, что хотел бы придать
совместному проекту православный оттенок!
К.: Да. Я хочу внедрить туда православие. Я привез в подарок Тибету
несколько CD с хоровым пением - Бортнянский, Березовский.
А.Г.: Ему понравилось?
К.: Он как бы точно не сказал, что и как. Слушая альбомы Current 93
я подумал, что не хватает православия где-нибудь вдалеке, чтобы оно
жужжало, очень тихо... в самом... в самом... (пауза)
А.Г.: (жестко) В самом - что?
К.: В самом углу... Что тебе рассказать еще?
...........................
К.: Что ж тебе рассказать?
А.Г.: Про Current 93 расскажи.
К.: (энергичная вспышка) Они понимашь, очень классно, все эти
группы отличаются друг от друга, несмотря на то, что они друзья и очень
близки...
А.Г.: М-м.
К.: ...друг другу и находятся в одной эстечиской какой-то, прости,
нише - и тем не менее все имеют свою специфику, если Coil работает с
компьютерами, сэмплерами, такая технологическая круппа (издает
"электронные" звуки), барабаны там, все остальное, то Nurse With Wound
или МЕДСЕСТРА С РАНОЙ - лязгаящая, гитарная, очень индустриальная, а
Current 93 весь размазанный, расплывчатый, дымчатый... (задумался, ищет
слова)
А.Г.: (с тупой деловитостью) Они дают концерты?
К.: Очень редко. В основном, студийные проекты. Я же говорю, у них
сложилась довольно устойчивая компания почитателей. Их фэнами называют?
А.Г.: (неопределенно) М. Да.
К.: (бодро) Типично культовые группы. Правда, они еще не до конца
стали культовыми по большому счету, а вот группы, из которых они вышли -
Throbbing Gristle и Psychic TV - это уже настоящие культовые группы. Там
еще девчонка была такая, Коззи Фанни Тутти. По-моему, это означает
прекрасные, отличные сиськи.
А.Г.: М. Не знаю.
К.: (радостно смеясь) Тутти - это что - типа Пусси? Может быть я
ошибаюсь?
А.Г.: (строго) Чем она занимается?
К.: Она как раз была в Throbbing Gristle. Она делает сольные
проекты, связанные с менструацией и чем-то еще, но я с ней, к сожалению,
не пересекся. С другой стороны, я пересекся с замечательными...
А.Г.: Как же ты говоришь, что она там была, если ты с ней не
пересекся?
К.: Она вообще была...
А.Г.: А, вообще...
К.: Да, вообще она из этой компании. Зато я встречался с
замечательными японскими девушками, меня с ними познакомил Тибет. Такие,
которые тоже... что же они делали? Для меня важно, что они японские, я
уже как бы... забыл. Что же сказать?
А.Г.: (что-то невнятно бурчит)
К.: Все это глупо выглядит, как отчет о проделанной работе.
(наигранно) Я был в Англии! За неделю я сделал то-то. Пункт первый.
Потом - то-то, то-то и то-то (пауза) никак не... не... не...
А.Г.: (зевая) Расскажи про дистрибьюцию этой музыки, которой ты
хочешь заниматься?
К.: (одобрительно) М-м. Они с большим удовольствием, поскольку
Россия для них страна совершенно загадочная. Тем не менее, я нашел в
библиотеке Тибета Владимира Соловьева на английском, еще Сологуба,
Федора Достоевского - значит интеллектуальная аура все равно
присутствует, и они крайне заинтересованны, чтобы их музыка звучала в
России и продавалась. Я буду заниматься дистрибьюцией этих групп. Мне
очень нравится. Когда мне что-то очень нравится, то я берусь за дело и
стараюсь довести дело до конца. Я чуствую, что мне нравится, это одно из
ярко осознанных желаний. Помнишь мы говорили, что желания бывают типа
"можно делать" и "можно не делать"? А бывает, когда осознанное желание,
когда точно представляешь, что делать хочется. И вот это относится к
категории дел, которые делать хочется.
.............................
End of the World News.