With friends like these...
[ О проекте | Лента | Поиск | От составителя ]

Архивы френд-ленты Livejournal.com (Aleksei: 02.2001-10.2002)

[ Aleksei's Livejournal  |  info  |  Add this user  |  Архивы Aleksei  |  Оглавление  |  memories ]
2  |  3  |  4  |  5  |  6  |  7  |  8  |  9  |  10  |  11  |  12  |  1  |  2  |  3  |  4  |  5  |  6  |  7  |  8  |  9  |  10  | 

Записи 0-34 (September 2002)
|  0-34  |  35-36  |

Алексей 11:39, September 3rd 2002
aleksei

                                                                      
    В субботу и воскресенье всей группой сьездили в Ширахаму -курортный городок на побережье Тихого Океана. Мне поручили прочесть для студентов (10 человек) небольшую популярную лекцию - введение в ортогональные полиномы. Нечто вроде ликбеза. Жили в гостинице "японского стиля". Это значит: средних размеров комната на 6 человек. Мебели нет. Только пол, покрытый циновкой, на которой можно сидеть. Вечером вся площадь пола застилается шестью матрасами (без просветов). Профессор спит здесь же вместе со студентами. Нечто вроде армейской казармы. Только в казарме были еще тумбочки, куда можно было положить мыло, бритву и т.д., здесь же и этого нет.
    Японцы, однако, существа предельно коллективистские. Такой стиль им по душе.
      (1 replies)
Алексей 18:04, September 3rd 2002
aleksei

                                                                      
      СРОЧНО НУЖНА ВАША ПОМОЩЬ!!!
    НУЖНА ВАША ПОМОЩЬ
    Очень нужно найти лекарство!!!
    Адренокортикотропный гормон (АКТГ)
    (corticotrophin/cortozin)
    Для больной девочки, о которой, busya писала тут:
    http://www.livejournal.com/talkread.bml?journal=busya&itemid=24304
    Пожалуйста, продублируйте это постинг!
    Это лекарство ее последний шанс.
      (0 replies)
Алексей 11:49, September 4th 2002
aleksei

                                                                      
      Мои первые успехи в японском
    На двери моей комнаты в общежитии висит табличка. Там написана по английски моя фамилия, срок проживания, а ниже - строчка из 5 японских иероглифов. Ух, давно хотелось мне выяснить, что же там такого про меня еще написали. Да все было как-то недосуг. А вот сегодня утром решился. Взял учебник японского для начинающих, стал в дверном проеме и начал усердно по складам учиться читать. Быстро сообразил, что это - катакана. Уже легче. Так, значит теперь просто достаточно распознать каждый символ в виде слога. В общем, как первокласснику, который учится читать по слогам, мне удалось с некоторым трудом составить слово:

    У-КУ-РА-И-НА

    Ура!!! Теперь я знаю, як "рiдна ненька моя" будет по-японски.

    Проходившие мимо жильцы соседних комнат подумали, наверное, что мужик немного того - так долго изучает свою фамилию.
      (7 replies)
Алексей 21:20, September 5th 2002
aleksei

                                                                      
      Задачка по астрономии
    Поскольку тут предлагают разные задачки по физике и математике, почему бы не предложить что-нибудь по астрономии. Ну вот, например. (Задачка детская, так, для отдыха).

    На Северном Полюсе - Новый Год. Прозрачно небо, звезды блещут. Восходит Луна. В какой она будет фазе? Как долго она будет подыматься над горизонтом? И сколько времени ей еще красоваться на небосклоне?
      (6 replies)
Алексей 16:16, September 6th 2002
aleksei

                                                                      
      Новая Антанта?
    Иногда возникает ощущение, что в мире складывается новая конфигурация. Ось Вашингтон-Тель-Авив - Москва (можно включить сюда еще Лондон).
    Близкие задачи. Новые римляне против новых варваров.
    Почему нет? Во всяком случае новые русские националисты недвусмысленно высказывают симпатии Америке и Израилю. Да и официальная внешняя политика России в том же русле.
      (6 replies)
Алексей 17:07, September 6th 2002
aleksei

                                                                      
      Продолжаем маленький астрономический ликбез
    В стихотворении Михаила Светлова "В разведке" (которое стало популярной песней благодаря прекрасной музыке Таривердиева)есть строчки

    Ночь звенела стременами,
    Волочились повода,
    И Меркурий плыл над нами -
    Иностранная звезда.


    А у Николая Заболоцкого в стихотворении "Лодейников" читаем:

    Лодейников, закрыв лицо руками,
    Лежал в саду. Уж вечер наступал...
    И в этот миг жук в дудку задудил.
    Лодейников очнулся. Над селеньем
    Всходил туманный рог луны,
    И постепенно превращалось в пенье
    Шуршанье трав и тишины.


    Найдите астрономические ошибки и неточности у классиков.
      (6 replies)
Алексей 11:21, September 8th 2002
aleksei

                                                                      
      Найти свое созвездие
    (Сабж - вариация на тему девиза zimopisec)

    Каждый наверняка знает, под каким созвездием он родился. А вот каждый ли видел свое созвездие на небе, так сказать живьём?

    Если видел, то какие при этом были эмоции:
    1) восторг - ух ты! Надо же!, 2) разочарование - и вот эти несколько еле видимых звездочек и есть моё созвездие?! , 3) безразличие - ну созвездие, ну и что, это ведь всего лишь случайная проекция на небесную сферу разных звезд .

    А если не видел, то почему: 1) очень хотелось, но не было возможности (или нужного человека, кторый бы пояснил, где и когда искать), 2)мне это вообще не интересно, терять время на глупые занятия, есть вещи поважнее.

