[ Avrom's Livejournal
| info
|
Add this user | Архивы Avrom |
Оглавление |
memories ] 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
рав Авром Шмулевич | 20:43, October 1st 2002 |
avrom |
Но проблема осталась.
Друг ув.Отца Арониуса по неофитству несколько перегнул палку. Не надо сгущать краски! Можно быть дельным кошерным человеком и думать о красе ногтей и песен Никитиных. Я лично Щербакова слушал в сукке. Вполне могу понять, за что можно любить Дуговку. НО! Это (сидение в сукке и Дуговка) суть две разные категории. Сидение в сукке для меня, субъективно, одно из самых запоминающихся переживаний года. Я бы так сравнил: можно погладить по голове котенка, а можно и собственного сына. Одно ведь не отрицает другое. Правда? Но за каждым из этих действий стоят совершенно разные миры. Г-сподь сотворил все, в том числе и Окуджаву с Масяней. И от всего нужно и можно ловить кайф. Дело только в, так сказать, иерархии. Нужно понимать, что главное в жизни. Так, иногда и взрослые дяди играют в солдатиков и получают от этого дела огромное удовольствие, в некотором смысле более, чем от чтения Платона и личного создания всяких теорий относительности и прочих луноходов и ингибиторов. (Кроме того - второстепенное, но все же: организму нужна разрядка, воспоминания молодости и т.п. и т.д.) Но при этом нормальному человеку не придет в голову утверждать, что он оловянные солдатики суть смысл жизни. Сутью жизни еврея является соучастие, наравне с Т-ворцом, в создании этого мира. Можно сказать и так: самым главным делом еврея является познание Г-спода И, главное: Сказано - "На всех путях твоих познавай Его", как учат еще в школе. Или, как учил меня р. Авром-Абба за"ль, ленинградский шамаш: "когда еврей ступает на камень, камень должен чувствовать, что на него наступил еврей". Как учит лурианская каббала - задача еврея в этом мире есть собирание искр святости, разбившихся при разбиении сосудов. При более глубоком уровне рассмотрения можно сказать, что нечистоты нет вообще, надо только проявить это, в чем задача и состоит. Рамбам писал в свое время, что это дело - "не для нас". Шабтай пытался, но погорел. Но проблема осталась. |
рав Авром Шмулевич: bead | 01:19, October 7th 2002 |
рав Авром Шмулевич | 02:18, October 7th 2002 |
рав Авром Шмулевич | 03:09, October 7th 2002 |
avrom |
ПИСЬМО ОТЦА СЕРАФИМИЯ на службе сравнительной этнопсихологии
феврале 2000 года. Помещаю его здесь, поскольку: Во-первых, такой шедевр не должен быть забыт. Во-вторых - оказался он в некотором роде лакмусовой бумажкой - православные участники кураевского форума "арийского" происхождения дружно возопили на тему: "зачем было вывешивать, неправославные не поймут", а защищала Отца Серафимия именно крещеная еврейка. Да и автор, судя по фамилии, тоже из них. ПИСЬМО ОТЦА СЕРАФИМИЯ * * * Уважаемый архимандрит Игнат! Низко кланяется вам отец Серафимий, настоятель Новой церкви всех скорбящих дикой радости в Чертаново. Слава Господу, дела в нашей обители идут хорошо, обживаем помаленьку с Божьей помощью. Пока более пахнет краской и известью нежели фимиамом, но послушник Настасий сказал, что это всегда так в новых строениях и, даст Бог, выветрится. Молимся чтобы выветрилось. Молимся за здоровье строителей, так скоро сотворивших эти хоромы из стекла и камня - храни Бог турков, финов и стройбат. Как помните, первого января сего года вы упомянули в своей речи современные технологии служения Господу, повелев мне обосновать в нашем храме Интернет, электрическую почту и домашнюю страницу как это заведено у отца Евлампия в Жулебинской обители Пресвятой Девы. Через три дни, следуя вашему повелению, я ополовинил кружку пожертвований у входа и поехал по адресу, что вы мне написали. Пресвятая Богородица, там хоромы не хуже наших! А прихожан толпилось и поболе. С Божьей помощью я отсчитал должное количество денег, терпя насмешки кассирш по поводу медяков и серебра. И вот на мое имя выписали Интернет! Видит Бог - я просил написать имя на старославянском, но они ответили что сие невозможно и записали меня латинскими буквами. При этом меня походя обхамили, назвав безглазой собакою, но я стерпел это смиренно. Вернувшись в храм, я сразу позвонил отцу Евлампию из жулебинской обители в мобило и сообщил радостную весть. Отец Евлампий немедля отправил две депеши из своего Интернета в наш Интернет, но мы их никоим образом не получили, хотя ждали смиренно до пятницы. Тогда я вызвал послушника Настасия, и он сказал что для Интернета поперед всего нужен компьютер. Пришлось полностью опустошить кружку пожертвований и с Божьей помощью отправиться за компьютером, взяв Настасия с собою для разумения. Уважаемый архимандрит Игнат! Компьютер стоил такую цену, что никакоих денег нам не хватило, и пришлось пустить в ход с Божьей помощью мою карту Визу. Мы купили компьютер и к нему в изобилии разных деталей, что указал отрок Настасий. Вернулись в церковь, и Настасий наладил компьютер за алтарем потому что там много евророзеток, да и телефонная имеется. На заре я вновь позвонил отцу Евлампию в мобило и тот справил в наш Интернет новую депешу, но мы опять ничего не получили. Послушник Настасий сказал что надо позвонить в службу Интернет и узнать почему не работает электрическая почта. Назначив ему послушание и далее обживать компьютер, я пошел во двор звонить. Кстати я уже не раз спрашивал Настасия почему мобило в церкви работает плохо, а под чистым небом хорошо, но он тоже не разумеет. Дозвонился я не сразу, а, дозвонившись, спросил как нам получать электрическую почту в церкви? Видит Бог - меня снова грубо обхамили, сказав что я поп, что у меня глаз нет и еще что-то про "точку Ру", что я не понял. Смиренно стерпев оскорбление, я подставил левую щеку к мобилу, но они уже повесили трубку. Неприятности продолжались с того дня - с утра снова запил наш звонарь Егор, а послушник Настасий, хоть и умен в мирских делах,но колокольному делу не обучен. Помолившись, я помчался сам в службу Интернет, да так спешно, что меня дважды останавливало ГАИ с просьбой немедля отпустить им грехи. Приехав в службу Интернет, я отбросил смирение и пошел сразу к начальнику. Увидев меня в рясе, начальник оказал радушный прием, всячески меня привечал, поил кофием, дал свою визитку и написал на ней для нашего Интернета много слов не русских и даже не греческих. А услышав мои смиренные жалобы, долго уверял что его работники не хамили, ибо, дескать "поп глаз нет точка Ру" означает на их языке совсем иное. "Глаз нет" - пишется в одно слово и это,якобы, название всей ихней фирмы. "Точкой Ру" они именуют всю Русь, а поп - это протокол. Слыханое ли дело чтоб на попов протоклы заводить? Не стерпев, я спросил лукаво каково тогда будет значение слов "Серафим собака", кои были мне брошены давече? Начальник смутился на миг и начал сходу лгать что,дескать, собака, это тоже такое слово, точнее буква, и даже знак, что пишется, дескать, знак собаки после имени в адресе, а Серафим - мое имя, а значит адрес, а значит Серафим - собака. И еще много подобной ереси он изрекал. Я не перебивал и слушал смиренно, лишь твердо смотрел ему в глаза, шептал молитву и беспрестанно осенял себя и его крестным знамением. Наконец сила Господня подействовала - смутился бесстыдник под моим ясным взором, сбился и умолк. Бог ему судья. Вижу в душе его благое стремление загладить вину своих подчиненных, но к чему лгать невесть что будто я ничего не смыслю? Честно бы покаялся - я бы отпустил грех. Не нравится мне это место, чую что бесовщина, но обосновать не могу. Подъезжая к церкви, я услыхал издали звон колокола, да такой искуссный, что диву дался и съехал в кювет, чуть не задавив человека, что лежал там. Решил я что Господь сотворил чудо - протрезвил Егора и дал ему невиданное искусство звонаря. Но оказалось что человек, на коего я чуть не наехал в кювете, это и есть мертвецки пьяный Егор. А звон происходил от того, что послушник Настасий за это время приладил на колокольню хитрое устройство, что имеет вид скворешника и именуется Сафувер. И с помощью нашего компьютера играет Савуфер с лазерного диска колокольный звон. Я велел Настасию немедля убрать с колокольни бесовскую технику и ступать на задний двор замаливать грех.Затем позвонил в мобило отцу Евлампию пожаловаться, но тот сказал что сам давно крутит колокольный звон через Савуфер и даже ведет службы под фонограмму когда не в голосе. Я поискал в словаре живаго великорусскаго языка Владимира Даля слово Савуфер и не нашел. Покрутил в уме так и эдак и явилось мне прозрение, что сие смесь слов "Сатана", "Вельзевул" и "Люцифер". Господи спаси и сохрани! Перекрестившись и окропив святой водою компьютер и колокольню, я вновь позвал послушника Настасия и велел ему продолжать чинить нам Интернет. Настасий прочел визитку с нерусскими словами,воскликнул вслух "как я сразу не логадался что поп глаз нет" и уселся за компьютер, не замечая моей укоризны. Отрок потрудился у компьютьера дотемна и все сделал, после чего принес мне бумагу с тремя депешами от отца Евлампия, в которых было "тест", "тест" и "тест". Хоть бы слово Божье употребил. Чую я бесовщину за отцом Евлампием, но обосновать не могу. Назавтра после обедни послушник Настасий стал делать домашнюю страницу нашей церкви - снимал со стен иконы и укладывал их в ящик, источающий мертвенный зеленый свет. Говорил, мол,сканирую. Я поискал такое слово в словаре живаго великорусскаго языка Владимира Даля и нашел только СКАНДОВАТЬ, СКАНЮЧИТЬ и СКАПУТИТЬ. Чую, что дело бесовское, но обосновать не могу.Возился Настасий дотемна, но у него ничего не спорилось - сказал он что новая беда с нашим Интернетом и надо ехать снова в ихний "глазнет" разбираться. Все утро он порывался ехать со мною, но я решил уберечь младую душу от греха и не брать отрока в бесовское место. Уважаемый архимандрит Игнат! Воистину нет слов описать что произошло там! Вышел ко мне волосатый муж, представился админом Александром Недоспасовым и сказал что начальник говорил ему обо мне и просил всяко оказать содействовие. И я, говорит, лично все улажу и покажу. Повел он меня в задние комнаты, где стояло множество компьютеров, подвел к своему компьютеру и в оном я воочию увидел черта! Черт с рогами и вилами скакал по экрану! Истово перекрестившись, я спросил строго с админа Александра что сие означает, но тот ответил туманно про "нормальный юниксовский скринсейвер". Хотя черта проворно убрал. А затем присел к компьютеру, набрал мое имя нерусскими буквами, поколдовал немного и заявил, наглец, что, дескать, не те у меня права! Я было возмутился такой наглостью, но админ Александр ответствовал что сейчас он мне немедля нужные права выпишет. Сейчас, - сказал он, - я сделаю чмод. Не зная что такое "чмод", и опасаясь новой беды, я склонился над его плечом чтоб видеть какие кнопки он нажимает. Господи спаси и сохрани, клянусь всем святым, мне не померещилось! Сей волосатый муж набрал мое имя и "chmod 666"... Немедля проклял я ихний "глазнет" и весь бесовский Интернет! Я бежал оттуда быстрее ветра и до сих пор молюсь чтобы Бог ниспослал мне прощение за то, что видели мои глаза! Я запер послушника Настасия, велев ему поститься и молиться. А компьютер и все его бесовские штуки мы с Егором скинули в речку Чертановку под лед. Держитесь Интернета подальше, архимандрит Игнат, ибо Сатана искушает нас! ПОСТСКРИПТУМ: В словаре живаго великорусскаго языка Владимира Даля я искал слово "чмод", но нашел лишь: ЧЛЕНЪ, ЧМАРИТЬ, ЧМОКАТЬ, ЧМУРКА, ЧМЫКАТЬ, ЧМЯКАТЬ, ЧО, ЧОПОРНЫЙ, ЧОРНЫЙ, ЧОРТЪ! Спаси и сохрани нас, Господи! Чую, что не за горами царствие диавола на Земле! Чую, но обосновать не могу. Искренне ваш, отец Серафимий. 19 января 2000, Чертаново Леонид Каганов 19 января 2000, Москва, Лаврушинский |
рав Авром Шмулевич | 23:27, October 7th 2002 |
avrom |
История иудео-христиан. Полный текст статьи в КЕЭ. Публикуется впервые. Часть 1
Она была написана мною для издающейся в Иерусалиме Краткой Еврейской Энциклопедии. Термин "Христианствующие" - изобретение редакции. Однако при публикации там статья была сокращен в два раза. Сокращенный текст висит в нескольких местах на сети. Полный вариант я публикую впервые. Надо бы еще собраться и перевести его на английский или иврит, добавить библиографию и опубликовать в каком-нибудь научном журнале - да руки все не доходят. Пусть пока живет так. История движения христианствующих (современных иудео-христиан) Авраам Шмулевич ХРИСТИАНСТВУЮЩИЕ, группы евреев (18-20 вв.), последователи учений, сочетающих основные догматы христианства с элементами иудаизма. К деятельности Х. относятся и попытки создания специфических еврейских этнических церквей внутри существующих христианских конфессий. Некоторые Х. претендуют на преемственную связь с иудеохристианами первых веков н.э. На протяжении многих веков различные христ. конфессии пытались (как с помощью насилия, так и методами пропаганды) обратить евреев в свою веру. Новообращенный должен был полностью воспринять новую религию, и любые проявления евр. религиозной или этнической самобытности преследовались или не одобрялись. Причиной этого явилась христианская доктрина, согласно которой церковь якобы стала воспреемницей Израиля, а союз, некогда заключенный Б-гом с еврейским народом, ныне, после пришествия Иисуса, перенесен на христианскую церковь. Сторонники этой концепции утверждали, что самостоятельная роль евр. нации, как и существование евр. как отдельного народа, его религии и обычаев не имеют никакого значения и смысла. В ср. века крестившиеся евреи, как правило, полностью ассимилировались, пытаясь стереть само воспоминание о своем евр. происхождении. Евр. происхождение новообращенных подчеркивалось только в случае, если они. подобно Шломо Ха-Леви (1351-1435; после крещения Пабло де Санта-Мария, изв. также как Павел Бургосский), Авнеру из Бургоса (Испания; 1270-1346; после крещения Альфонс Бургосский) или Иосефу Пфефферкорну (1469 - после 1521; после крещения - Иоганн) - становились церковными экспертами по еврейским делам. В этом случае они, как правило, выступали против евреев с обвинениями, склоняя церковные власти к применению репрессивных мер против своих бывших единоверцев (см. "Отступничество"). В районах, где, как на Пиренейском пол-ве в 14 и 15 вв., имели место массовые насильственные крещения евреев, и они продолжали проживать компактными массами, церковные и гражданские власти зорко следили за тем, чтобы у новообращенных не сохранялось никакой этнической или религиозной самобытности. Подозрения в соблюдении не только к.-л. евр. религ. обрядов, но даже просто бытовых традиций, было достаточно для предания суду инквизиции. От крестившихся требовали абсолютной верности догматам христианства в том виде, в котором они интерпретировались на данный момент церковными властями. Любое отклонение от них рассматривалось как ересь и беспощадно каралось. В 13 в. один из руководителей ордена доминиканцев Раймонд де Пеннафорте (Арагон, Испания) основал в г. Мурсия (Испания) специальное учебное заведение, в котором доминиканских монахов готовили для миссионерской деятельности в еврейской среде. Им преподавали иврит и основы еврейской религии. Однако речь шла лишь о критике иудаизма, а не о возможности какого бы то ни было влияния евр. религии на христианство или создании автономных евр. церковных единиц. Те же цели ставил перед собой и "Institutum Judaicus" (Еврейский институт), основанный в 1726 в г. Галле (Германия), большую часть штата которого составляли выкресты. Идея создания особой евр. церкви в средние века не рассматривалась и не выдвигалась. Зарождение движения в его современных формах Движение X. в совр. виде зародилось в Англии в кон. 18 - нач. 19 вв. Это связано с определенными особенностями англ. религ. жизни: относительная (по ср. с протестантскими церквями континентальной Европы, католицизмом и православием) веротерпимость англ. протестантизма, неприятие религ. принуждения; то обстоятельство, что на Британских о-вах действовало одновременно несколько протестант. церквей; глубокий интерес к изучению Библии. Решающую роль, однако, сыграл тот факт, что с сер. 17 в. среди англ. теологов, так же как среди широких слоев общества, распространилось убеждение в том, что слова Библии об избранности народа Израиля и его грядущем возвращении в Сион надо понимать буквально и они по-прежнему относятся к евреям, а не к христ. церкви как "новому Израилю". Таким образом получалось, что царство Божие на земле наступит лишь тогда, когда евреи проникнутся верой вто, что Иисус - Мессия и Господь соберет избранный народ на Святой земле, где будет восстановлено Израильское царство во главе с Мессией из дома Давида - вновь пришедшим на землю Иисусом Христом. В результате в Англии, а затем и в США возникли многочисл. общества, ставящие целью пропаганду христианства (в его протестант. варианте) исключительно в среде евреев. Разочарованное отсутствием массового перехода евреев в христианство, руководство нек-рых из этих обществ задумалось над применением новых методов пропаганды, о переводе христ. лит-ры на евр. язык, о широком привлечении к миссионерской работе евреев-выкрестов и о создании объединений евреев-христиан, в целях взаимной поддержки и более легкого вхождения прозелитов в новую среду. Под влиянием подобных идей, а также идеи национального пробуждения народов, получившей распространение в 19 в., нек-рые христиане евр. происхождения пришли к мысли о необходимости существования евреев как отдельной нации в рамках христианства и о создании собственно евр. церковного объединения. Сначала такое объединение планировалось ввести в состав уже существующих христ. конфессий, но начиная с кон. 19 в., благодаря деятельности 0.*Рабиновича (см. "Новый Израиль"), появилась идея создания отдельной евр. внеконфессиональной церковной орг-ции (с точки зрения христ. догматики, все деятели движения Х. в 19 в. оставались приверженцами протестантизма). Затем в среде Х. возникли идеи о необходимости внесения в христ. догматику элементов обрядов, заимствованных из иудаизма. Появились и организации, эти идеи воплощавшие. Новое время. Начало движения X. связано с именем Дж.С.Х.Ф.Фрея (1771-1837). Он родился в Франконии (Германия) в семье учителя иврита и при *обрезании получил имя Йосеф Шмуэль Леви. В 18 лет начал работать меламедом, а через три года - хазаном и шохетом (см. Словарь терминов). В 1798 он принял крещение в лютеранской церкви, затем перешел в небольшую протестант. орг-цию - Церковь объединенных братьев. В 1800 Фрей поступил в Германскую Миссионерскую семинарию (не связанную с к.-л. определенной протестант. конфессией). В 1801 в качестве миссионера от Датского миссионерского об-ва он отправился в Африку. Затем обратился в Лондонское миссионерское общ-во с просьбой принять его на работу в качестве проповедника в еврейской среде. Эта орг-ция (осн. в 1795), которая безуспешно пыталась проповедовать христианство лондонским евреям, приняла предложение Фрея. До 1807 ему удалось обратить в христ. лишь трех евреев, в т.ч. свою будущую жену (урожд. Ханну Кохен). В 1807 он открыл в евр. районе Лондона школу для евр. детей. Однако в нее записалось всего 12 детей. Фрей направил руководству Лондонского общ-ва меморандум, в кот-м предложил изменить методы распространения христианства, оказывать ученикам школы материальную помощь и проявить заботу о трудоустройстве и социальной адаптации новообращенных. После того, как предложения Фрея были отвергнуты, 4 авг. 1808 он во главе небольшой группы последователей организовал "Лондонское общ-во посещения и исцеления больных и страждущих и просвещения невежественных, преимущественно - еврейской национальности", и был избран его президентом. Первоначально орг-ция действовала в рамках Лондонского миссионерского общ-ва, но в 1809 была преобразована в независимое Лондонское общ-во распространения христианства в среде евреев. В отличие от Лондонского Миссионерского общ-ва, к-рое действовало в рамках церкви диссентеров (одно из направл. протестантизма), новая организация была открыта для представителей всех протестант. конфессий. Общ-ву удалось получить обществ. и финансовую поддержку. Его почетным президентом избрали одного из представителей высшего общ-ва англ. аристократии, деда короля Эдварда VII - графа Кентского. В 1813 Об-во объединяло крещеных евреев в отдельную церковную орг-цию - "Бней Аврахам" ("Сыны Авраама"), президентом которой избрали Фрея. Здесь ввели нек-рые элементы иудаизма: днем молитвенных собраний, кроме христ. воскресенья, стал также вечер пятницы. Когда в 1815 Об-во распространения христианства среди евреев стало испытывать серьезные финансовые трудности и оказалось на грани банкротства, филантроп и религ. деятель - англичанин Льюис Вей (1773-1840) - взялся выплатить его долги. Через неск. месяцев Об-во стало действовать исключительно в рамках англиканской церкви. Сотрудники общ-ва, не являвшиеся сторонниками англиканск. церкви (кроме Фрея, который продолжал свою мессионерскую деятельность) были уволены. Члены орг-ции "Бней Аврахам" перешли в епископальную церковь. В 1816 Фрей, обвиненный в сексуальных домогательствах по отношению к прихожанкам, чтобы избежать скандала, отплыл в Америку. В 1835 орг-цию "Бней Аврахам" переименовали в "Епископальную еврейскую часовню Общ-ва Авраама", целью которой было посещение и поддержка новообращенных евреев. В качестве благотворительной орг-ции Об-во просуществовало около 25 лет. На протяжении 19 в. руководство и основной штат Лондонского об-ва распространения христианства и аналогичных миссионерских орг-ций, возникших после него в англоязычных странах, составляли неевреи. Эти орг-ции отрицательно относились к идеям к.-л. евр. обособленности в рамках христианства, полагая, что после крещения евреи должны растворяться в среде христиан-неевреев. Этот процесс должен был проходить до тех пор, пока все евреи не примут христианство. Создание специфически евр. общ-в для них было лишь вопросом тактики, облегчающей крещение. Однако многие сотрудники этих орг-ций, как правило, крещеные евреи, выражали поддержку идеям X. К их числу принадлежал знаменитый путешественник по странам Востока Дж.Вольф (1795-1862), одним из побудительных мотивов странствий к-рого был поиск пропавших колен израилевых. Подобные идеи высказывали также нек-рые мисснонеры-неевреи. В 1882 Г.А.Штерн (1820-85), нем. еврей, крестившийся в 1840, к-рый был ранее миссионером в Турции, Ираке и Эфиопии (среди эфиопских евреев), основал в Лондоне Еврейский христианский молитвенный союз, который стремился объединить крещеных евреев и христиан путем общей молитвы. Днем такой молитвы избрали субботу. Число членов Союза возросло с 143 в 1883 до 600 в 1890; его отделения были созданы в Германии, Норвегии, Румынии, России, Эрец-Исраэль и США. К нач. 20 в. орг-ция прекратила свое существование. Однако этот союз, так же как и "Бней Аврахам", являлся лишь орг-цией взаимопомощи для людей, порвавших связи с прежним окружением. Он не пытался создать независимое еврейско-христ. конфессиональное объединение. Значительную роль в развитии движения Х. сыграло создание в 1865 в Лондоне Еврейско-Христианского союза (Hebrew-Christian Union), задачами которого стало объединение христиан еврейского происхождения и "Совместное изучение тех мест в священном Писании, в которых говорится об Израиле и о царе Израиля". Основателями союза были протестантские священники еврейского происхождения С.Шварц и Р.Х.Хершель. В январе 1866 Шварц начал издавать журнал "The Scattered Nation" ("Рассеянная нация") - (Первый печатный орган Х. "The Voice of Israel" - "Голос Израиля" издавался в 1845 Р.Х.Хершелем в Англии, однако этот журнал не имел большого распространения). На собрании 23 мая 1866 (на нем присутствовало 80 чел.) "Еврейско-Христианский союз" был преобразован в "Hebrew-Christian Alliance" ("Еврейско-христианский альянс"). В его учредительных документах подчеркивалось, что члены новой организации, став христианами, остались евреями, что они "помнят о земле отцов, испытывают чувство [еврейского] патриотизма Перед лицом своих еврейских братьев они признали, что Иисус - Мессия, обрели мир благодаря его пролитой крови и ожидают его пришествия в славе, как Надежды Израиля". Существенно, что члены Альянса принадлежали к разным протестантским конфессиям. Важный этап в развитии движения Х. связан с именем Рабиновича (см. "Новый Израиль"), который основал в 1889 в Кишиневе христианское общ-во "Новый Израиль", которое действовало на внеконфессиональной основе, хотя и в общих рамках протестантизма. Рабинович пытался создать чисто еврейскую христианскую орг-цию, в которой не использовали христианские символы. В основанном Рабиновичем молельном доме службы велись на иврите, а проповеди читались на идише. Практиковались здесь и "благословения коаним". Рабинович составил даже "Христианскую пасхальную Агаду". Влияние "Нового Израиля" на еврейские массы оказалось ничтожным (в движении участвовало 40-50 человек, а после смерти его основателя в 1899 оно распалось), однако пример деятельности этой орг-ции сыграл определенную роль в дальнейшем развитии движения Х. Видную роль в движении X. сыграла деятельность И.Э.Залкинсона (1820-83), уроженца Белоруссии, принявшего в Лондоне христианство (1849) и ставшего пресвитерианским пастором и миссионером среди евреев Вены. Даже крестившись, Залкинсон считал себя евреем. Он был страстно привязан к языку иврит, на к-рый переводил произведения англ. поэтов, в т.ч. У.Шекспира и Дж.Мильтона. Иврит, по его мнению, должен был стать священным языком христ. церкви, заменив латынь. Залкинсон перевел на иврит Новый завет (1883, изд. посмертно). В 1893 в еврейском районе Лондона (East End) протестантские миссионеры-выкресты Давид Барон (родился в 1855, вырос в г. Суволки, крестился в 1878, осуществлял миссионерскую деятельность в Германии, Палестине, Праге; умер в 1926) и С.А.Шонбергер основали миссионерское общество "Еврейско-Христианское свидетельство Израилю" ("Hebrew-Christian Testimony to Israel"). Они первыми попытались проповедовать евреям христианство как евр. учение, утверждая, что их цель - "показать как неевреям, так и евреям, что Христос и Израиль неразделимы". В Сев. Америке, куда с кон. 19 в. переместился центр X., интерес к проблеме обращения евреев в христианство был связан с идеями "миллерианизма" (вера в тысячелетнее царство Б-га на земле), бытовавшими в Америке еще с колониальных времен. В 1815 амер. религ. писательница Ханна Адамс (1755-1831) под влиянием автобиографии С.Фрея организовала 5 июня 1816 Бостонское женское общество распространения христианства среди евреев ("The Female Society of Boston and Vicinity for Promoting Christian amongyt the Jews"). Прибывшего вскоре в США С.Фрея местные протестанты встретили с энтузиазмом, не зная причин, заставивших его покинуть Лондон. 30 дек. 1816 в Нью-Йорке на общем собрании представителей всех протестант. конфессий создали "Американское общество евангелизации евреев" ("The American Society for Evangelizing the Jews"), которое было призвано действовать исключительно в среде американских евреев (в то время на всей территории США проживало около 2 тыс. евреев). Главным (и единственным) миссионером общ-ва назначили С.Фрея. Спустя полгода Фрей получил письмо от Джона Давида Марка (до крещения в 1817 - Давид Донатти ), бывшего меламеда, миссионера-выкреста, работавшего во Франкфуртском общ-ве "Моравские братья" (протестантская церковь), который хотел создать в США сельскохозяйственное поселение для облегчения социальной адаптации новообращенных немецких евреев. Первым в 1822 прибыл в Америку Давид Кристиан Бернард Ядовницкий. Однако он, как и остальные, прибывшие вслед за ним немецкие евреи, не стал фермером. В июне 1825 его и другого выкреста, Эразма Х.Симона исключили из Общ-ва за то, что они в своих проповедях и обращениях для сбора средств говорили, что еврейская земледельческая колония должна стать ядром независимой Еврейской Христианской церкви. Впоследствии Ядовницкий миссионером отправился в Иерусалим. Проект Дж.Марка не был реализован. Общ-во евангелизации евреев просуществовало до 1955 как миссионерская орг-ция, большинство руководителей к-рой составляли неевреи. Следующий этап в развитии движения X. связан с деятельностью Марка Джона Леви (1855-1936). Родился в Англии; до принятия крещение в епископальной церкви в США (1887) его звали Марк Лев. Будучи миссионером, священником епископальной церкви в США и Англии, он пропагандировал идею, что, переходя в христианство, евреи могут по-прежнему следовать обычаям и традициям иудаизма. Большинство миссионеров и священников евр. происхождения резко выступили против этих взглядов, видя в них проявление старой "ереси иудействующих", против которой церковь боролась всю историю своего существования, и считая, что евреи, сменив религию, должны оставить в прошлом и свои национальные особенности, как сказано апостолом Павлом: "Разве Христос еврей или грек?". Были у Дж. Леви, правда, и сторонники (напр., Д.Барон), искренне считавшие, что следует ограничиться лишь механическим объединением христиан еврейского происхождения, ничего не меняя в их догматике и обрядах. 22 мая 1901 по инициативе Леви в Бостоне группа его единомышленников основала "Мессианский союз" и приняла решение о создании более многочисленной орг-ции. В 1903 в г. Маунтин-Лейк Парк (шт. Мэриленд) состоялась Первая конференция еврейских христиан в США. Ее председателями были пасторы евр. происхождения А.Р.Калделл из Пенсильвании и Л.Мейер (1862-1913) из шт. Айова. Еще до начала конференции ее организаторы отправили письма 439 протестантским деятелям еврейского происхождения, с вопросом о целесообразности создания объединения евреев-христиан. 437 респондентов ответили на этот вопрос положительно. Однако в работе самой конференции приняло участие достаточно много неевреев. Высокий процент неевреев в объединениях евреев-хрисстиан будет характерен для них и в дальнейшем. В своем вступит. слове А.Р.Калделл отметил, что отношение Б-га к "еврейскому народу остается уникальным", что евреи, становясь христианами, не теряют своей нац. принадлежности. Одновременно участники конференции подчеркивали, что не стремятся к созданию к.-л. особой евр. конфессии. Созданная ими орг-ция оставалась в рамках фундаменталист. течения в амер. протестантизме. Л.Мейер стал заместителем редактора серии из 12-ти книг, вышедших в свет в 1910-1911 - "Фундаменталий", которые положили начало протестантскому фундаментализму. Конференция приняла решение создать общее объединение американских евреев-христиан. Лишь через 12 лет, в 1915, в Нью-Йорке был образован Еврейско-христианский альянс Америки ("Hebrew-Christian Alliance of America"), который поставил перед собой цель "установить связи между тысячами евреев, верующих в Иисуса и разбросанных по Северной Америке представить американской еврейской общине нашу единую позицию бороться с предрассудками и распространить деятельность орг-ции на Южную Америку". Президентом Альянса избрали Ш.Рохолда (1876-1931; родился в Иерусалиме, стал христианином в возрасте 20 лет; переехал в Шотландию, где стал миссионером, затем распространял христианство среди евреев Канады; в 1920 переехал в Хайфу). Орг-ция избегала использовать в качестве символа изображение креста.Эмблемой орг-ции стал куст сне (неопалимая купина) на фоне Магендавида. Однако предложения Дж.Леви о введении в богослужение элементов, заимствованных в иудаизме, и о возможности соблюдения членами Альянса предписаний евр. религии были отвергнуты подавляющим большинством голосов. Такой позиции Альянс придерживался и в дальнейшем. В журнале орг-ции "Хиброу Кристиан Альянс Куатерли" ("Hebrew-Christian Alliance Quaterly") в 1918 Рохолд писал: "Разве может еврей-христианин молиться в синагоге? Конечно, нет! Синагога - это Анти-Иисус!". Для основной части движения X. было характерно также резко отрицат. отношение к Талмуду и ортодокс. иудаизму. Во многом благодаря усилиям Дж.Леви, в Лондоне - Американского и Британского еврейско-христианских Альянсов, 9 сентября 1921 состоялась международная конференция евреев-христиан, на к-рой делегатами из 18 стран был образован Международный еврейско-христианский альянс (International Hebrew Christian Alliance). Его председателем избрали Л.Левисона (1881-1936), родившегося в Цфате в евр. семье (при обрезании получил имя Иеуда Лейб). Чтобы улучшить знание английского языка, он поступил в Шотландскую миссионерскую школу, действовавшую в городе, и вскоре, переехав в Эдинбург, крестился. 30 лет он возглавлял миссионерскую работу среди евреев Шотландии и добился видного положения в Англиканской церкви. В 1919 Левисон (принявший имя Леон) был возведен в рыцарское достоинство и получил звание сэра. Это явилось наградой за его деятельность по сбору средств в помощь жертвам войны (он собрал около 200 тыс. фунтов стерлингов) и за работу на английскую разведку "Сикрет интелиженс сервис" (возможно, Левисон был связан с организацией НИЛИ). Свою роль сыграли и тесные связи Левисона с руководством Либеральной партии, в частности, с Лойд-Джоржем. Левисон считал (и это было официальной позицией Альянса), что Новый завет отменил заповеди Моисея и в соблюдении элементов иудаизма, что в Новом завете исполнены все обещания Б-га народу Израиля, и возвращение евреев в Палестину не имеет никакого теологического значения. Однако он поддерживал движение политического сионизма и идеи образования отд. евр. конгрегации в рамках церкви, считая, что таким образом евреям будет легче принять христианство. Движение еврейских христиан также не видело проблем в заключении смешанных браков, и многие его члены, включая самого Левисона, женились на нееврейках. На конференции в Лондоне рассматривался вопрос о возможности приема в члены Альянса католиков и православных евр. происхождения и было решено, что в орг-цию войдут только "разделяющие Евангелическую веру" (протестанты). В принятой конференцией Конституции Альянса говорилось, что одна из его целей - поддержка евреев-христиан, желающих принять участие в сионист. движении и добиться в нем равных прав в рамках декларации Бальфура. Современный этап До нач. 2-й мировой войны (согласно отчетам самого Альянса) его отделения, кроме ранее существовавших в США, Канаде и Великобритании, были созданы еще в 18 странах. Следует заметить, однако, что некоторые из них (напр., в России) были фиктивными и существовали только на бумаге. В 1935 миссионеры Альянса начали действовать в Аргентине, в 1960-х - в Уругвае. В 1960 организован Аргентинский еврейско-христианский альянс. К 1991 отделения Международного еврейско-христианского альянса существовали в Великобритании, США, Канаде, ЮАР, Австралии, Новой Зеландии, а также в странах Юж. Америки и Европы. Первая орг-ция, включавшая в свое название слова "еврейская христианская церковь" ("Hebrew Christian Church"), возникла еще в 1885 в Нью-Йорке. В дальнейшем число таких орг-ций увеличилось, и все они представляли собой лишь миссионерские общ-ва, обращавшие евреев в христианство, будучи частью различных протестант. церквей. В 1934 в Чикаго пастором евр. происхождения Давидом Бронштейном была создана "Первая Еврейско-Христианская пресвитерианская церковь Чикаго" ("First Hebrew Chrixtian Presbyterian Church of Chicaago"). Первая независимая от др. церквей Американская еврейско-христианская церковь основана в 1960 в г. Цинциннати (шт. Огайо) крещеным евреем Мартином Черновым. В 1974 службу в ней посещали 50 чел., из них лишь половину составляли евреи. Остальных - членов семей евреев, неевреев-белых и негров - привлекали сюда проповеди Чернова, в которых говорилось о том, что, посещая "еврейско-христианскую церковь", люди "духовно" становятся евреями. Впоследствии подобные церкви возникли в Майами, Филадельфии, Вашингтоне и нек-рых др. городах. В конце 30-х - начале 40-х гг. известную роль в привлечении амер. евреев к идеям X. и в развитии в 1960-х гг. "мессианского" направления X. сыграла трилогия Шолома*Аша об Иисусе из Назарета (в англ. перев.): романы "Человек из Назарета" (1939), "Апостол" (1943) и "Мария" (1949). Иисус преподносился в ней как положительный герой, а его еврейское происхождение подчеркивалось. Еврейская критика приписывала Ашу мессионерские намерения, однако Ш.Аш отверг эти обвинения. В декабре 1960 в г. Феникс (шт. Аризона) евангелист евр. происхождения Л.Каплан основал первую радио-и телестанцию, пропагандирующую идеи X., - "Еврейский голос" ("The Jewish Voice Broadcarts"). В сер. 1980-х гг. в США имелось 70 отделений этой станции. |
рав Авром Шмулевич | 23:31, October 7th 2002 |
avrom |
История иудео-христиан. Полный текст статьи в КЕЭ. Публикуется впервые. Часть 2
"> "Мессианский иудаизм" С кон. 1960-х гг. среди X. в США все большую популярность приобретают идеи включения в христ. практику элементов, заимствованных из талмудич. иудаизма. Сторонники этих идей (к-рые проповедовал еще М.Леви в нач. 20 в.) вместо прежнего названия "еврейские христиане" ("Hebrew Christians") используют термины "мессианские евреи" и "мессианский иудаизм" ("The Messian Judaism"). Побудительные мотивы для переименования оказались те же, что и в начале 19 в., когда британские миссионеры выдвинули идею создания объединений евреев-христиан - желание распространить христианство среди евреев, т.к. движение Х. по-прежнему не сумело привлечь к себе большое число последователей. Определенную роль в этом, как и в период зарождения движения, сыграло то обстоятельство, что крестившиеся евреи так и не смогли найти свое место в лоне существующих христианских церквей, антисемитские настроения многих "природных" христиан, а также наличие "сентиментов", чувств, которые иные новообращенные продолжали испытывать по отношению к еврейскому народу. Впрочем, в связи с интенсификацией в 60-е гг. ассимиляционных процессов в Америке, многие молодые люди, оторванные от еврейской среды и лишенные элементарных знаний об иудаизме, искренне принимали христианство за еврейское учение, поскольку новая религия зародилась в Эрец-Исраэль, а ее основатели по рождению были евреями. От более ранних течений X. "мессианский иудаизм" отличается своим радикализмом и агрессивным стилем пропаганды. Церкви его приверженцев стали именоваться "синагогами" (многие из них даже в местных телефонных справочниках регистрируются не в разделе "христианские организации", а в разделе "синагоги" ), крещение в них называется "микве-брис" - идишистский вариант слов Миква и Брит (см. Микве; Обрезание), или "церемония духовного обрезания"; Иисус именуется Иешуа Ха-Машиах (см. Мессия); отмечаются евр. праздники Рош ха-Шана, Ханука; проводится седер Песах в христианизированном варианте (ср. "Пасха"; *Песах); днем молитвенных собраний вместо воскресенья стала суббота; богослужение ведется на иврите, исполняются популярные израильские мелодии, используются таллиты, тфиллин и даже Сефер-Тора, а кроме того евр. символы - маген-Давид, шофар, менора; крест и др. христ. символы не употребляются вовсе. Руководители общин этого направления X. называют себя раввинами. В пропаганде для привлечения новых последователей избегают всякого упоминания о христианстве и христ. догматах. Обращаясь к ассимилированным евреям, имеющим слабое представление о евр. религии, X. этого направления пытаются создать впечатление, что они - представители нормативного иудаизма. Известны случаи (первый зафиксирован в 1970 в Бостоне), когда представители мессианского Х. нееврейского происхождения, скрывая свои истинные взгляды, проходили ортодоксальный гиюр, чтобы потом, будучи "евреями", им было удобнее продолжать мессионерскую работу. Известны также случаи, когда миссионеры - новые репатрианты из СНГ входили в доверие к не знавшим русский язык представителям духовной абсорбции и, выдав себя за ортодоксальных евреев, обучавшихся в иешивах, устраивались на работу лекторами по вопросам иудаизма. Организационно это направление X. окончательно оформилось к сер. 1970-х гг. В нач. 1960-х гг. Манни Бротман, выпускница евр. отделения одного из центров протестант. фундаментализма "Муди Байбл инститьют" ("Moody Bible Institute") в Чикаго, организовала группу под назв. "Шалом" - по изучению Евангелия и "Молодежный еврейско-христианский Альянс" (отделение "Американского еврейско-христианского Альянса"). В 1975 члены отделения получили большинство в руководстве Альянса, к-рый стал называться "Мессианский еврейский альянс Америки" ("Messianic Jewish alliance of America"). Нек-рые из его прежних членов, не согласные с новой политикой, покинули орг-цию. Существуют еще две орг-ции, объединяющие последователей "мессианского иудаизма" в США и Канаде: "Мессианское еврейское движение" ("The Messianic Jewish Movement") и "Союз еврейских мессианских организаций" (Union of Messianic Jewish Congregations), созданный 27 июня 1979 на конференции, в которой участвовали 33 делегата различных общин США и Канады. Одна из самых активных обшин "мессианских евреев" - группа "Евреи за Иисуса", осн. в 1970 в Калифорнии Мартином Мейером Розеном, который крестился в 1953, в 1957 получил звание баптистского пастора, до 1970 работал баптистским мессионером среди евреев Нью-Йорка, а затем переехал в Калифорнию. Группа "Евреи за Иисуса" отличается особо активным и агрессивным стилем пропаганды. Др. ведущая орг-циия этого направления - община "Бней Иешуа" ("Сыны Иисуса") с центром в городке Стоуни Брук шт. Нью-Йорк. Для противодействия деятельности Х. еврейские общины США создали организацию "Евреи за иудаизм" ("Jews for Judaism"), основателем и руководителем которой стал Марк (Акива) Пауэрс. Он был также активным участником борьбы за выезд евреев из СССР. В 1986 по инициативе раввина движения Хабад Ш.Аркуша подобная орг-ция под назв. "Операция Иудаизм" ("Operation Judaism") была создана и в Лондоне. В настоящее время в США существует около 100 общин Х., из них к "мессианскому" направлению относится 80-90, остальные - к традиционному течению "евреев-христиан", не использующих символику иудаизма. Большинство руководителей протестант. церквей, а также миссионерских орг-ций выступили против "мессианского иудаизма", усмотрев в нем возрождение "иудейской ереси". Многие же Х., со своей стороны, утверждают, что являются выразителями "истинного христианства", идей Иисуса и первых апостолов. Кроме того, они оспаривают мнение, разделяемое теологами всех направлений, состоящее в том, что апостол Павел (они предпочитают называть его еврейским именем Шауль) выступал против создания отдельной еврейской церкви и против исполнения к.-л. заповедей "Ветхого завета". В октябре 1971 "Общество Христианских миссий для евреев" ("Fellowship of christian Testimonies to the Jews") - ведущая организация, объединяющая различные протестантские миссионерские организации, обвинила "мессианских евреев" в том, что их деятельность противоречит основам христианства, которое отвергает иудаизм и его обряды. В ответ лидеры направления выпустили совместное заявление, в котором подчеркивалось, что "мессианские евреи" верят в то, "что 1) Ветхий, как и Новый, заветы были даны Б-гом; 2) что прироад Б-га множественна: отец, сын и дух святой; 3) что человек может спастись только через веру в искупительную силу крови Мессии Иешуа (Иисуса) и в то, что он умер и воскрес, победив грех; 4) что благодаря этому уничтожено различие между евреями и неевреями". В настоящее время "мессианские общины" составляют большинство среди Х. и в других странах. С нач. 1990-х гг. различные орг-ции X., в осн. "мессианского" направления, развернули свою деятельность на территории бывшего СССР. Наибольшую активность проявляет орг-ция "Евреи за Иисуса", к-рая использует в своей работе инфракструктуру баптист. церквей. Первое отделение орг-ции в Сов. Союзе было основано в 1991 в Одессе. С 1993 центр находится в Москве. "Мессианские" общины действуют во мн. городах СНГ, в т.ч. в Санкт-Петербурге, Москве, Киеве, Харькове, Львове, Днепропетровске, Запорожье, Кировограде, Чернигове, Минске, Воронеже, Баку. Отделения орг-ции имеются также в Литве и Латвии. Миссионеры проводят активную работу как среди евреев, так и среди неевреев. Только за первых три года они распространили 5300000 экз. христ. лит-ры. По отчетам миссионеров крестились 1000 евреев и 2000 неевреев. Регулярно, начиная с 1993, в неск. крупных городах СНГ проводятся музыкальные фестивали "мессианских евреев", организуются разл. курсы, занятия для детей, молодежные лагеря. В Москве и Санкт-Петербурге действуют колледжи, в к-рых готовят миссионеров. Подготовка русскоязычных миссионеров для работы в СНГ проводится и в США. Среди прихожан "мессианских" общин в СНГ число евреев составляет ок. 20%. Многие неевреи посылают своих детей в образовательные программы "мессианских евреев", т.к. убеждены, что "еврейское образование" в них имеет высокий уровень. Несмотря на то, что в нач. 20 в. по внешней обрядности X. были намного ближе к традиционному христианству, большинство членов их общин составляли евреи. Среди совр. последователей "мессианского иудаизма" в США евреи составляют ок. 40%, в СНГ - ок. 20%, в Израиле - ок. 60% (см. ниже). Большая часть молодежи разл. общин X. вступает в смешанные браки и присоединяется к обычным протестант. конфессиям. Лидеры X. считают евреем всякого, кто заявляет о своем евр. происхождении (независимо от того, кто из его предков был евреем), а также всякого, кто входит в их общину и становится т.обр. евреем "духовно" (независимо от своего происхождения). Никакого формального обряда перехода в еврейство для них не существует. В Эрец-Исраэль первое объединение X. было создано в 1931; в 1933 оно приняло назв. "Еврейско-христианский альянс Палестины и Ближнего Востока" ("Hebrew-Christian Alliance of Palestine and the Near East"). На учредительный съезд в 1931 в Иерусалим прибыло 25 делегатов, из них 4 нееврея, из Тель-Авива, Яффо, Хайфы, Тверии, Цфата и Дамаска - почти все Х., проживавшие в тот момент в Эрец-Исраэль. Всего в период брит. мандата в Эрец-Исраэль было ок. 200 христиан евр. происхождения, включая сотрудников брит. администрации и иностранных миссий. Перед окончанием срока мандата британская армия в ходе специальной операции эвакуировала около 80 евреев-выкрестов, в том числе, практически всех X., в Ливерпуль (Англия). В Израиле остались лишь несколько Х., и движение прекратило существование. С волнами алии из различных стран в Израиль прибыли и Х. В 1958 община Х., состоящая из нескольких человек, была официально зарегистрирована в Иерусалиме. Алия продолжалась, и, благодаря интенсивной миссионерской деятельности, число Х. в Израиле продолжало расти. В 1970 финские протестанты в 15 км от Иерусалима основали мошав Яд Ха-Шмона. В 1979 там поселились также евреи-Х.; в настоящее время мошав, в котором проживает неск. десятков человек, стал одним из центров X. в Израиле. В конце 80-х гг. в Иерусалиме, бывшем израильском центре Х., насчитывалось 6 общин Х. Общее число членов - около 400 человек, из них евреев - около 200. В сер. 1990-х гг. в Израиле насчитывалось ок. 40 общин X., большинство - "мессианского" направления. Число X. в Израиле - ок. 2-3 тыс. Действует неск. колледжей, в к-рые приезжают X. из др. стран. Разл. орг-ции X. ведут миссионерскую работу, особенно среди новых репатриантов из СНГ и Эфиопии; выпускается неск. периодич. изданий, в т.ч. - на рус. языке. Численность Объективно оценить численность X. - задача сложная, т.к. статистика, как правило, не проводит различия между X. и просто крещеными евреями, а данные, приводимые орг-циями X. и миссионерами, часто преувеличены. Крещение было значительным явлением в 19 в. - в христианство разных направлений перешло в те времена более 200 тысяч евреев. К этой цифре следует добавить 19 500 детей от смешанных браков, которые воспитывались в духе христианства. По общим подсчетам в России крестилось 84563 чел., в Великобритании (бывшем центре движения Х.) - 28830, включая 3300 евреев, крещенных англ. миссионерами в других странах, и в США - 13000. Однако лишь небольшая часть крестившихся примкнула к движению Х. Это объясняется тем, что большинство новообращенных, решаясь на переход в христианство, руководствовались вполне практическими мотивами: стремлением избежать дискриминации и репрессий, желанием сделать карьеру или вступить в смешанный брак. В тех немногочисленных случаях, когда новообращенные испытывали искренние религиозные чувства, они предпочитали присоединиться к основным направлениям христианства. В 1935 Американский еврейско-христианский Альянс насчитывал 200 членов; перед началом 2-й мировой войны - ок. 2 тыс., а в 1961 - менее 1 тыс. Число членов Международного Альянса в 1961 составляло ок. 1-2 тыс. В нач. 1990-х гг. число евреев - членов движения X. в США, где сосредоточено их большинство, составляло ок. 20 тыс. чел. Следует отметить, что движение Х. располагает значительными финансовыми средствами, т.к. многие американские и английские неевреи-протестанты до сих пор считают, что обращение евреев в христианство - задача первостепенной важности (см. *Христианский сионизм). Вне рамок протестантизма К Х. можно причислить Якова Франка, к-рый после своего официального перехода в католицизм в 1759 фактически создал новое синкретическое учение (франкисты называли его "эдомитской религией"). Оно совмещало в себе внешнюю христианскую форму с саббатинскими идеями. В 1760 по настоянию католической церкви Я.Франк был арестован, обвинен в ереси и заключен в крепость. В течение длительного времени франкизм существовал, как среди евреев, так и среди христиан (потомков крещеных евреев-франкистов), однако его влияние на более поздние группы Х. было ничтожным. Вне рамок протестантизма попытки создания особых евр. религ. объединений христиан практически не предпринимались. В католической церкви (см. oЦерковь католическая) в новейшее время имеются отд. представители духовенства (иногда занимающие видное место в церковной иерархии, см., напр., Ж.М. Люстиже), к-рые демонстративно пытаются сочетать верность католич. церкви с евр. национальным самосознанием; они считают себя евреями и настаивают на том, чтобы их признавали евреями и в соответствии с законами гос-ва Израиль. Наиболее известный пример - католич. священник Д.Руфайзен ("Отец Даниэль", см. *3акон о возвращении, кол. 526). В православной церкви лишь сторонник экуменич. движения священник А.Мень высказывал идею создания автокефальной евр. церкви св. Якова. Эта идея, однако, не получила поддержки в церковных кругах (см. oПравославие, кол. 741). Христианствующие в России. Православная церковь до нач. 19 в. не вела какой-либо целенаправленной пропаганды христианства среди евреев, и единственным методом распространения "учения любви" среди них было насилие. Любое проявление новообращенными интереса к к.-л. положениям своей прежней религии воспринималось с подозрением и каралось. Так, в 1786 в тюрьме Соловецкого монастыря содержался некий крещеный еврей Павел Федоров, к-рого заключили туда, т.к. церковные власти опасались, что он может вернуться к вере отцов. Положение изменилась в царствование Александра I, к-рый увлекался мистицизмом. 25 марта 1817 (по старому стилю) был опубликован (на рус., нем. и польском яз.) указ об учреждении Комитета опекунства израильских христиан. В указе говорилось о том, что новообращенные, "отделяясь от своих собратьев христианскою религией, лишают себя всякого с ним сообщества, и не только теряют право на их помощь, но и подвергают себя разным с их стороны гонениям". Поэтому, для "облегчения участи" крестившихся и для того, чтобы побудить других последовать их примеру, учреждалось Общество израильских христиан и Комитет опекунства израильских христиан, призванный организовать это общество и направлять его деятельность. В Общество должны были войти принявшие христианство евреи из всех существовавших в России христианских конфессий. Каждая религ. группа могла иметь свою церковь и пастыря. Обществу предоставлялось внутреннее выборное самоуправление. Членам Общества предоставлялось право избрать из своей среды двух "начальников" и четырех "заседателей", деятельность которых контролировалась петербургским Комитетом опекунства. Практически речь шла о создании принципиально новой орг-ции, к-рая объединяла бы все христиан. конфессии, но состояла бы исключительно из крещеных евреев. Членами Общества могли стать и евреи - иностранные подданные. "Израильским христианам" предлагалось селиться на специально выделенных им казенных землях. Земля находилась в общинном владении. Членам Общества разрешалось "заводить на ней всякого рода селения, местечки и города", посторонние получали право селиться в них лишь по решению общины. Новообращенным разрешалось заниматься земледелием, ремеслами, торговлей (на территории всей империи), создавать промышленные предприятия. Они освобождались от местных налогов и повинностей. Члены общества (и их дети) освобождались и от военной службы. Контроль над деятельностью Общества возлагался на Комитет опекунства израильских христиан, и "никакое местное начальство, - как было указано - там, где общество водворится, не будет иметь никакой власти над оным и вмешиваться в дела его". Отчет о своих действиях и расходах Комитет должен был предоставлять непосредственно императору. В состав Комитета входили деятели Российского библейского общ-ва (еще один плод мистических увлечений Александра I), основанного в 1813 в целях распространения Библии среди различных народов империи и реорганизации внутренней христианской жизни. Председатель российского библ. общ-ва, министр духовных дел и народного просвещения, обер-прокурор Синода князь А.Н.Голицын, ведавший и еврейскими делами, стал руководителем Комитета опекунства изр. христиан. В столице "израильских христиан" представлял выбранный членами Общества особый агент. Уже в 1818 Комитет опекунства изр. христиан начал свою работу. Чтобы подыскать подходящую для поселения землю, в Новороссийский край командировали надворного советника Г.Мизко. Впоследствии его назначили попечителем Общества с постоянным пребыванием в г. Екатеринославе (см. *Днепропетровск). По решению крещеным евреям выделялось 25 тыс. десятин казенных земель, конфискованных как "излишние" у мариупольских греков. Из-за многочисленных протестов прежних владельцев земли перешли в распоряжение Комитета лишь в 1821. В целях пропаганды христианства среди евреев и разъяснения задач Общества изр. христиан Комитет издавал книги (был выпущен, в частности, молитвенник на языке идиш). Евр. население, несмотря на беспрецедентные льготы, не откликнулось на призыв Комитета. Число подавших заявление о вступлении в члены Общества изр. христиан было очень невелико, значительную часть при этом составляли, по-видимому, неевреи, стремившиеся выдать себя за крещеных евреев ради получения льгот. В 1824, уходя в отставку с министерского поста, Голицын предложил царю упразднить Комитет, но тот лишь приостановил его деятельность. Окончательно Общество изр. христиан ликвидировали в 1833. Однако царское пр-во не оставило мысли о массовом обращении евреев в христианство. Неудачный опыт Общества побудил Николая I перейти к политике разрушения основ евр. религиозной жизни. В нач. 1880-х гг., особенно после погромов 1881 на юге России, несколько представителей евр. ассимилированной интеллигенции обратились к идеям Х. В 1880 Я. Гордин создал "Духовно-библейское братство" просуществовавшее ок. 10 лет (см. также В. Португалов). В нач. 1880-х гг. в Одессе возникла группа Х. "Новый Израиль". Число членов обеих групп не превышало неск. десятков. О миссионерской деятельности Русской православной церкви и обращению к христианству некоторых евреев в период упадка коммунизма см. *Православие, кол. 739-741. О Х. В др. странах см. доп. Том. |
рав Авром Шмулевич | 15:25, October 8th 2002 |
avrom |
место народов "Нового Света" на сакральной карте мира. Индейцы и Тора
Цивилизация, возникшая на Американском континенте- явление очень интересное. Она совершенно не похожа на цивилизацию Старого Света. Культура, хоть и достигшая огромных высот в описании этого мира - астрономия, которой нет равных в Западном полушарии, математика, медицина, магия, и т.д. и т.п. - но выглядит она совершенно чудовищно Ничего похожего в наших краях по жестокости и "бесчеловечности" просто нет. Религия, основанная на постоянных человеческих жертвоприношениях в просто не поддающихся воображению масштабах, жесточайшие тоталитарные методы правления, социальные техники тотального порабощения и подчинения личности, как по отношению побежденных народов, так и по отношению низших классов своего общества. Режим инков, наверное, наиболее известный пример. Интересно, между прочим, что инки были сразу покорены испанцами и их культура исчезла без следа, а оказавшие им ожесточённое сопротивление , оттесненные в прерии арауканы( мапуче их ещё называют) имевшие так же развитую цивилизацию, но более гуманную, - успешно сопротивлялись испанцам более 200 лет. и существуют до сих пор, сохраняя свою культуру. Само собой напрашивается объяснение этого феномена : идея уважения и ценности человеческой личности и жизни -одна из основных тем Торы. Старый Свет, где действовали евреи - эту идею воспринял. Новый Свет, не имевший никаких контактов с миром Торы - не смог придти к ней самостоятельно, без откровения Торы это оказалось невозможно, он построил совершенно бесчеловечную культуру. Такой вот социальный эксперимент, наглядный пример. Впрочем, только ли в этом их значение? Наверняка нет. И еще, если уж зашла речь. Встретил как-то такое утверждение касаетльно центрально-американсого народа тольтеков, что они, "как известно, разделили судьбу амалкетян (то бишь амаликетян - см. Танах)." Отнюдь. И параллель тут совершенно не к месту. Слово Тольтек сейчас у всех на устах благодаря Кастанеде. Достоверного известно о них мало, и то, что пишут обычно во всяких книжках "про мистику" - в большинстве своём просто трёп. Вроде бы в современных языках мексиканских индейцев оно значит "мудрец", но вообще-то исторические тольтеки - это народ, господствовавшей в центральной Мексике, в районе долины Мехико, с начала 10 по начало 13в., говорили на языке группы нахуа. Нет абсолютно никакого основания проводить параллели между ними и амалекитянами - ни в сакральном ни в историческом смысле ничего похожего нет, тольтеки не подвергались тотальному истреблению, не были поголовно уничтожены. Наоборот, их культура послужила основанием культуры майя и ацтеков. Но если уж мы заговорили о них в контексте истории России, то не могу не привести несколько забавных параллелей. Тольтеки являлись очень воинственным народом, с очень развитой культурой и "наукой". Их столица именовалась Толлан или Тула. Основал Тулу в середине 10 в н.э. второй тольтекский правитель по имени Топильцин. Этот Топильцин затеял к тому же какую-то тотальную перестройку тольтекского общества, в результате чего начались смуты, империя ослабла и начала разваливаться. Однако дело кончилось тем, что Топильцин был изгнан из Тулы, бежал на Запад, сначала на на побережье Мексиканского залива, а уже оттуда он отплыл еще западнее - в океан , пообещав, согласно легенде, вернуться к своему народу в будущем. Впоследствии он был отождествлен с богом Кецалькоатлем - Крылатым змеем. В последствии культ Кецалькоатля был заимствован и ацтеками, пришедшими на смену тольтекам, и майя. Представление о том, что со стороны океана. со стороны Запада должны прибыть какие-то добрые люди, посланцы Топильцина (то бишь бога Кецаоькоатля), принести свет цивилизации, религии,"науки", и вывести индейцев к "новым горизонтам", было очень широко распространено среди всех индейских народов. Поэтому, когда 600 годами позже, во времена ацтекского правителя Монтесумы II, в страну действительно прибыли посланцы Запада - католики-испанцы, ацтеки и майя приняли их с распростертыми объятиями и не стали оказывать сопротивления. А когда спохватились - было уже поздно. Таким образом, именно благодаря вере в обещания Топильцина стало возможно завоевание испанцами Америки и появление, в том числе, и США. Без этой убаюкивающей примиренческой веры горсть испанцев, всего несколько сот человек, не смогла бы справиться с миллионами индейцев. Ни огнестрельное оружие, ни лошади помочь бы не смогли. (Пример - Чака Зулу). На юге, у инков, существовало ,кстати, совершенно аналогичное верование, приведшее к тем же печальным для них результатам. Через двести лет после этой истории наступил упадок державы тольтеков, в страну вторглись племена чучмеков. Они разрушили Тулу в о второй половине 12 века, после чего тольтекские беженцы рассеялись по всем странам региона, немало способствовав их развитию. Огромное влияние оказали они и на знаменитых Майя. А на смену государству тольтеков пришла империя Ацтеков - еще более обширная и могучая. A propos: Чучмеки или чичимики - это такой народ, жили к северу от тольтеков и считались некультурными, варварами. Хотя, по современным представлениям, сами тольтеки образовались в результате смешения племен чучмеков и более развитых племен из группы Пуэбло. Для меня остается интригующей загадкой - каким именно образом слово "чучмек" в его точном значении в устах ацтеко-тальтекских снобов - "варвар", "представитель некультурного народа", "валенок", вошло в современный русский язык. |
рав Авром Шмулевич | 03:34, October 9th 2002 |
avrom |
какой смысл был в их жизни. Собственно - а какой он в нашей? То же ведь вопрос.
Я имел в виду следующую проблему: не одна из существующих систем сакральной этнографии не включает в себя народы Нового Света. Это, собственно говоря, относится и к аборигенам Австралии, и, наверное, хотя тут надо внимательнее присмотреться, и к жителям Южных Морей. Однако случай Американского континента особенно бросается в глаза: миллионы людей, множество народов, развитая цивилизация, пирамиды и колонны до небес, целые плато непонятных рисунков - должно всему этому быть место! Зачем Создатель всего сущего поместил их там? Тысячи лет они жили, сражались, думали и творили - что бы в мгновения ока все это было уничтожено испанцами и англичанами почти без следа! Сейчас мы пытаемся восстановить что-то, возникают какие-то обрывки - но это предел. Какой урок мы можем извлечь изо всех этих историй? И, самое главное, каково их место в последней битве? Вот в чём мой вопрос. (Меня могут упрекнуть, что "индейский вопрос" заботит меня более, чем "австралийский". Это не так. Вторые ничего не строили, однако их влитая в природу цивилизация не менее грандиозна , просто про нее нам и известно меньше.) Я не утверждал, что "что без Торы все народы пребывали бы в состоянии дикости, варварства и жестокости". Во-первых, этими эпитетами вполне можно описать и современное состояние "всех народов".Во-вторых, согласно концепции иудаизма, народы мира отказались принять Тору а решили следовать своей естественной природе и, таким образом, Тора на них прямого, осознаваемого ими, влияния не оказывает. Однако косвенное влияние вполне может быть, во многих случаях его можно четко проследить.Кстати, "варварство", то есть отсутствие развитой интеллектуальной культуры и жестокость - арии из разных опер, глубокое постижение мира не влечет автоматически за собой снижение "жестокости". Однако мы можем просто отметить несколько фактов: намного более "бесчеловечный" характер американской цивилизации. (Говоря нашим языком, у индейцев о "человечности" было явно другое мнение); логично поискать какие-то фундаментальные отличия между старым и Новым Светом. Одно из таковых - отсутствие евреев. Думаю, колоссальное влияние, которое оказала еврейская культура(=Тора) на народы Старого Света ясно всем. (Я, опять же, не даю оценок. Вы вольны считать,вслед за гитлеровцами, что это влияние ужасно и разрушительно, сути обсуждения это не меняет). Опять же, я не говорю, что неевреи Тору восприняли адекватно. Я утверждаю лишь, что они соприкасались с ней и подвергались, следовательно, её влиянию. А, процитирую себя: "идея уважения и ценности человеческой личности и жизни -одна из основных тем Торы." Возможно, здесь мы видим некоторое наглядное пособие. Стрый свет намного гуманнее, потому, что: "Старый Свет, где действовали евреи - эту идею воспринял. Новый Свет, не имевший никаких контактов с миром Торы - не смог придти к ней самостоятельно, без откровения Торы это оказалось невозможно, он построил совершенно бесчеловечную культуру." Каннибализм был повседневным явлением именно в тех районах Земли (Америка, Полинезия и Меланезия, Тропическая Африка), где еврееи никогда не жили. Возможно, конечно, что причина отличий в другом - доказать научным методом здесь ничего невозможно. Я лишь пригласил подумать на эту тему - тему, какой смысл был в их жизни. Собственно - а какой он в нашей? То же ведь вопрос. |
рав Авром Шмулевич | 18:38, October 9th 2002 |
avrom |
Что такое свобода. Наглядное доказательство смены эпох.
Удивительно, но гугль не знает, основополагающего определения советской эпохи - что "свобода - это осознанная необходимость". Вообще не знает! На первом месте идет (в различных вариантах) :" Это сладкое слово Свобода. ", за ним, - " Свобода - это ответственность" и "свобода - это рабство". Эпоха действительно кончилась и наступила другая эпоха. Иная эпоха - иная свобода - иная судьба. СВОБОДА ЭТО НАЛИЧИЕ АЛЬТЕРНАТИВЫ Свобода - это власть над собой Свобода - это прежде всего дисциплина СВОБОДА - ЭТО КОГДА ЗАБЫВАЕШЬ ОТЧЕСТВО У ТИРАНА Свобода - это просто праздник какой-то! Свобода - это не вседозволенность! Свобода - это когда чувствуешь себя свободным, а не когда тебе говорят, что ты свободен. ... Свобода - это и есть рациональный подход Свобода - это меч, заточенный с обеих сторон СВОБОДА - ЭТО РАЙ Свобода - это наличие альтернативы. СВОБОДА - ЭТО ВОЗДУХ. Человеческая свобода - это не "свобода от", а "свобода для". СВОБОДА - ЭТО РАБСТВО? Свобода - это способность человека делать всё, о чём он думает и чего он желает свобода - ответственность. Свобода - это шанс на превосходство Свобода - это не просто волюшка во широком полюшке. Экономическая свобода - это право на собственность, право на достойную оплату своего труда знание - это свобода.главная. Свобода - это рабство! Свобода - это наша профессия. Свобода - это наш стиль жизни. Свобода -- это основа основ Свобода - это ответственность. свобода - это то, что раб получает, когда его освобождают. Свобода - это "обточка" человеком своей жизни и своего времени. Свобода - это когда человек пишет свою книгу, и он больше не раб Свобода - это ответственность в первую очередь. Если свобода - это неучастие в иерархических стычках, то и такая программа у нас есть Для воина, свобода - это не бегство от жизни, и не ожидание отдыха, а образ жизни. "ЛИБЕРТИ" - ЭТО "СВОБОДА". Это сладкое слово свобода. Свобода - это наш слабый шанс быть вне политики, не быть захваченными ею окончательно знание - это свобода. Это сладкое слово - свобода ! Свобода -- это свойство воли дикой пpиpоды. свобода - это свобода, а не равенство, не честность, не справедливость, не культура, не спокойная совесть. Негативная свобода - это свобода от принуждения и возможность негероического выбора Позитивная свобода - это свобода "для", то есть отстаивание "правильной", "наиболее освобождающей людей" концепции общества и власти. Cтарость - это свобода. ... АО "Свобода" - это старейшее предприятие с более чем 150-летней историей УСПЕХ - ЭТО СВОБОДА. Это странное слово "свобода"... Свобода- это ответственность за свои поступки. Свобода - это самое ценное, что дарует Бог человеку и всему живому Свобода - это наличие альтернативы. "Свобода - это ответственность. Вот почему ее все так боятся". ... Это сладкое слово v СВОБОДА! ПетерСтар предлагает новый уровень доступа в Интернет Свобода - это всегда приоритет внутреннего над внешним. Свобода, выражаемая в массовой культуре - это негативная свобода, это свобода от чего Танец - это свобода! Это сладкое слово "свобода" свобода -- это признак коммунизма! Лучший регламент - это свобода Деньги - это отчеканенная свобода. Свобода - не вседозволенность Это Глупое Слово - Свобода. Или академическая свобода это иллюзия, это закрытая дверь? ... Это сладкое слово "свобода свобода - это рабство. ... Свобода - это мечта, но это невозможно. Свобода - это отсутствие выбора. свобода - это когда никогда не работаешь, а все имеешь. Свобода - наивысшая морально-физическая ценность, данная живому существу фактом его рождения Это опасное слово - "Свобода" свобода - это некая характеристика состояния человека. свобода и блюз это почти синонимы. Это сладкое слово - свобода! СВОБОДА -- ЭТО ТЯЖЕЛО, ПРОТИВНО, НО НЕОБХОДИМО Это сладкое слово Свобода. Это сладкое слово "свобода". Свобода это рай" Это сладкое слово "свобода" свобода - это рабство. выбор v это всегда свобода. Это сладкое слово свобода. Это сладкое слово "Свобода" Свобода - это когда своей страной тебе разрешено сдохнуть с голоду. |
рав Авром Шмулевич | 20:15, October 9th 2002 |
avrom |
Мятеж не мог кончиться иначе. Плакаты проигранной революции.
|
рав Авром Шмулевич: binokl | 00:08, October 10th 2002 |
avrom |
Исламская геополитика
Ислам есть религия со строго определёнными заповедями, нормами поведения и мировоззрения, обязательными для всех. Среди этих норм есть и предписания относительно отношений как отдельного мусульманина, так и всего исламского общества в целом, с немусульманским миром, и представления о задачах исламского мира в ходе исторического процесса. Все это укладывается в стройную концепцию. Следовать этой концепции, как для отдельного мусульманина, так и для руководителей мусульманских государств так же обязательно, как, скажем, совершать пятикратный намаз или постится в месяц рамадан. Основные её положения заключаются в следующем: 1).Аллах сотворил Землю и населил на ней людей для того, чтобы они выполняли его волю, выраженную через Мухаммада, т.е. являлись мусульманами (это слово и значит в переводе " покорные"). При осаде Хайбара Мухаммад сформулировал это словами: "Земля принадлежит Аллаху и Посланнику его". 2). Каждый, кто не является мусульманином, не соблюдает положения Корана, не признаёт Мухаммада и т.д. - является "неверным" и занимает землю, на которой живёт (а это ведь собственность Аллаха!) незаконно, нарушает, так сказать, договор о съеме квартиры. Задача "верных", мусульман, состоит в том, что бы освободить незаконно занимаемую площадь, вернуть землю и имущество её законному владельцу. 3). Таким образом, весь мир оказывается поделённым на две области: "Дар аль-харб" - "Земля войны", "Земля меча", т.е. область, где обитают неверные, "харби" ("люди меча") - и "Дар аль-Ислам" ("Земля покорности") где обитают мусульмане. Само существование "Дар аль-харб" абсолютно незаконно и эта область должна быть освобождена от неверных и превращена в "Дар аль-Ислам". 4).Освобождение это, в том случае, если неверные не хотят принять истинное учение или исчезнуть добровольно, осуществляется путём войны. Такая война называется "Джихад". Участвовать в джихаде священный долг каждого мусульманина, абсолютная обязанность. Участие это может выражаться не только в ведении боевых действий, но и в любой деятельности, укрепляющей стан мусульман - создании оружия, заготовке пищи и одежды, писании священных книг, обучении детей, написании компьютерных программ и т.д. Вся суть существования мусульманского общества подчинена задаче джихада. 5). Джихад - это нормальное состояние отношений между "Дар аль-Ислам" и "Дар аль-харб". "Дар аль-харб" не имеет никакого права на существование. Джихад не прекращается никогда, вплоть до окончательной победы, всякий, кто уклоняется от него - предатель. Любой военный акт в "Дар аль-харб" оправдан и разрешен. 6). Однако возможно заключение перемирия между двумя этими областями - но только на определённое время, в соответствии с требованиями политической ситуации. Оно может (и должно!) быть расторгнуто в случае, если это выгодно для мусульман. Если же в данный момент "харби" сильнее, то Джихад состоит в том, что бы затаится, обмануть любыми путями бдительность неверных, внести, если возможно, разлад в их ряды, ослабить, - и нанести неожиданно новый удар. 7).Земля, освобожденная от власти неверных переходит в категорию "фэй" ("возвращенной", от слова "афа'а" - вернуть), и становиться собственностью всей мусульманской общины (умма). 8) Что же происходит с неверными при освобождении их земли? Если это язычники, то они должны или принять ислам, или быть поголовно уничтожены мусульманами. Однако евреи, христиане и зороастрийцы (позднейшие мусульманские теологи включили в это число и индуистов) имеют особый статус - статус "Людей книги" (или "Людей предания"). Они могут существовать в "Дар аль-Ислам" и не подлежат геноциду, но только в том случае, если признают над собой власть Ислама. Это выражается в ряде ограничительных законов: неверные платят особые налоги, им запрещено носить оружие, разумеется, запрещена какая-либо политическая независимость, и т.д. Соблюдение правил религии разрешено только в том случае, если это не производится открыто и не оскорбляет чувств мусульманина. Скажем, евреям запрещено публично трубить в шофар (рог), запрещен церковный колокольный звон, кресты на зданиях церквей и т.п. Неверные должны оказывать уважение мусульманам, например, вставать, когда мусульманин входит в комнату, и вообще, так сказать, не "зарываться". В этом случае неверные считаются подписавшими договор о покровительстве с " умма " - мусульманской общиной (договор по-арабски "зимма") и приобретают статус "зимми", т.е. "находящиеся под покровительством договора". В Оттоманской империи они назывались также "райя". Покровительство это выражается в том, что бывшие "харби" могут продолжать жить на своей земле, мусульманам запрещено притеснять их более чем предписано и убивать их (хотя убийство неверного намного более лёгкое преступление, чем убийство мусульманина). Законы относительно зимми были окончательно сформулированы халифом Омаром ибн-аль-Хаттабом (правил в 634 -644 гг.), и так и называются "Омаровы законы". 9) Если зимми нарушают наложенные на них предписания, то считаются восставшими рабами, поднявшими восстание против Аллаха и ислама и подлежат наказанию. Убить восставшего зимми, вне зависимости от его пола и возраста - святой долг мусульманина. 10). Особо нетерпимой является ситуация, когда земля, уже бывшая "Дар аль-Ислам", вновь отвоёвывается неверными. Подобное есть страшная катастрофа, и освободить эту территорию, вернуть её вновь под власть Аллаха - первейшая обязанность всех мусульман. Джихад для освобождения таких территорий ведётся в первую очередь. Всё это, повторяю, есть положения, абсолютно обязательные для всех мусульман. Разницы между шиитами и суннитами в этом вопросе также не существует. II. Таким образом, Израиль, Испания, Южная Италия, Балканские страны, Греция, а также Кавказ, большая часть России, включая Москву и Сибирь и большая часть Украины в первую очередь подлежат освобождению от оккупировавших их, соответственно, евреев, испанцев, итальянцев, греков, русских и украинцев и возвращению в категорию "фэй", под власть Ислама. Без знания этой концепции невозможно понять многое, происходящее в современном. Например, когда Басаев во время вторжения в Дагестан заявил, что целью чеченцев является "освобождение всех мусульманских земель до Волги и Дона", то он имел в виду буквально то, что и сказал. Когда Хаттаб после ликвидации ваххабитских джааматов в Дагестане сказал, что теперь мусульмане воюют "со всем русским народом", то это означало, что, ликвидировав истинно мусульманскую общину, харби-русские совершили агрессию, подлежат наказанию и несут коллективному ответственность за содеянное. Против того, что взрывы жилых домов в России совершили чеченцы приводили (в том числе и чеченская пропаганда) следующие аргументы: мол, " убийства невинных людей далеко от Кавказа совершенно бессмысленны и не оправдывают риска и усилий со стороны террористов." Если уж убивать, так тех, кто реально вовлечён в конфликт. Но тут ведь абсолютно любой русский приобретает статус "восставшего раба" и убить его - обязанность. Точно такое же выглядит и террор против гражданского населения Израиля. И действительно, мусульманский террор отличается от действий террористов других религий тем, что его жертвами становятся, казалось бы, абсолютно случайные люди, детей и женщин убивают так же часто, как и военных. Но в случае восставших зимми разницы между ними действительно особо и нет. |
рав Авром Шмулевич | 02:56, October 11th 2002 |
avrom |
Мятеж подкрался незаметно
Видел сегодня свежеизданную "Сефер ха-Хизьянот" р.Хаима Виталя. Так издатели исключили из него некие места, которые, по их мнению "не подходят для нашего поколения". Хаим ха-Леви Барлев выпустил несколько лет назад комментарий Гаона к Сифра-ха-Цниута. В предисловии он пишет, что произвел некоторые незначительные сокращения. На самом деле он выкинул все, что перекликается с Коль-ха-Тор, все "религиозно-сионистские моменты". Цензура, однако, распространяется все шире. До Виталя я, право, не думал, что они доберутся. Из той же серии - то ли Лихтенштейн, то ли, ну, выскочила фамилия из памяти, который министром был, - приводили как аргумент в галахическом споре именно цензурованную христианской цензурой версию Рамбама (Гилхот роцеах в'шмират нефеш, алеф, алеф), прекрасно зная, что слова искажены. Думаю, скоро число подобных примеров начнет лавинообразно увеличиваться Неверно было бы назвать все это наглостью. Это - следствие полного равнодушия со стороны некоторой (как минимум) части раввинского класса и вообще общества, к истине и Торе. Можно рассуждать и в терминологии "отчуждения". |
рав Авром Шмулевич | 20:32, October 15th 2002 |
avrom |
шестой конец
назвал гениальными): Пустеет в поле борозда, жиреет в городе делец. Желтеет красная звезда, у ней растет шестой конец. |
[ Avrom's Livejournal
| info
|
Add this user | Архивы Avrom |
Оглавление |
memories ] 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |