Misha Verbitsky's Friends
[Most Recent Entries]
[Calendar View]
[Friends View]
Below are 25 friends' journal entries, after skipping by the 875 most recent ones.
[ << Previous 25 -- Next 25 >> ]
Friday, July 30th, 2004 |
man_with_dogs
|
3:28a |
Сопротивление без лидера - Сегодня Полезные тексты желательно распространять максимально широко. Настолько, чтоб стало бессмысленным уничтожение отдельных узлов. Чтоб они оказались проиндексированы, попали в чужие ссылки и прочее.
Симсон Гарфинкель
Сопротивление без лидера - Сегодня
(сокращенный перевод)
Структура большинства нелегальных группировок пирамидальна и соответствует структуре современной корпорации: лидер (президент), узкий круг "посвященных" (вице-президенты), затем управляющие процессом выполнения конкретных задач (менеджеры) и операторы (рядовые сотрудники). Например,"Тигры освобождения
Тамил Илама" под командованием В. Пребхакарана состоит
из 6 подразделений с общим бюджетом более 100 млн. долларов.
Некоторые группировки (ИРА, Хезболла) в результате многолетних
организационных усилий переросли собственно терроризм - в
конце концов, волна насилия, дестабилизируя оба лагеря, превращает
самосохранение в главную цель организации. Даже сравнительно
не большая Аль-Кайеда располагает корпоративной структурой,
включая военное, политическое, легальное и финансовое отделения.
В данной статье рассматривается принципиально
иной тип организации: сопротивление без лидера (букв. "безначальное
сопротивление"; БС). В США БС используется наиболее широко,
например, белыми сепаратистами, противниками абортов, активистами-экологами,
борцами за права животных. БС может быть взято на вооружение
сторонниками самых разных идеологий. Многочисленные проблемы
и трудности "классического" сопротивления без лидера
преодолимы с помощью современных коммуникационных технологий,
средств связи.
Это не значит, что БС - самый эффективный вид
организации. Скорее это одна из крайних мер, обращение к которой
- честное признание критического положения. Можно расценивать
БС как стремление во что бы то ни стало отстоять позиции перед
лицом подавляющего превосходства противостоящей стороны. Однако
БС вряд ли можно назвать фактором, сдерживающим борьбу.
Истоки
Американский белый сепаратист Л. Бим, первый популяризатор
БС, в 1983 опубликовал эссе с описанием технологии борьбы самоорганизующихся
антиправительственных ячеек. Бим оспаривает традиционный пирамидальный
принцип организации национально-освободительных, повстанческих
армий, борющихся с тиранией, как опасный в первую очередь для
самих повстанцев:
"Снова и снова подтверждается на опыте,
что антигосударственные политические организации, использующие
метод командования и контроля легко инфильтрируются правительственными
агентами. В США группировки патриотов постоянно разваливаются
и уничтожаются изнутри действиями провокаторов".
По методу Бима, для достижения хоть какого-то
эффекта следует пропагандировать объединение людей со схожими
взглядами на жизнь в отдельные, независимые ячейки, не координируемые
"сверху". Связи между ячейками необходимо также свести
к минимуму.
"Организация "фантомных ячеек"
не имеет контролирующего и направляющего действия центра. Группы
соратников действуют самостоятельно и не сообщают о своих действиях
ни в штаб, ни лидеру, как это происходит в коммунистических
партиях
Участники проекта БС организованные в "фантомные
ячейки" обязаны знать, что и как им делать. Только на первый
взгляд это "непрактично". На деле вовлеченные в движения
люди обладают схожим мировоззрением и, как правило, реагируют
в данной конкретной ситуации определенным образом..."
Пропагандируя принципы БС, Л.Бим, тем не менее,
претендовал на роль лидера и главного идеолога движения белых
сепаратистов. Многими БС было воспринято как метод деления движения
на легальное крыло, занимающееся пропагандой и боевое подпольное
крыло.
В США принципы БС были использованы на практике
еще до публикации Бима. Так, в 1971 В.П.Гейл основывает организацию
Posse Comitatus, состоящую из вооруженных ячеек, почти не связанных
между собой и ориентированных на независимое выживание, неуплату
налогов и т.д. Они считали государство враждебным народу и коррумпированным
не только на федеральном, но и на местном, окружном уровне.
БС сегодня
Термин "БС" часто используется для обозначения
любой скрытой организации, состоящей из отдельных ячеек. Это
неверно. Термином следует обозначить по большей части группы
с отсутствием двусторонних вертикальных связей и лидеров как
таковых.
При многих непредвиденных обстоятельствах сопротивление
по Биму может вылиться в спонтанные акции анархического насилия
без каких-либо политических целей. Преимущества данного метода
могут быть сведены на нет действиями одиноких озлобленных "симпатизантов"
и пользующихся случаем криминальных элементов.
Насилие БС отличается от эффекта бессистемного
"культурного сопротивления", описанного социологами.
Будучи не координируемым, БС все же имеет конкретную политическую
цель. Как правило, категории объектов определяются конкретными
действиями. Так, когда член Фронта освобождения Земли атаковал
офис продаж спортивных машин, это открыло новое "направление"
в "битве".
Освещая отдельные события подробней других, и
полностью игнорируя третьи, СМИ создают дополнительное преимущество
для идей БС. Успешные акции копируются симпатизантами, особо
успешные - способствуют притоку людей в БС. Безуспешные акции
просто замалчиваются и забываются. Сообщаясь таким образом исключительно
посредством СМИ, ячейки БС становятся еще более недоступными
для инфильтрации.
De facto "лидером" всего движения БС
мог бы стать идеолог, автор-вдохновитель или просто известная
личность, определяющая широкие категории объектов, но не участвующая
ни в планировании, ни в самих акциях. В США "лидер"
БС может апеллировать к Поправке 1, защищающей свободу слова.
Вполне возможно, что Л.Бим рассчитывал на роль именно такого
"лидера".
Следует отметить, что подлинных политических сдвигов,
достигаемых консенсусом социальных групп или решением элит,
движению БС вряд ли удастся достигнуть.
Далее мы вкратце рассмотрим группы, использующие
тактику БС против объектов в США.
SHAC (Stop Huntingdon Animal Cruelty)
Организация использует БС для борьбы с крупнейшими
в мире лабораториями, где используются подопытные животные (расположены
в Хантингтоне). Кампания координируется с помощью электронной
почты. Рассылка SHAC насчитывает до 5000 подписчиков только
в Великобритании. SHAC располагает веб-сайтами, (www.shac.net,
www.shacusa.net, www.shacgermany.net, www.shacpt.net, www.huntingdonsucks.com).
Сайты могут быть обнаружены не только по ссылкам, но и с помощью
поисковых систем, простым копированием названия с портала новостей
типа cnn.com.
Кроме раскрытия целей и идеологии движения, сайты
содержат перечни объектов: начальство лабораторий с полными
контактными данными, а также список организаций-партнеров, посредством
которых можно оказать давление.
Даже просто публикация списка известных акционеров
лабораторий в прессе вызывает успех - падение курса акций. Рассылка
1700 писем самим акционерам с предупреждением о том, что они
могут стать объектом протеста, заставили 250 из них сразу же
продать акции - на всякий случай.
В конце концов, предприятию отказала в услугах
даже его страховая компания. Несколько актов вандализма, телефонные
атаки, дымовые шашки в офисах подлили масла в огонь.
SHAC не говорит о себе как об организации, называя
плоды деятельности результатом "массового движения".
Ни одна из акций не была формально организована. Фактически
о реальных исполнителях ничего не известно.
Earth Liberation Front. Фронт Освобождения
Земли
В соответствии с информацией на веб-сайте ФОЗ
- международное подпольное движение, состоящее из автономных
групп, которые осуществляют акции прямого действия.
Безопасность участников групп обеспечивается полной
анонимностью. Децентрализация, отсутствие иерархии и официального
членства помогает участникам не попасть в тюрьму.
Акции должны отвечать требованиям: наносить экономический
ущерб структурам, делающим деньги на уничтожении природы, иметь
образовательно-пропагандистский эффект на публику и не должны
повлечь человеческих жертв.
Так или иначе ФОЗ является одной из первых подлинных
попыток реализовать на практике концепцию БС. С 1992 по 2003
гг. ущерб от поджогов и прочих актов вандализма и саботажа составил
до 50 млн. долларов.
Заявления об ответственности за акции и прочую
информацию Фронт сообщает через анонимную пресс-службу, распространяющую
коммюнике в Интернете. При этом распространители, являясь практически
легальной структурой, заявляют об отсутствии непосредственных
связей с членами Фронта и их идеологией, ставя своей задачей
"беспристрастное" информирование общественности. Исключительно
из интересов поддержания свободы слова в нужном тонусе. Результаты
деятельности подобного "наблюдательного" центра впечатляющи
- каждая из удавшихся акций получает широкий резонанс. Если
одна из них все же повлечет чью-либо смерть, можно быть уверенным,
что она будет замалчиваться и власти скорее предположат криминальный
след. Излюбленная тактика Фронта - поджог. Но ведь его могут
совершить, например, и в целях получения страховки.
Фронт не проводит демонстраций, пикетов и вообще
акций, где требуется участие хотя бы 3 и более человек. Скачав
в Интернете 37-страничное техническое руководство, любой воодушевленный
идеей человек, потратив 50 долларов и пару уик-эндов, будет
готов к поджогу, раскрыть который будет практически невозможно.