    Будет интересно выслушать разные суждения. А вообще, возникает иногда потребность посмотреть на звездное небо просто так?
      (2 replies)
Алексей 09:04, September 9th 2002
aleksei

                                                                      
    Образ современной западной цивилизации:

    Избушка на курниковых ножках
      (0 replies)
Алексей 20:03, September 9th 2002
aleksei

                                                                      
      Астрономическая задача-шутка
    Это все должны знать.

    Души астрономов после их смерти отлетают на Луну. Куда именно?
      (4 replies)
Алексей 08:08, September 10th 2002
aleksei

                                                                      
      веры тонкая свеча...
    Случайно наткнулся на сайт Большого Детского Хора и "вот уже мечтою странной душа наполнилась моя". Во-первых, огромое спасибо создателям сайта, сумевшим вытащить из Небытия, из бездны забвения то чудо, которое бывает раз в тысячелетие. Оказывается, не все еще ушло в воды Стикса. Оказывается, краешек Атлантиды еще можно видеть.


    Да, ведь детство этого хора совпало и с моим детством. Я впитывал в себя эти чудесные песни Шаинского, Пахмутовой, Чичкова, Савельева и воспринимал их как данность, как воздух, которого не замечаешь. Только сегодня понимаешь, что это был не просто воздух. Это было Чудо приобщения к Высокому. Но тогда я этого не понимал. Зато сегодня я с удивлением узнал, что многие из молодых завидуют мне (моему поколению): "У вас ведь были ТАКИЕ песни, а у нас нет НИЧЕГО".

    Просматривая фотоальбом хора, я вдруг поймал себя на мысли, что мне безумно жаль этих мальчиков и девочек, весело смотрящих на меня ОТТУДА. Ведь они еще не догадываются, какое чудовищное испытание их ждет ПОТОМ.

    Сережа Парамонов... Кумир первой половины 70-х. "Голубой вагон" Шаинского уже немыслим в другом исполнении... О его судьбе мы узнали из газет. После ухода со сцены он так и не нашел места в жизни, стал наркоманом и погиб где-то в возрасте 28 лет. Кстати, на сайте есть песня "Бабушка", посвященная его памяти.

    А ведь это должно быть ужасно. Судьбе этих ребят не позавидуешь. После оглушительного успеха в 15 лет уйти в никуда. Словно на пенсию. И знать, что всю оставшуюся жизнь никто о тебе не вспомнит, и жить только воспоминаниями о былой славе и прошедшем счастье... Постепенно можно возненавидеть это свое прошлое, которое так калечит потом их судьбы. Нет, это, пожалуй, хуже , чем на пенсию. Уходя на пенсию, человек психологически уже подготовлен к ФИНИШУ. А здесь ведь, формально - СТАРТ жизни. Нет, это можно сравнить со смертью. И если бы просто клинической. Нет, это смерть при жизни. Нужно иметь большое мужество, чтобы начать новую жизнь с нуля, полностью вычеркнув из сознания старую.

    И если есть другая жизнь и другая реальность, то мне очень хочется верить, что ТАМ Сережа Парамонов счастлив, и смотрит на нас ОТТУДА такой же доброй улыбкой, как и на фото из далеких 70-х. А может быть, он никуда и не уходил от нас? И остался ТАМ? Вернее всего. Потому что зерна, посеянные им (и его сверстниками из БДХ) уже дали добрые всходы в наших душах. Разве этого недостаточно?

    Но мы, к сожалению, ничего не знаем о других, не менее ярких солистах хора.

    Трогательная в своей старательной серьезности Марина Самышкина, почти ровесница Сережи (чуть моложе). Разве можно забыть чудо-песню "Лесной олень" (музыка Е.Крылатова) в ее исполнении? А поэтичнейшую песню "Рассвет-чародей" Шаинского? Наконец, навсегда останется в ее исполнении знаменитая песня "Этот большой мир" из фильма "Москва-Кассиопея". "Если что-то я забуду, вряд ли звезды примут нас" - это ведь оттуда. Это ведь не просто строчка из песни. Это приговор всем нам. Где ты сейчас, Марина? Как сложилась твоя судьба? Очень хочется верить, что благополучно.

    Где ты Лена Могучева, в один день ставшая всенародной любимицей благодаря песне Шаинского "Пропала собака"? Как занятно было видеть этот контраст между маленькой хрупкой девочкой лет 9-ти и такой фамилией...

    Где ты Дима Голов, на несколько лет заменивший Сережу Парамонова в качестве главного солиста? Жизнердостный крепыш, явный лидер по первому впечатлению. Он лучше всех исполнил песни Шаинского "Вместе весело шагать" и "Игра", сразу ставшие шлягерами.

    Наконец, по-взрослому серьезный Дима Машнин (это уже первая половина 80-х), так прекрасно спевший одну из лучших песен Пахмутовой
    "Сигнальщики-горнисты" (Эта песня, высокого трагического накала, о ребятах, ушедших на фронт со школьной скамьи, сегодня начисто забыта неблагодарными потомками).

    Где вы сейчас все? Понимаю, что непросто это сегодня узнать (а многие из них и не хотят, чтобы о них вспоминали). Но все же...
    Это ведь очень нужно. Нельзя, чтобы прагматизм победил полностью и окончательно. Пусть останется хотя бы память о чем-то светлом и наивном, что не подвержено коррозии едкого цинизма.
      (7 replies)
Алексей 16:27, September 11th 2002
aleksei

                                                                      
      11 сентября
    Всемирный Торговый Центр, вследствие своей важности, стал воплощением веры человека в человечность, его потребностью в индивидуальном достоинстве, его убежденности в сотрудничестве с другими людьми, и, посредством данного сотрудничества, воплощением его способности в достижении величия.

