Krautrock Давненько не брал я в руки шашек.
В середине 90х кто-то из колледж-рокеров
(колледж рок - это такая музыка, типа
взяли Нирвану, сгладили острые углы,
разбавили раз в 10 и разкрутили по МТВ
ad nauseum) ляпнул о влиянии краутрока
на своё творчество.
Я бы на месте Клауса Дингера, сутяги-любителя,
подал бы в суд за оскорбление человеческого
достоинства.
Но нет худа без добра. В америку потоком пошел
импорт переизданий из Европы и Японии. Граждане
телезрители, услышав непонятное, но модное
слово, ринулись в магазины, и стали скупать
всё подряд. То, что они там услышали, не лезло
в их эстетические ворота никаким боком, отчего
все эти диски оказались в б/у отделах тех же
магазинов за полцены, к моей несказанной радости.
Краутрок возник как аллергическая реакция
на засилие в Германии англо-американской
продукции. Немецкие группы, игравшие в том
же духе, существовали и до того, но традиционно
не пользовались коммерческим успехом в силу
своей вторичности. Любопытно, что за редким
исключением (небольшая фракция, издававшаяся
на фирме Kuckuk), никаких целей, кроме
эстетических, музыканты не преследовали.
Катализатором явления служили события в Европе
в конце 60х (явление возникло в одночасье в 68м -
годом раньше не засветилось ни единой группы).
При попытке отвоевать аудиторию музыканты
оказались зажаты между двумя противоречивыми
факторами - необходимостью придерживаться
стандартного дискурса, дабы освоить традиционную
аудиторию, и одновременно выйти за его рамки,
чтобы создать нечто, отличающееся от традиционного
меню достаточно радикально, чтобы эту аудиторию
отвоевать. В дело пошло свободное экспериментирование
с формами и средствами выражения, в том числе
электронный послевоенный авангард и фри-джаз.
Существует распространенная мисконцепция по
поводу жанровой принадлежности Краутрока,
который любят записывать как подвид прогрессива.
На самом деле, краутрок - это гигантский
коллективный флэшбэк 60х, с полным отсутсвием
серьёзной одухотворенной мины, которая является
лицом прогрока (Holger Czukay даже десяток
лет спустя записывал "Entartete Musick" -
"дегенеративную музыку"). Прогрок же скорее
напоминает похмельный синдром, такой же
унылый и вымученный. Показательно, что с
"прогрогизацией", наступившей где-то года после
73го, явление фактически сошло на нет, со
всеми мерзостями вроде борьбы с пиратством в
гротесковой форме (пытливому читателю
рекомендуется почитать вкладки к дискам
la? Dusseldorf, вышедших на Captain Trip).
Да, а вот кому интересно, моя коллекция
краутрока и related (на случай возможного
обмена)
( Read more... )