Впоследствии фото горящего здания появится на
первой странице "независимого" сайта с нейтральным
комментарием. Даже при уничтожении сайта и всех его "зеркал"
резонанса в СМИ можно будет достигнуть, посылая анонимные сообщения
в СМИ и используя интернет-форумы.
В результате до 11.09.2001 ФБР расценивало Фронт
как наибольшую угрозу общественной безопасности внутри США.
Методы противодействия. Сетевой анализ и БС
СА является логистическим методом спецслужб по
борьбе с сетевой организацией, когда выявляются конкретные персоны,
имеющие наибольшее количество личных связей внутри группировки
- своеобразные узлы в сети.
Но эти связи можно обнаружить только при их наличии.
Традиционные повстанческие организации "завязаны"
на деньгах, командовании, снабжении, вербовке новых членов.
Многие из этих связей существуют не для пользы дела, а для воспроизводства,
поддержания существования самой организации.
БС лишено всего этого, "организация"
здесь попросту отсутствует. Место Организации, постоянно ставящей
вопрос о самосохранении, занимает сама Идеология. Для выживания
и привлечения интереса идеологии нужен постоянный поток акций
прямого действия.
В эпоху Интернета автономные ячейки БС получают
возможность подлинно анонимного взаимодействия. Сетевая публикация
документов становится мощным оружием.
Каждому участнику движения достаточно совершить
хотя бы одну акцию. Даже впоследствии разочаровавшись в идеях
движения (или отправившись в места не столь отдаленные), участник
и его действия уже будет существовать в медийном, электронном,
новостном, визуальном, текстовом пространстве, снабжая Идеологию
свежей кровью.
Вычисление связей по электронной почте (например)
между настоящими и будущими членами движения в принципе возможно,
но этот метод не сулит службам, противодействующим экстремизму,
больших успехов.
Скачивать, просматривать "опасные" тексты
может не только потенциальный нарушитель спокойствия, но и исследователь,
журналист или сетевой робот.
Новые коммуникационные технологии позволяют существовать
Идеологии самостоятельно, без членских списков, финансовых счетов,
непосредственных связей между ее носителями - и без кнопки "выкл.".
С такой Идеологией невозможно найти компромисс или бороться.
Так, возможно, что ФОЗ существовал какое-то время вообще без
"членов", возможно даже длительное - точно мы не знаем.
Наиболее подходит тактика и стратегия БС движениям,
которые не рассчитывают на широкую поддержку в народе.
Правительство может предпринять попытку сбить
порыв БС просто "навешивая" случайно задержанным активистам
огромные срока. Так, испортивший три спортивных машины Дж.Лёрс
был посажен на 22 года, ровно столько же, сколько он успел прожить.
Такие методы крайне неэффективны, они вызывают сочувствие "несправедливо
пострадавшему" и выставляют правительство в роли карателей.
Раскрывается сеть БС главным образом благодаря
непостоянству самих участников. Окрыленные успехом, они неизменно
склонны создавать структуры наподобие фан-клубов, групп поддержки,
т.е. социализироваться. Таким образом, появляется сеть "внешнего
уровня", и сетевой анализ может быть использован против
нее в полном объеме.
Перевод с английского Константина Орехова |
kolossal
|
3:12a |
свободу перлюстрации Есть такое кино "Чужие письма" супругов Авербах (сценарий написала жена). Я его не смотрел, но порядком наслышан, что там центральный нерв – девка прочла чужое письмо. Училка ей втык, а она пытается выяснить: а почему чужие письма нельзя читать? И та вынуждена ответить: нельзя и всё тут. В общем, потому что потому. То есть неприкосновенность переписки – это общечеловеческая ценность. На мой взгляд, очень вредный фильм, активно готовивший перестройку. По-нашему, по-советски училка должна была сказать: "Письма могут читать только компетентные органы. В исключительных случаях – старшие товарищи". А на вопрос девки: почему, – должна была ответить так: "Потому что наше общество защищает жизнь людей от несанкционированного любопытства всяких охламонов, среди которых могут оказаться и враги народа. Поэтому учись, девочка, получше, веди себя попримерней – со временем и тебе, возможно, доверят тайну переписки". И девица бы заткнулась. А монолитность советского общества также была бы сохранена. |
kolossal
|
3:09a |
театр одного Трахтенберга Есть такой мерзкий рыжий жидёнок Трахтенберг, кривляющийся и корчащий из себя отморозка. Сильно смахивает на Табакова. Только тот так же корчит из себя утончённого интеллигента. Получается, что Табаков – это Трахтенберг от театра. |
dodododo
|
1:09a |
nostalgie andrewmed только приехал из Армении. он вывесил у себя некоторые фотографии, "забракованные" же выслал мне. среди них есть очень хорошие, и я рискнула поместить у себя. ( +2 ) |
kolossal
|
3:05a |
безусловно, ценный вклад На удивление добросовестная статья А.Шмулевича об Исламской республике Иран. О степени добросовестности можно судить по тому, что автор согласен: политическая система ИРИ – это, "безусловно, ценный вклад Ирана в мировую политическую практику". И на том спасибо. (Помню, как у Кара-Мурзы на ТВ-6 в ночных новостях выстроились в очередь "ирановеды", каждый из которых повторял, как заведённый: конечно, режим в Иране авторитарный... И это про страну со свободными выборами и борьбой партий!) |
kolossal
|
2:58a |
отверженные Посмотрел сейчас американскую версию "отверженных" Гюго. Кошмарный антураж буржуазной Франции 19-го века чуть ли не каждым кадром отсылает к жизни "независимой демократической России" века 21-го(!). Здесь преарсно в очередной раз видна ПЕЩЕРНОСТЬ ДЕМОКРАТОВ. Между прочим, есть у нас всем известный свидетель реальной жизни предвоенной Франции. Имя ему Эдита Пьеха. Она выросла в кошмарной нищете шахтёрского посёлка в Эльзасе. А после войны смогла вырваться оттуда в советский рай. И что-то я не слышал, чтобы она даже съездила разок на места её молодости! И вообще много бы могла рассказать про реалии общества частной собственности. Но почему-то её об этом не спрашивают. |
kolossal
|
2:56a |
|
Thursday, July 29th, 2004 |
anarchist_2001
|
6:53p |
Она позвонила.
Current Mood: oh yes |
Friday, July 30th, 2004 |
man_with_dogs
|
2:57a |
Эффективное использование средств В одном обсуждении сбора средств подняли такую тему - на каждый наш рупь ихних будет сто, а потому сбор средств кто-то посчитал даже бессмысленным. А я вот не считаю так. Приведу пример эффективного вложения мизерных средств, которое перебить может и миллиард долларов: снайперская винтовка. И не всегда эта винтовка может быть буквальной и стрелять обычными пулями. Иногда - при работе с особо вампиристыми гражданами - пули надо отливать из серебра правды. |
zug
|
12:36a |
дневник - набрал сегодня перед институтом белых грибов - хотим в воскресенье поехать в лес (гулять) - зуб прошёл (почти) - завтра рано вставать - утром, по пути на работу, наблюдаю садовую жизнь, речку Окер и электростанцию! |
hvil
|
2:30a |
Vive La Republic! Весьма приникся фильмом "Отверженные". Сказывается, видимо, пробелы в моем литературном образовании.
Проникся вот по какому поводу:
в этой истории любопытно отслеживать связи между любовью и политикой, которая в свою очередь распадается на Власть и Революцию.
Любовь рождается как ответ на революционную речь на площади, а планирование восстания прерывается на свидание перед монастырем. После она обещает ждать его, пока он там, на баррикадах; он же не покидает восставших, чтобы вернуться к ней.
В свою очередь, власть христианская, внутренняя, переплетается с судьбе героя с каторгой и полицией, преследующей его, как формой власти внешней. Так что внутренняя власть становится защитой от протеста, направленного на уничтожение внешнего принуждения: сам герой отказывается примирять на себя эту роль судьи.
В этой "диалектике" интересно то, что христианское смирение находит здесь своим невольным союзником революционную практику: они объединяются против общего врага - власти "мира сего".
В итоге нам предлагается своебразная стоическая концепция: протест не может уничтожить власть, власть самоуничтожается в акте христианской власти самим собой. Но проблема, однако, заключается в том, что такое самоуничтожение власти стало возможным только как опосредованное революционной практикой.
"Все есть политика". И продолжалось это в удивительной стране Франция по крайней мере до 1968, а нынче, будем надеяться, дойдет и до нас.
В общем "его нужно предупредить, что его дочь влюблена в опасного радикала" или, другими словами, Viva La Revolution!
Current Music: - - Наши песни будут петь при коммунизме |
tidzin
|
2:25a |
Рекламная пауза Видеореклама добралась до пассажиров американских лифтов:
http://www.membrana.ru/lenta/index.html?3458
Американский медиа-гигант Gannett вместе с недавно приобретённой им молодой фирмой Captivate Network начали в национальном масштабе кампанию по установке в лифтах видеоэкранов для демонстрации рекламы.
Лифт им представляется своего рода мобильным театром, где пассажиры зрители поневоле могут переваривать заголовки новостей, сообщения о спорте, информацию о погоде и конечно же, рекламу товаров и услуг. На большей части плоских экранов без звука демонстрируются текст и графика от CNN, Weather Channel и Wall Street Journal и других партнёров, на меньшей реклама. В ближайшие 20 месяцев обе компании рассчитывают установить в лифтах около 4,5 тысяч экранов.
