ashkerov
|
Выпад Пьера Бурдье
Восхитился великолепным выпадом Пьера Бурдье против трансгрессоров 60-70-х годов, представленных такими отличающимися друг от друга фигурами, как Фуко и Кристева или Барт и Деррида. Бурдье французский социолог и маргинал от философии один из немногих, кто остался чужд всем модным вариациям на тему маргинальности и, вместе с тем, сознательно избрал (куда более философскую) позицию неучастия в мэйнстримном движении интеллектуалов, выдававших себя за оппонентов всего центрального и сторонников всего стремительного. (Столь модных в странах типа Америки или России, отчуждение которых от культурного процесса выдается старательным стремлением соответствовать образцам и искренне верой в то, что роль прозелитов привлекательна и почетна нет нужды говорить о том, что никакая теория, кроме постмодернистской теории праведности нищих метафизическим духом, не могла бы с такой последовательностью вбить в головы подобный комплекс интеллектуальной неполноценности). Вот слова Бурдье, о которых идет речь: Мало сказать, что я не был причастен семиолого-литературным увлечениям, воплощенным в моих глазах в фигуре Ролана Барта, а на границе поля науки и поля литературы в приверженцах Tel Quel, соединяющих Мао и Сада (практически все французские интеллектуалы, включая Симону де Бовуар, в эти годы писали исследования по автору Жюстины), Соллерсе, Кристевой и их маленькой свите писателей второй руки с претензиями великих, пытавшихся учредить в недрах интеллектуального поля эстетский культ эротической или политической трансгрессии без последствий (можно прочесть по этому вопросу мою работу Соллерс как таковой). Я был едва ли более снисходителен в отношении тех, кто объединяя престиж философии, скорее ницшеанской, как Делез или Фуко, или хайдеггерианской, как Деррида, и престиж литературы с обязательными отсылками к Арто, Батаю или Бланшо, способствовали размытию границ между наукой (особенно Фуко) и литературой, когда они не шли дальше озвучивания наиболее грустных тем, которые произвело высокомерие философов в пику наукам о человеке и которые часто привели их на грань нигилизма (я вас отсылаю в связи с этим к двум книгам одного из моих немногочисленных соратников по [интеллектуальному] сопротивлению к работа Жака Бувреса).
(0 replies)
|