ЕВРАЗИЯ ПРЕВЫШЕ ВСЕГО Манифест евразийского движения Кризис идей в современной России В нашем российском обществе - особенно в социально-политической сфере -- на старте нового тысячелетия болезненно ощущается дефицит идей. Большинство людей - в том числе, правителей, политиков, ученых, тружеников - руководствуются в своей жизни, в политическом выборе набором сиюминутных факторов, случайных интересов, преходящих эфемерных вызов. Мы стремительно утрачиваем общее представление о смысле жизни, о логике истории, о задачах человека, о судьбе мира . Экзистенциальный и социальный выбор подменен агрессивной рекламой. На месте политической идеологий стоит эффективный (или неэффективный) PR. Исход борьбы идей определяется объемами инвестиций в зрелищные инсценировки. Драматические столкновения народов, культур и религий на поверку оказываются инструментами транснациональных корпораций и нефтяных холдингов. Человеческая кровь, человеческая жизнь, человеческий дух стали статистическими абстракциями, потребительской стоимостью, в лучшем случае - демагогической фигурой речи в слащавых и двусмысленных гуманитарных стенаниях, скрывающими двойной стандарт. На место тоталитарной униформности пришло тоталитарное безразличие. Большинство политических партий, оформленных социальных движений преследуют конъюнктурные цели. Практически нигде не встретить ясной и последовательной идеологии. Американизм и потребность в альтернативе ему Полноценней - но вместе с тем вреднее всего - мировоззренческий проект изложен у последовательных либералов. Эти силы, геополитические ориентированные на США и Запад, берут в качестве образца для копирования американскую политику, американскую экономику, американский тип общества, американскую культуру, американский цивилизационный идеал. У этого лагеря есть одно достоинство - их проект логичен и непротиворечив, в нем теория и практика связана. Но дело в том, что также логичны мировое зло, смерть, распад, разъятие и гибель органических цельностей. Либералы говорят решительное да тому "единому миру", растерянному, бессмысленному, индивидуалистическому, олигархическому, потерявшего любые нравственные, духовные и традиционные ориентиры, который силится создать в планетарном масштабе США, мировая гипердержава, воспринявшая свое технологическое и экономическое превосходство как мандат на единоличную гегемонию в планетарном масштабе. Очевидно, что американизация России, всего мира, рабская покорность новому мировому жандарму - жандарму зрелищ - очень многим не нравится. Но это проявляется чаще всего лишь эмоционально, фрагментарно, непоследовательно. Люди и целые общественно-политические движения хватаются инерциально за старое, за остатки того, что принадлежит к другим, более гармоничным и благородным эпохам, что хоть чем-то отличается в лучшую сторону от атлантистских цунами, которые захлестывают останки нашей собственной российской цивилизации. Неприязнь американского образа жизни, пресловутого "нового мирового порядка" -- это целиком положительное качество, которое следует приветствовать везде, где мы с ним сталкиваемся. Но этого недостаточно. Нам необходим активный контр-проект, реалистичная, конкретная и емкая альтернатива. Условия начала тысячелетия радикально новы. И те, кто хочет иного будущего, нежели тот управляемый хаос и неоновое разложение, которые навязывает нам Америка, обязаны не только сказать "нет", но и сформулировать, выдвинуть, доказать и отстоять другой, наш собственный, цивилизационный План. Самой масштабным, самой обобщающим мировоззрением, предлагающим такую альтернативу американской гегемонии, однополярному миру, триумфу Запада, является евразийство. Отцы-основатели евразийства Исторически евразийство сложилось в 20-е годы как попытка осмыслить логику политико-социального, культурного и геополитического развития России - как единого и по сути непрерывного процесса от Киевской Руси до СССР. Евразийцы разгадали за диалектикой национальной судьбы русского народа и русского Государства единую историческую миссию, выражавшуюся на разных этапах по-разному. Главный тезис ранних евразийцев (кн.Н.С.