Бреннер-Шурц и Что делать? Вот в авдюшиной Школе для Дураков интересная дискуссия:
http://community.livejournal.com/school_for_fool/79771.html?view=557211Воспроизвожу оттуда:
teroganian На днях у нас с Мизиным вышел разговор о Бренере и Шурц.
Излагаю только свою позицию.
Мнение, что они не занимаются искусством и вообще не художники, только по тому, что не представлены современной арт-системой как художники - считаю не правильным, довольно глупым и конформистским.
Во времена первой волны авангарда именно художники выстраивали критерии, определяющие, что в современном искусстве хорошо, что плохо.
Художники, своими работами противостояли основам классической культуры и создавали новую, авангардистскую.
В 1950-60-е, когда художники первой волны, добившись известности, состарились и умерили свои авангардистские амбиции, стала складываться арт-система в современном понимании, с музеями, теоретиками, кураторами, школами, художественными журналами, критиками, галереями, покупателями и зрителями.
В этой системе персонажи первой волны, играли значительную роль, и она, в значительной степени, была ориентированна на самообновление.
Новые художники выступающие с критикой системы, входили в нее, опираясь на молодых критиков, кураторов и галеристов, которые, в свою очередь, нуждаясь в новых идеях и опираясь на новых, художников вместе с ними входили в систему.
Надо сказать, что злобные и агрессивные авангардисты никогда не принимались художественной системой с особым энтузиазмом, эти персонажи, появлялись на сцене исключительно пользуясь внутренними противоречиями системы.
Ставши государственной, арт-система уже не претендовала на революционное переустройство культуры, ограничиваясь исключительно обновлением языка.
Художественные институции, постепенно бюрократизировались.
Фантастически возросшие цены на искусство сделали галеристов полноправными партнерами в художественном мире.
Бюрократы и буржуи легко нашли общий язык и в 1980-е взяли реванш, выступая против формальной догматичности авангардистов второй волны.
На сцену вместе с постконцептуалистами вышла хуева туча всякого жулья, художников откровенно консервативных, коммерческих, попсовых.
В 1990-е почти все игроки арт-системы спелись, и на сцену теперь допускаются исключительно проверенные персоны, прошедшие фильтры художественных школ, стипендий и галерей.
Крах авангардистской парадигмы, казалось бы, очевиден, но на смену ей не пришло никакой новой.
Вытравив из современного искусства авангардизм, современное искусство моментально умерло, потеряв оппонента в лице современной культуры, против которой и сражались авангардисты.
Кроме цены, поддержанной музейным статусом, нет никаких внятных критериев, которые можно применить к современному искусству для отличия хорошего от плохого.
Следовательно, несмотря на то, что на арт-сцене еще довольно много по настоящему интересных художников, их ничего не объединяет, кроме общественного статуса.
Искусство моментально теряет свою общественную функцию, и смотреть на все это становится,так же не интересно, как телевизор.
Впервые сложилась такая ситуация, когда наиболее последовательные художники находятся совершенно вне поля внимания.
Наверняка, можно сказать, что Бренер-Шурц, как художники никогда и не станут известны широкой общественности.
Это абсолютно нормально, их деятельность никак не может соотносится с тем, что существует сейчас в поле современного искусства.
Они продолжают свою деятельность устраивая скандалы на вернисажах, принципиально лишенные формальных новаций, остроумия и изящества.
Эти акции не документируются и не имеют названия, т.е. не маркируются как художественные.
Цель этих акций одна не быть искусством.
Они пишут книги полные злобы и идиотизма, книги в которых, абсолютно все знакомые им персонажи, заслуженно и не заслуженно, обливаются грязью. Цель этих книг одна не нравится.
Что же можно сказать об этом позитивно?
Что же остается в этом?
Почему я называю это современным искусством?
Остается в этом одно непримиримость.
Я называю это современным искусством потому, что это и есть авангардизм.
Бренер-Шурц выходят за пределы существующей системы искусства, не имея с ней ничего общего, и вместе с тем отвечают на все важнейшие вопросы: что такое искусство сегодня, кто таков художник сегодня, что делать, кто виноват, и т.д.
Это и есть настоящее искусство - выйдя за пределы системы, решать вопросы, которые ставит система, находя решения, базирующиеся на совершенно других основаниях.
P.S.
Многие упрекают их в непоследовательности аргументируя тем, что выступая в роли борцов с системой, они сотрудничают с галереей Кноль и рисуют картинки на продажу.
Да им просто, по настоящему насрать на художественное производство и арт-бизнес. Как Кабакову было насрать на советскую книжную иллюстрацию.
Они по настоящему вне этого дерьма.
j_volfson проблема, на мой взгляд, в твоих размышлениях - с критериями.
"системный" критерий ясен: музейные покупки, выставки, премии и т.д.
однако ведь не все системные художники по-настоящему плохие?
тогда какой критерий ты предлагаешь для отличия плохого от хорошего?
на мой взгляд, ответ на этот вопрос осветит путаницу, связанную с ролью авангардизма в искусстве, которую я ощущаю в твоей оценке творчества бренера-шурц.
п.с.
твоя паралель с кабаковскими иллюстрациями недостаточно точна.
кабаков не выступал против системы иллюстрации детских книг, одновременно зарабатывая на ней.
бренер-шурц согласно твоему мнению - выступают против той системы, которой сами и пользуются.
это - плохой жест, нечистый, двуличный.
направлен против них самих.
teroganian В авангардистской парадигме, критерий один - не производить искусство.
А хороших художников, конечно, много.
nemiroffВсё верно, но Дж. Вольфсон тебе ещё более верно ответила - что Бреннер существует как персонаж только в рамках этой самой системы. Паразитирует на ней, её якобы отрицая. Уничтожь систему - никакого Бреннера и не будет.
Если не нравится существующая система контемпорарного искусства (мне вот - не нравится) - есть два пути: 1: просто не заниматься искусством; 2: строить собственную систему, альтернативную.
Вот.
teroganian Наступит царствие небесное - никакого искусства не будет.
Бренер и строит альтернативную.
nemiroff 2006-07-12 03:58 am UTC (ссылка)
Ну, и что он построил?
Ты вот - строишь.
Я пытаюсь.
Ноуевато получается.
Альтернативная система - это не только худождник и его 12 учеников - нужны альтернативные выставки, концерты, издательства, пресса, прочие кналы связи с ширнармассами.
Итд итп.
Ненавистный тебе Вербицкий, кстати, тоже пытается строить альтернативную систему - и для этого готов блокироваться с любыми, кто против существующей - с фашистами, сатанистами, антисемитами, скинхэдами итд итп.
Его ЛЕНИН, кстати,и есть один из самых удачных вариантов такой альтернативной системы - типа хранилища информации о всех антисистемныххудожественных движениях и явлениях за последние пятьдеесят лет.
Коллективный организатор и пропагандист, блять!
А у Бренера даже и учеников нет.
nemiroff Самое же главное - это что и ты, и Бреннер пользуетесь традиционным языком контемпорарного искусства, который давно узурпирован международной художественной бюрократией.
Это примерно то же самое, что говорить на митинге антисоветские речи, пользуясь бюрократическим языком ЦК Политбюро и шамкая по-бежневски сиськи-масисиьки и сиьски-сосиски.
Язык этот давно выхолощен, ни хуя другого сказать на нём, кроме как того, что потребно "кураторам", в принципе невозможно.
Надо искать новых форм!
teroganian Он являет собой классическую фигуру авангардиста.
Фигуру, абсолютно неприемлемую в современном арт-мире.
Злобный мудак, лишенный оригинальности.
Это мне и нравится.
А Вербитский создает пространство тусовки для фашистов, сатанистов, антесемитов и скинхедов, которые сами являются порождением этой системы, ее маргинальной, нереспектабельной частью.
teroganian Когда плевок в лицо куратора станет нормой, я с тобой соглашусь.
nemiroff Плевок в лицо куратора - это разборки между своих. Милые бранятся - только тешатся. Примерно то же самое, что второй секретарь райкома подсидел первого секретаря. Интересно это только самим секретарям.
Даже если скандал не в райкоме, а в Политбюро или нынешней Администрации Президента - это опять же интересно только им самим да кремленологам.
А надо не показывать фигу из-за угла арт-машине - а один раз положить на неё хуй и заняться созданием своей.
Мне кажется.
teroganian Не в райкоме, на вернисаже.
Вернисаж - ценнтральное событие в мире искусства.
nemiroff Ну, молодец, да.
Лмоновцы этим много лет занимаются - плюются, получают пиздюлей, садятся в тюрьму. Молодцы!
Только толку от этого - зуй.
Ну ладно, Бреннер - хуй с ним, признаем, допустим, что он молодец.
Но вопрос состоит не в том ведь, молодец Бреннер или нет, а - что
нам-то делать в сложившейся ситуации?
Тоже всем начать ходить по выставкам и плеваться?
Ну, один раз плоюнешь.
В следующий раз тебе пиздюлей дадут не на вернисаже, а при попытке на него попасть.
Постоянно приходить и получать пизделей?
Конечно, это позиция, и даже героическая, но мне - неохота.
И больно, и - неинтересно.
И читать радостные сообщения про то, что НН, ММ, НМ и МН в очередной раз получили пиздюлей при попытке попасть на вернисаж - ну, забавно, но это, в общем. уже по разделу светской хроники.
Во - и определение нашлось.
Бреннер пытается превратить светскую хронику в акт искусства. (Антиискусства - но один хуй искусства).
Это довольно несимпатично.
Потому что таких ухарей нынче очень много развелось, начиная с пресловутой Ксюши Собчак.
Вот.
teroganian Я, собственно, только о том, что - молодец.
А искусство, конечно, разное бывает."