    Минору Ямасаки, архитектор, о своем проекте.
      (0 replies)
Алексей 21:25, September 11th 2002
aleksei

                                                                      
      sic transit...
    Валентина Малявина... Да, это была одна из самых очаровывающих актрис 70-х. Ее какой-то совершенно фантастический туманный взгляд сводил с ума почти всех мужчин. Мне она всегда казалось идеальным воплощением Женственности. А какие фильмы с ее участием! "Король-Олень", "Красная площадь", "Иваново детство" - все шедевры... И вот такая жуткая судьба и ужасная старость
      (4 replies)
Алексей 16:58, September 13th 2002
aleksei

                                                                      
    Современный японский калндарь - довольно примитивная калька европейского (григорианского). Месяцы не имеют отдельных названий, а просто называютя по номеру (например, сентябрь - 9-й месяц). Каждый день недели обозначаeтся одним китайским иероглифом, соответствующим Солнцу (воскресенье), Луне (понедельник), Марсу (вторник), Меркурию (среда), Юпитеру (четверг), Венере (пятница) и Сатурну (суббота). Таким образом, современные японцы взяли римских богов для обозначения дней недели.

    Традиционный же японский календарь практически совпадал с китайским и был лунно-солнечным, а неделя содержала 6 дней (т.е. пять недель соответствовали лунному месяцу). Месяцы же имели названия, соответстующие природным явлениям. Например, август - хадзуки - месяц листьев, а ноябрь - симоцуки - месяц росы. Сегодня эти названия сохранились лишь в художественной литературе...

    Update. Китайский зодиак не совпадает с известным нам. Сейчас трудно сказать, какой из зодиаков появился раньше. Видимо китайский. Порaжает, однако, полное несоответствие созвездий в Китае и в Средиземноморской (Вавилонской) цивилизациях. В китайском зодиаке только два знака -Корова(Бык) и Овца (Баран)- имеют аналоги в нашем Зодиаке, однако скорее всего это случайное совпадение. Видимо, культурная изоляция Китая была очень сильной. Даже небо другое.
      (7 replies)
Алексей 08:47, September 14th 2002
aleksei

                                                                      
      Композитор Евгений Птичкин
    Сергей warsh открыл новую рубрику "Полузабытые любимые актеры". Мне хочется поддержать это начинание. Но ведь забыты не только актеры. Гигантский пласт советской культуры был насильственно погружен в воды забвения.
    И теперь приходится прикладывать огромные усилия, чтобы вытаскивать из небытия имена тех, кто пострадал от мерзавцев-временщиков, возомнивших себя демиургами новой действительности.

    Композитор Евгений Птичкин... Родился 1 июля 1930 года, а дату смерти мне найти не удалось. Он тихо ушел из жизни где-то в начале 90-х. Не удалось также обнаружить его портрет в сети. А ведь это был один из самых прекрасных мелодистов советской эпохи. Некоторые его песни просто гениальны, например "Эхо любви" (в не менее гениальном исполнении Анны Герман), а песни "Сладка ягода" и "Ромашки спрятались" стали народными. Их поют все наши женщины, даже не догадываясь, кто автор песни. Еще запомнилась пронзительная и чистая мелодия песни из телефильма "Два капитана".

    Рассказывает певец Юлиан:

    Я знаком со вдовой потрясающего композитора Евгения Птичкина, который кроме Ромашки спрятались мог уже больше ничего не писать. Эхо любви тоже его пронзительная песня. Так вот, Раиса Петровна рассказывала, как страшно было, когда в один прекрасный момент прекратили давать песни Птичкина в эфире. У него была потрясающая коллекция живописи, и настали времена, когда каждое утро он просыпался с мыслью, что опять нужно продавать очередную картину, чтобы как-то выжить Сердце его не выдержало...Вдруг ловишь себя на мысли, что считаешь нормальным, когда рядом с талантливыми людьми крутятся карлики и делают всё, чтобы мешать, вредить или хотя бы портить настроение.
      (11 replies)
Алексей 14:26, September 15th 2002
aleksei

                                                                      
      Отчет о посещении музея
    По настойчивой рекомендации vadim_v вчера посетил Национальный Музей Киото. Это довольно большая площадка с несколькими павильонами. Один из павильонов используется для постоянно действующей экспозиции, другой предназначен для временных тематических выставок. Сейчас проходит выставка, посвященная истории и эстетике японской чайной церемонии.

    Здесь огромное число экспонатов, начиная с 12 века: чайники, чаши и прочая атрибутика (многих названий я не запомнил). Много картин с самыми разными сюжетами, как непосредственно относящихся к чайной церемонии, так и служащих фоном. Больше всего меня заинтересовала так называемая "Мандала Полярной Звезды". Это довольно большая картина с символическим изображением Полярной Звезды (в Центре) и окружающих ее созвездий. Отдельной полосой зеленого цвета выделен зодиак.

      Star Mandala (Kumeidadera Temple)

    И здесь как раз начинается самое интересное. Как я уже отмечал раньше, китайский зодиак резко отличался от европейского-ближневосточного. Здесь же, на картине 12-го века, мы уже видим зодиак, максимально приближенный к европейскому. Но! имеются некоторые нюансы. Весы, Скорпион и Рыбы имеют привычный для нас вид. На месте Льва изобржение стерлось, и там трудно что-либо различить. Также сильно стерлось изображение вверху, где Водолей и Козерог. Водолей вообще не виден, зато на месте Козерога никакого такого козла мы не обнаружим, а вместо него - какое-то мифическое чудище. На месте Стрельца также нет привычного Кентавра со стрелой. Вместо этого - что-то похожее на кобру (впрочем там тоже очень трудно различить детали). Зато хорошо видно, что вместо привычного нам Рака нарисован типичный Краб! В созвездии Девы мы видим изображение ДВУХ дев, в Близнецах - двое беседующих мужчин. В Тельце - как и положено - Бык. А вот в Овне - вместо Барана отчетливо просматривается искомый Козел с типичной бородкой.
    Итак, к 12 веку в Юго-Восточной Азии уже был европейский зодиак, но с существенными отличиями.