Трубецкой, П. Савицкий) звучал так: "Запад против человечества", народы мира, цветущая сложность культур и цивилизаций против унитарной, тоталитарной западной модели, против экономической, политической и культурной доминации Запада. Россия (и древняя, и православно-монархическая, и советская) виделась евразийцам как оплот и авангард этого мирового процесса, как цитадель свободы против одномерной гегемонии безбожного, секулярного, прагматического и эгоистического нароста на человечестве - западной цивилизации, претендующей на верховенство и материальное и духовное господство. На этом основании евразийцы приняли СССР как новую - парадоксальную - форму изначального пути России. Не одобряя атеизма и материализма в культуре, распознали они за внешним фасадом коммунизма архаические национальные черты, признали за Советской России геополитическое правонаследие русской миссии. Евразийцы, будучи последовательными и убежденными русскими патриотами, пришли к выводу о недостаточности традиционных форм, в которые облекалась в последние века Национальная Идея в России. Романовские лозунги - "Православие, Самодержавие, народность" -- были лишь консервативным фасадом, скрывавшим за собой вполне современное, в основном скопированное с Европы содержание. Советский патриотизм выражал национальную идею в классовых терминах, которые также не покрывали существо цивилизационной проблемы, не точно определяли смысл исторической миссии России. Светский национализм Романовых был формальным и имитировал европейский режимы. Советский патриотизм игнорировал национальную стихию, обрывал связь традиций, отметал Веру отцов. Был необходим синтез, новый подход. Такой подход и получил развитие в евразийской философии, в социально-политическом движении евразийцев. Отцы-основатели евразийства впервые в высшей степени положительно оценили многонациональную (имперскую) природу Российского Государства. Особенно внимательны они были к тюркскому фактору. Роль наследия Чингизхана, эстафета татарской государственности, воспринятая Москвой в XVI веке, виделась как решительный поворот России к Востоку, к самобытности, к самоценности. В православном предании именно это время связывается с Святой Русью, с превращением Москвы - в Третий Рим (после падения Царьграда и концом Византийской Империи). Миссия Святой Руси выражалась в отстаивании собой евразийской культуры, оригинального общественного устройства, по основным параметрам отличного от того пути, по которому шли страны католического и протестантского Запада. Россия мыслилась евразийцами как авангард Востока против Запада, как передовая линия обороны традиционного общества против общества современного, секулярного, приземленного, рационализированного. Но в своей многовековой борьбе за сохранение своего культурного "я" Россия в отличие от многих обществ Востока активно усваивала опыт Запада, перенимала технические, прикладные его стороны, заимствовала отдельные методологии - но всякий раз лишь с целью противопоставить Западу его же оружие. На современном языке это называется "модернизация без вестернизации". Поэтому-то России и удалось дольше других традиционных обществ эффективно противостоять давлению Запада. Из этого евразийцы делали важнейший вывод: России необходим не просто возврат к корням, но сочетание консервативного и революционного начала. Россия должна активно модернизироваться, развиваться, частично открываться окружающему миру, но строго сохраняя и укрепляя свою собственную идентичность. Поэтому евразийцев некоторые называли "православными большевиками". Увы, исторически, это замечательное движение не было затребовано в должной мере. Впечатляющие успехи марксистской идеологии делали утонченное, консервативно-революционное мировоззрение евразийцев не оперативным, избыточным. К концу 30-х годов первоначальный импульс евразийского движения и в России и в среде русской эмиграции окончательно угас. Эстафету евразийской мысли несли отныне не столько политики и идеологи, сколько ученые (в первую очередь великий русский историк лев Гумелев). Неоевразийство Драматические события последних десятилетий в России, во всем мире, снова сделали идеи евразийцев актуальными, насущными. Запад справился со своим самым серьезным цивилизационным противником СССР. Марксистская идеология резко утратила свою привлекательность. Но обобщающей новой альтернативы западничеству и либерализму (которые сегодня воплощены как в последней наивысшей точке своего развития в США и американской цивилизации - от которой начинают нервничать и сами европейцы, прародители мирового монстра) так и не появилось. Впрочем, и не могло появиться. Разрозненные фрагменты - дореволюционного национализма, клерикализма, инерциального советизма или экстравагантные фантазии экологизма и левачества - не могли сложиться в единый фронт. Отсутствовала общая мировоззренческая база, общий знаменатель. Ситуативное сближение позиций противников глобализма и американизации не приводило к истинному мировоззренческому синтезу. В этот момент наиболее внимательные умы, чистые сердца и пламенные души и обратились к евразийскому