вперед | назад

Исседоны

Народ древности, часто упоминаемый в сочинении Геродота "История".

Автором этих строк на основании внимательного чтения этой "Истории" было вычислено, что обитали они -- во всяком случае, в VII -- IV веках до нашей эры -- на том месте, где нынче расположена Тюмень и ее область. То, каким образом автором этих строк это было вычислено, я сейчас изложу.

Итак, Геродот в книге IV своей "Истории" описывает мир к северу и востоку от Греции.

Он сообщает

"За рекой Танаисом (то есть Доном) -- уже не скифские края, но первые земельные владения там принадлежат савроматам. Савроматы занимают полосу земли к северу, начиная от Меотийского озера (Азовского моря), на пятнадцать дней пути. (...) Выше их обитают, владея вторым наделом, будины." (п.21)

"За будинами к северу сначала простирается пустыня на семь дней пути, а далее на восток живут фиссагеты. (...) В тех же краях по соседству с ними обитают люди по имени иирки." (п.22)

Далее Геродот описывает образ жизни иирков, но для нас не это важно, а вот что: важно примечание комментаторов, дающееся к этому месту: "По В.В. Латышеву, иирки -- предки современных мадьяр на севере Урала".

То есть, мы подобрались уже совсем к нашим местам.

" Вплоть до области этих скифов (а для Геродота все, кто живет на севере и востоке -- скифы) вся упомянутая выше страна представляет равнину с толстым слоем почвы. А оттуда земля уже твердая, как камень, и неровная. После долгого перехода по этой каменистой области, придешь в страну, где у подножия высоких гор обитаеют люди. Как передают, все они, как мужчины, так и женщины, лысые от рождения, плосконосые и с широкими подбородками", (п.23)

Далее опять описание удивительных обычаев лысых людей, которые я опять опускаю, чтобы обратиться к комментарию, в котором говорится: "По С.Я. Лурье, "лысые" люди -- предшественники современных башкир. "

А горы, у подножия которых они живут -- это, следовательно, Урал. И тут Геродот как раз и добирается до интересующего нас.

"Области к востоку от лысых достоверно известны: там живут исседоны" (п.25).

``К востоку'' -- то есть, как раз на месте современной Тюмени, так вот. И далее (ПП.26-27-28):

" Об обычаях исседонов рассказывают следующее. Когда умирает чей-нибудь отец, все родственники пригоняют скот, закалывают его и мясо разрубают на куски. Затем разрезают на части также и тело покойного отца того, к кому они пришли. Потом все мясо смешивают и устраивают пиршество. С черепа покойника снимают кожу, вычищают его изнутри, затем покрывают позолотой и хранят, как священный кумир. Этому кумиру ежегодно приносятся обильные жертвы. Жертвоприношения совершает сын в честь отца. подобно тому, как это происходит на поминальном празднике у эллинов. Этих людей считают праведными, а женщины у них совершенно равноправны с мужчинами.

Выше исседонов, по их собственным рассказам, живут одноглазые люди и стерегущие золото грифы. Скифы передают об этом со слов исседонов, а мы прочие, узнаем об этом от скифов и зовем их по-скифски аримаспами: "арима" у скифов значит единица, а "спу" -- глаз.

Во всех названных странах зима столь сурова, что восемь месяцев там стоит невыносимая стужа. В это время хоть лей на землю воду, грязи не будет, разве только разведешь костер. Такие холода продолжаются в тех странах сплошь восемь месяцев, да и остальные четыре месяца не тепло. Вообще, там погода совершенно отличная от других стран: когда в других местах дождливая пора, там дождей почти нет, а летом, напротив, очень сильные. Когда в других местах случаются грозы, здесь их не бывает, летом же они часты. Лошади легко переносят такие морозы, тогда как мулы и ослы их вовсе не выдерживают. В других странах, напротив, у лошадей на морозе замерзают суставы, ослам же и мулам стужа не вредит."

Такие дела, согласно Геродоту, происходили в VI веке до нашей эры в местности, где нынче находится Тюмень. Впрочем, согласно В.В. Струве "рассказ об убиении массагегами и исседонами стариков вряд ли заслуживает доверия".

Первым из европейцев, кто побывал в земле исседонов был Аристей (см.) из Проконесса, пришедший туда, будучи гоним Фебом; по возвращении он написал о них эпическую поэму.

вперед | назад

Copyright ╘ М. Немиров, 1998
Все права сохранены.

M.Nemirov -- Tyumen i Tyumenshchiki


Provisional Internet edition
version 7.1 Moscow Apr. 1998