О НЕОБХОДИМОСТИ
музыкального раздела в Русском Журнале
и каким он должен быть
(проект вводной статьи)
1. Почему нужен музыкальный раздел?
Русский Журнал занимает уникальную нишу,
будучи средством интеракции между традицией российской
интеллигенции и сетевым сообществом. Задачей отдела Нет-Культура
является осмысление сетевого опыта в контексте этой традиции.
Остальные материалы -- продукты интеллигентской традиции,
и этим РЖ принципиально не отличается от старого
Века XX и Мира, современного НЛО, Комментариев, и других
интеллектуальных журналов. Особенность РЖ -- его сетевой
формат: будучи сетевым изданием, РЖ осуществляет
сближение и взаимообмен двух разных культурных
пластов: традиционной интеллигентской культуры,
восходящей к шестидесятникам и диссидентам, и сетевой
субкультуры, по преимуществу молодежной.
Таким образом, РЖ, осознает он это или нет, посвящен
интеракции между культурой интеллигенции и молодежной
субкультурой. Конечно, у РЖ есть другие задачи,
но интеракция между интеллигенцией и молодежью есть
нечто, автоматически вытекающее из нет-специфики.
Из этого надо исходить. РЖ будет успешен только в том
случае, если РЖ найдет конструктивный баланс между интеллектуальным
анализом и контр-культурой молодежного бунта.
Со времен 1950-х, основной компонентой молодежного бунта
была музыка. Без понимания этики и эстетики различных музыкальных
направлений, говорить об истории молодежного движения невозможно.
Необходимым условием успешной интеракции между традицией и контркультурой
являются серьезные, эрудированные, содержательные статьи о музыке,
написанные с тем же вниманием к детали факта,
как и остальные тексты РЖ.
Музыка, наряду с научной фантастикой, является самым популярным
сетевым феноменом (музыка уступает здесь только порнографии
и анекдотам). Постольку, поскольку РЖ хочет оставаться самым
популярным интеллектуальным сетевым ресурсом, РЖ обязан
предоставлять материалы о музыке. Чтобы сохранить специфику
и уникальность РЖ, Русский Журнал должен давать свои собственные,
уникальные материалы о музыке: эрудированные, серьезные,
коммерчески не ангажированные. В перспективе анализа любого
музыкального феномена должен быть анализ его социальных
и культурологических корней и эффектов.
Музыкальный раздел
Идентификация молодежной контр-культуры с рок-н-роллом --
факт, зафиксированной английской триадой "sex, drugs, and rock-n-roll"
(считается, что контр-культура состоит в синергии этих
трех составляющих). Но со времен 1950-х, общая масса записанной
в роке и производных стилях музыки составила много сотен тысяч
часов -- количество, сравнимое с общим обьемом наследия
классических музыкантов. Каждый год появляется несколько
десятков тысяч новых записей на CD. При этом, записи
классической музыки в значительной части утрачены,
что служит ограничению общего обьема музыкального текста --
в то время как компакт-диски хранятся вечно.
Имеет место чудовищное перепроизводство музыкального
текста, и чем ближе тот или иной пласт к контр-культуре,
тем это перепроизводство заметнее. Сложившаяся ситуация привела к
расщеплению целостного информационного пространства: ни один критик,
ни один музыкант не имеет ни малейшего представления о том, что делается
в молодежной музыке в целом. Установление контекстуальных связей
между разными стилистическими пластами современной музыки --
первостепенная задача, поскольку в хаосе неупорядоченного
музыкального текста теряется любое здоровое и интересное
начинание -- "позитивная цензура" изобильной неупорядоченной
информации влияет на культурное пространство не лучше,
чем оргии фашистов-книгосжигателей.
Прежде установления культурных, исторических и идеологических
контекстов музыкального явления, это явление должно быть зафиксировано.
Анализу предшествует установление факта. Двоякая роль музыкальной
критики -- фиксация биографических и исторических подробностей,
изучение документов, с последующим анализом: помещением этих
подробностей в адекватный явлению контекст.
Вместе с тем, контекст, довлеющий над текстом -- недоработка автора.
Музыка есть зеркало существования, соответственно, текст о музыке
должен быть понятен и интересен в силу тех реалий политики,
идеологии и эстетики, которые отражаются в музыке.
Ни в коем случае в музыкальном отделе
Русского Журнала не должно появляться текстов,
не интересных безотносительно к музыке, которую
эти тексты, как предполагается, описывают. Текст,
неинтересный сам по себе, не может быть адекватен
интересному явлению. Читатели Русского Журнала
(а тем более, "Пушкина") в большом числе -- интеллигенты
традиционной формации, и тексты о музыке должны быть
написаны понятно и интересно для людей, лишь опосредованно
знакомых с контр-культурой.
Ориентация музыкального раздела -- на интеракцию между
реалиями музыкальной контр-культуры и образованным читателем.
Легкая Музыка Для Глухих
Я (М. Вербицкий, 1969 года рождения, двое детей, Ph. D., экстремист,
на Интернете с 1990 года, публикую статьи о музыке с 1991)
не в состоянии редактировать музыкальный отдел
(а мне никто и не предлагает). У моей еженедельной колонки
"Легкая Музыка Для Глухих" другая задача. В силу либеральных
(пока) законов об интеллектуальной собственности, в России
выходят еженедельно десятки, если не сотни, лицензионных компакт-дисков
никому у нас не известных, классических и современных артистов интеллектуальной
контр-культуры, всех направлений от индастриала до панка до прогрессива.
Выпуск этих пластинок -- дело заведомо не коммерческое
(диски продаются по 10-20 рублей, и выходят тиражом максимум в
10 тысяч экземпляров), и никакой рекламы, а соответственно
информационного освещения, эти диски не получают.
"Легкая Музыка Для Глухих" состоит из коротких лекций
по истории музыки андерграунда, связанных с той или
иной новинкой, длины от 5 до 50 строчек (и больше).
Также публикуются короткие (до 5-10 наименований)
списки ресурсов Интернета, связанных с обсуждаемым артистом
или явлением.
Помимо новинок лицензионных изданий, я предполагаю разнообразить
материал короткими рецензиями на книги молодежной тематики,
очерками о последних событиях на Интернете, и компьютерных
новинках.
"Легкая Музыка Для Глухих" должна быть интересна вне музыкального
или компьютерного контекста -- этим обьясняется необходимость
баланса между новостями, музыкой, книгами и Интернетом.
Миша Вербицкий