Правитель, вождь, царь, деспот, тиран традиционно пользовался особым статусом в человеческом обществе. Он по своему качеству выходил за рамки обычного, одной ногой стоял в таинственных мирах потустороннего. Поэтому к нему относились с благоговением, ужасом, высшим почтением. Но и спрос был суровый. В самых различных традициях народов земли существовал особый обычай "сакрального регицида", т.е. ритуального "убийства королей", не справляющихся со своей маго-социальной миссией. Множество примеров этого сюжета, обильно сохранившегося в фольклоре, собрал антрополог Фрезер в книге "Золотая Ветвь". В частности, в Древней Корее королей убивали в том случае, если они не могли вызвать дождя, когда засуха становилась нестерпимой. Это не так уж абсурдно. Если суверен почитается как существо высшего порядка, и на этой знаковой природе основывает свой беспрекословный авторитет, то он должен в критические моменты обнаруживать весь свой магический потенциал - в противном случае речь идет об узурпаторе, о фиктивном короле, о подмене, либо об утрате особых королевских функций. И судьба такого короля была страшна.
В более просвещенном контексте современных обществ убийство вождей и правителей - явление не менее частое, нежели в обществах традиционных. С правителями теперь связываются не магические ожидания, а вполне конкретные вещи: суверен, властитель обязан адекватно выполнять особые функции. В имперских обществах - речь идет о миссии интеграции и сохранения обширных и разнообразных стратегических пространств под эгидой единой геополитической идеи. В абсолютистских государствах-нациях король обязан воплощать централизаторскую роль в унитарном государстве, быть высшей инстанцией однородного общества. В демократических режимах - правитель уполномочен реализовывать историческую волю народа. И везде, когда властелин уклоняется от исполнения своих функций, когда империя у неуклюжего ленивого и недалекого императора начинает сыпаться; когда суверенный монарх приводит государство нацию к хаосу и гражданским бунтам; когда демократический вождь топчет исторический мандат, данный народом и превращается в самодурствующего эгоцентрика - на правителя закономерно надвигается багровая тень тираноцида. Высшая легитимность истории требует убийства тирана, отказывающегося оставить свой пост добровольно.
В принципе, и в современном мире все как встарь. Не способен вызвать дождя и спасти посевы своего народа - умри. Иначе ты не царь, не вождь, не король. Иначе ты обычный человек, выдающий себя за человека необычного, а значит не имеющий больше мандата на власть.
Даже в самых либеральных конституциях развитых стран записано право народа на восстание. Тираноцид - историческая константа. Предатель высшего полномочия не имеет права умереть собственной смертью. Безжалостно раздавить гадину - исторический долг.
Кровавая мантия, скользкая удавка, отравленный бокал, ярость восставшей толпы, душная подушка придворного - удел тирана, его упование.
Наша историческая идентификация в данный момент туманна и неясна. Все ощущают ледяное веяние катастрофы, но боятся признать ее гигантские масштабы. Дальше такая неопределенность недопустима. Мы не вакуум. Мы - народ. Мы не историческое недоразумение, мы - субъект мировой истории. Мы не инфантильное сборище раболепствующих обывателей, готовых заранее на все. Мы - носители духа отрицания и утверждения, способные и на послушание и на восстание, много раз своей и чужой кровью мы расписывались на страницах бытия в том, что русские идут своим путем.
И мы точно так же, как и все остальные народы, имеем свой счет к вождям. Традиционно мы почитаем их в соответствии с имперскими мерками, так как мы - народ империи, это обязывает и нас и наших правителей. Если они оступаются, их можно простить. Но если они круто сворачивают с исторического предназначения - рука неизбежного возмездия настигает их. К тираноциду русские прибегают не часто. Однако же иногда прибегают. И затягивается удавка на клокочущем горле, и отключается катетер, и вводится отравленный укол, и нанятый палач колет жертву.
Позднесоветский период оскопил нас. Сделал внешне сахарными. В военных академиях больше пацифистов, чем в поселениях хиппи. При слове "война", "агрессия", позднесоветский человек кричал "чур-меня, чур", "это не про меня, не для меня". Мы совершенно забыли о кровавой стороне бытия, о необходимости убивать и страдать, яростно защищать свое и дерзко атаковать чужое. У нас отбито обычное человеческое достоинство, заставляющее подчиняться одним и восставать на других. Марево позднесоветских кабинетных анфилад, скучающий чиновник, безсобытийная рутина службы. "Миру - мир".
Из этой трясины медленно растворяющейся поздней империи нас выкинуло вражьей волей на помойку истории - брутально и жестко. Не разбудили, не встряхнули, не поставили в вертикальную позу, но так же на четвереньках переместили из сонного и спокойного послушания в рабскую колонию острого наказания. И вместо расплывчатой маски всемогущего правителя-тюфяка на социальном небе России вырисовался оскал тирана.
Он, тиран, брал на себя ответственность за пробуждение. Он был зол и брутален. Но это шло в плюс. Он скрутил шею тюфяку и заявил, что "все будет по-новому".
Он взялся вызвать дождь в великую засуху.
Просто проеденное червем отчуждения советское имперское здание стремительно рушилось, а он прорабствовал на пепелище - "толкай колонну, все равно покосилась; вали крышу, и так едва держится; оттаскивай стену, не видишь, кривая..."
Почему его не убили сразу, как только дошло, что это не шеф команды спасателей, а директор спецслужбы морга? Почему тираноцид задерживается, когда повод налицо? Поверхностные объяснения не принимаются - пустить себе пулю в голову отчаявшемуся от продажи Родины спецназовцу не страшно, а избавить народ от юродствующего монстра, страшно? Нет, так не бывает.
Просто не кончилась эпоха бреда, всеобщего бреда, в котором способны эффективно действовать только персонажи неоновых галлюцинаций - арестованные и оправданные банкиры, телеведущие, перверты эстрады, нео-конформисты.
Наш тиран - воплощение того, как мы растерялись, как мы потерялись, как мы жестко и глупо оступились, соскользнув в пропасть.
Постепенно просветляется картина того, кем мы являлись и кем мы должны были бы являться сегодня. Очень медленно, преступно медленно, позорно медленно, но проясняется. И в этой фазе нам нужен будет жестокий, безжалостный, железный правитель. В нем должна воплотиться национальная воля, наше предназначение. Имперская, государственная, историческая, народная, цивилизационная. Дикость ситуации потребует каленого железа, огня, меча, беспрекословной воли.
Мы, русские, шли своим путем непрямо, отклоняясь то в одну, то в другую сторону, но вектор движения очевиден. И когда цель была на расстоянии вытянутой руки, под темным гипнозом, впав в кому, мы внезапно забыли о ней. Расплавленное сознание и предрассветные духи клокочут - "нет цели, больше нет цели, все, что было, неправда". "Ничего нет". В окружении болотных огней святого Эльма - персонификация нигилизма. Тиран, не только не способный вызвать дождь, но мечущийся по иссохшим полям с обезумелой свитой, и топчущий жалкие, и без него засыхающие ростки.
И дикая охота полумертвого владыки-вампира, продлевающего свое сумеречное существование по всем правилам властелинов древности - через обновление крови, позаимствованный у фетальных крох - кружит по нашим ландшафтам свинцовым градом. Его, безусловно, надо убить. Давно надо было убить. Он не вызвал дождя. Он обманул нас. Но сделать это должен новый правитель. Встать и отвинтить старикану голову. С чеченской радикальностью и живописной наглядностью - русский тираноцид. Тихо удавить не пройдет. Не поможет.
Мы - русские, стоп делириум!
Храм Новой Родины впереди. За сумерками тирана.