тюменщики Вот, например, у меня материал на З - ставить, нет в Тюменщиков? Не могу понять.
Звуковоспроизводящие устройства То есть, - различные электрические устройства, существующие в наших домах для того, чтобы из них вопила музыка: проигрыватели грампластинок (нынче компактов), радиоприемники, магнитофоны.
Сыграли и продолжают играть чрезвычайную роль в культуре двадцатого века.
Вот поэтому краткая история их наличия.
История эта составлена автором этих строк на основании разных случайных и случайно попадавших ему в руки источников, а также и путем собственных наблюдений.
Поэтому она крайне отрывочна и неполна.
Что же, друзья, уж какая есть.
В смысле я сделал, что смог, пусть кто может, сделает лучше.
*
Условные обозначения:
Коммерс газета "Коммерсант-Дейли"
МК-буль еженедельник "МК-Бульвар"
ХЧ "Хроника Человечества"
НПО не помню, откуда почерпнуто сведение
1877 США:
Томас Эдисон запатентовывает фонограф первый в истории человечества звукозаписывающий и звуковоспроизводящий аппарат.
Звук записывается при помощи процарапывания иглой бороздок на восковом валике.
1879, Россия (Коммерс):
Фонограф демонстрируется публике в Москве, в Политехническом музее.
Я, автор этих строк, долгое время был уверен, что фонограф, будучи, конечно, изобретением революционным и гениальным, никакого бытового значения и распространения не имел.
Ибо воск во-первых, штука уж очень мягкая, и во-вторых тает. Хрен их, в смысле, сохранишь, фонографные записи.
Оказалось, - ничего подобного.
Оказалось, что в конце XIX века фонограф есть самый активно рекламируемый в США предмет массового потребления.
Это я прочел в имеющейся у знакомца моего А.Струкова толстенной, в ладонь толщиной (впрочем, чрезвычайно бестолковой) американской книге о рекламе и маркетинге.
В результате некоторых пертурбаций жизни я оказался владельцем комплекта журнала Нива за 1896 год; и вот: в нем - тоже реклама фонографа чуть ли не в каждом номере.
А вот реклама, например, электрических лампочек только в двух номерах за год.
И фонограф люди покупают отнюдь не только затем, чтобы сказать в него Попка дурак!, а затем послушать, как это звучит.
Фонограф покупают, как и все последующие устройства, о которых идет речь, - в первую очередь чтобы слушать музыку, которую он заставляет играть.
Из газеты Коммерсант-Дейли узнаем: в конце XIX и начале XX вв. интенсивно продаются валики с уже готовыми записями, на которых записано все что угодно, от песен, исполняемых певцами, до неприличных анекдотов.
Каталог одной из таких фирм, торгующих валиками с записями Якоба Вагнера, например, содержит 100 000 наименований!
1889, США (нпо):
Тут следовало бы отыскать и поместить изображение тех двух устройств, которые немец Эмиль Берлинер демонстрирует в Вашингтоне в 1889, изобретенных им.
Это есть устройство для записи звука на пластмассовые (шеллачные) диски, впоследствии получающие название пластинок, и еще другое устройство, названное им граммофон, для их воспроизведения.
Американцы говорят фи да это тот же эдисонов фонограф, только хуже: фонограф сразу сам и воспроизводит и записывает.
Ан нет.
Жизнь впоследствии покажет: берлинеров граммофон лучше.
Ибо шеллачные пластинки твердые.
Что и решит дело в их пользу.
Ибо их можно тиражировать с матрицы в каких угодно количествах, их можно воспроизводить сколько хочешь раз без особого для них ущерба, и
Но это потом. Пока же ---
1895, 7 мая, Россия.
А. Попов осуществляет первый в мире эксперимент по радиосвязи.
Морзянкой он передает на 60 метров без проводов слова Генрих Герц.
1896, Англия.
Итальянец Маркони предлагает Британскому почтовому ведомству купить у него патент на аппарат для беспроволочной связи.
Ведомство покупает его.
Советская власть в эпоху борьбы с низкопоклонством активно доказывала, что Маркони украл устройство Попова.
Есть фильм Александр Попов тех времен, я его видел в детстве, и ничего не помню абсолютно, кроме эпизода, где маленький подлый итальяшка с усами пробирается на яхту, на которой Попов экспериментирует с радиопередатчиком, хватает передатчик под мышку и подло бежит.
Так рассматривало это дело советское правительство 1940-х годов.
Нынче общепризнанной теорией относительно приоритета является та, что первым радио изобрел, действительно, Попов,
Маркони же аппарата не воровал, но, узнав про то, что такой аппарат возможен и реально существует, раскинул умом и создал аналогичный: математики и шахматисты утверждают любая задача решается несравнимо легче, если точно знать, что решение существует, и уже кем-то осуществлено.