    Кстати, тема зодиака всплывает еще в одной картине-свитке, предстваленной уже в постоянной экспозиции (kажется, 14 век). Там изображены мифологичские сюжеты на тему всех 12 знаков зодиака. Увы, я не смог там найти привязки к привычным образам. Одна деталь меня поразила. В одном из сюжетов собака гонится за ... чертом. Да-да! Типичный черт - человекообрзное двуногое с рогами. Правда, на руках и ногах у него когти как у медведя. И сам он какой-то весь красный, а не черный (или полостаый), как мы привыкли.

    В остальном - типичные музейные экспонаты - черепки, статуи Будды и воинов-самураев, монеты... Кстати, древние японские монеты были с квадратной дыркой посередине! Этот обычай сохранился ныне - монеты в 5 и 50 йен имеют дырочку (правда круглую, а не квадратную).

    Еще одна деталь. Я понял, откуда пошла традиция у японцев записывать столбиками - сверху вниз, передвигаясь затем направо - к соседнему столбику. Просто все древние записи делались на свитках. А там писать легче всего именно столбиками, поскольку не нужно при этом заботиться о разбивке на страницы.
      (3 replies)
Алексей 19:33, September 15th 2002
aleksei

                                                                      
    Дмитрий Быков пишет все лучше и лучше. Я солидарен с ним во всем, кроме его антикоммунизма, который все же уже не так заметен.

    О русском либерализме 90-х годов:

    Главной его чертой было фантастическое лицемерие, до которого коммунистам далеко, а главной задачей - фактическое уничтожение России под предлогом уничтожения русского же коммунизма. Так ли это было субъективно - покажет история; но объективно, увы, так... Удар, направленный в "тоталитарного монстра", пришелся по основам русской жизни - и обещанное царство свободы обернулось самой что ни на есть блатной диктатурой, а любой, кто осмеливался об этом сказать, превратился в сторонника ГУЛАГа, расстрельщика, тюремщика и прочая. Под предлогом борьбы с русским тоталитаризмом уничтожалась не идеология, но страна.

    О ценности человеческой жизни:

    Да, человеческая жизнь отнюдь не является для меня высшей ценностью. По крайней мере, моя собственная жизнь. И смешно как-то напоминать людям ХХI века, что существование, дороже которого у человека нет ничего, - обесценено по определению. Если человеку не за что умереть - к чему ему жить? Настоящий либерализм, в отличие от русского, как раз и подразумевает наличие таких сверхценностей - очень жестких, очень иерархичных; однако русский либерализм ведь не был политической философией. Он был пустотой беспредела под маской вольности. Или, еще точней, кислотой, которую плеснули на железо, и без того ржавое.
      (4 replies)
Алексей 20:15, September 16th 2002
aleksei

                                                                      
      Почему я никогда не буду читать книг Акунина
    Потому что, мне достаточно было его интервью:

    Для Акунина Россия в настоящий момент проходит "через лучший период своей истории". Определяющим критерием он полагает "возможности для развития личности". "Периоды, в которые возможно такое развитие являются хорошими", - поясняет он. Я задаю ему вопрос о том, что это были за периоды на протяжении двухсот лет истории России, и он называет мне три: "Первый был во времена Александра I, когда знать получила максимальные права, так как были отменены телесные наказания для дворян. Перемены затронули небольшую часть страны, но это было уже чем-то. "Второй произошел при правлении Александра II, когда было отменено крепостное право, это время моего персонажа - Эраста Фандорина". "Третий мы наблюдаем сейчас, - завершает он. - Он самый лучший из трех, потому как представляется более общим. Это очень жесткое и жестокое время для умалишенных, больных и стариков, потому что общество не заботится о них, но это хорошее время, так как человек впервые может рассчитывать на свои собственные силы".

    Не кажется ли Вам сегодняшняя Россия самой грубой и карикатурной формой воцарившегося социального и глобального дарвинизма, когда выживает сильнейший? - задаю я ему неприятный вопрос. "В какой-то степени - да. Вне сомнения этот закон суров, но необходим. Впоследствии мы вновь вернемся к коллективным ценностям, но это произойдет благодаря союзу отдельных индивидуумов, а не государству, вселяющему во всех страх", -высказывает он свою мысль. Истинная ментальность либеральных московских интеллектуалов.


    Как сказал Наполеон (правда по другому поводу) - "достаточно".
      (4 replies)
Алексей 21:07, September 16th 2002
aleksei

                                                                      
      Композитор Евгений Мартынов
      Евгений Григорьевич Мартынов


    Еще один полузабытый композитор. Его краткая биогрфия здесь. Мой земляк. Образование получил в Донецком музыкально-педагогичском инстиуте. Окна этого института были напротив окон нашей школы, и мы часто во время уроков слышали музыкальные упражнения студентов. И начинал свою карьеру композитора он у нас. Его ранняя смерть в 1990 в возрасте 42 лет до сих покрыта мраком неизвестности. В Донецке его до сих пор помнят и чтут.

    Песни "Отчий дом", "Яблони в цвету", "Алёнушка", "Натали", "Марш-воспоминание"...
    были безумно популярны в 70-80-е годы. Сейчас, совершенно для меня неожиданно, песни Мартынова возрождает Николай Басков, который даже назвал его своим самым любимым композитором.
      (5 replies)
Алексей 11:08, September 17th 2002
aleksei

                                                                      
    Но Родина есть предрассудок, который победить нельзя сказал когда-то Булат Окуджава

    Но отсюда логически следует, что измена и предательство - тоже предрассудки, которые нельзя преодолеть, как бы того многим ни хотелось.