наследию. И обнаружили в нем спасительный источник, зародыш того учения, той идеологии, которая идеально соответствовала потребностям исторического момента. Неоевразийство стало складываться как социальное, философское, научное, геополитическое, культурное течение с конца 80-х. Отталкиваясь от наследия русских евразийцев 20-30-х годов, вобрав в себя духовный опыт старообрядческой традиции Русского Православия, обогатившись социальной критикой русских народников, социалистов, по-новому осмыслив достижения советского этапа отечественной истории, и вместе с тем освоив философию традиционализма и консервативной революции, геополитическую методологию и оригинальные революционные учения "новых левых" (т.е. те интеллектуальные течения, которые разрабатывались на Западе, но направлены против доминирующей логики его развития), неоевразийство стало самой серьезной мировоззренческой платформой в современном российском обществе, оформилось в целую научную школу, в систему социальных и культурных инициатив. Неоевразийство заложило основы современной российской геополитики, сформировало мощный кадровый потенциал во властных структурах и силовых министерствах и ведомствах, основывающих на евразийской геополитики многие серьезные оперативные международные, военные и экономические проекты. Неоевразийство повлияло на современную отечественную политологию, социологию, философию. Неоевразийство постепенно стало важным концептуальным инструментом российских государствообразующих монополий, нуждающихся в стратегической модели для выработке долгосрочной стратегии макроэкономической деятельности, зависящей не от сиюминутных политических процессов, но от исторических, географических и цивилизационных констант. Неоевразийство легло в основу целого веера авангардных течений в молодежной культуре, дало живительный импульс для творческого, пассионарного развития целого направления в искусстве. Неоевразийство оказало огромное влияние на политические партии и движения современной России - мы встречаем обширные заимствования из идеологическогоарсенала неоевразийства в программных документах "Единства", КПРФ, ОВР, ЛДПР, движения "Россия" и во множестве более мелких движений и партий. Однако это заимствования остаются фрагментарными, сочетаются с другими - подчас разнородными и даже противоречивыми элементами (все это делает крупные российские партии скорее конъюнктурными, деидеологизированными образованиями, созданным для решения краткосрочных, ситуативных политических задач). Новый социально-политический субъект Приходит время сделать следующий шаг, придать евразийству конкретное социально-политическое измерение. Неоевразийская идеология переросла постепенно уровень чисто теоретических разработок. Новое руководство России, всерьез озабоченное решением стратегических проблем, стоящих перед страной, и явно не удовлетворенное примитивными и разрушительными рецептами, навязываемыми Западом и проводниками западного влияния в самой России, нуждается в мировоззренческой и социально-политической опоре. Нынешняя власть, ее специфика, ее социальный портрет, радикально отличается и от позднесовесткого периода и от эпохи некритического увлечения безоглядным либерализмом. Новое государственное мировоззрение, новые отечественные шаблоны полит-корректности назрели. Об этом свидетельствует тот настойчивый поиск Национальной Идеи, которым озабочена сегодня власть. Если для решения сиюминутных задач сложившаяся политическая и партийная система пригодна (хотя мы считаем, что она неадекватна и в этом узко прагматическом смысле), то в среднесрочной перспективе (не говоря уже о долгосрочном стратегическом взгляде) она не имеет никаких шансов и нуждается в радикальном реформировании. Данная система сложилась в процессе слома советской модели и замены ее западническим либерал-демократическим образцом. Но сегодня для России не приемлемо ни то, ни другое. А тем более неуместно перед лицом сложнейшей ситуации, с которой сталкивается страна, продолжения политики опереточного зрелищного характера. Необходимы партии и движения, основанные на мировоззрении, отражающие интересы конкретных слоев населения, слитые с народом, просвещающие, обучающие и защищающие его, а не эксплуатирующие доверие (и наивность) масс ради своей частной или групповой выгоды. Все условия для появления полноценного евразийского движения в новой России созрели. И те, кто стоял у истоков неоевразийства, кто сформировал теоретические предпосылки и основы российской геополитики, евразийской философии, консервативно-революционной политологии и социологии, кто отдал много лет борьбы