Опрос общественности, проведённый фирмой Arbitron, показал, что публика в целом не возражают против просмотра рекламы поневоле, вроде роликов перед кинофильмами. На этих данных Gannett и основывается. С другой стороны, видеореклама в лифтах вызывает сопротивление. Среди ярых противников, к примеру, организация "Америка без шума" (Noise Free America) , посвятившая себя борьбе с шумовым и визуальным загрязнением страны.
Ядовитое хриплое хихиканье общества зрелищ... Люди смотрят рекламу по телевизору, они смотрят ее на улице на омерзительных рекламных щитах и растяжках, слушают ее в метро, автобусах и маршрутках, когда едут на РАБоту, впитывают по радио... Логично возместить упущенное звено, установив телескрин в лифтах. Следует ожидать таких устройств в санузлах, чтобы время, потраченное там, не пропадало даром. Странно, что у кого-то хватает наглости возмущаться в ответ. Нам, надеюсь, лет 30 еще такое не грозит. А если и поставят, в наших-то лифтах, то на экранах сразу же маркером напишут хуй, в.цой жыв и другое интересное, а потом и вовсе поразбивают. Хорошо |
eremei
|
1:05a |
Мирное Надо бы что-нибудь мирное перед сном запостить, а то ведь не засну. Вот, нашел: это дети мои - Петя и Наташа. (Фот кликается.) [4 мая 2004, пианка в честь приезда bbb. Плечо в правом нижнем углу принадлежит именно ему.] Спокойной ночи, дамы и господа, хорошие мои. |
shlyahtich
|
12:43a |
Я куплю Компактные Диски Завтра буду в городе с z_i_g_f_r_i_dом, надо будет всенеприменно прикупить свежевышедший игровой продукт STALKER: Shadow of Chernobyl, дабы было чем кормить GeForce4 и моё безделие ;)Ещё пожалуй куплю компакт БОНИ НЕМ, уж больно родственным моему conceptual psihodelic suicide trash кажеться их стиль psihodelic rock, в принципе играют то же что и мы с ребятами когда пьяные, только у них музыкальные инструменты есть и гламурной попсовости побольше, что несомненно хорошо. Current Mood: ХочуCurrent Music: БОНИ HEM - НАС НЕ ДОГОНЯТ |
r_l
|
12:35a |
|
chernov
|
1:31a |
Fleur а у меня почему-то вообще пропал интерес к ЖЖ. скучно мне что-то стало сюда писать, читать. а вот Fleur слушать - очень интересно:
"по инерции в облаке света неживые шагают тела выдыхаю воздух нагретый но я слабый источник тепла..."
они так же как и я, пустоту любят и культивируют ее. а еще они иногда умеют говорить о таких вещах, о которых даже просто подумать бывает очень сложно.
так что извините, если что.
"...она-а-а плавает в формалине несовершенство линий движется постепенно
у меня ее лицо ее имя свитер такой же синий никто не заметил подмены..."
это про жизнь наверное... |
r_l
|
12:25a |
Новости ономастики В Тарту, сообщила Аська, недавно родился ребенок по имени Сивер Тимурович Мыйстус. |
thipharet
|
12:22a |
Космические суки и бляди Типа вот: Абсолютный потребитель, венец творения, субъект капиталистической экономики - лопоухий, жирный, наглый, невежественный олигофрен, истекающий говном и соплями ЛЕТИТ В ВОЗДУХЕ, как говно. Убивать, убивать, только убивать. Убивать и кастрировать. Убивать, кастрировать, насиловать и пиздить ногами. И убивать. Привет Миша Current Mood: guilty |
regenta
|
1:03a |
Любить по-русски Вот, от моих как здешних, так и от нездешних читателей (включая и собственную дочь) иногда приходится слышать ехидные замечания и вопросы в собственный адрес типа того, а бьётся ли вообще трепетное сердце под красно-коричневым халатом публицистки Газизовой? Способна ли она вообще к чему-нибудь более нежному и существенному, чем написание зубодробительных политических сатир, исполненных ехидства очерков нравов и заковыристых культурологических размышлизмов? Женщина она, в конце концов, или кто? Ну да, вынуждена признаться (покрываясь, по причине застенчивости, густой краской стыда): в самом деле, так оно и есть: не чужды мне романтические (а также реалистические) страдания, отнюдь не чужды. Правда, из соображений свойственной мне щепетильности (равно как и из соображений чести) я вам, конечно, не назову никакие имена-явки-фамилии, поскольку если кабальеро обязан сохранять инкогнито своей дамы, то уж и дама-то, тем паче, обязана сохранять инкогнито своего кабальеро. Однако, подражая героине нелюбимого мною Пушкина, чертившей на стекле заветный вензель О да Е, я (хоть я и не Татьяна, а всего лишь Ольга) мой заветный вензель тоже, конечно, черчу но только вот не на стекле (ну да, очень мне это надо: потом самой же и придётся оконное стекло мыть и изо всех сил его тряпками тереть; чай, никакая Арина Родионовна в домработницы мне не нанималась), а, так сказать, на стекле монитора; начертив очередной такой вензель с приаттаченным к нему посланием, я и отправляю его электронной почтой по прямому назначению. (Ну да, это только у Пушкина извращенка Маша сношалась с Дубровским через дупло, и такой вот вид общения меня явно не вдохновляет.) Короче, так: про сам-то мой заветный вензель я вам, конечно, ничего не скажу (это чтоб ни у кого ни возникло желания перелопачивать адресные книги России и её окрестностей), а потому ограничусь одним только инициалом из этого вензеля, то есть, чисто конкретно, буквой Р. А посему, приступая к дальнейшему изложению, я могу смело сказать, что этот мой пост посвящается Р.. Но вот прочтёт ли его сам Р. (да и читает ли он ЖЖ, да и знает ли он вообще о существовании такового) этого я не ведаю. Ну что ж, моё дело маленькое высказаться, сказать, то бишь отправить моего почтового голубя по назначению, а вот долетит ли он, сизый голубь, к моему ясному соколу Бог весть. Правда, говорить от первого лица, в этаком деликатном контексте, мне, ясное дело, как-то не с руки, неловко. А потому я сделаю вид, будто погружаюсь в привычную для меня стихию якобы объективного и якобы отстранённого филологического анализа. Как говорится, и чтоб никто не догадался, что эта песня о тебе. Хотя, с другой стороны, чего стесняться-то, так оно и есть: эта песня о тебе. О ком? Ну так я же это уже сказала и с удовольствием повторю ещё раз посвящается Р..
Русская песня, доложу я вам, - это чудо. И очень многие из этих песен я люблю. Но, как говорится (опять, блин, приходится вспоминать нелюбимого мной Пушкина!), "ни одна из них меня не укрепляет, как та..." - как та, которая называется "Тонкая рябина". Я приведу её целиком, исключив, ради экономии места, повторы строчек и целых строф. Итак.
Что стоишь, качаясь, Тонкая рябина, Головой склоняясь До самого тына?
А через дорогу, За рекой широкой, Также одиноко Дуб стоит высокий.
Как бы мне, рябине, К дубу перебраться? Я тогда б не стала Гнуться и качаться.
Тонкими ветвями Я б к нему прижалась, И с его листвою День и ночь шепталась!
Но нельзя рябине К дубу перебраться. Знать ей, сиротине, Век одной качаться!
Первая строфа этой замечательной песни содержит в себе, как мы видим, один вопрос ("Что стоишь?.."), логически предполагающий ответ на него (типа Стою, потому что). Однако здесь, в песне, ответ на вопрос получается, так сказать, асимметричным. Собственно говоря, ответа как такового здесь даже и нет, потому что вместо него анонимный автор просто переводит наш мысленный взор через дорогу и за реку широкую, где в таком же одиночестве, как и сама героиня, пребывает её визави и предмет её поклонения. Так вот, если бы эту самую тему, тему двух одиночеств, предложить для разработки какому-нибудь современному драматургу-сценаристу (ну, например, Виктору Мережко), то он бы одним махом накатал соответствующую трагикомедию о том, как эти самые два одиночества друг к другу стремятся, друг от друга отталкиваются и т.д. Словом, о том, что и хочется, и колется, и мамка не велит. Но то Мережко, а то народная песня: ей вся эта сентиментальная психология совсем не к лицу. Русская песня трогательна, но не сентиментальна. Русская песня глубока (иногда прямо-таки бездонно глубока), но не психологична.
От русской песни (и, в частности, от "Тонкой рябины") захватывает дух, перехватывает дыхание потому, что она, при фантастическом минимализме поэтических средств, сочетает принципиально несочетаемое и, более того, по всей видимости взаимоотрицающее: неуёмную динамику и - непреклонную статику; страстное желание осуществить задуманное и - твёрдую, железную уверенность в абсолютной невозможности осуществления, в недостижимости желаемого С точки зрения формальной логики всё здесь представляется совершенно бессмысленным, совершаемым вопреки элементарномому понятию о полезном и целесообразном, и, тем не менее... всё проистекает именно так, как оно и должно проистекать: всё алогично - и всё объяснимо. Ну вот, сами посудите: сама по себе тема устремлённости к любимому требует динамики, движения. (Понятно же, да: хочешь повидаться с предметом своего обожания - покупаешь, условно говоря, билет на поезд - и едешь.) А вот здесь, несмотря на страстную устремлённость, ничего этого нет - ни динамики, ни движения. (Продолжая аналогию, можно сказать словами советской песни: "А в эту страну не идут, не идут поезда...") То есть нет, не совсем так: есть тут и динамика (потому что рябина и качается, и гнётся, и склоняется), есть тут и движение, точнее говоря, неизменный вектор движения, пожизненно устремлённого к одной и той же неподвижной точке. Правда, оно, это неутомимое движение, эта ежесекундно проявляющая себя векторная устремлённость, тут же уравновешивается своего рода фаталистической статичностью, объясняющейся тем, что нельзя рябине к дубу перебраться. И это абсолютное и неизменное, ни при каких условиях, никогда и ни за что не отменяемое фатальное нельзя является здесь в виде священного и не подлежащего обсуждению религиозного запрета. Нельзя - и всё. Табу. Подробности, может, и желательны, но, по большому счёту, излишни.
И в самом деле: обратившись к тексту песни, мы обнаружим, что сакральная абсолютность этого верховного и фатального нельзя имеет, однако, и вполне реальные основания, поскольку Он и Она разделены пропастью (социальной, временной, пространственной это уже не суть важно). И непреодолимость этой пропасти - качество настолько абсолютное, что оно подчёркивается избыточно-алогичной (с рациональной точки зрения) информацией. Вот смотрите: А через дорогу, за рекой широкой Ну да, если их разделяет дорога (а не какая-то узенькая тропинка, над которой, при желании, можно было бы сомкнуться кронами), то вот уже и одной её было бы вполне достаточно, более чем достаточно, чтобы разделить их обоих навсегда, не оставив им никакой надежды на будущее сближение: как бы ни гнулась и ни качалась тонкая рябина, закаменевшего в своей величественной неподвижности дуба ей всё равно никогда не достать, никогда не достичь. И, тем не менее, помимо уже непреодолимой дороги, существует, в добавление к ней, ещё и река широкая, и это приводит к тому, что абсолютность запрета становится, так сказать, ещё более абсолютной, абсолютной в квадрате, в кубе, в бесконечной степени Более того, на таком расстоянии, то есть за дорогой да за рекой широкой, сам по себе дуб пожалуй что и не виден рябине во всех своих подробностях: она, рябина, видит его, так сказать, "из прекрасного далека", и потому его образ, утрачивая для неё все свои конкретно-реальные милые черты, черты своего чувственного (и потому вожделенного) облика, становится, по мере удаления от него, всё более спиритуалистическим, духовным. Таким образом, непреодолимая дистанция между рябиной и дубом выбрана, с точки зрения пропорций, настолько точно, идеально точно, что им ещё возможно уловить взаимные вибрации, услышать голоса друг друга (в данном случае в виде шелеста листвы), но уже невозможно сделать это взаимоощущение плотским и чувственным: можно сказать, что ещё есть желание, но уже нет вожделения (да и, собственно говоря, оно просто и возникнуть-то не могло в силу объективных, как было сказано, обстоятельств).
Да, кстати о чувственности, вожделении и прочем. Вот, тут у нас до сих пор не могут забыть сказанную одной дамой полемическую фразу, которую либеральная пропаганда довела до абсурда - фразу про то, что в России секса нет, хотя, насколько я помню, речь шла отнюдь не об опровержении постулата Волга впадает в Каспийское море (применительно к сопутствующим деторождению обстоятельствам), а об антинациональности и разрушительности активно насаждавшейся в годы перестройки эротической откровенности (при том, что последняя, понятное дело, отнюдь не предполагала синхронного возрождения традиций мопассановско-бунинской художественности). Так вот, если не говорить про всю Россию, а ограничиться одной только русской поэзией (как классической, так и народной в том самом жанре лирической песни, к которому и относится наша Тонкая рябина), то можно обнаружить, и не без удивления, что она, наша поэзия, вполне себе, можно сказать, сексуальна, но при это же и... неэротична, примером чего для меня всегда служило стихотворение Некрасова со словами: Знает только рожь высокая, как поладили они. Вот это самое поладили (в данном контексте!) меня и приводило всегда в неописуемый восторг: ведь очевидно же, что не договор о поставке пеньки из Архангельска во Францию улаживали в высокой ржи герои песни, но в этом-то вся и фишка: сказано достаточно много для того, чтобы прояснить суть дела, но в то же время и достаточно мало для того, чтобы всё остальное, то есть подробности, утаить от тех, к кому обстоятельства самого этого дела не относятся, нужно уметь и сказать без околичностей, но и... тайну свято сохранить. (Вот оно каково, то самое чувство меры, которое, по словам Штирлица, необходимо и в любви, и в политике.)
Так вот о том же самом говорят и слова Рябины (Тонкими ветвями я б к нему прижалась, и с его листвою день и ночь шепталась) говорят и достаточно много, и достаточно скупо; и достаточно откровенно, и достаточно прикровенно. Одним словом, в самую меру.