    Кстати, именно на слово "измена" было наложено строжайшее табу на нашем телевидении в 90-е годы. При всем том это не мешало той же Митковой на голубом (точнее на черном) глазу возмущаться изменой очередного "русского агента", выявленного
    доблестными чекистами самой демократичной в мире Америки среди своих служащих. Измена делу американской демократии рассматривалось нашими либералами как самое тяжкое преступление против человечества.
      (4 replies)
Алексей 08:54, September 18th 2002
aleksei

                                                                      
      Стасис Красаускас
      Stasis Krasauskas

    Еще одно забытое имя. Литовский график. Родился 1 июня 1929, в тот же день, что и Евгений Птичкин, только на год раньше. Скончался от рака в феврале 1977 года. 48 лет... Самый известный его цикл - серия гравюр "Вечно живые", сделанных в первой половине 70-хх. На меня в свое время эти гравюры произвели очень сильное впечатление. Там сквозная идея - лист делится пополам: под землей останки павших солдат еле заметным контуром, почти невидимые, в верхней половине - земная жизнь и земные радости людей, которые с одной стороны обязаны своим счатсьем и своей жизнью тем, которые там, внизу, а с другой тороны - уже и не вспоминают о них...


    Еще запомнилась сделанная им эмблема журнала "Юность" - контур лица девушки (белое на черном фоне).

    И осталось (для меня по крайней мере) пронзительное стихотворение Роберта Рождественского (близкого друга Стасиса), напечатанное в журнале "Юность" (где Красаускас был одним из художников), где каждая строфа заканчивается строчкой "Стасик, не умирай".
    Увы, этого стихотворения нет в Сети.

    Добавление. Спасибо zhenyach разыскавшему в сети ссылки на работы Карсаускаса. Действительно, я погорячился. Литовцы помнят и чтут. Убираю обидные и несправедливые упреки в адрес литовцев. Помещаю здесь его портрет.

    Две гравюры из цикла "Вечно живые", а также эмблему "Юности" можно увидеть здесь
      (6 replies)
Алексей 13:37, September 19th 2002
aleksei

                                                                      
      Алексей Фатьянов
      Фатьянов и Солвьев-Седой
    (На снимке рядом с Фатьяновым - композитор Соловьев-Седой, автор многих совместных песен)

    Алексей Фатьянов - выдающийся советский поэт. Прожил всего 40 лет. Но успел написать большое количество песен, причем некоторые из них стали великими сразу же, например знаменитые военные песни "Соловьи", "На солнечной поляночке", "Давно мы дома не были" (все - на музыку В.П. Соловьева-Седого).
    Поэт редкого лирического дарования. Из послевоенных его песен отметим маленький шедевр - "Три года ты мне снилась" (композитор Н.Богословский). Эта песня пережила свое время и поется сегодня.

    Более подробно о нем - здесь
      (4 replies)
Алексей 22:10, September 20th 2002
aleksei

                                                                      
    Из частного письма о Джоконде:

    Ее улыбка, нетленная, как сама смерть...
      (0 replies)
Алексей 13:51, September 20th 2002
aleksei

                                                                      
      Композитор Борис Мокроусов
      Boris Mokrousov

    Вначале отрывок из интервью Леонида Филатова

    Видимо, я старею - на смену сарказму приходит сентиментальность. Я не разделяю оптимизма многих, которые сегодня кричат: "Подумаешь, культуру убили, растащили, развалили образование! Россия - великая страна, все снова родит!" Это пустословие, которое ничего под собой не имеет, кроме попытки защитить творящиеся безобразия. И, наверное, будь я по масштабу гений, я бы относился к происходящему спокойнее, не было бы паники. Но я отчетливо понимаю, что гением не являюсь, и отсюда - какой-то временный стресс, нормальная реакция нормального человека на происходящее. Начинаешь думать, что все состоит не только из белых и красных. Что был и останется над ними, например, композитор Римский-Корсаков. Но, с другой стороны, был ведь и совсем скромный композитор Борис Мокроусов. Кто вспоминает о нем теперь? Уходит из жизни Олег Иванович Борисов - и мне кажется, что вся страна должна замереть в скорби, что должен быть национальный траур, чтобы все задумались, какой человек от нас ушел. Ничего подобного... Живя в такой забывчивой стране, задумываешься: а как же люди? Как они жили, как умирали, совсем мало успев сделать? И их обязательно нужно вспоминать, хотя бы просто для того, чтобы порадовать их родных, уверить в том, что мир - все-таки не окончательная скотина... И потом, что останется и от тебя самого и как к тебе потом отнесутся? Ведь не хотелось бы, чтобы уже после смерти тебя тревожили лопатой...

    Мне давно хотелось написать о Мокроусове. Это один из любимейших моих композиторов-песенников. Однако я все думал, что это никому не интересно. Слова Леонида Филатова убедили меня, что написать о Мокроусове и его песнях все равно надо. Пусть это будет интересно хотя бы нескольким людям, я должен это сделать. Это была жизнь моей страны, молодость моих родителей, мое детство, в конце-концов. Мы не вправе делать вид, что ничего этого не было.

    О Мокроусове я узнал еще студентом из замечательной радиопередачи "Встреча с песней", которую вел прекрасный диктор Виктор Татарский. Он, кажется, до сих ведет эту передачу, я не знаю точно. Вообще в то время о Мокроусове почти ничего не было известно. Ну разве только музыка к фильму "Неуловимые мстители".
    Правда, надо отдать должное "Песнярам": они сумели воскресить песню Вологда и сделали ее всесоюзным шлягером.

