сайфай лауреаты Лейбер Фриц
комментированная библиография:
Вл.Гаков:
http://www.kulichki.com/inkwell/bio/leiber.htmЛЕЙБЕР (LEIBER), Фриц (Рёйтер-младш.) (1910-1992).
Видный американский прозаик, один из выдающихся представителей "Золотого Века" англоязычной НФ.
Родился в Чикаго (шт. Иллинойс), окончил Университет Чикаго с дипломами психолога и физиолога; играл на сцене (как и его родители - актеры "шекспировского" театра; отец, кроме того, снимался в кино), год провел в теологической семинарии, но не окончил ее, работал ред. в науч.-поп. журнале и преподавал драму; с 1939 г. - профессиональный писатель.
Первая публикация - "Два искомых приключения" (1939) (журнал "Unknown", 1939).
Начав писать "героическую фэнтези" (изобретение самого термина критики приписывают Л.) по предложению университетского товарища, Л. с первого опубликованного рассказа представил читателям своих популярнейших героев - искателей приключений Фафхрда и Серого Мышелова, жителей воображаемого города Ланкмара, о которых впоследствии написал несколько десятков увлекательных ("серьезных" и юмористических) повестей и рассказов.
Вся "сага" представлена в сборниках (в порядке внутренней хронологии):
"Мечи и дьявольщина"
Swords and Deviltry (1970),
"Два искомых приключения"
Two Sought Adventures, 1957; испр. доп. 1970 - "Мечи против смерти" , Swords Against Death;
"Мечи в тумане"
Swords in the Mist, 1968;
(объединены в один том
"Три меча"
The Three Swords, 1989);
"Мечи против волшебства"
Swords Against Wizardry, 1968;
"Мечи и ледяная магия"
Swords and Ice-Magic, 1977; сокр. 1977 - "Остров Риме", Rime Island,
"Мечи Ланкмара", The Swords of Lankhmar, 1961 - "Дочь Сциллы"; доп. 1968;
(объединены в один том
"Повелители мечей"
Sword's Masters, 1990;
к циклу примыкает также роман
"Король и валет мечей"
The Knight and Knave of Swords, 1988;
выделяется также короткая повесть "Зло встречается в Ланкмаре" (1970; "Хьюго"-71; "Небьюла"-70; др. - "Веселый город Ланхмар").
История создания цикла изложена в автобиографическом эссе
"Фафхрд и я"
Fafhrd &Me, 1975 - в антолонгии; отд. изд.1991.
От типичных произведений "героической фэнтези" сага Л. выгодно отличается тонкой стилизацией, разработкой характеров и "отстраненным" чувством юмора .
*
Л. быстро завоевал репутацию мастера современоой ("урбанистической") "литературы ужасов" и традиционной фэнтези.
Яркие примеры последней - рассказы "Дымный призрак" (1941), "Девушка с голодными глазами" (1949), "Человек, который дружил с электричеством" (1962), "Экспресс в Бельзен" (1975); один из лучших рассказов Л. - "Давай-ка бросим кости" (1967; "Хьюго"-68; "Небьюла"-67; рус. - "И покатились кости"; др. - "Побросаю-ка я кости", "И тогда Джо бросил кости") - изящная притча об игре в кости со Смертью .
*
Первый роман Л.,
"Заколдуй жену"
Conjure Wife, 1943; 1953,
повествует о современных ведьмах (дважды удачно экранизирован - "Страшная женщина" и "Гори, ведьма, гори"); а
"Дама Тьмы"
Our Lady of Darkness, 1977; Всемирная премия фэнтези-78
продолжает традицию готического романа.
"Тарзан и Долина Богов"
Tarzan and the Valley of Gods, 1966
не совсем удачное подражание Э.Берроузу.
Достижения Л. отмечены премиями "Гандальф" (1975) и Всемирной премией фэнтези-76 ("за общий вклад в развитие жанра").
*
НФ ТВ-во Л. также принесло автору положение одного из ведущих авторов жанра (вместе с рекордным числом премий "Хьюго" и "Небьюла" - соответственно 6 и 4; премия "Великий мастер"-81).
В романе
"Сгущайся, тьма!"
Gather, Darkness!, 1943; 1950
описана будущая теократическая диктатура, которой противостоят ученые, маскирующие свою науку под магию ; герои альтернативной истории - романа
"Трижды судьба"
Destiny Times Three, 1945; 1957
способны вмешиваться в ее ход, но в результате все существующие "версии" начинают приходить в противоречие друг с другом.
Той же теме, но решенной в неожиданном стилистическом ключе, посвящен
цикл о "Войне Изменений" - роман
"Огромное время"
The Big Time, 1958; 1961; "Хьюго"-58,
и рассказы, часть из которых объединена в сб.
"Паук мысли"
The Mind Spider, 1961; испр. 1976;
полностью рассказы цикла составили сб.