за идеалы Евразии, за возрождение русского народа и нашей Великой Державы, приняли решение образовать новое социально-политическое движение "ЕВРАЗИЯ". Кто станет участниками движения "Евразия"? К кому мы обращаемся с призывом войти и поддержать наше движение. К каждому россиянину, образованному и не очень, влиятельному и лишенному самого последнего, к рабочему и к менеджеру, к страждущему и процветающему, к русскому и татарину, к православному и к иудею, к консерватору и к модернисту, к студенту и к стражу порядка, к десантнику и к ткачихе, к губернатору и к рок-музыканту. Но только к тем, кто любит Россию, не мыслит себя без нее, кто осознал необходимость серьезного напряжения, которое требуется от всех нас для того, чтобы наша страна и наш народ остались на карте нового тысячелетия (откуда нас упорно пытаются стереть), к тем, кто хочет, страстно хочет, чтобы мы все наконец распрямились во всю богатырскую мощь, сбросили с нашего общего организма паразитические наросты, разорвали бы пелену умственного тумана, утвердили над страной, материком, миром наши солнечные русские идеалы - идеалы Свободы, Справедливости, Верности Истокам. Радикальный Центр Движение "Евразия" основывается на принципах радикального центра. Мы не левые, и не правые, мы не послушное властям раболепное болото, и не гавкающие с поводом и без повода оппозиционеры любой ценой. Мы понимаем, что сегодня власть в России, Президент России Владимир Владимирович Путин нуждается в помощи, в поддержке, в солидарности, в сплоченности. Но вместе с тем слепая покорность начальству, некритичное потворство власти только потому, что она власть, сегодня не менее (если не более) губительны, чем прямой бунт. Мы центристы в той мере, в какой Президент и власть действуют во благо Державы, во благо народа. Причем не популистски и сиюминутно, а в среднесрочной и долгосрочной перспективе. И здесь мы будет за Президента истово, радикально, до конца, не обращая внимание на небольшие погрешности, принимая все тяготы и трудности, которые возникнут, коль скоро Россия всерьез задастся целью спасения себя и всего остального мира от страшной угрозы, ползущей с Запада. Ничего более центристского, чем наша безоговорочная и тотальная поддержка патриотической державостроительной власти (даже в самых непопулярных ее действиях) просто не может быть. Так, наши предшественники, евразийцы, поддерживали ненавистный им, православным фундаменталистам, марскистский режим потому, что он противостоял Западу - худшему из зол. Но наш радикальный центризм не пассивен. Мы ясно осознаем, что нынешняя власть в России по самой логике вещей не обладает (и не может обладать) ясным представлением о фундаментальных стратегических целях, о философской и духовной драматической проблеме, которую несет новое тысячелетие - страшное, рискованное, угрожающее, проблематичное, ничему не научившееся за века кровавых боев и жестоких страданий... В этом смысле власть сегодня растеряна и нуждается в помощи, в ориентирах, в вехах, указать которые должен народ, его самая активная, волевая, умная, идеалистическая, патриотичная часть (она-то и должна собраться в наше движение, стать его ядром). Здесь мы меняемся местами, и теперь придет черед власти прислушаться к голосу Евразии. Этот голос не сервильное "чего изволите-с ?" покладистых искусственных экранных и диванных партий. Это могучий радикальный зов почвы, голос поколений, рев глубин нашего духа и нашей крови. Приоритеты движения Евразия Наше движение распространяет евразийские принципы на все уровни жизни. В религиозной сфере это означает конструктивный солидарный диалог традиционных для России конфессий - православия, ислама, иудаизма, буддизма. Евразийские ветви мировых религий имеют много отличий от тех форм, которые укоренились в других регионах земли. Существует общий стиль евразийской духовности, который, однако, ни в чем не ущемляет различия и оригинальность догматов. Это серьезное и позитивное основание для сближения, взаимоуважения, взаимопонимания. Благодаря евразийскому подходу к религиозным вопросам многие межконфессиональные трения можно будет обойти или урегулировать. В области внешней политики евразийство предполагает широкий процесс стратегической интеграции. Воссоздание на основе СНГ солидарного Евразийского Союза (аналог СССР на новой идейной, экономической и административной основе). Стратегическая интеграция внутренних пространств СНГ постепенно должна распространиться и на более широкие области - на страны оси Москва-Тегеран-Дели-Пекин. Евразийская политика призвана открыть России выход к теплым морям, но путем войны и страданий, но путем мира и открытого дружеского сотрудничества. Евразийская политика в области Запада предполагает приоритетные отношения со странами Европы. Современная Европа - в отличие от эпохи, когда творили отцы-основатели евразийства - не является более источником "мирового зла". Стремительные политические события XX века способствовали передачи этой сомнительной инициативы еще западнее - в Северную Америку, США. Поэтому на нынешнем этапе Россия может найти в Европе стратегических партнеров, заинтересованных в возрождении своего былого политического могущества. Евразийская Россия должна выступить в роли освободительницы Европы, но на сей раз от американской политической, экономической и культурной оккупации. Евразийская политика России ориентирована на активное сотрудничество со странами Тихоокеанского региона, в первую очередь с Японией. Экономические колоссы этой зоны должны увидеть в евразийской политике России ориентир для самостоятельного политического, а также стратегический и ресурсный потенциал, новые рынки. На планетарном уровне евразийство выражается в активном и повсеместном противостояние глобализации, тождественно "антиглобалистскому движению". Евразийство отстаивает цветущую сложность народов, религий и наций. Все антиглобалистские тенденции заведомо являются "евразийскими". Мы являемся последовательными сторонниками "евразийского федерализма". Это означает сочетание стратегического единства и этно-культурной (в определенных случаях экономической) автономии. Многообразный уклад на местном уровне в сочетании со строгим централизмом в основных моментах, связанных с интересами Государства. Мы должны возродить традиции русского народа, способствовать восстановлению демографического роста русских. И самое главное, пробудить в народе присущую ему органически духовность, нравственность, высокие идеалы, живой и страстный патриотизм. Без приоритетного возрождения русской нации евразийский проект не имеет никаких шансов стать реальностью. Понимание этого факта лежит в основе нашего мировоззрения. Евразийство в социальной сфере означает приоритет принципа общественного над индивидуальным, подчинение экономических моделей стратегическим, социальным задачам. Вся история хозяйства Евразии демонстрирует, что развитие хозяйственных механизмов здесь происходит по логике, альтернативной либерал-капиталистическим, индивидуалистическим моделям личного обогащения, развившимся на Западе на основе протестантской этики. Либеральная логика хозяйствования чужда Евразии, и не стоит путем колоссальных усилий ломать эту укорененную черту нашего народа. Коллективный, общинный принцип ведения хозяйства, привнесение критерия "справедливости" в процесс распределения - является устойчивой чертой нашей экономической истории. Евразийство настаивает на позитивной оценке этого обстоятельства, на его учете и на этом основании отдает предпочтение социально-ориентированным хозяйственным моделям. Евразийство предполагает переоценку архаического, древнего. Трепетно относится к прошлому к миру Традиции. Развитие культурного процесса евразийство видит в новом обращении к архаике, в вплетении изначальных мотивов культуры в ткань современных форм. Приоритет в этой области отдается национальным мотивам, народному творчеству, продолжение и возрождению традиций. Будучи мировоззрением новым и свежим, только складывающимся в окончательные формы, евразийство обращается приоритетно к молодежи, к людям, чье сознание еще не испорчено хаотическими скачками от одной неадекватной идеологической модели к другой, еще менее адекватной. Мы должны воспитывать нашу молодежь заново. Евразийский идеал - сильный, пассионарный, страстный, здоровый и красивый человек (а не пропитанный кокаином ублюдок мондиалистских дискотек, расхлябанный бандит или продажная шлюшка). Мы безжалостно вытравим из молодежи культ уродства и патологии, цинизма и пресмыкательства перед суррогатами мировых зрелищ. Мы не позволим убивать, насиловать, унижать, извращать, продавать и сажать на иглу наших детей. Мы установим культ физического и духовного здоровья, силы и доблести, верности и чести. Движение "Евразии" может стать реальностью только в том случае, если вокруг него сплотятся многие. Немало может сделать и один человек, но поэзия, как сказал Лотреамон, дело всех! В еще большей степени Евразия - дело всех! Теперь все зависит от наших усилий. Никто не обещает только побед, повышения благосостояния или зрелищных акций. Впереди ежедневный кропотливый труд, часто невидимый извне. Впереди трудности и битвы, потери и страдания, но впереди также Великая Цель! А.Г.Дугин