    В магазине грампластинок мне удалсоь разыскать старый комплект из двух виниловых дисков-гигантов с большим портретом композитора на обложке. Там было около 15 лучших его песен. Никогда не забуду ту презрительную усмешку, с которой одна продавщица обратилась к другой, когда я спросил про этот комплект. "Посмотри, там ЭТО еще валяется". На меня обе посмотрели как чудака, залетвшего по ошибке с Марса на Землю.

    Мокроусов, кстати, получил очень хорошее, консерваторское образование, он даже сочинил оперу. Но с началом войны он понял, что песня - его призвание. Из его военных песен самой популярной стала Песенка фронтового шофера в исполнении Марка Бернеса.

    Однако подлинная популярность и слава пришли к Мокроусову в послевоенные годы. За песню Одинокая гармонь он получил Сталинскую Премию и тут же на все (немалые по тем временам) деньги устроил в трактире Старой Рузы (где жили композиторы) "презентацию" своих песен для местного населелния. За каждую спетую под гармошку песню он щедро угощал всех, кто собрался в доме творчества (а народу было немало, из соседних деревень приехали на тракорах). Деньги и выпивка закончились вместе с последней спетой песней. Потом этот поступок композитора стал легендой и передавался из уст в уста.

    Помимо "Одинокой гармони" подлинными шедеврами стали песни Костры горят далекие, Осенние листья, Сормовская лирическая,
    а также знаменитая Когда весна придет... из фильма "Весна на заречной улице" в исполнении популярнейшего актера Николая Рыбакова.

    Однако и такие песни как На крылечке твоем, Где ты?, Вьется вдаль тропа лесная тоже изумительно хороши. Их с удовольствием пели и оперные певцы (Лемешев, Козловский, Барсова).

    Вообще-то лучшие мокроусовские песни всегда с какой-то грустью, скрытой тоской. Но у него есть и прекрасные шуточные песни, например Куплеты Курочкина из "Свадьбы с приданым" или Хороши весной в саду цветочки. Однако даже в этих песнях минорная окраска все равно присутствует, придавая им чисто "мокроусовский" колорит, который трудно спутать с кем-либо другим.

    Последней большой работой Мокроусова, его лебединой песней, стала музыка к фильму "Неуловимые мстители". Там несколько блестящих номеров, например Песня Яшки-цыгана , которую потом распевали все пацаны ("Спрячь за высоким забором девчонку - выкраду вместе с забором"). Но мне почему-то больше всего нравится Песенка про сатану. Внешне непритязательная, вроде бы совсем простая шуточная солдатская песня. Однако уж больно эта песня какая-то по особому "мокроусовская" с переборами гармошки, с незаметными переходами из мажора в минор... Очень жаль, что никто из исполнителей на записал эту песню отдельно, осталась лишь запись со звуковой дорожки к фильму.

    В завершающей фильм Песне неуловимых мстителей есть строчка "Мы ведь целую вечность собираемся жить". Увы, жить Борису Андреевичу оставалось несколько мсяцев...

    Послесловие.
    Довольно большое собрание записей песен Мокроусова можно найти здесь. Этот сайт, посвященный Мокроусову, сделали ленинградский математик Дужин и его сын. Сайт превосходный. Все песенные примеры здесь - вяты оттуда. Огромное им спасибо.

    Песня "Сормовская лирическя" здесь - в исполнении моего любимейшего эстонского певца Георга Отса. Про него тоже сейчас начали забывать, а какой удивительный был голос!
      (8 replies)
Алексей 08:58, September 21st 2002
aleksei

                                                                      
      Присоединяйтесь, барон. Присоединяйтесь...
    Самое страшное, что может произойти с Россией - это стать "нормальной цивилизованной страной". Вроде Швеции. Или Канады. Или Австралии. Это страшнее красного террора. Страшнее ельцинской смуты. Потому что это будет означать настоящую смерть России. Даже, если экономика будет процветать.
      (8 replies)
Алексей 12:06, September 22nd 2002
aleksei

                                                                      
      Широк русский человек
    Читая вот эту историю жизни, думаешь: и кто ж это хнычет и считает Россию бедной? А еще говорят, что в стране повывелись настоящие мужчины...
      (2 replies)
Алексей 19:56, September 22nd 2002
aleksei

                                                                      
      Поэты-классики о современной Америке
    Как известно, гении - большие провидцы. Так, Пушкин крайне пессимистически предвидел развитие событий в сегодняшнем мире и написал про Америку:



    Что не подвластно мне? как некий демон
    Отселе править миром я могу;
    Лишь захочу воздвигнутся чертоги;
    В великолепные мои сады
    Сбегутся нимфы резвою толпою;
    И музы дань свою мне принесут,
    И вольный гений мне поработится,
    И добродетель и бессонный труд
    Смиренно будут ждать моей награды.
    Я свистну, и ко мне послушно, робко
    Вползет окровавленное злодейство,
    И руку будет мне лизать, и в очи
    Смотреть, в них знак моей читая воли.
    Мне всё послушно, я же ничему.


    Лермонтов, однако был большим оптимистом, и по поводу Америки у него был другой сценарий. Вначле он точно предугадал современные приемы манипуляции сознанием кучкой американской суперэлиты:

    Таитесь вы под сению закона,
    Пред вами суд и правда - всё молчи!..


    Затем он предсказал возможный американский апокалипсис:

    Но есть и божий суд, наперсники разврата!
    Есть грозный суд: он ждет;
    Он не доступен звону злата,
    И мысли, и дела он знает наперед.


    И наконец - крах американских манипулятивных технологий:

    Тогда напрасно вы прибегнете к злословью:
    Оно вам не поможет вновь.


    А вот Тютчев просто в деталях предсказал 11 сентября и даже написал про то, как рядовой американец глазел на башни-близнецы по CNN:

    Он их высоких зрелищ зритель.

