всё на Ш: вопросы разных искусств "Школа Авангардизма"Примерно в 1997 г. Тер-Оганян открывает ее.
Логика простая: есть Литинститут, где "учат на писателя", есть многочисленные художественные, музыкальные, театральные и прочие тому подобные учебные заведения, где учат на художников, музыкантов и проч., - ну так должно быть тогда и заведение, где подготавливают авангардистов широкого профиля!
Вот он такое и основал, совместно с товарищами его сына Давида, взявшись их "обучать" тому, что "должен уметь" каждый художник-авангардист.
Читал им лекции об авангардизме (см. Семинары по пятницам) (этим, правда, в основном занимася Осмоловский А. - см.), давал домашние задания - подготовить самостоятельно акцию или другое произведение по пройденному материалу, затем - устраивал "отчетные мероприятия", где они демонстрировали публике, как они их выполнили, эти домашние задания.
Объясняю: самая организация такой школы, это ни что иное, как еще одно деяния во все том же русле пародирования классического авангардизма.
Ибо главная составляющая изначального авангардизма - его антиакадемизм.
"Сбросим Пушкина с парохода современности", "долой музейную труху", "искусство в жизнь" и т.д. - и т.п.
Очень быстро, однако, авангардизм обратился в сугубо академическое ответвление искусства, предназначенное в первую очередь и чуть ли не исключительно для работников музеев современного искусства и искусствоведов - а более ни для кого.
Вот Оганян и довел такое положение дел до окончательного конца: взялся учить антиакадемизму в самых не то, что академических и просто казенных формах - лекции, домашние задания, отчетные мероприятия
Это и смешно.
Описание некоторых из этих "отчетных мероприятий" см. в сообщениях, "Низвержение кумиров", "Эпатаж", "Юный безбожник".
2.
Весной 1998 М.Гельман предложил Оганяну перевести его Школу на те рельсы, чтобы сделать на базе ее действительно что-то типа действительно настоящего учебного заведения - с партами, настоящими, а не самодельными лекциями (приглашать всяких специалистов из вузов и научных институтов - искусствоведов, философов, ну, и сами художники тоже расскажут о своем понимании искусства и его проблемах), с набором всех желающих; что-то типа как бы Независимой Академии Авангардистских Искусств на добровольных началах.
Помещение обещал найти, парты тоже, платить за эти лекции некоторые деньги.
Все лето 1998 Т. обдумывал, как это сделать, чтобы было правда зашибись, а не "и так сойдет", советовался с людьми, приглашал разных их поучаствовать в этом деле (меня, например, в том числе - читать курс истории поэзии, например), но тут грянуло 17 августа, и - - -
3.
Вообще же Оганяновы юноши имели немалый успех в авангардистском сообществе конца 1990-х.
Свежие силы!
Свежие силы, притока которых не было все 1990-е, ибо все те, кто был активен и заметен в течение этих девяностых, все были выходцы как минимум из ранних 1980-х, а то и из 1970-х - и в изобразительном искусстве, и в литературе (Пригов, Кибиров, Сорокин и проч.), и даже в рок-музыке - Летов etc.
Новых никого никак не появлялось.
А тут - сразу и новые, и - много их, человек так 30, и - - -, и - - -
При желании, это можно было принимать за знак того, что тупик и застой, в котором пребывал московский контемпорари арт в 1990-е, начинает преодолеваться, и -
Пошло на перелом!
Пошло ох, ребята, ох чую, ох, вижу - пошло!
Синусоида, ребята, жизни, положительным своим крылом,
К нам собою, чую, наконец, себя повернуло.
Нас с собою вверх, ребята, повлекло.
4.
После бегства Оганяна в Прагу (осень 1999) Школа существовала еще как минимум года два.
Главным там окончательно стал Осмоловским, и они продолжали и учебные занятия, и "отчетные мероприятия", и даже ездили с ними за границу.
И даже навещали во время этих поездок Авдюшу в Праге.
Году в 2001-м.
А что с ними теперь, в декабре 2002 - не ведаю.
Надо бы позвонить Давиду да расспросить, но телефон у него сменился, и как искать его - ?
Можно бы позвонить Осмоловскому, но Осмоловский
Осмоловский уж очень своеобразный человек, и чем дальше, тем своеобразнее, поэтому я звонить ему просто - боюсь.
Потому что говорить по телефону, насколько я его знаю, он не пожелает, а предложит встретиться.
А встречаться в реале с человеком для меня последние несколько лет - мука мученическая: живу я очень далеко от Москвы, являюсь, как ни крути, а инвалидом умственного фронта, ехать в Столицу нашей Родины на перекладных, там куда-то идти, беседовать, пить водку
Известно, чем заканчиваются эти вылазки!
Так что - - -
5.
Состояние на апрель 2005 моих сведений о дальнейшей судьбе участников Школы таково: известно мне лишь то, что Давид Тер-Оганян, старший сын Авдея, стал довольно модным молодым автором контемпорари арт.
5.1.
В ноябре 2004 гола он получил премию 5 000 евро молодому таланту в области контемп. а.:
"
http://news.bbc.co.uk/hi/russian/entertainment/newsid_3998000/3998227.stmРезультаты Национальной российской премии в области современного искусства "Черный квадрат" оказались во многом скандальными. На прошедшей во вторник вечером церемонии победителем был объявлен молодой художник Давид Тер-Оганьян, работа которого представляет собой план-схему захвата заложников.
На получение премии в этом году номинировалась 41 работа - и все они были представлены на обозрение широкой публике отдельной выставкой в московском Центральном доме художника.
.
Решение жюри стало во многом пощечиной общественному вкусу. Звание лауреата и премию в пять тысяч евро получила работа "Операция" Давида Тер-Оганьяна. Это повешенные на стену красочные схемы планирующихся террористических актов и захватов заложников."
Вот например:
5000 евро - хорошие деньги, особенно для молодого человека.
Но не досталось этих денег Давиду: отданы они были бабушке, матери Авдея Тер-Оганяна, которая совсем бедная.
5.2.
А зимой 2005 он, в качестве молодого таланта, был участником первой Московской Биеналле современного Искусства.
Развивая тему терроризма, он наизготовил кучу тикающих, обмотанных скотчем, с примотанными будильниками, таймерами, всякими разными мигающими и пикающими штучками объектов - и распихал их по разным углам Музея Ленина, где и была основная экспозиция Мосбиеналле. Тьак распихал, чтобы они были как бы спрятаны - но публикой обнарудивались.
При ближайшем рассмотрении бомбы эти оказывались пищевыми продуктами.
Возмутительное безобразие, конечно - но смешно.
П.С.
Я Оганяну ещё советовал попытаться правительственый грант выбить под это. От Министерства Обороны! Потому что его Школа может стать важным социальным фактором жизни.
Ибо армию надо сокращать, офицеров трудоустраивать - а куда? они ничего не умеют.
Вот Авдей их и будет переквалифицировать - давая причём специальность (в перспективе) востребованную, высокооплачиваемую, непыльную, не требующую, притом, ни особых талантов, ни умений
Но Авдюша идеей не загорелся.