всё на Ч: о различных искусствах Чупринин СергейКритик 1960 - 1980-х, нынче главный редактор журнала Знамя.
Среди прочего, составил, например, что-то типа Энциклопедии
Русская литература сегодня: Путеводитель" (М., "ОЛМА-Пресс", 2003) - сто наиболее интересных сегодня писателей.
Меня там, конечно, нет.
В сто наиболее интересных сегодня писателей я. по мнению Чупринина, не вхожу.
Да, наверно, и в 1 000 не вхожу.
2.
А сейчас он составляет Словарь Русская литература сегодня: Жизнь по понятиям (Все, что вам нужно знать, чтобы прослыть человеком, хорошо разбирающимся в современной российской литературе.),
публикуя его по частям у себя в Знамени
http://magazines.russ.ru/znamia/red/chupr/book/и в ЖЖ
http://www.livejournal.com/users/chuprinin/1580.htmlОттуда:
От автора
Назначений у проекта, над которым я сейчас работаю, два:
- объяснить читателям, о чем говорят литературные и книжные критики, писатели, издатели, когда речь заходит о современной русской словесности и ее бытовании;
- предложить коллегам-литераторам консенсусное единство в терминологии и словоупотреблении.
А поскольку статьи, которые входят в словарь Русская литература сегодня: Жизнь по понятиям, строятся по преимуществу на цитатах из современных авторов, то перед вами еще и минихрестоматия нынешней литературно-критической мысли.
Работа над проектом еще не закончена, так что я готов и в дальнейшем пополнять виртуальную версию словаря если она, разумеется, привлечет чье-то внимание, вызовет поправки, возражения, новый иллюстративный материал.
Спасибо за отклик, на который я рассчитываю.
Вот например оттуда перечень статей на букву А:
1. Авангард в литературе, авангардизм
2. Авантюрная литература, приключенческая литература
3. Автор
4. Авторская песня
5. Актуальная литература
6. Акционизм художественный
7. Аллоним
8. Альтернативная литература
9. Альтернативно-историческая проза
10. Амплуа в литературе
11. Ангажированность в литературе, заказная литература
12. Андеграунд
13. Апартеид в литературе
14. Антибуржуазность в литературе
15. Антиутопия
16. Атрибуция
17. Аутизм и коммуникативность в литературе
Интересно, фигля.
Теоретически.
В смысле очень могла бы быть охуительной такая книга.
Но, увы, не является таковой.
1: автор пишет слишком кратко, сухо, куце и галопом по Европам:
2: не очень-то он сам слишком уж особенно ориентируется в этих понятиях новой литературы.
Так что - - -
3.
Надо ли говорить, что я в этом словаре упоминаюсь один раз в статье приапическая литература в ряду наследников Баркова, и ОсумБез упоминается тоже один раз в статье Постинтелеектуализм, в которой
Да фигля, воспроизведу я её всю:
4.
Постинтеллектуализм
http://www.livejournal.com/users/chuprinin/23302.html#cutid1Этот термин прожил в нашей литературе всего несколько месяцев. Что вроде бы странно, так как серия статей Льва Пирогова, манифестировавшая новое явление, весь 2002 год бурно обсуждалась и на полосе Свежая кровь еженедельника Ex libris Независимой газеты, и, особенно, в Интернете, где к ней отнеслись со всей серьезностью:
Наше отношение к постинтеллектуализму самое что ни на есть положительное. Это первое заслуживающее внимания культурное явление с 1914 г. (...) Явление Пи-Пи нечто на уровне кубофутуризма и акмеизма. (...) Если русская литература разновидность религии, то Пи это правильный, здоровый народный протестантизм, стремление к дешевой церкви и разрубанию пут разного рода старых заветов. Одним словом, постмодернизм умер. Да здравствует постинтеллектуализм!