Кроме того, Попов был военно-морской инженер, по долгу службы он передал изобретение военно-морскому ведомству, оно, естественно, стало применять его в первую очередь в военных целях.
Маркони же был человек гражданский, весьма не лишенный, к тому же предпринимательских талантов, поэтому вклад Маркони в дело повсеместного распространения радио и в превращение его в продукт для людей, а не в разновидность оружия конечно, несравнимо значимее вклада Попова.
1898.
Именно в этом году, как утверждает журнал Вокруг света изобретен прообраз современного магнитофона.
В заметке в 40 строк длиной увы, заметку я вырезал, а ни номера журнала, ни года не указал - не говорится кто его изобрел и где, но сообщается, что звук записывался путем намагничивания стальной пленки, наматываемой на барабан, причем намотка производилась вручную.
Назывался аппарат телеграфон.
Впрочем, МК-бульвар (1998, июнь) утверждает , что это изобретение магнитофона произошло в 1907 году, во Франции.
Вывод: дополнительно разузнать.
1898 же, Германия
Вышеупоминавшийся Э. Берлинер основывает компанию Дойтче Граммофон, которую газета Коммерсант-Дейли в 1998 году называет старейшей в мире.
Тут есть непонятное.
Непонятно следующее: значит ли это, что она была первой в мире компанией такого рода?
Или же это значит, что она самая старая из доживших до наших дней?
Автор этих строк склоняется к последнему.
Также могу сообщить, что любителям поп-музыки Дойтче Граммофон хорошо известна в виде своего специального поп-подразделения Полидор (правда, совместного с голландцами).
Тем же читателям, которые, прочтя это, сочтут, что далее автором будут приведены даты основания и сообщены разные факты и сведения и о других пластиночных компаниях, типа ЕМИ и RCA Victor, и проч., и проч. их я вынужден буду разочаровать: ни капли нет.
Конечно, это следовало бы сделать но нет у меня таких сведений.
Поэтому - - -
Впрочем кое о каких есть; их приведу.
1904, США.
Некто Джон Флемминг изобретает триод, то есть первую радиолампу.
Для судеб массовой культуры XX века это есть шаг, важность которого переоценить - - -
Ибо именно лампы делают возможным в дальнейшем создание всевозможных звукоусиливающих устройств репродукторов, динамиков, усилителей, колонок, и всего прочего; радиоприемников, которые можно слушать без наушников, вертаков, магнитофонов, звукового кино, звукового телевещания, и проч, и проч.
И, - кстати всей современной поп-музыки, исполняемой вот уж лет сорок почти исключительно электрическими инструментами.
1906, 24 декабря, США (Эхо Москвы, передача Ну и денек).
Человек по имени Фессенден, сотрудник Эдисона, осуществляет первую в историю радиотелефонную передачу не точки-тире, а осмысленные звуки, слова и музыку.
Передаваемые из Массачусетса, эти слова были услышаны аж даже в Виргинии, что в восьмистах километрах удаления.
Правда, уточню: это были как раз не слова.
Это была музыка.
Для особо интересующихся уточню дополнительно: музыкой, переданной Фессенденом, было сочинение Генделя Ларго.
1910-е годы, а может, и раньше.
Битва граммофона с фонографом завершается победой граммофона.
Именно он отныне становится главным источником музыкального шума на дому.
Граммофоны уже выпускаются множеством фирм, еще большим множеством их выпускаются к ним пластинки.
Они покупаются, граммофоны, частными лицами, их покупают, например, трактиры и питейные заведения для увеселения публики.
Правда, в России, как утверждал Московский комсомолец в каком-то из номеров 1997 года (эх, не вырезал заметочку!), для установки граммофона в публичном месте, требовалось разрешение аж самого губернатора.
Для получения такого разрешения требовалось, в частности, предоставить исправнику и приставу список пластинок, которые будут проигрываться.
Впрочем, это еще не смерть фонографа.
В США, например, фонограф остается вполне распространенным и общеупотребительным устройством даже аж уже после второй мировой войны!
Он использовался в качестве диктофона.
Это следует, например, из романа классика американского детектива Рекса Стаута Умолкнувший оратор (1946), в котором речь идет об убийстве некоего конгрессмена, намеревавшегося выступить с некиими сенсационными разоблачениями, и вертится действие именно вокруг поисков валика фонографа, на который конгрессмен надиктовывал наброски этой своей речи.
Так-то.
1912, Япония.
Токуджи Хоякава основывает компанию Шарп делать пряжки для ремней и автоматические карандаши.
( Read more... )