Ну и, наконец, финальный вопрос Как бы мне, рябине, к дубу перебраться? получает здесь, в завершении, такой же асимметричный ответ, как и в начале песни, когда на вопрос Что стоишь?.. мы, вместо логического Стою, потому что, получили, в качестве ответа, своего рода перемену вектора, и наш взгляд, благодаря этой перемене вектора, был перемещён на созерцание жизни как она есть. Аналогичным образом происходит и здесь, в финале. Как бы мне, рябине, к дубу перебраться? спрашивает она у самой себя и, по касательной, у гипотетических свидетелей или слушателей. Вопрос Как? предполагает ответ: Так-то и так-то, но мы его не услышим, потому что его нет и быть не может, коль скоро перебраться через дорогу и реку широкую значит для неё просто-напросто умереть. Ну да, переправить на тот берег рябину можно только одним способом - выкорчевав её или спилив, а затем бросив её хладным древесным трупом к ногам возлюбленного, недостижимого для неё при жизни. А вот в таком состоянии никакими ветвями ей к его стволу уже не прижаться и никакими листами с его кроной уже не пошептаться. Ну а потому, выходит, достижение заветной цели любовного желания оборачивается, как ни парадоксально, профанацией самой этой цели. Вот такие пироги: куда ни кинь всюду клин: и отказаться от своей надежды нельзя, поскольку она, надежда, и поддерживает жизнь, и составляет саму её сущность, но и, с другой стороны, эта надежда заведомо неосуществима, а вдохновляющее её желание заведомо неисполнимо. И хоть ты тресни. А если так, то, стало быть, остаётся только одно: Знать ей, сиротине, век одной качаться! Ну и опять же, если подойти логически: с какой такой стати она должна качаться, если, качайся-не качайся, ей всё равно нельзя? А если "нельзя" тогда успокойся, не трать силы (нервные клетки не восстанавливаются, добавил бы, пожалуй, какой-нибудь резонёр), стой спокойно, чего шуметь-то, займись делом
...Так она, господа, и занимается делом тем единственным делом, которое только и подобает сиротине, потому что сиротство это такая всеобъемлющая одинокость - и "по вертикали", без детей и родителей, и "по горизонтали", без тех, с кем можно разделить общие привязанности. Вертикаль и горизонталь одиночества, пересекаясь, образуют крест крест неизбывного страдания человека, который непонятно на что надеется в состоянии, когда, уже получив свой пожизненный срок, он совершенно точно знает, что ему не к кому обращаться с просьбой о помиловании, потому что небесная канцелярия апелляций не принимает
ЗЫ И всё-таки я знаю, что мои читатели так или иначе, впрямую или исподволь, будут пытать меня на предмет того, кто же он таков, тот самый Р., которому я посвятила это псевдофилологическое исследование. Да уж ладно, скажу по секрету (тем более что любопытный Кашин уже знает это из моего комментария к предпоследнему посту): дело в том, что "Р" надо читать не по-русски, а по-латыни, как [п]. В общем, отпираться теперь уже бесполезно: это President. Putin. |
Saturday, July 31st, 2004 |
anarhokommunist
|
12:06a |
Тру-лю-лю Собственно, да: мы с _diskorsa_ снова исчезаем на неопределённый период (~ неделя). Current Mood: sleepyCurrent Music: Че Данс - Ангелы и космонавты [Запрещенные Барабанщики remix] |
anarhokommunist
|
12:02a |
Тра-ла-ля Я испаряюсь. Current Mood: sleepyCurrent Music: Че Данс - Танцевальная музыка [Запрещенные Барабанщики remix] |
Thursday, July 29th, 2004 |
er2000
|
3:42p |
Гомосексулизм среди животных и насекомых уже довольно давно изучен и доказано его наличие.Есть классический анектот, который рассказывается пьяными оппонентами на всех послезащитных банкетах: "А сучку менять пробовали?". Я раньше просто смеялся, а теперь до меня дошло что этот анекдот как раз про доказательство гомосексуализма среди животных, насекомых, растений и грибов. Current Mood: amused |
pintrader
|
4:49p |
|
ubaldus
|
4:30p |
Lileks James Lileks ( http://www.lileks.com/bleats/archive/04/0704/072904.html) writes: ... Teddy Kennedy said in his convention speech: The only thing we have to fear is four more years of George Bush. Its really quite simple, isnt it? We live in a manufactured climate of fear ginned up by war-crazed neocon overlords. There is no threat. The only thing we have to fear is Bush... If so, I wonder why anyone agreed to the stringent security policies that characterize this years conventions. Why the bomb-sniffing dogs? Why the snipers? Why the metal detectors, the invasive inspection of bags? Is it all an elaborate defense against Bush crashing the party and setting off a bomb belt, shouting God is Great, yall! No, theyre fearful of something else. Damned if I know what, though. Damned if I know. |
Friday, July 30th, 2004 |
hvil
|
12:25a |
|
[ << Previous 25 -- Next 25 >> ]
|