Впрочем, как с самого же начала предупреждали сетевые витии, судьба постинтеллектуализма была в руках его инициаторов. Короче, либо Пирогов и Компания превращаются в вождей широчайшего культурного движения, либо (...) его устроит роль вождя очередной дачной школы, жалкой тусовки нездоровых собутыльников? Вот выбор, за которым мы будем наблюдать.
Наблюдать оказалось не за чем. Не прошло и года, как Пи-Пи исчез, будто его и не было никогда, оставив по себе лишь группу Осумашедшевщие безумцы (Всеволод Емелин, Мирослав Немиров, Владимир Нескажу, Владимир Родионов), вместе или поврозь концертирующую, - как заметил сам же Л.Пирогов, - по домам питейной культуры города-героя Москвы.
И причина, надо думать, не столько в отсутствии у Л.Пирогова и его сотоварищей необходимого пиаровского усердия, сколько в том, что их революционный вызов не был замечен именно теми, кому он и предназначался: людьми профессиональной (как варианты статусной, книжной, официозной, толстожурнальной, репрессивной) культуры.
И об этом стоит пожалеть, так как стихийный протест против тухлой тусовки немзеров-архангельских и прочих солженицыных (Л.Пирогов), содержал (и содержит) в себе отнюдь не только хулигански-шутовской, но и немалый эстетический потенциал.
Его смысл в антиконвециальности, в неприятии того, что маркируется как норма, и соответственно в отстаивании права писать не просто плохо, а демонстративно, вызывающе плохо. Не страшась при этом ни обвинений в вульгарности и дурновкусии, ни напрашивающегося подозрения в том, что новые варвары либо вовсе не талантливы, либо абсолютно не владеют поэтической и прозаической техникой.
Разумеется, приверженцы Пи-Пи (часто, кстати, и не догадывающиеся о том, что их можно так называть) метят прежде всего в постмодернизм с его внутрикультурным аутизмом, разъедающей иронией, установкой на самоцельную игру и зависимостью от общелитературного контекста.
Пи, - еще раз процитируем Л.Пирогова, это отказ от вериг контекста. Новое слово рождается в первозданной пустоте, равнодушное к тому культурному циклу, который еще до его появленья на свет закруглился, кончился.
Иронии, как и обычно в этих случаях, противополагается новая искренность, аутизму гиперкоммуникативность, а обращению к квалифицированому читательскому меньшинству стремление (шоковыми или пусть даже и сугубо эстрадными средствами) достучаться до тех, кто и к стихам, и к прозе в принципе равнодушен.
Не столь важно уметь писать, - говорит об этом обозреватель журнала Эксперт, - главное устранить эстетический барьер между литературой и действительностью, общаться с миром напрямую, без посредников в виде разнообразных культурных накоплений.
И здесь выпады против постмодернизма перерождаются или, лучше сказать, становятся частным случаем продуктивной атаки на профессиональное искусство как таковое. Под угрозой критического пересмотра оказываются и понятие хорошего вкуса, и культ художественного качества, и неотъемлемая от них проработанная (лессировочная, - как, по аналогии с живописью, называет ее Л.Пирогов) литературная техника.
А ресурсом, к которому естественным образом подключаются писатели-постинтеллектуалы, становится отнюдь, конечно, не катаевский мовизм, где как раз художественность доведена до максимально высокой концентрации, а совсем наоборот, примитивизм, наивная литература и вся зона непрофессиональной словесности, вбирающая в себя и самую отъявленную графоманию.
Это, разумеется, усложняет экспертную оценку постинтеллектуальной литературной продукции, ибо и в самом деле не так-то легко разобраться, с чем мы в каждом отдельном случае имеем дело: с осмысленной художественной провокацией или с бытовым хулиганством, с талантом, ищущим нетривиальный путь к самовыражению, или с наглостью, этот талант при нашем попустительстве заменяющей.
И тем не менее, иронизируя над скороспешно испустившим дух постинтеллектуализмом, нельзя, думается, не видеть, что именно в этом направлении к демонстративно, а зачастую и агрессивно плохому письму - движутся сегодня многие и многие писатели поколения next, что показывают и десятки тысяч рукописей, поступающих на конкурс Дебют, и десятки, а возможно и сотни тысяч текстов, привольно расположившихся в русском Интернете.
Так что, похоже, вектор движения был Львом Пироговым угадан верно, и мы еще будем присутствовать при реинкарнации не самого термина, разумеется, а явления, которое он обозначил.
См.
АКТУАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
ГРАФОМАНИЯ
ИСКРЕННОСТЬ
НАИВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
НОВАЯ ПЕСЕННОСТЬ, НОВАЯ УСТНОСТЬ
ПОСТКОНЦЕПТУАЛИЗМ
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ И НЕПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
*
Фигля тут сказать?
Сказать ли, что постинтеллектуализма никогда никакого не было, это ЛевПир хотел быть начальником какого-нибудь движения, услыхал где-то, что в Америке есть какой-то Постоинтеллектуализм (социологический термин вообще-то, обозначающий странное сочеьание растущего невежество масс в условиях всё более сложной и интеллектуальной техники) и решил стать его вождём в России?
И решил, и стал, да только так и остался вождём без армии никто под знамёна его постинтелллектуализма бегом не побежал?
Сказать ли, что Осумбез имеет к постинтеллектуализму и Льву Пирогову только то отношене, что Пирогов некогда (и спасибо ему за это) написал пару положительных статей обо мне и Емелине?
Ну, вот и сказал.
Вот таково и в целом всё сочиние Чупринина: с одной стороны скучно и муторно написано, с другой ерунда и фигня.
Тырц-тырц.
5.
Вопрос: это хорошо или это нехорошо, что вот всё оно так?
Что в СТО лучших писателей меня не включают, что в справочниках не поминают, что Лев Пирогов титан мысли и отец мирового постинттеллектуализма, а ОсумБез придуманная им байда для иллюстрациии его теорий итд?
Ответ: да я вот сам всё не пойму.
С одной стороны конечно, нехорошо.
Надо, конечно, как-то, чтобы было не так.
Что это такое, в самом деле замалчивают, блять!
А если и напишут, так такую хуйню, что лучше бы и е писали.
То есть, - нехорошо.
А если с другой стороны посмотреть так и хорошо!
В смысле что стимулирует.
В смысле и даже не думать, чтобы пытаться ИМ понравиться, а брать да и выстраивать собственное культурное пространство, которое - - -
Чем ОсумБез и занимается.
Ойляля.
6.
От себя могу добавить, что он два раза из уже свёрстанного журнала Знамя выкинул две рецензии на мои сбориники стихов. Личным приказом: не надо.
А когда знаменитая Ольга Юрьевна всё же добилась, чтобы опубликовать мои стихи в Знамени, из опять же уже свёрстанного номера одно стихотворение Ч. не утерпел и всё же выбросил. Заставил перевёрстывать. Не вынесла душа шестидесятника!
Какое стихотворение?
Вот это:
***
От кого пахнет чем,
А от кого и духами.
Сидишь так, бывает, опухший, похмельный совсем,
Сидишь, держишь пиво руками,
Сидишь, весь телесных немытых своих
Явлений пахучий исток,
Сидишь, ох, страдаючичи от них,
Пьешь пива невкусный глоток,
Такой сидишь важный, как точно в парной,
Струишь весь потоками пот,
И тут как такое как ой ой ой ой!
прохладное мимо идет!
И с силою страшною, как паровоз,
Бежит по спине мороз,
И мысли различные как ИСЗ*
Давай в голове зэ-зэ-зэ,
И весь бытия ураган и поток
Как прям электрический ток!
Как ёбаный эх! кипяток!
Москва, Калининский проспект, июль 1992
*ИСЗ искусственный спутник Земли.
Тырц-тырц.