всё на Ц Цветки домашние
Автор этих строк посещает в один из дней жилище Богомякова В. на улице Хохрякова.
Это сентябрь 1990-го года.
Автор зависает в Тюмени на пару недель проездом из Надыма, где он проводил весну и замечательное лето (см. сообщ. видео в руссру), в Москву, где он намерен теперь осуществлять ПМЖ.
Останавливается автор этих строк то есть я как обычно, у Шаповалова Ю., ну, а В. Богомяков он живет в соседнем доме.
В доме у В.Богомякова, как обычно свинарник.
Хозяин дома, нужно честно признать, неряшлив до такой степени, что это называется свинья.
Очень большие две его ноги голы, как всегда, босы и сини от холода.
Как же ходить босыми ногами по этому? с омерзением думает автор, оглядывая окружающую среду: многодневный неметеный мусор, крошки, луковая шелуха, рыбьи кости
Комнаты две.
Для человека номенклатурного происхождения немного.
Но, правда, большие.
И очень большая кухня.
В большой комнате в той, в которой и происходит жизнь Богомякова В. (про малую ничего не знаю, там жила БывшеБогомякова Наталья, и я там ни разу не был) стоит, несмотря на распахнутую балконную дверь, кислая вонь овина, ибо здесь спят вповалку люди (одетые) и животные.
Люди: на диване двое сыновей В. Богомякова, Генка и Гриха; на полу Гофлин А., его шофер молдован Петро (Гофлин А. в тот момент является активным деятелем нарождающегося кооперативного движения и обладает автомобилем с шофером), плюс еще один деятель нарождающегося бизнеса брокер Гагаринов В., именующий себя Канадец.
Среди тел людей растерянно бродит, цокая копытцами, животное - собачка Гринда: черный пудель, подстриженный под овечку, - с помпончиком на голове.
Она только что куплена Н. БывшеБогомяковой за какие-то сумасшедшие деньги - потому что у нее какая-то сверхособая родословная, а это, по мнению Натальи, будет полезно для воспитания детей.
Она бродит робко и боязливо, пытаясь заглядывать в глаза тем из людей, которые уже не спят, с целью молча намекнуть, что ее нужно бы накормить и вывести на двор, и являет собой что-то вроде невинной принцессы, попавшей в притон разбойников.
Тем более, что помпон на ее голове действительно, похож на маленькую корону.
Голоса она не подает: воспитание и происхождение не позволяют заявить свои права столь неделикатным способом.
Все это происходит, как сказано, во-первых, от того, что В. Богомяков, известный философ (нынче 00-е гг. 21 века завкафедрой политологии в Тюменском Государственном Университете), будучи постоянно погружен в думы, крайне равнодушен к бытовой стороне своей жизни; во-вторых же - оттого, что на дому у Богомякова В. вот уже четвертый день идет объявленный автором этих строк мной - месячник Поэзия В Жизнь!.
Осуществляется он так.
По городу расклеены самодельные объявления, провозглашающие и обосновывающие необходимость такого месячника.
Объявления эти являют собой коллажи, полухудожественным методом изготовленые лично М. Немировым при помощи пишущей машинки и для увлекательности и красоты - картинок, понавырванных из журналов Элль, Вог и т.д.; Павел Азов, распропагандированный мной, выдал мне для этой цели запасы модных журналов его жены Елены; по тем временам акт невиданной щедрости.
(Он, впрочем, довольно-таки таков и по нынешним временам, - журналы-то эти кусаются!, - а уж по тем, когда эти журналы были не покупаемы в газетном киоске, а специально привозились П. Азовым из настоящего Парижа, где были покупаемы им за настоящую валюту!)
В прокламациях, как сказано, обоснована необходимость проводимого мероприятия, замечательность и непревзойденность его, с позиций как вечности, так и текущего момента, указан телефон В.Богомякова, сообщено приглашение звонить и приходить, чтобы - с выражением! - читать стихи.
Не свои!
Только самых надежных, проверенных авторов Державина, Тютчева, Заболоцкого, Маяковского и так далее; ну, в случае особо настойчивых просьб присутствующих, М. Немиров и В. Богомяков прочтут и свои сочинения.
Вход бесплатный, но водку с собой приносить обязательно.
Собственно, ради последнего пункта все и затеяно: и В. Богомяков, и М. Немиров, и упоминавшийся Ю. Шаповалов большие любители выпивать водку, но в указанный период истории их возможности в этом деле крайне ограничены: с водкой известная напряженка
Вот М. Немировым и придумал способ, как наладить практически бесперебойный конвейер ее поставки в дом В. Богомякова.
И, кстати, ведь действительно все получилось, как было задумано!
То есть:
И началось! И понеслось! И сколько дней подряд
Потом неслось!
Какой-то просто заработал непрерывный водкоавтомат -
Не знаю, что это, но мне рекламу такового видеть тут недавно довелось.
Люди шли, и шли, и шли; и приходили, и приносили; девушки из университета; какие-то юноши из училища искусств; представители нарождающегося коопдвижения; вообще хрен знает кто.
Михаил Федосеенков приходил от Союза Советских Писателей (правда, стихов не читал, а почему-то агитировал за Белое Братство известного Виссариона); Роман Неумоев приходил с водкой! купленной на собственные деньги у спекулянтов по тройной цене! Роман Неумоев, известный своей скуповатостью и прижимистостью! - и с большой силой выразительности прочитал но почему-то только персонально М. Немирову, отведя его для этого на балкон - стихотворение Блока про Донну Анну то, где
Тихо, как сова, летит мотор;
и проч. и проч. и проч.
И вот среди всего это на кухне на подоконнике имеется, неизвестно откуда взявшийся цветок в горшке, который цветет красным и желтым.
Видимо, кто-то из любителей поэзии принес в подарок.
- О! Это как называется?
- Это герань, - важно отвечает видный политолог (тогда еще, впрочем, не являющийся таковым).
- Герань? Ну? Та самая герань цветок, дважды проклятый советскими мыслителями?!!
Так вот он какая, оказывается!
Буду знать.
3
А это да, это было.
Дважды она былв проклята, герань: за то, что символ мещанства.
Первый раз она был проклята Маяковским, футуристами, лефовцами, конструктивистами и всеми прочими авангардистами 1920-х.
Герань, и еще фикус, - вот были два главных символа старого затхлого быта (см. быт затхлый), который должен быть сметен с лица земли, чтобы все стало новым и ослепительным, происходящим в просторных помещениях, залитых светом.
Дом это машина для жилья!
А какие же в машине могут быть горшки с цветками?
Маяковский по этому поводу неоднократно рвал жопу стихотворным образом, всякие прочие соответственно; нужно бы порыться в Интернете и найти цитаты, - и найду.
Но - попозже.
Потом, в тридцатые, теоретиков безбытности, вроде бы, привели к ногтю.
Но герань по прежнему оставалась символом классового врага ибо кто есть владелец Г. как не скрытый аполитичный обыватель и безыдейный мещанин и соглашатель, трусливо прячущий тело в утеса в час, когда - - -
- когда враги народа, подлая шайка троцкистски-бухаринских выродков и убийц;
- когда Стаханов в забое;
- когда многомиллионные массы на Красной Площади в День Первомайской солидарности чеканят шаг;
когда
Ну, понятно, что герань здесь - - -
3.
Второй раз герань была проклята в 1960-е.
1960-е: новый всплеск борьбы с мещанством, которое при позднем сталинизме вроде бы, снова расцвело и стало полудозволенным: вожди его (сталинизма) изрядно прибарахлились в Германии, и именно сплошь мещанскими Германия же! - этажерочками, салфеточками, патефончиками и проч. и проч.
Мундиры ведомств, погоны, раздельное обучение
Лучшая картиночка бы сюда Орлову в шляпке с перьями и в вуали - типичная дамочка вернувшихся 1890-х.
Но наступают новые дни:
Все уже позади, мой ровесник,
Страшный Сталин и Гитлер-подлец!
Заводи молодежную песню
Про огонь комсомольских сердец!
Потому что народ мы бродячий,
И нельзя нам иначе, друзья,
Молодою любовью горячей
Мы согреем родные края.
Э-ге-ге, эге-гей, хали-гали!
Шик Модерн, Ив Монтан, хула-хуп!
Вновь открылись лазурные дали
За стеной коммунальных халуп.
Летка-енка ты мой Евтушенко!
Лонжюмо ты мое, Лонжюмо!
Уберите же Ленина с денег,
И слонят уберите с трюмо!
Шик-модерн, треугольная груша,
Треугольные стулья и стол!
Радиолу веселую слушай,
Буги-вуги, футбол, комсомол!
И т.д. Тимур Кибиров, поэма Сквозь прощальные слезы.
Цитировать хочется страницами а она именно такова, что там целые десятки страниц, битком набитых приметами эпохи.
Очень смешно, очень трогательно, и - - --
И опять символом мещанства становится почему-то именно герань (ну, еще и указанные Кибировым слоники, и плющевые скатерти, и гардины, и кстати опять фикус.)
Потому что и в самом деле:
в час, когда
С рюкзаком за спиной молодою
Мы геологи оба с тобой.
Все мещане стремятся к покою,
Только нам по душе непокой!
когда
Юность на мотороллере мчится
Со Спидолой в спортивных руках!
Плащ болонья шуршит, пузырится,
Луч играет на темных очках.
когда
Над Калугой, Рязанью, Казанью,
По-над баней сиянье знамен!
Бабушка, отложи ты вязанье,
Научи танцевать чарлестон!
Какая тут, на фиг, герань?
И добились-таки своего авторы тогдашних книжек Эстетику в быт! - извели герань под корешок так, что я, например, вот в дому В.Г. Богомякова ее впервые и увидал, на 30-м году своей тогда еще молодой и беззаботной жизни.
(Кибирова все-таки не удержался, еще вставил.
Потому что очень уж - - -!)
3.
Но домашние цветки в 1960-е, в отличие от 1920-х, наоборот, всячески поощрялись.
Но, конечно, не герань.
Поощрялась всякая традесканция в полосочку, свисающая из горшков.
Горшки при этом должны были находиться где-нибудь наверху, на книжных полках, например, или, еще лучше, на таких подставках из железных сваренных труб, выкрашенных белым и с черными черточками поперек, - чтобы изображали березку.
4.
На картинке в заголовке - помимо герани - еще один из самых ненавистных символов ненавистного мещанства для 1920-х и пытавшихся им наследовать 1960-х: занавесочки.
Никаких занавесок новому человеку на новой Земле не полагалось.
Он должен был жить в стеклянном кубе, прозрачном насквозь, как точно в аквариуме.
В 1920-е об этом мечтали - в 1960-е это осуществили.
Не жилье, правда, но общественные заведения - вполне: кафе-стекляшки, стеклянные магазины, парикмахерские и т.д.
Но и это, в общем не удалось: тут же все эти стеклянные плоскости стали изнутри занавешивать этими самыми занавесками, ибо мещанство сильнее.
5.
Что до автора этих строк, то я являюсь, видимо, в душе все-таки шестидесятником.
Во всяком случае всяких занавесочек, салфеточек, всяких шалей вот еще вязаных очень сильно всего этого не люблю, и в доме держать не позволяю.
Правда, вот против герани - совсем ничего не имею.
Довольно-таки красивый, оказывается, однако, цветок!
6.
Да, а закончился этот месячник поэзии посещением улицы Воровского (см.) в компании с Ю. Шаповаловым, где происходили довольно удивительные события, а затем моим отъездом в город Москву на постоянное место жительства что тоже не обошлось без приключений, подробности см. в сообщ. Абакан.
2001, сентябрь
7.
Вот, нашел проклятия Маяковского в адрес герани:
С матрацев,
вздымая постельные тряпки,
клопы, приветствуя, подняли лапки.
Весь самовар рассиялся в лучики -
хочет обнять в самоварные ручки.
В точках от мух
веночки
с обоев
венчают голову сами собою.
Взыграли туш ангелочки-горнисты,
пророзовев из иконного глянца.
Иисус,
приподняв
венок тернистый,
любезно кланяется.
Маркс,
впряженный в алую рамку,
и то тащил обывательства лямку.
Запели птицы на каждой на жердочке,
герани в ноздри лезут из кадочек.
Как были
сидя сняты
на корточках,
радушно бабушки лезут из карточек.
("Про это", 1923)
8.
Ссылки:
- Описание всяких видов гераний
(
http://home.onego.ru/~otsoppe/enciclop/geranium.html)
- Пеларгония, комнатная герань
(
http://garden.academic.ru/misc/cactus.nsf/0/ACC1777D40B90954C32569AD0046D129)
- Герань розовая
(
http://www.flowers.bitrix.ru/catalog/default.asp?CID=948)