Арабов
Юрий,
поэт наших дней.
``... духовной жаждою
влеком или томим,
и прочее, что ты запомнил
сызмала:
придет пророк, и рядом --
серафим,
загадочен, как схема
телевизора.
Ты, долго думал, что у них за
план,
но, не поняв, отдался грезе
вечной,
как по картофельным
они идут полям:
один наземный, а другой --
заплечный.
Вот кран японский горделив, как
цапля.
В кювете -- цеп,
запомнившийся исстари.
Жара такая, что из крана капля
не долетев до ванной, высохнет.
Но отчего же, как с высот
Казбека,
они сойдут,
тварь низшую беся?
Я думаю, пророк
не в форме человека
появится, а тли или гуся.
Чего ж вам боле? Это ли не
светоч, --
огромный гусь, что к горнему
влеком?
Он
немного летает, как мнут
газету,
и идет, как графин,
переполненный молоком.
Он Рим спасет и откроет истину.
Его придушат, как подобает
пророку, за то, что всегда
таинственна
прямая речь его, как в каббале.
И что нас может спасти гуртом?
И кто заставит мрачнеть до туч?
Лишь смерти профиль с открытым
ртом
слегка похожий
на гаечный ключ.
Лещихи икры наметали впрок,
летят стрекозы в прозрачных
видах.
И, может быть, эта капустница --
Бог, --
тяжелый, как вдох, и легкий, как
выдох?...''
87.
Покажи мне в начале 1980-х эти стихи -- я бы урмя бы ура кричал и видел бы в этих авторах братушек. Я сам был такой же в те же примерно годы.
Но сейчас я кричать не буду, ибо в ходе жизненного развития пришел к выводу о неправильности всего этого -- а главное, ненужности.
И на примере Арабова эту неправильность очень легко продемонстрировать.
А именно -- неинтересные получаются стихи, их просто скучно читать.
Я, например, себя силой заставлял эти стихи читать -- неинтересно!
Они пролучаются -- натужные.
Между тем, если напрячься и все таки прочесть, можно найти достаточное количеств достоинств.
То-то и оно: не целым стихом воспринимаешь и ценишь, а -- по отдельным достоинствам.
А в целом -- да, если поискать, то можно найти в этом стихотворении много хорошего -- да чего ради я искать-то буду? Напрягаться, тратить силы и время, это хорошее выискивая? Если я могу взять стихи -- а стихов в мире очень много -- где это хорошее искать не нужно, оно сразу -- вот оно.
И это есть слествие упрямого следования догме, что чем больше ``мастерства'', тем лучше -- лефовского происхождения догме.
И Арабов старается.Втискивает образ в образ, добавляет метафоры и сравнения которые совсем здесь лишние, только ради следования догме, что их чем больше, тем лучше; точно так же ради догмы, что рифма должна быть нестандартной, то и дело притягивает всякие дополнительные сравнения и --- ---
Словам, мол,
тесно, а мыслям просторно.
Хрен там! А мыслям -- скучно.
Мораль: меньше нужно стараться!
Свободней нужно!
Меньше нужно стараться -- лучше
выйдет!
Так я полагаю
сегодня,
20 марта 1998 в 2.39
Copyright ╘ М. Немиров,
1998
M.Nemirov -- Tyumen i Tyumenshchiki
Все права сохранены.
Provisional Internet edition
version 7.1 Moscow Apr. 1998