anya_anya_anya
|
3:21p |
Между службами "Писатели, которые бегут от собственных демонов и принуждают себя браться за те или иные темы, потому что полагают, будто их личные темы недостаточно оригинальны и привлекательны, такие писатели чудовищно заблуждаются. В литературе ни одна тема сама по себе не бывает ни хороша, ни плоха. Любая тема может быть и хорошей, и плохой, что, повторюсь, зависит не от темы, а исключительно от того, во что тема превращается, когда благодаря форме материализуется в роман, то есть от стиля и повествовательной структуры. Именно форма, которую обрела тема, делает историю оригинальной или банальной, глубокой или поверхностной, сложной или простой; форма придаёт истории и персонажам энергию, многозначность и правдивость, и она же делает героев безжизненными и карикатурными марионетками". Марио Варгас Льоса, "Письма молодому романисту" |
stelazin
|
2:00p |
А теперь о литературе. Сразу хочу оговориться, что речь пойдет о коммерческой литературе. То есть о литературе, создаваемой и издаваемой только и исключительно с целью продажи. Должен подчеркнуть, что никаких оценок такое определение не несет. И я хотел бы оставить в стороне все размышления на тему попсовых и непопсовых книг; про плохую, она же бульварная, литературу, она же чтиво; и про литературу хорошую, она же высокая, она же настоящее искусство. Об этом я говорить не собираюсь по двум причинам- а)меня такие разговоры раздражают, б)меня такие разговоры очень сильно раздражают.
То есть давайте так разделим. Есть книги, чье коммерческое предназначение первично (огрубляя- массовая литература), и есть книги, создаваемые с иными целями (неважно какими, это сейчас вне нашего интереса), у вторых денежные соображения тоже могут присутствовать, но они вторичны. Так вот. В первом случае- это просто бизнес. Он ничем не лучше и не хуже, чем производить пылесосы или шить одежду.
И вот что мне непонятно? Почему в этом вполне себе прибыльном и достойном бизнесе весь производственный процесс отдан на откуп отдельного автора? Это же очень неэффективно и попросту глупо. Это какое-то средневековое ремесленничество, а не современное производство. Все, что остается издателям- вылавливать из графоманского моря отдельные тексты, пытаться интуитивно угадать, пойдут они или не пойдут. Причем даже если книга хорошо продалась, совершенно непредсказуемо, в следующий раз будет ли автор столь же хорош, или нет. Что он напишет, как он напишет, когда он напишет- зависит от массы случайных, неконтролируемых и непредсказуемых событий. Причем если писатель в случае неудачи потеряет только время (сейчас даже бумаги и чернил авторы не тратят), то издатель потеряет конкретные деньги.
Мне кажется,- будущее такой литературы за максимальной формализацией процесса и приближении его к общим стандартам ведения бизнеса. То есть написание и издание книги будет происходить как любой другой бизнес-проект. С предварительным бизнес-планом, с созданием фокус-групп, с выяснением целевой аудитории, специалисты по сюжету отдельно будут писать фабульный каркас книги, затем передавать в стилистическо-текстовой отдел, где на скелет нарастят содержательное мясо, и т.д. Есть же авторы с необузданной фантазией по части сюжетных завихрений, но с беспомощным языком, есть другие- изъясняются офигительно прекрасно, но вот о чем пишут ни хрена не понять. Так пускай лучше делают ту часть произведения, которая у них получается, а что у них не получается- туда не суются. В какой-то мере и сейчас это происходит, но обычно весь этот процесс в голову одного автора, а среди них талантливые маркетологи встречаются еще реже, чем талантливые писатели. Или бывает, что авторы вместе собираются для взаимного усиления. Но это опять же не то. Тут один любопытный феномен. Как только человек начинает писать. Неважно что. Так у него мгновенно вырастают писательские амбиции. Выпалывать их требует повседневных и настойчивых усилий. Как в деревне, - встал поутру, - сходил на огород будяки повыдергивать, за сутки наросшие. Иначе зарастет так, что пиздец. Так что писателю психологически трудно себе сказать, мол сюжеты у меня конечно отменные, но вообще-то я не писатель, а гавно. И эту тяжелую миссию благородно берет на себя издатель. Вы наверно вспомнили о литературных неграх. Действительно, это явление известно еще с XIX века и активно практикуется по сей день. Но отношения автор-лит.негр это разновидность отношеий мастер-подмастерье. Т.е. опять же по сути своей это средневековье, и для современного человека как унизительны, так и малоэффективны в смысле ведения бизнеса. Я говорю же о типе взаимодействия начальник проекта- сотрудник, босс-менеджер.
То есть, подводя итог, чем писать одну плохую книгу, которая не продастся, лучше за это же время придумать сюжеты для 3-4-5 хороших книг, которые будут успешны. Славы, кончено, меньше, зато денег намного больше, а мы как раз говорим о том случае, когда пишут в первую очередь ради денег. А поскольку мало кто из авторов способен относится к своей работе просто как к работе, которую следует по возможности профессионально выполнять, то для этого и нужно внешнее руководство всем мероприятием. Фамилия же на обложке станет условностью и псевдонимы для авторских групп будут выбираться примерно так, как сейчас придумывают названия для групп музыкальных.
Разумеется, все это никак не скажется на литературе внекоммерческой (можно называть ее авторская, можно называть ее просто литература, можно арт-хаус-литература, термин сами придумайте). И ничего с нею дурного не случиться, я вас уверяю, потому что с нею никогда ничего дурного не случалось всю жизнь и еще столько же ничего не случится. 2-3 гения на столетие стабильно как получали, так и будем получать, и хватит с нас. Более того, коммерческие шедевры-суперхиты, навроде Брауна или Роулинг, также неизбежно останутся аторскими, потому что такое сконструировать нельзя, такое можно только придумать, это механически не воспроизводится. Точно так же авторскими остаются лучшие произведения дизайнерского или музыкального бизнеса. Точно так же, как в голливудском кинематографе мы в общем-то обращаем внимание на актеров, а не на режиссеров, однако самых-самых, типа Спилберга или Камерона, мы знаем. То есть моя идея прокатывает только для среднеценового и экономического сегмента рынка. Но там это может произвести революцию, потому что избавит издателя от ненужных рисков, а читателя- от ненужных разочарований. И я как потребитель, всегда буду знать, что покупая такой-то и такой-то писательский продукт я всегда получаю предсказуемое и заранее известное качество текста.
Это прокатило с Макдональдсом, это прокатило с Икеей, с книжками это тоже прокатит. И будем всем счастье, много денег и занимательного чтива. И никто не уйдет обиженным.
p.s. Хотя хуй знает, может уже и сейчас так делается. Слишком уж идея очевидная. p.p.s. В рамках маркетингового ислледования,- высказывайте пожелания, уважаемые потребители. если надо под кат,- уберем под кат. если слишком серьезно- добавлю шуточек и обсценной лексики. Все для вашего удобства! |