О НЕОБХОДИМОСТИ
музыкального раздела в Русском Журнале и каким он должен быть

(проект вводной статьи)

1. Почему нужен музыкальный раздел?

Русский Журнал занимает уникальную нишу, будучи средством интеракции между традицией российской интеллигенции и сетевым сообществом. Задачей отдела Нет-Культура является осмысление сетевого опыта в контексте этой традиции. Остальные материалы -- продукты интеллигентской традиции, и этим РЖ принципиально не отличается от старого Века XX и Мира, современного НЛО, Комментариев, и других интеллектуальных журналов. Особенность РЖ -- его сетевой формат: будучи сетевым изданием, РЖ осуществляет сближение и взаимообмен двух разных культурных пластов: традиционной интеллигентской культуры, восходящей к шестидесятникам и диссидентам, и сетевой субкультуры, по преимуществу молодежной.

Таким образом, РЖ, осознает он это или нет, посвящен интеракции между культурой интеллигенции и молодежной субкультурой. Конечно, у РЖ есть другие задачи, но интеракция между интеллигенцией и молодежью есть нечто, автоматически вытекающее из нет-специфики. Из этого надо исходить. РЖ будет успешен только в том случае, если РЖ найдет конструктивный баланс между интеллектуальным анализом и контр-культурой молодежного бунта.

Со времен 1950-х, основной компонентой молодежного бунта была музыка. Без понимания этики и эстетики различных музыкальных направлений, говорить об истории молодежного движения невозможно. Необходимым условием успешной интеракции между традицией и контркультурой являются серьезные, эрудированные, содержательные статьи о музыке, написанные с тем же вниманием к детали факта, как и остальные тексты РЖ.

Музыка, наряду с научной фантастикой, является самым популярным сетевым феноменом (музыка уступает здесь только порнографии и анекдотам). Постольку, поскольку РЖ хочет оставаться самым популярным интеллектуальным сетевым ресурсом, РЖ обязан предоставлять материалы о музыке. Чтобы сохранить специфику и уникальность РЖ, Русский Журнал должен давать свои собственные, уникальные материалы о музыке: эрудированные, серьезные, коммерчески не ангажированные. В перспективе анализа любого музыкального феномена должен быть анализ его социальных и культурологических корней и эффектов.

Музыкальный раздел

Идентификация молодежной контр-культуры с рок-н-роллом -- факт, зафиксированной английской триадой "sex, drugs, and rock-n-roll" (считается, что контр-культура состоит в синергии этих трех составляющих). Но со времен 1950-х, общая масса записанной в роке и производных стилях музыки составила много сотен тысяч часов -- количество, сравнимое с общим обьемом наследия классических музыкантов. Каждый год появляется несколько десятков тысяч новых записей на CD. При этом, записи классической музыки в значительной части утрачены, что служит ограничению общего обьема музыкального текста -- в то время как компакт-диски хранятся вечно. Имеет место чудовищное перепроизводство музыкального текста, и чем ближе тот или иной пласт к контр-культуре, тем это перепроизводство заметнее. Сложившаяся ситуация привела к расщеплению целостного информационного пространства: ни один критик, ни один музыкант не имеет ни малейшего представления о том, что делается в молодежной музыке в целом. Установление контекстуальных связей между разными стилистическими пластами современной музыки -- первостепенная задача, поскольку в хаосе неупорядоченного музыкального текста теряется любое здоровое и интересное начинание -- "позитивная цензура" изобильной неупорядоченной информации влияет на культурное пространство не лучше, чем оргии фашистов-книгосжигателей.

Прежде установления культурных, исторических и идеологических контекстов музыкального явления, это явление должно быть зафиксировано. Анализу предшествует установление факта. Двоякая роль музыкальной критики -- фиксация биографических и исторических подробностей, изучение документов, с последующим анализом: помещением этих подробностей в адекватный явлению контекст.

Вместе с тем, контекст, довлеющий над текстом -- недоработка автора. Музыка есть зеркало существования, соответственно, текст о музыке должен быть понятен и интересен в силу тех реалий политики, идеологии и эстетики, которые отражаются в музыке. Ни в коем случае в музыкальном отделе Русского Журнала не должно появляться текстов, не интересных безотносительно к музыке, которую эти тексты, как предполагается, описывают. Текст, неинтересный сам по себе, не может быть адекватен интересному явлению. Читатели Русского Журнала (а тем более, "Пушкина") в большом числе -- интеллигенты традиционной формации, и тексты о музыке должны быть написаны понятно и интересно для людей, лишь опосредованно знакомых с контр-культурой.

Ориентация музыкального раздела -- на интеракцию между реалиями музыкальной контр-культуры и образованным читателем.

Легкая Музыка Для Глухих

Я (М. Вербицкий, 1969 года рождения, двое детей, Ph. D., экстремист, на Интернете с 1990 года, публикую статьи о музыке с 1991) не в состоянии редактировать музыкальный отдел (а мне никто и не предлагает). У моей еженедельной колонки "Легкая Музыка Для Глухих" другая задача. В силу либеральных (пока) законов об интеллектуальной собственности, в России выходят еженедельно десятки, если не сотни, лицензионных компакт-дисков никому у нас не известных, классических и современных артистов интеллектуальной контр-культуры, всех направлений от индастриала до панка до прогрессива. Выпуск этих пластинок -- дело заведомо не коммерческое (диски продаются по 10-20 рублей, и выходят тиражом максимум в 10 тысяч экземпляров), и никакой рекламы, а соответственно информационного освещения, эти диски не получают. "Легкая Музыка Для Глухих" состоит из коротких лекций по истории музыки андерграунда, связанных с той или иной новинкой, длины от 5 до 50 строчек (и больше). Также публикуются короткие (до 5-10 наименований) списки ресурсов Интернета, связанных с обсуждаемым артистом или явлением.

Помимо новинок лицензионных изданий, я предполагаю разнообразить материал короткими рецензиями на книги молодежной тематики, очерками о последних событиях на Интернете, и компьютерных новинках.

"Легкая Музыка Для Глухих" должна быть интересна вне музыкального или компьютерного контекста -- этим обьясняется необходимость баланса между новостями, музыкой, книгами и Интернетом.

Миша Вербицкий