"Война Изменений"
Changewar, 1978; сокр. 1983.
Загадочная "война во времени" высших космических сил (Змеи и Пауки) предстает как мастерски поставленный театр абсурда ; действие "пьесы" ограничено комнатой в неком Убежище-санатории для воинов, расположенном вне известного пространства-времени; пиротехнический стиль и свободное владение автором (в прошлом - актером) "драматургией" выводит его действо далеко за рамки традиционной НФ .
*
Пацифистские настроения отличают рассказы из сб.
"Ночь волка"
The Night of the Wolfe, 1966.
*
Талант Л.-сатирика продемонстрирован в романах
"Серебряные яйцеглавы"
The Silver Eggheads, 1958; доп. 1962;
и "
Призрак бродит по Техасу"
A Specter Is Haunting Texas, 1969.
В первом мишенью выбрана издательская индустрия , во втором - "балканизированные" США после третьей мировой войны, а точнее, Техас, которому удалось захватить власть над всем Сев.-Амер. континентом.
Загнивающий, аморальный мир далекого будущего сатирически изображен также в раннем романе
"Зеленое тысячелетие"
The Green Millennium , 1953
и ряде рассказов - "Приходящая привлекательность" (1958) и др.
*
Сюжетно насыщенный роман
"Скиталец"
The Wanderer, 1964; "Хьюго"-65; рус. - "Странник"
одно из лучших в НФ произв. о глобальной катастрофе (в данном случае вызванной неожиданным появлением в Солнечной системе загадочного инопланетного артефакта).
*
Рассказы и повести Л. составили сборники
"Тени под глазами"
Shadows with Eyes, 1962,
"Корабли к звездам"
Ships to the Stars, 1964,
"Ведро воздуха"
A Pail of Air, 1964,
"Тайные песни"
The Secret Songs, 1968,
"Ночные чудовища"
Night Monsters, 1969; доп. 1974,
"Лучшее Фрица Лейбера"
The Best of Fritz Leiber, 1974,
"Книга Фрица Лейбера"
The Book of Fritz Leiber, 1974,
"Вторая книга Фрица Лейбера"
The Second Book of Fritz Leiber, 1975,
"Миры Фрица Лейбера"
The Worlds of Fritz Leiber, 1976,
"Герои и ужасы"
Heroes and Horrors, 1978,
"Базар диковин"
Bazaar of the Bizzare, 1978,
"Корабль теней"
Ship of Shadows, 1979,
"Свет призрака"
The Ghost Light, 1984; "Локус"-85,
"Хроники Лейбера: пятьдесят лет Фрица Лейбера"
The Leiber Chronicles: Fifty Years of Fritz Leiber, 1990 - под ред. М.Гринберга.
*
Компьютер становится гроссмейстером в одной из лучших "шахматных" историй НФ - "Сумасшедший дом на 64-х клетках" (1962) ; в ироничном рассказе "Бедный супермен" (1951) "ответы" всемирного Электронного Мозга печатает на пишущей машинке запыхавшийся человек, спрятанный в потайной комнате .
Подлинный смысл "любви" приходит к героям рассказа "Корабль отплывает в полночь" (1950) только после контакта с инопланетянином ; героиня рассказа "Красотка с пятью мужьями" (1951) живет в полигамном мире и втайне страдает по моногамии, приравненной к гос. преступлениям ; а героиня рассказа "Марианна" (1960) переживает концептуальный переворот, обнаружив, что окружающий мир - это ловкая иллюзия.
В рассказе "Ведро воздуха" (1951) описаны злоключения семьи последних выживших на Земле, "выброшенной" со своей орбиты в результате глобальной катастрофы ; мир после катастрофы - место действия рассказов "Луна зеленая" (1952) и "Великий путь" (1957) .
Выделяются также: "человечный" рассказ "Пространство-время для Спрингерса" (1958), в котором обретший разум супер-котенок жертвует собой ради человеческого детеныша ; во многом автобиографический рассказ "Корабль теней" (1969; "Хьюго" -70), герой которого - полуслепой алкоголик (автор сам долгие годы лечился от алкоголизма), и "Хватай цеппелин!" (1975; "Хьюго" -76; "Небьюла"-75) .
Вл.Г.
Др. соч.:
Сборник "Черные агенты ночи"
Night's Black Agents , 1947; сокр. 1961 - "Рассказы из Черных агентов ночи", Tales from Night's Black Agents; доп. 1978.
"Грешники"
The Sinful Ones, 1950 - "Все вы одни"; доп. 1953.
Сб. "Все вы одни"
You're All Alone, 1972.
*
Лит.:
Jeff Frane "Fritz Leiber" (1980).
Tom Staicar "Fritz Leiber" (1983).
Bruce Byfield "Witches of the Mind: A Critical Study of Fritz Leiber" (1991).
========================
Пересказ "Старнника" я тут помещал.