Пошлость 3: "пошлое" как "простонародное" - ду, ду-ду, ду-ду Наконец, надо бы ещё сказать кое-что о слове "пошлый" в значении простонародный - то бишь "низкий, расхожий, vulgaris, gemein".
Тут придётся кое-что напомнить о механизмах культурогенеза.
Всякие "культурные штуки" создаются, как правило, для социальных верхов, для "блаародных". Просто потому, что "культура" стоит дорого, и заказчики на неё - "верхи". Если быть совсем точным - даже не "верхи" как таковые (какой-нибудь Ришелье или там Билл Гейтс век бы в оперу не ходили, у них есть политика, биржа, хайтек, "настоящие дела"), а
окружение этих верхов.
У великих людей есть жёны, любовницы, родственники, ближайшие друзья, даже слуги "из ближнего круга". Всех этих людей надо чем-то занимать. При этом ни в коем случае не дурью: люди типа "ришелье" понимают, что быть окружённым людьми, читающими и слушающими дурь, просто опасно. Но и до настоящих дел допускать их тоже нельзя.
А что остаётся? А остаётся КУЛЬТУРА. "Пущай в Оперу ходят", "для общего развития".
Впрочем, и сам "ришелье" тоже может "себе позволить" послушать и посмотреть нечто подобное - зная, что "продукт качественный"
Ну да это лирика. Важно то, что через какое-то время "культурные наработки" перестают работать, стираются, становятся "пошлыми". Куда они идут? В помойку? Ничуть: они распространяются ВНИЗ, в социальные низы. Начиная с модных фасонов одежды, например. Слуге дарят ношеное (или вышедшее из моды) платье. Тот в него облачается и "фигуряет" в нём в ближайшем пабе. Там его завистливо оглядывают несколько местных франтов... Через какое-то время "фасончик распространяется" - разумеется, с искажениями. То же самое - относительно песенок и музычки, и прочих культурных артефактов.
То есть: то, что приелось и вышло из моды "наверху" - ещё долго пережёвывает "социальный низ". Что воспринимается как "пошлятина".
Далее вступают в силу те же факторы, что были описаны
раньше в п.2. А именно - появляются удешевлённые варианты культуры "специально для масс", очень часто с "утрировочкой". Если у господ в моде были ткани с цветочками, то у народа на ситчике эти цветочки будут с кулак.
То есть появляется "пошлость нарочитая", она же "культура массовая".
Впрочем, тут есть одна тонкость, связанная с современной "массой".
Вкратце. Нынешние "массы" далеко не тождественны традиционным "низам". Прежде всего потому, что "массы" - это искусственное образование, результат работы определённых социальных технологий
[1]. Если коротко, то "массы" - это "опущенные люди", чей уровень (в т.ч. культурный) специально снижен. В развитых странах это делается мягкими средствами и для общего блага - поскольку миллионы "развитых индивидов" гарантированно разносят на части любую страну. В третьем мире "массы" - это следствие социальных технологий, применяемых к самим этим странам извне, с той целью, чтобы эти страны никогда не поднялись. Ну и т.д.
То есть "массы", по определению, это те слои населения, чей уровень (прежде всего культурный) целенаправленно опускается. Это именно определение, дефиниция.
Соответственно, кормёжка для масс
намеренно пошлая. Это пошлость не просто "утрированная", а
гипертрофированная, помноженная на сто. Специально приготовленная по готовому рецепту
затируха.Не просот "цветочки крупнее". А - "зайка моя", или там глюкозое "ду, ду-ду, ду-ду".
Такое СЛУЧАЙНО не делается. Это именно что "по людям работают". "Ду, ду-ду, ду-ду".
[
1] И, напротив, именно верхи, причём только в господствующих странах, сохранили в себе нечто естественное, "натуральное".
)(