    Таким образом, наши классики уже все знали про современную Америку.
      (3 replies)
Алексей 10:58, September 23rd 2002
aleksei

                                                                      
    Американский патриотизм - последнее прибежище российского либерала.
      (6 replies)
Алексей 09:23, September 23rd 2002
aleksei

                                                                      
      Осеннее равноденствие
    Поздравляю всех с наступлением Дня Осеннего Равноденствия. Солнце в Деве. Начало астрономической осени. В Японии к этому дню приурочен национальный праздник. Все отдыхают.

    Кстати, а почему от осеннего (23 сентября) до весеннего (21 марта) равноденствия меньше дней, чем от весеннего до осеннего? Что за странная асимметрия календаря? Наверное, многие знают ответ, но все же.
      (7 replies)
Алексей 09:59, September 23rd 2002
aleksei

                                                                      
      Юлия Друнина
      Юлия Друнина

    Юлия Друнина. Еще одно полузабытое имя. Кто о ней сейчас вспоминает? А ведь она былa очень хорошим поэтом. Фронтовик. Удивительной красоты женщина. Ее первый муж - тоже известный поэт - Старшинов всега дежурил в подьезде очередного писательского дома, куда начинающая никому не известная поэтесса приходила за поддержкой литературных мэтров. Один раз даже Старшинову пришлось пустить кулаки в ход против знаменитого в ту пору Антокольского.


    Вот одно из самых ее знаменитых стихотворений о войне

    Я столько раз видала рукопашный,
    Раз наяву. И тысячу - во сне.
    Кто говорит, что на войне не страшно,
    Тот ничего не знает о войне.


    А вот одно из лирических стихотворений

    Теперь не умирают от любви -
    насмешливая трезвая эпоха.
    Лишь падает гемоглобин в крови,
    лишь без причины человеку плохо.

    Теперь не умирают от любви -
    лишь сердце что-то барахлит ночами.
    Но "неотложку", мама, не зови,
    врачи пожмут беспомощно плечами:
    "Теперь не умирают от любви..."


    Она всегда была добровольцем. Добровольно ушла на фронт. Добровольно ушла из Верховного Совета в 1991 году. Добровольно ушла из жизни в том же году.

    Ее предсмертное стихотиврение не нуждается в комментариях.

    Судный час

    Покрывается сердце инеем,
    Очень холодно в Судный час
    А у вас глаза как у инока
    Я таких не встречала глаз.
    Ухожу, нету сил
    Лишь издали
    (Все ж крещеная!)
    Помолюсь
    За таких вот, как вы,
    За избранных
    Удержать над обрывом Русь
    Я спасать ее не берусь.
    Но боюсь, что и вы бессильны.
    Потому выбираю смерть.
    Как летит под откос Россия,
    Не могу, не хочу смотреть.



    Подробнее о ее жизни здесь,

    некоторые ее стихи выложены здесь
      (6 replies)
Алексей 11:02, September 24th 2002
aleksei

                                                                      
      Боязнь соль-минора
    Интересно, что хотя формально все тональности равноправны, все же есть тональности, которые чаще всего выбирают для выражения именно определенных эмоций или идей. Так, почти никогда до-минор не бывает лиричным, а всегда - глубоко драматичным или трагичным - традиция, кторую установил Моцарт и закрепил Бетховен. Ре-минор же имеет какой-то демонический оттенок (идущий от "Дон Жуана" Моцарта и его же 20-го фортепианного концерта).

    А вот тональность соль-минор настолько закрепилась за 40-й симфонией Моцарта, что практически никто из великих симфонистов 19-го века не решился написать соль-минорную симфонию. Ее нет ни у Бетховена, ни у Шуберта, ни у Брукнера, ни у Малера, ни у Дворжака, ни у Брамса. Только Чайковский и Калинников рискнули написать по одной соль-минорной. И только 1-я симфония Калинникова стала такой же великой, как и 40-я Моцарта.
      (4 replies)
Алексей 11:51, September 24th 2002
aleksei

                                                                      
      (0 replies)
Алексей 17:35, September 27th 2002
aleksei

                                                                      
      Ледник и сосулька
    Все-таки не понимаю, что заставило уважаемого мною Дугина написать этот текст. В окончательной редакции он убрал радостное "в нашу пользу", но суть от этого не меняется. Я не о моральной стороне дела говорю. А просто о том, что Дугин не заметил, как стал невольным эпигоном Евтушенко. У раннего Евтушенко есть стихотоворение "Сосулька", где автор наблюдает, как растет сосулька и молит ее, чтобы она "упала на плохого человека". Это малоизвестное стихотворение, кстати, не так давно "озвучила" Татьяна Доронина на телевидении, в результате чего "Сосулька" получила второе рождение.

    Под пером Дугина евтушенковская сосулька выросла до размеров ледника и таки выполнила пожелание автора "начальной версии".

    Короче, мне все-таки представляется, что этот текст Дугина - ошибка, "осечка". Вторичный образ. А жаль.
      (8 replies)
Алексей 20:52, September 28th 2002
aleksei

                                                                      
      Малер в Осаке
    Был на симфоническом концерте в Осаке. Вместе со студентом из группы моего шефа. Кстати, этот студент - личность удивительная. Страстный ценитель классики. Однако вкусы его диаметрально противоположны моим.
    Он больше всего любит Листа, Дебюсси, Скрябина. Это как раз самые далекие от меня композиторы. Их музыку я не воспринимаю совершенно. Когда в разговоре с ним я случайно обронил, что мне нравится 1-я симфония Калинникова, он уточнил фамилию, записал себе в блокнот, а через пару дней сказал мне, что купил компакт с записью двух симфоний Калинникова, однако ему больше понравилась как раз вторая симфония, а не первая. Да, непростой парень, очень непростой.

    А сам концерт в Осаке состоял из двух отделений. В первом исполняли фрагменты из "Музыки на воде" Генделя. Пустышка. Музейный экспонат 18-го века. Ни уму ни сердцу.

    А вот во втором отделении - моя любимая 6-я симфония Малера. Она считается самой значительной у него, хотя мне не меньше нравятся 7-я и 9-я.

    Я впервые слушал эту симфонию (и вообще Малера) в живом исполнении. Теперь я знаю, что Малера надо слушать именно в зале. Это тот композитор, симфонии которого надо не только слышать, но и видеть. Нам, кстати, повезло, мы сидели на втором этаже огромного зала, откуда как на ладони был виден весь оркестр и особенно ударные, роль которых в этой симфонии исключительная. Самый забавный момент - когда в середине финала из-за кулис неожиданно появляется низкорослый японец с оромным деревянным молотком и со всего размаху лупит им о деревянную же подставку.
    Малер, был первым, кто ввел молоток в cостав оркестра. Когда слушаешь симфонию на диске, это место как-то смазывается, а здесь все происходит прямо на глазах.

    Да, недаром Малер был дирижером оперного театра. Его симфонии подчеркнуто театральны. Есть даже такая фраза: Вагнеру надо было сочинять симфонии, а Малеру - оперы.

    А исполнение было на очень высоком уровне. Зал был почти полностью заполнен. В общем, от Малера я получил удовольствие, которого давно уже не испытывл на живых концертах.

    Кстати, исполнительская культура японских виртуозов очень своеобрзна. На днях я по телевизору смотрел передачу, где давали фрагменты разных концертов. Один известный джазовый пианист (в Японии он очень популярен) исполнял знаменитую "Голубую Рапсодию" Гершвина. Я такое исполнение видел впервые! В трех местах оркестр прерывал игру, чтобы дать пианисту поимпровизировать всласть. В результате рапсодия звучала в 2 раза дольше обычного! У нас такие эксперименты с классикой как правило не не встречаются.
      (3 replies)
Алексей 16:38, September 29th 2002
aleksei

                                                                      
      Композитор Валерий Гаврилин
      Валерий Гаврилин

    Удивительный, ни на кого не похожий дар. Никогда не выпячивал "свое творческое я", никогда не стремился запрыгнуть в "высшую тусовку". О нем можно сказать - жил достойно и скромно. Так мало о ком сейчас говорят.

    Шостакович назвал его великим композитором, когда Гаврилину едва перевалило за двадцать. Балет "Анюта", его телеверсия с Максимовой и Васильевым - разве можно забыть это чудо? А его песня-баллада "Два брата" в исполнении Эдуарда Хиля? Это ведь настоящий, подлинный шедевр песенного жанра, едва ли не самая великая трагическая песня о войне за все послевоенные годы. А где сейчас запись этой песни? Да и сохранилась ли она?

    Родился в 1939, умер в 1999. Не выдержало сердце. Неполных 60 лет...

    Из его дневников

    Закон это протез, замещающий вышедшую из строя гнилую совесть...

    Высоцкий, Пугачева и К0? несколько уголовная манера пения, и оттого она (манера эта) так популярна, что у нас огромная часть населения в большей или меньшей мере пассивные, потенциальные или активные воры, и каждый из них в глубине души ощущает себя уголовником, и ему мила и одобрительна ЭТА БЛАТНЯЧЬЯ красота расхлыстанность, грубая чувственность, дешевенькая романтика и суперменство...

    Мы не открытое общество, мы оголившееся общество, причем в самой непристойной позе.
    (1998 г.)


    Из интервью (середина 90-х)

    Сейчас заказывают совершенно другую музыку. Позвали мальчика, он на компьютере соорудил "музыку" за пять минут. Требовательности никакой нет. Наш несчастный Верховный Совет требовал ревизии и контроля за средствами массовой информации... Я уж не знаю, как там насчет политики (им виднее), хотя для меня "реформа" - творение негодяев, но по всем требованиям культуры нечистое радио и телевидение должны быть закрыты. Это ведь такое море неграмотности - чудовищной, беспардонной, наглой! Им хочется доказать, что у нас все невежды. Да нет - у нас много просвещенных, образованных людей...

    Я - человек на излете. Вот-вот перестану писать, не дай Бог. Нельзя же себя за уши тащить. Нужна свежесть ощущений, чувств. Я всегда писал на эмоциях. В авангардисты я переходить не буду. На транспортире и логарифмической линейке высчитывать музыку не буду. Не только я в трудном положении. Многие поехали спасать русскую музыку за границу. А я считаю, что русский художник должен оставаться дома...


    Подробнее о нем здесь
      (9 replies)
Алексей 19:34, September 29th 2002
aleksei

                                                                      
      Нерушимый блок
    В священной ненависти к праху Железного Феликса плечом к плечу встали демократы-рыночники, уголовники и русские националисты. Таким образом, Дзержинский стал едва ли не единственной политической фигурой, способной консолидировать полярные силы российского общества. Уже за одно это стоит восстановить ему памятник.
      (4 replies)

Записи 0-34 (September 2002)
|  0-34  |  35-36  |

[ Aleksei's Livejournal  |  info  |  Add this user  |  Архивы Aleksei  |  Оглавление  |  memories ]
2  |  3  |  4  |  5  |  6  |  7  |  8  |  9  |  10  |  11  |  12  |  1  |  2  |  3  |  4  |  5  |  6  |  7  |  8  |  9  |  10  | 

With friends like these...
Advertisement on IMPERIUM.LENIN.RU:
Маша Нестерова: У ВЕДРА ОТВАЛИТСЯ ДНО | Не желаете ли, Филипп Игнатьич, получить по хлебалу?
Тезисы свободного программирования | ДЕРЖИ МЕНЯ ЗА ОБЕ РУКИ


:ЛЕНИН: