Любимая пизда церетели

Миша Вербицкий

Многие не любят академика Зураба Церетели. Не без оснований: академик жаден, бездарен, немало наворовал, и ко многим своим "произведениям", судя по валовому продукту его мастерской, даже не притрагивается. Это и не нужно - в типовых медведиках, зайчиках и белочках не больше индивидуальности, чем в "девушке с веслом". Зато он обаял мэра, и теперь в каждом закоулке Лужков возводит церетелиевское сооружение, кривое и страшное как моя жизнь.

Из всех продуктов скульптора, мне больше всего нравится колонна, возведенная где-то в зоопарке. Размером с двухэтажный дом, это цилиндрическое сооружение изображает героев сказок Пушкина, спрессованных неимоверным давлением в чудовищную изуродованную массу, словно взывающую о помощи. Подобная колонна является основным действующим лицом фильма "Восставший из ада III: Ад на земле". Адские мстители, с гвоздями в черепе и мясными крюками по всему телу, упокоенные сумасшедшим доктором в предыдущей серии, возвращаются к жизни в произведении монументальной скульптуры, и рвутся продемонстрировать другим действующим лицам все прелести адской жизни. Я не знаю, что нам хотят сообщить создания Зураба Церетели, но подозреваю, что это сообщение будет не менее ужасно. Когда инфернальные зверюшки, спрессованные резцом плодовитого грузина, проснутся к жизни, их мщение будет кроваво и бесповоротно. "Ад на земле", как и было сказано. Разве можно не любить Зураба Церетели? Нельзя не любить.

В Париже когда ставили Эйфелеву башню, тоже многие между прочим ругались, а теперь всем нравится. Надо полагать, что с монументальными ублюдками Церетели произойдет то же самое, что и со всеми другими монументальными ублюдками и просто - поколение, выросшее в тени этих ублюдков, находит в них ностальгическую прелесть и даже патриотизм. Поэтому борьба с "творчеством" Церетели, возводимым в Москве мэром - задача совершенно неблагодарная и даже ненужная. Потомки не похвалят. Как ни плох Церетели, а наиболее плодовитый пост-советский скульптор - это не Церетели, а Клыков. И это гораздо хуже. Благодарите мэра, что вместо этого Церетели.

Возведение монументальных зайчиков, памятников Петру и тому подобного инферналитета, напоминающих увеличенные в тысячу раз сувениры из бабушкиного комода, купленные ею у хитрожопых частников на кавказских курортах - дело хорошо оплачиваемое, но непочетное. Время от времени академик изменяет репрезентативному искусству с абстрактным; результаты этого отличаются прямо-таки фантастической уродливостью, необычной даже для Церетели. Но монумент украинской пихвы, названный Церетели "слеза скорби" - уродлив даже и в этом ряду. А виноват в этом Марат Александрович Гельман.

Лет десять назад Гельман боролся с Церетели за "Музей современного искусства". Церетели считал себя специалистом по современному искусству и фактически новым Пикассо, и поэтому требовал из мэра фонды под создание музея своего имени. Гельман справедливо указывал, что "современное искусство" это когда дрочат на Красной Площади, рубят иконы с какашками или выкладывают слово "хуй", ну в крайнем случае - если Эрик Булатов пишет красивый пейзаж со словами "Слава КПСС", демонстрируя этим антисоветскую сущность современного искусства. Зураб Константинович уроков Гельмана не усвоил, но его личную мифологию пополнила легенда о Церетели - гениальном, но гонимом абстрактном художнике. С тех пор Церетели возомнил себя "абстракцистом".

Плоды этого заблуждения можно наблюдать на станции метро "Площадь Победы". Торец "Площади Победы" украшает схематический план генералов участников Отечественной войны 1812 года, нарисованный в стилистике картины "Сеятель" из фильма "12 стульев" - очевидно, основном источнике представлений Церетели об абстрактном искусстве.

Я так думаю, что Зураб Константинович долго не мог врубиться в "современное искусство", и наконец решил, что это просто жульничество. А в жульничестве преуспеть нетрудно. И взяв за образец художественные опыты Остапа Бендера, хитроумный грузин решил покорить ими Москву и Америку. И покорил! Потому что монумент украинской пихвы (под названием "Слеза скорби"), который уже открыли, наверное, в штате Нью-Джерси, ничем не отличается от сотен и тысяч других монументов, возведенных там же.

Александр Медведев, в книге "Похищение Европы", рассказывает, что американское абстрактное искусство это на самом деле заговор ЦРУ. Но то же самое гораздо лучше излагается в книге "Незнайка на луне", воистину энциклопедии русской жизни.

...От нечего делать Незнайка часто смотрел на висевшую на стене картину с непонятными кривульками и загогулинками и все силился понять, что на ней нарисовано.

-- Ты, братец, лучше на эту картину не смотри, -- говорил ему Козлик. -- Не ломай голову зря. Тут все равно ничего понять нельзя. У нас все художники так рисуют, потому что богачи только такие картины и покупают. Один намалюет такие вот загогулинки, другой изобразит какие-то непонятные закорючечки, третий вовсе нальет жидкой краски в лохань и хватит ею посреди холста, так что получится какое-то несуразное, бессмысленное пятно. Ты на это пятно смотришь и ничего не можешь понять -- просто мерзость какая-то! А богачи смотрят да еще и похваливают. "Нам, говорят, и не нужно, чтоб картина была понятная. Мы вовсе не хотим, чтоб какой-то художник чему-то там нас учил. Богатый и без художника все понимает, а бедняку и не нужно ничего понимать. На то он и бедняк, чтоб ничего не понимать и в темноте жить". Видишь, как рассуждают!.. Я таких рассуждений вдоволь наслушался, когда работают у мыльного фабриканта. Есть такой мыльный фабрикант Грязинг. Только я у него не на фабрике работал, а в доме. Истопником был. Ну, братец, нагляделся я, как богачи-то живут! Домище у него огромный! Комнат видимо-невидимо! Одних печей приходилось двадцать пять штук топить, не считая каминов.

Американцы получили то, чего заслуживают.





Advertisement on IMPERIUM.LENIN.RU:
Человек есть мордоврат, недостойный Тайных Врат. | Психоделия и пост-структурализм
В. Истархов, Арийско-Русско-Славянская академия | Воля и власть


:ЛЕНИН: