With friends like these...
[ О проекте | Лента | Поиск | От составителя ]

Архивы френд-ленты Livejournal.com (Ego: 02.2001-10.2002)

[ Ego's Livejournal  |  info  |  Add this user  |  Архивы Ego  |  Оглавление  |  memories ]
2  |  3  |  4  |  5  |  6  |  7  |  8  |  9  |  10  |  11  |  12  |  1  |  2  |  3  |  4  |  5  |  6  |  7  |  8  |  9  |  10  | 

Ego 18:51, May 6th 2001
ego

                                                                      
      hosai d' eisi tôn toioutôn hupo mian tina dunamin [...] diôketai.
    Поскольку ряд таких [искусств и наук] подчиняется одному какому-нибудь умению - подобно тому как искусство делать уздечки и все прочее, что относится к конской сбруе, подчинено искусству править лошадьми, а само оно, как и всякое действие в военном деле, подчинено искусству военачалия, и таким же образом остальные искусства подчинены [каким-то] другим, - постольку во всех случаях цели управляющих (искусств и наук] заслуживают предпочтения перед целями подчиненных; в самом деле, ведь последние преследуют ради первых.

    Н.Б. дает здесь важное примечание: "запутанный синтаксис этой фразы есть свидетельство т.н. акро(а?)матического стиля, т.е. стиля устных лекций, не предназначавшихся для издания. Огромные периоды, сложноподчиненные предложения характеризуют стиль аристотелева 'думания на ходу'..." и т.д.
      (2 replies)
Ego 19:47, May 6th 2001
ego

                                                                      
      ...hupo mian tina dunamin...
    dunamis - сила, способность, возможность, значение. И, кстати, квадратный корень.
    "Умение" - здесь вполне возможный перевод, хоть и не словарный. Но, раз речь идет о субординации, важен и другой смысл: "(на)значение".
    В числе значений hupo-, кроме прямого "под-" и переносного значения подчиненности, зависимости, есть и значение "по причине".
      (0 replies)
Ego 20:38, May 6th 2001
ego

                                                                      
      ...kathaper hupo tên hippikên chalinopoiikê kai hosai allai tôn hippikôn organôn eisin...
    На семинаре (недели три назад) разговор от уздечек и прочих hippikoi organoi сам собой перешел к искусству журналиста. И к вопросу о том, должно ли оно быть подчинено какому-то dunamis, или же само по себе является высшим благом (см. далее). Впрочем, этот вопрос, как известно, уже решен "общественно-исторической практикой".
      (5 replies)
Ego 02:36, May 10th 2001
ego

                                                                      
      êthos (Лакан)
    Купил сегодня книжку. Jacques Lacan - Television
    Оказывается, он тоже читал Никомахову этику.

    ***
    Как известно, человек всегда где-то обитает и, даже не зная, где именно, имеет к этому, по меньшей мере, обыкновение. Êthos у Аристотеля имеет к этике (омонимичность которой философ отмечает, хотя провести между этими понятиями четкую грань ему так и не удается) не большее отношение, чем к узам супружества.
    Каким же образом, не заподозрив существования субъекта. вокруг которого все это - не êthos, а ethos, - как вокруг оси, вращается, - объекта (а), одним словом, - можно сделать это предметом науки?
    ***
    Лакан имеет в виду известную омофонию: ethos (привычка) образовано от презенса, а êthos (Шишков, прости... ну, в общем, то, что изучает этика) - от аориста одного и того же глагола. А. обсуждат это в начале II книги.

    Я ехал домой в метро и читал Лакана. А рядом со мной сидел некий юноша, и тоже читал, но не Лакана, а "Акцентуации у подростков" Личко. Хорошо мы с ним смотрелись!
      (2 replies)
Ego 19:49, May 11th 2001
ego

                                                                      
      hautê de kai pasa polemikê praxis hupo ten stratêgikên,
    Вот, как раз к Дню Победы!
    ...а само оно [искусство верховой езды], как и всякое действие в военном деле, подчинено искусству военачалия...
    Ta stratêgika - пример, на котором обнаруживается наличие в деятельности "вертикальных", субординационных связей и отношений. Деятельность полководца (как и архитектора, и хорега (по-нашему, продюсера) - исторически первый образец управляющей деятельности. Такие предметы, как "боевой конь", "копье", "танк Т-34", "мужественный и хорошо обученный воин", хотя и являются продуктами определенных деятельностей, каждой из которых присуще свое "благо", свой набор нормативных представлений о должном качестве продукта, предназначены для употребления в контурах другой деятельности - войны. Вне этого контура они не имеют смысла и "качества".
      (0 replies)
Ego 01:48, May 21st 2001
ego

                                                                      
      Лесков
    ...Проповеди о посте или о молитве говорить они уже не могут, а все выйдут к аналою, да экспромту о лягушке: "как, говорят, ныне некие глаголемые анатомыв свтских книгах о душе лжесвидетельствуют по рассечению лягушки", или "сколь дерзновенно, говорят, ныне некие лжеанатомы по усеченному или электрической искрою припаленному кошачьему хвосту полагают о жизни"... а прихожане этим смущались, что в церкви, говорят, сказывает он негожие речи про припаленный кошачий хвост и лягушку...
    ("Смех и горе", гл. 52)
      (0 replies)
Ego 01:14, May 22nd 2001
ego

                                                                      
      kata ton auton dê tropon allai huph' heteras:
    и таким же образом остальные [искусства] подчинены [каким-то] другим
    Tropos - "способ, образ, поворот, аспект". Т.е., возможно: "в таком же смысле (как верховая езда - искусству стратега)... и (все) другие деятельности..."
    Allos и heteros - синонимы ("другой, иной, отличный"). Н.Б. поступает со свойственным ей изяществом: "остальные... подчинены каким-то другим".
      (0 replies)
Ego 02:53, May 22nd 2001
ego

                                                                      
      en hapasais de ta tôn architektonikôn telê pantôn estin hairetôtera ton hup' auta:
    ...постольку во всех случаях цели управляющих (arkhitektonikai) (искусств и наук] заслуживают предпочтения (hairetotera) перед целями подчиненных...
    architektonikos у А. - еще метафора, а не термин. Удерживается основное значение: archi-tektôn - архитектор, начальствующий над строительством большого здания и имеющий в подчинении многих tektones - плотников, строителей. То есть не только "управляющий", но и организующий, целеполагающий, держащий в голове и план здания, и проект необходимых работ, и качественные критерии оценки работы плотников, и инженерию, и геометрию, и эстетику, и бюджет...
    Вообще, опыт рефлексии и анализа таких организующих, "комплексирующих" деятельностей в их отличии от "обычных" - для А. ключевой. У Платона со всеми "кузнецами, сапожниками и дубильщиками", не сходящими с языка Сократа, ничего подобного, кажется, нет.
    Если угодно (немного марксизма) - этика индивидуала-ремесленника и этика руководителя.
    И еще: для Платона единственная форма вертикальных отношений в деятельности (и в чем бы то ни было) - власть. А для А., наоборот, политическая власть есть частный случай отношений организации и управления. Kata ton auton de tropon, "таким же образом", как архитектор, действует и политик.
      (0 replies)
Ego 03:35, May 22nd 2001
ego

                                                                      
      ta tôn architektonikôn telê...
    Совсем уже неприлично-ницшеанское развитие предыдущего шага (я чай не Вербицкий, оттого неудобно).
    Индивидуалу-ремесленнику как раз и нужна "идея блага" как to katholou, "Всеобщее" (с которой А. разбирается несколькими страницами дальше). Она выступает умозрительным аналогом "вышестоящей инстанции", того самого "архитектора", которого в реальности может и не быть, но тогда смысл теряется.
    А "архитектору" она совсем не нужна. А нужна дифференцированная этическая система, с частными случаями, типологиями, анализом и всем таким.
      (0 replies)
Ego 04:52, May 23rd 2001
ego

                                                                      
      oktôpodoi
    Учение Гегеля о клиторе, упомянутое Крыловым, есть, без сомнения, развитие аристотелевского учения о члене осьминога.
    См. "История животных", IV, 5
      (0 replies)
Ego 14:44, May 25th 2001
ego

                                                                      
      hairetôtera
    заслуживают предпочтения... (НБ)
    Сравнительная степень от hairetos - " (1) могущий быть взятым, одолимый, победимый, (2) постижимый, (3) выборный, выбранный, (4) желанный, предпочтительный.
    С производными от haireô мы уже встречались. Собственно, hairetôtera - то, на что скорее всего будет направлен (pro)airesis.
      (0 replies)
Ego 19:03, May 25th 2001
ego

                                                                      
      ...toutôn gar charin kakeina diôketai.
    Вот, добрались до конца фразы с "запутанным синтаксисом".
    ...в самом деле, ведь последние преследуют ради первых.
    Charis - лат. gratia. Радость, прелесть, красота, грация, милость, дар, а также Харита и благодать. Но здесь весь этот прекрасный ряд ни к чему, ибо означает просто "ради..." Или - "благодаря..." Даже обидно.
    Kakeina, увы, не имеет здесь никакого отношения к каке, в которую не верует Миша Вербицкий, а верует Душенов. Это всего-навсего кразис: kai + ekeinos. Последнее слово - местоимение, указывающее на "удаленный или ранее упомянутый предмет". Противопоставляются "эти" и "те", или, как у Н.Б. - "последние" и "первые". Опять-таки, обидно.
    Diôketai. Вот здесь интересно, к тому же Foma спрашивал. Это пассивный залог от diôkô - "преследовать, гнать, обвинять; стремиться, искать, добиваться". Diôkôn - судебный обвинитель. Вейсман указывает на связь с diô - трепетать, бояться, и с deos - страх. Как бы третий синоним к oregomai ("стремиться" из начала "Метафизики") и ephiêmi, причем у всех трех слов семантика совершенно разная.
      (0 replies)
Ego 19:16, May 25th 2001
ego

                                                                      
      Ô chronoi, ô ethoi!
    Перечисляя значения слова charis, забыл привести актуальное: "халява".
    Можно анекдот древнегреческий сочинить. "Харита, сэр!"
      (0 replies)

[ Ego's Livejournal  |  info  |  Add this user  |  Архивы Ego  |  Оглавление  |  memories ]
2  |  3  |  4  |  5  |  6  |  7  |  8  |  9  |  10  |  11  |  12  |  1  |  2  |  3  |  4  |  5  |  6  |  7  |  8  |  9  |  10  | 

With friends like these...
Advertisement on IMPERIUM.LENIN.RU:
ПАРИЖСКОЕ ГЕТТО ДЛЯ ПЕДЕРАСТОВ | Мультинациональным корпорациям принадлежит все
РОССИЯНЕ И РУССКИЕ | В чем сущность константы Эйнштейна, или повсеместная ныне деррида


:ЛЕНИН: