[ |
music |
| |
Reutoff, "Le couer brise" |
] |
Когда я, будучи школьником, в курсе физики проходил Теорию Относительности, меня удивило следующее обстоятельство: если существует единое Пространство-Время, то почему три пространственные вектора можно выбрать произвольно, в то время как время движется в одну сторону, из прошлого в будущее? Вопрос, породивший целый класс фантастической литературы: литературу о путешествии во времени и ответ на который содержится в самой первой такого рода книге Машине Времени Герберта Уэллса: Время только тем отличается от трёх пространственных координат, что наше сознание движется по нему.
Но тут же появляется следующий вопрос: неужели мы мыслим по прямой? Существует такой выражение прямолинейное сознание. Но оно и означает сознание абсолютно негибкое, тупое. Сознание, в котором собственно мышление отсутствует вовсе. Больше подошло бы сравнение со спиралью. Но мышление по спирали тоже довольно специфическое сознание. По спирали разворачиваются сюжеты, по спирали излагаются уже законченные концепции, и т.д. Т.е. спираль кривая изложения результатов мышления, когда само мышления уже закончено. И тут вспоминается выражение лабиринт, или даже лабиринты! сознания. Сознание следует лабиринту, ища выход, и чем глубже тем более лабиринты дробятся, обнаруживаются маленькие лабиринты внутри большого. И, схватывая сознанием общую картину лабиринта, человек совершает открытие находит простые общие формулы, создаёт последовательные (спиралевидные) концепции. Хорхе Луис Борхес, певец Лабиринта, мастер описания самого процесса мышления, писал, что самым простым лабиринтом являются поставленные друг напротив друга два зеркала. Какой же это лабиринт? Ни поворотов, ни тупиков, ни кругов. Только множество самоподобных комнат, вложенных друг в друга как матрёшки. Но это же фрактал! Просто само слово фрактал появилось лишь в 70-е годы прошлого века. А Борхес писал раньше, используя слово, известное ещё древним.
|