With friends like these...
[ О проекте | Лента | Поиск | От составителя ]

Архивы френд-ленты Livejournal.com (Kirill: 02.2001-10.2002)

[ Kirill's Livejournal  |  info  |  Add this user  |  Архивы Kirill  |  Оглавление  |  memories ]
2  |  3  |  4  |  5  |  6  |  7  |  8  |  9  |  10  |  11  |  12  |  1  |  2  |  3  |  4  |  5  |  6  |  7  |  8  |  9  |  10  | 

kirill 03:21, March 2nd 2001
kirill

                                                                      
      feedback
    Еще к вопросу о воздействии инструментария на процесс. Хотя, не столько интструментария, сколько интенции.

    Одному приятелю понравилась девушка, работавшая в книжном, в старом ОГИ, еще в те времена, когда туда пускали всех бесплатно. Как человек стеснительный, подойти и заговорить с ней он сразу не решался, вместо этого каждый раз, приходя в ОГИ, шел наверх и покупал какую-нибудь книжку. Причем в выборе книжек руководствовался очень странным критерием - книжка должа была понравиться, скорее, девушке, чем ему.

    Это продолжалось примерно месяц. Он потратил кучу денег (потому что покупкой книжек дело, естественно, не ограничивалось - ОГИ все-таки), и убеждал меня, что не зря, что у них с этой девушкой уже начались какие-то отношения, хотя со стороны этого было не заметить. То есть он приходил в ОГИ, первым делом поднимался в магазин, здоровался, выбирал книжку, платил и шел вниз, пьянствовать, причем настроение сильно зависело от того, как там у них все прошло наверху. ("Все" - поздороваться, выбрать, заплатить.)

    Он как-то признался, будучи нетрезв, что выработал за этот месяц целый язык, что покупал только те книжки, которые, по его мнению, что-то говорили, названием или еще чем-то, или просто сочетались каким-то для понимания простых смертных недоступным смертным образом с тем, во что она была одета, какое у нее было настроение и т.д. Естественно, он покупал только те книжки, которые уже читал - чтобы не ошибиться. Ну или те, о которых читал. Благо, читал он много...
    В детали относительно своего "книжного языка" он не вдавался, но из того, что он говорил, можно себе представить что-то вроде икебаны, я не в курсе, что там что означает. Он и Деррида(у) там купил в один из дней. Хотя больше, конечно, по части художественной литературы тратился. Очень важная деталь - это все были ну очень серьезные книжки. Он вообще большой сноб, а тут и вовсе такой академизм развел: услышал как-то из ее телефонного разговора (там телефон стоял), что она презирает журнал "Афиша" и тех, кто его читает, и стал следить за тем, чтобы книжки, которые он покупает, не были из тех, о которых Данилкин пишет. Никакого, то есть, Крусанова, а один сплошной модернизм.

    Наблюдать за этим было интересно, даже когда он доходил до полной паранойи, и, выпив, жаловался на свою возлюбленную, которая на протяжении пяти дней ходила на работу в одном и том же свитере - мол, не было в лавке такого количества книжек, подходящих к этому ее образу. Надо сказать, что после его рассказов мне тоже начинало казаться, что она как-то особенно именно ему улыбается, и здоровается с ним с какими-то особенными интонациями, что обратная связь уже есть, контакт налажен и пора переходить к следующей стадии. Например, цветы ей подарить, что ли. Но я все списывал на, опять же, паранойю.

    Поверил я в эту обратную связь в день его краха. Как-то так получилось, что, придя в очередной раз в ОГИ, он не пошел сразу наверх, в магазин, а отправился прямиком в бар, где выпил немало пива (оно там 30 рублей тогда стоило). Ну случается, мало ли: устал, замотался. Выпив же, сидел с потерянным видом, и как будто вспоминал что-то. Потом вскочил и потащил меня в магазин. Я его еще отговаривал, мол, не стоит сегодня, поздно - все напрасно.

    В магазин он прямо-таки ворвался. Зрелище было малоприятное - глаза уже красные, волосы всклокоченные, да и весь сам несколько излишне порывистый. Обычно он по одной книжке покупал, а тут набрал штук шесть, причем салат получился еще тот, одна цветовая гамма обложек чего стоила. Что-то из "Амфоры", что-то из "Иллюминатора", какую-то монографию толстенную в красном переплете захватил - будто виноватым себя чувствовал и хотел вину свою во что бы то ни стало искупить. Подошел к кассе. Девушка стала считать. Что поразительно - выглядела она недовольной, как будто он и в самом деле провинился, но, увидев, что он выбрал, несколько потеплела и даже что-то ему сказала, про какую-то книжку, в том духе, что, мол, она бы тоже ее прочитать хотела. Он, бедняга, весь аж расцвел, разнервничался, и - широкая душа - в поисках чего-то, чем бы еще ее удивить, схватил нечто с ближайшей полки и сверху своей стопки положил.
    Надо было мне его внизу удержать. Водки в пиво подлить, чтобы он вовсе туда не ходил. "Нечто" оказалось - я сразу не рассмотрел - журналом "Афиша".

    Наверное, если бы они поженились и жили счастливо, а потом он как-нибудь пришел бы домой утром, пьяный и весь в помаде, она бы на него все-таки не так посмотрела. Может, даже наверняка, она бы ему закатила по морде, но такого взгляда у нее бы не было.
      (3 replies)
kirill: negative 15:17, March 3rd 2001
kirill

                                                                      
      Функции и элементы

    Жерар Женетт, "Структурализм и литературная критика" (Ж.Женетт, "Фигуры", Т.1, М., изд-во им. Сабашниковых, 1998, стр.178): "К этой истории внутренних подразделений поля литературы, программа которой уже и без того достаточно богата (...), следовало бы прибавить историю другого, гораздо более масштабного членения, отделяющего литературу от того, что ею не является. То будет уже не история литературы, а история отношений между литературой и всем комплексом общественной жизни - история литературной функции."
    Вообще замечание особенно любопытное еще и потому, что (Женетт в этой связи цитирует на протяжении целой страницы Томашевского), структуралистский принцип "элемент/функция" здесь применяется сразу ко всему, и литературная функция (если экстраполировать) вовсе необязательно должна быть связана только с определенным элементом, которым в данном случае является собственно литература. Почему-то сразу думаешь о носителе. О внешней форме вообще.

    В этом смысле то, что Пирогов называет "внутренним читателем" относится именно к "функции", а не к "элементу", "элемент" - сфера существования читателя "внешнего", для которого важен именно способ коммуникации. Функция же вообще говоря вещь какая-то уж слишком подвижная, в этой подвижности приближающаяся к неуловимости, такая "волна-частица", проявляющаяся буквально везде. Как и "внутренний" читатель.

    Важно то, что статья Женетта называется "Структурализм и литературная критика", а не "Структурализм и литература". В каком-то смысле это выглядит попыткой зарегистрировать то, что понимается здесь под "литературной критикой" в качестве ответственного за все вообще. Поскольку, по Женетту, эта самая "литературная критика" тоже занимается, скорее, "функциями", чем "элементами". Что вовсе, конечно, не означает, будто бы есть какие-то самодостаточные "функции" и некие сугубо формальные "элементы".

      Current mood: exhausted
      Current music: Khaled, "Oran Marseille"
      (0 replies)
kirill 00:59, March 4th 2001
kirill

                                                                      
      1996

    Весной, в самом конце марта или самом начале апреля я познакомился с Алиной Витухновской. У нее была презентация книжки в ЦДХ, уже после того, как ее выпустили из тюрьмы. Книжка была совместная - она и Константин Кедров. Читали тексты друг-друга. Кедров, как обычно, юродствовал.
    Меня туда привела НГ, которая была знакома с Витухновской через каких-то общих друзей в литинституте. Насколько я помню, это была тусовка Данилы Давыдова и Светланы Богдановой. Историю Витухновской я знал, но читать ее стихи как-то не особенно хотелось, и, в принципе, это ощущение подтвердилось на той презентации.
    Там же был и Саша Басалаев, фотограф из "Огонька"(экспириенс незабываемый - www.ogonek.ru), который Витухновскую снимал. Он тоже оказался знакомым НГ, и первым делом пожаловался, что ему некого попросить про мероприятие написать. НГ, недолго думая, предложила меня - Басалаев за это обещал сделать несколько профессиональных снимков нас с НГ. Снимки, надо сказать, получились очень даже неплохие - на мне было какое-то дикое черное кожаное пальто, совершенно отвратительное в реале, но оказавшее на удивление фотогеничным.

    Словом, после презентации мне пришлось ловить Витухновскую и брать у нее интервью.

    У Витухновской были длинные черные волосы, по концам, примерно на пять сантиметров, выкрашенные в ярко-алый цвет. Меня поразило то, как она говорила. Это был монолог - я, конечно, делал скидку на то, что тексты ее услышал впервые в жизни и был, возможно, неадекватен в своих вопросах, но по большому счету ее не интересовало, о чем я ее спрашиваю. У нее была тема, и она ее раскрывала с каким-то дискурсивным ожесточением. Говорила она, естественно, о тюрьме. О том, как решила не играть по их правилам и устроила из своего пребывания в тюрьме шоу. О том, как каждое утро красилась, чтобы не быть похожей на своих сокамерниц и надзирательниц. О том, что она не чувствует себя женщиной, что она - существо без пола, андрогин, потому что если она почувствует себя женщиной, она сразу же перестанет быть автором ситуации и станет персонажем. О том, что гениальность есть стопроцентное попадание в десятку при полном отсутствии эмоций. В зависимости от настроения и от того, насколько реакция собеседника (слушателя) казалась ей адекватной, она переходила с "ты" на "вы" и обратно.

    Потом я несколько раз был е нее в гостях. Удивительно, что каждый раз она говорила одно и то же - про тюрьму и про то, как она решила не играть по их правилам. Говорила всякий раз одинаково, монотонно, глядя в глаза и не моргая. Перебить ее не представлялось возможным. Один раз я встретил у нее дома немецкую журналистку, которую звали, кажется, Натали. Натали была одета в камуфляж и армейские ботинки. С собой у нее было около десяти фотокамер, из которых семь или даже восемь - настоящая шпионская техника, размером с пачку сигарет. По-русски Натали знала три слова: здравствуйте, спасибо, отъебись.

    Из того интервью, учитывая тотально монологическую манеру Витухновской говорить, ничего не вышло - вместо этого я написал небольшую заметку во вполне молодежном стиле: о том, что писатель становится самодостаточным и не нуждается больше ни в читателе, ни в публике, поскольку публика умерла. "Самодостаточный" было в то время в литинституте ключевым словом (как и "андрогин"), без него не было шанса встроиться ни в одну практически тусовку, исключая сугубо алкогольные. Через три дня мне позвонили из "Огонька" и предложили место младшего редактора - вести разделы молодежной, опять же, жизни и отчасти музыки. Целиком за музыкальный раздел отвечал Сергей Козицкий, нынешний огоньковский ответсек. Несколько месяцев спустя мы с ним проебали некоего Германа Витке, который звонил в редакцию по пять раз в день, представлялся поэтом-песенником и предлагал заплатить за то, что мы возьмем у него интервью. Козицкому было лень, а я не знал, кто такой Витке. Я и сейчас не очень-то представляю, кто он такой, но по телевизору его несколько раз видел. Произвел на меня впечатление очень богатого человека. По-моему, друг Димитрия Быкова. Единственный бренд, с которого мы (точнее, я) хоть что-то поимели, звался Николай Расторгуев, но это уже совсем другая история. Или это был Евгений Кемеровский?

    Следующим человеком, к которому НГ повела меня брать интервью, был Лимонов. Он сразу сказал, что "Огонек" материал не напечатает, и можно, в принципе, не стараться. Так в итоге и вышло, хотя более квалифицированной и взвешенной лекции по истории политического экстремизма мне ни до, ни после ни читать, ни слышать не приходилось. Файл расшифровки сохранился.

    Еще НГ тогда просила называть ее Одри и постоянно придумывала себе безумные псевдонимы. Она написала пять или шесть рассказов о родах. Главным их героем был негр-интерн, подменявший заболевшую акушерку. Ее отчислили из литинститута с формулировкой "творческая несостоятельность". В тот год я купил себе черные сапоги и написал роман(здесь из него кусок), который последовательно отказались печататать все московские журналы, даже те, где, как я считал, у меня был блат.

    Ближе к зиме я стал вегетарианцем.

      Current mood: nostalgic
      Current music: Richard Ashcroft "Crazy World"
      (0 replies)
kirill: negative 19:53, March 9th 2001
kirill

                                                                      
      Жилищный вопрос
    Самые жуткие, отчаянием и нездешней тоской наполненные дни - с восьмого по десятое число каждого месяца.
    В эти дни приходит хозяйка - получить квартплату.
    Она приходит обычно днем, часа в три-четыре. Иногда чуть позже (как-то раз заявилась в девять вечера).
    Раздевается, снимает обувь, проходит и садится всегда на одно и то же место - с краю дивана, так, что всем видны дырявые чулки.
    Начинает рыться в сумке, будто что-то ищет. На самом деле она ничего не ищет. Она просто роется в сумке, чтобы начать заполнять время и пространство. Она поедает время и пространство. Маленькая старушка, бесцветная, незаметная. У нее пять квартир в пределах Садового. Две она получила от государства, бесплатно. В 90-х годах.

    -Я инвалидам помогаю, я вам не рассказывала? У меня их двое, инвалидов. Мать и дочь. Получили от государства квартиры. Я у них заняла тысячу долларов. Я тоже квартиру купила на днях, можете меня поздравить. Тысячу мне дали, а у матери вторая группа, у дочери - первая. Лежат целый день друг напротив друга, психические, и друг друга ругают. Я к ним прихожу, а они мне жаловаться друг на друга начинают. Я им продукты ношу. Тысячу мне дали - мне же надо им отдавать. Вот я и хожу к ним. Прошу мне доверенность сделать. Чтобы помочь им, вы же понимаете.

    Два татарина в дубленках скалывают лед с тротуара перед зданием замоскворецкого суда.

    -Сейчас инвалидов вырезают. Маньяк тут по району ходил и пенсионеров резал. За пенсии. Никого больше не резал. Охота на инвалидов идет. Чтобы всех их не стало на свете. Чтобы все деньги только себе платили. Резня. Убийство. А я не могу. У меня и сестра психическая. Я-то знаю. Тридцать лет в больнице. За нами охотятся. За москвичами, которые в центре. Мы тут все дворянских кровей, а вы как думали? Вот нас и режут. Вот и эти две лежат, я им колбаски принесла, сосисок, дочка ест и руками двигает как здоровая, и жует, и глотает, а потом надо за матерью поухаживать - у нее руки сразу скрючивает, она слюни пускает и басом так, басом: "Вот, до чего ты меня довела!" А я ей говорю, ну что же ты, так нельзя, только тридцать лет в больнице проведешь и все, и ничего не выйдет. А она на улицу - бутылки собирать.

    Труп утки вороны за один день обглодали до костей.

    -А я им говорю, и сестре своей - надо двигаться все время. Тогда все будет. А так если лежать - ничего. Вот соседка ваша со второго этажа, ну, она уже умерла, она шляпы шила. Вы же понимаете, тот, кто шляпы шьет - тот человек искусства уже. Сошла с ума тоже. А какая была женщина. Сын мой тоже, не учится, пьет, ничего не делает. Все я. Вот вы, я вижу, работаете все время, у вас вот и этот все время включен (показывает на компьютер). И правильно. Я всегда говорю - надо работать. Я вот в торговле работала. Меня сумасшедшей объявили - выжили с работы. А я ведь стихи писала. Это когда замужем была. Меня муж по голове кулаками бил. А я стихи писала. А сколько я собак развела - не сосчитать. У меня все собаки - медалисты. Мне учиться надо было. Все данные были, чтобы учиться. Теперь надо замуж выйти. За немца хочу. Буду жить, как барыня. А стихи я до сих пор помню. (Начинает читать стихи)

    В новых районах не встретить уже бабушек, которые знают, в какие часы в магазины завозят молоко. Здесь таких много, иногда кажется, что только такие здесь и живут. Они никогда не ходят за продуктами просто так, наудачу. Они знают, когда, куда и зачем идти. Да здесь и невозможно по-другому. Чтобы купить сразу все, надо обойти все шесть местных "продуктовых", "гастрономов", "овощных" и "булочных". Очень старое место. Очень старые дома. Очень старые люди. Это как заповедник. Здесь ничего не меняется.
      (3 replies)
kirill 03:53, March 13th 2001
kirill

                                                                      
      Круглый Одноглазый Баудриллард
    Развивая тему апельсиновой кожуры.
    Конечно, читать эту книжку в метро нельзя, и это было понятно с самого начала. К тому же книжка эта (Жан Бодрийяр, "Соблазн", М., "Ad Marginem", 2000) была из разряда невыясненных. Есть такие книжки, похожие на шапки Лепина, книжки, которые сразу что-то о читающем их в метро человеке говорят ("которые придают виду их носителя сразу некоторый заведомый, несомый ими образ"). На книжке что-то нарисовано, я долго не мог понять, что. Нечто черно-розово-желтое, на котором с одной стороны по-русски, с другой - по-французски было написано "Соблазн" и "De la Seduction" соответственно. Книжка стояла на полке в изножьи кровати, так что просыпаясь, я видел обложку и рисунок на ней, но понять по-прежнему не мог. Месяц не мог. Потом это метро.

    Порнография исчезла в 1996. Вернее, спряталась - по всяким "Интимам". На дверях табличка "магазин для взрослых". Ни разу не зашел. Есть в этой надписи что-то трогательное в то же время. Магазин для взрослых. Одежда для мальчиков. Спрашивал у лотошников - есть ли порно? Оглядывались по сторонам, сутулились, некоторые цедили как-то невнятно, другие наоборот нарочито громко: "нет", но никто ни разу не сказал "нет" глядя в глаза. Лето было жарким.

    Не следует путать порно и секс с собственной женой. Любительского порно не бывает. Порно - всегда техника, самая совершенная, самая последняя техника, порно - ВПК кинематографа. Не следует путать нарратологию с герменевтикой. Агент письма, сконструированный господином, испытывающим пристрастие к маленьким круглым очкам - не более реален, чем господин, испытывающий пристрастие к маленьким круглым очкам, сконструированный другим господином. Агент письма - не порноактер, которого можно заменить, подставив другого порноактера. Агент письма - порноактер, встроеный в читателя, главного участника порнофильма. Агент письма не запускает механизм, он сам и есть этот всегда присутствующий механизм, не имеющий никакого отношения к полу. Агент письма - это глаз читателя. Главный порноконструктор сверхсекретного КБ. Остальное - бирюльки и псевдопорнуха по каналу М1 по субботам.

    "Реальное растет, реальное ширится - в один прекрасный день вся вселенная станет реальной, реальное вселенским, и это будет смерть".

    Граница проходит по мне. Граница - это кожа, это одежда, это книга, которая в руках. Что может быть нарисовано на книге "Соблазн"? Черно-розово-желтое нечто, бесформенное. "Вот как выглядит под микроскопом трудновыводимое пятно". Тотальная порнография - единственно доступный на сегодня способ производства. Образов, естественно, поскольку ничего более производиться не может, так как уже произведено. Естественно, книжку захотелось тут же спрятать подальше. Оставался только один вопрос - почему я-то этого не заметил? Что-то не так со мной, или со всеми остальными? Кто был в данном случае глазом - я или они (вопрос о том, были ли они вообще не рассматривался, поскольку глаз должен быть тотальным по определению)? Кто кого читал? Кто вообще на кого смотрел? Из другой книжки цитата:

    "Зеркала никогда не повторют облик того, кто в них отражается; их темная вода (зеркала, как и щиты, делались из бронзы) всегда отсылает человека к иному, а не к реальному миру. Зеркало - это загадочный единственный глаз,. Мужчина и женщина, глядящие друг-другу в глаза или в единственный глаз полового органа каждого из них, суть зеркала"

    Паскаль Киньяр, "Секс и страх", М., "Текст", 2000

    Агент письма, находящийся где-то по другую сторону, абсолютный порноактер, всевидящее око, созерцающее себя самого в роли порноактера откуда-то извне, апельсиновая кожура лишает последней надежды, что текст все-таки пишется сам, что ничего человеческого в нем нет.

    исходная точка серии рецензий, заявленная в первом выпуске, проста: тексты пишет не человек. Просто потому, что их писать - значит заниматься только этим, не есть и не пить. Пишет их некая иная сущность, разумеется - подготовленная для этого самим автором. Воспитанная им для этого. Поскольку привычного названия у этой сущности нет - ну не называть же ее авторским эго, alter ego et cetera или уж вообще вдохновением, я употреблял в прошлый раз эвфемизмы "агент письма", "пишущий аппарат автора" или даже "голем".

    Назовем ее "апельсиновая кожура". Автор воспитал детей-уродов, которые выросли и убили дедушку, папу автора. Yawn.

    Гости, уходя, забывают вещи. Шарф, свечку в форме гриба, бутылку воды "Кармадон", старую пепельницу от ГАЗ-21. Сухой остаток не нашей жизни, расшифровке не поддающийся. Зато встраиваемый в нее с легкостью необычайной. Неравномерно стертые цифры на кнопках телефона, помутневшее по краям зеркало, куртка из сэконд-хэнда с забрызганным примерно до локтя правым рукавом... Что еще? Апельсиновая кожура. Когда однажды ночью город опустится под землю, чтобы через много лет быть откопаным существами, которых лучше никогда не видеть, они будут расшифровывать нас в том числе и по пепельнице. И по забрызганному рукаву куртки. И, конечно, по апельсиновой кожуре.
      (0 replies)
kirill 03:17, March 20th 2001
kirill

                                                                      
      Классификации, конспект #1
    Страны, в которых дома строят из камня и страны, в которых дома строят из грязи (глины, кирпича етс.)

    Две цивилизации - цивилизация камня и цивилизация глины.

    Франция, Ларзак (www.vivreaupays.com)В одних странах слова и вещи похожи на камни, преимущественно белые камни, которые всегда есть и всегда будут только тем, что они есть - белыми камнями. Белый камень не порождает иллюзии. Белый камень не создает миражи. Белый камень не означает ничего, кроме себя самого. Белый камень - тождественность формы и содержания. Белый камень уже всегда в наличии, его нужно лишь правильно изъять из скалы. Белый камень, не изъятый из скалы - естественная стена. Высокое сопротивление материала в конце концов определило не только архитектуру, но и все остальное, вплоть до типа политического действия. Литература цивилизации белого камня. Reflection - отраженное от белого камня солнце неощутимо сжигает кожу с теневой стороны. Белый камень - мумификатор исторического процесса. Запад и север Средиземноморья - слоеный пирог из эпох. Долмены, вестготские гробницы, романика - белый камень держит их на одной вертикали, как шашлык на шампуре. Обточенный ветром и осевший, камень теряет пространственное величие, приобретая временное. Старый камень романских монастырей в Лангедоке. Камень римских построек в Провансе. Кладбище в Арле - каменые саркофаги, выдолбленные из камня гробы с каменными же крышками. Деревни Юга Франции - поделенные на четыре части квадратные римские окна соседствуют в пределах одного здания с романскими, узкими, заканчивающимися аркой, иногда двойными, с тонкой колонкой посередине.
    Готика наступает медленно и поздно, потому что для готики нужен другой материал, промежуточный, находящийся между камнем и глиной, такой, как песчаник, из которого выточен Страсбургский кафедральный собор.
    Южная готика - "деревенская готика". Неискушенный наблюдатель с трудом отличает ее от поздней романики, если отличает вообще. Романские горгульи еще всего лишь гипертрофированные водостоки.. Символическое значение неопределенно, вернее, неивестно, его раскроют позже, и не здесь, а на Севере. Белый камень не приспособлен для тонкой резьбы.

    ***


    Афганистан, пустыня Нимруз (www.afgan.spb.ru)В других странах слова и вещи похожи на глину, растекшуюся по поверхности земли как гной или желчь, и всегда ждущую кого-либо, кто пришел бы и приказал бы ей быть тем или этим. Тягучая, неопределенная природа глины развращает воображение, податливость глины - западня: лишенная формы, глина служит инкубатором химер и парализует волю. Серая или бурая глина никогда не есть то, что она есть - она всегда означает нечто иное.
    Атомарное наваждение цивилизации глины. Кирпичные здания дают иллюзию возможности бесконечного строительства. Минареты Регистана и Великая стена. Регистан - город на песке. Башни, настолько высокие, что кажутся узкими. Анонимность кирпича по сравнению с камнем: камень всегда несет на себе следы прежней обработки, камень легко атрибутировать. Кирпич, из которого некогда была сложена церковь, а потом что-то иное, остается абстрактным кирпичем - атомарный принцип допускает практически бесконечное число манипуляций, ограниченное лишь пригодностью атома для дальнейшего использования. При вполне фиксированной фразеологически "памяти камня" нет никакого эквивалента для кирпича. Все, на чем держится в данном случае идентификация - на легенде.
    Глина - деталь. Быт. Северная пестрота быта, замещающая южное природное изобилие.
    Невообразимая дифференциация стилей в пределах относительно небольшого ареала. Едва ли не такая же дифференциация в рамках одного исторического периода.
    Имитация как необходимое условие (церковь Вознесения в Коломенском) и как наиболее удобный в силу свойств материала прием (так наз. "Нарышкинское барокко"). Выпадение из традиции (как в случае романики по сравнению с римской архитектурой) не значит ничего, поскольку традиция полностью замещается индивидуальным навыком. Традиция, локализованная в пределах губернии. Симулякр (ХХС).

    ***


    Были империи камня и империи глины.

    Ни одна из этих империй не знала ни упадка, ни заката. Камень и глина, создавшие человека, заставляют его, даже не задумываясь ни о камне, ни о глине, служить либо одному, либо другому.

    Дети каменных богов, дети глиняных богов.

    Книги камня и книги глины иногда сложно отличить друг от друга: так башни из камня и башни из глины, увиденные на горизонте на закате дня, кажутся одинаковыми.

    Люди камня и люди глины умирают по-разному. Смертельные болезни людей камня и людей глины никогда не бывают теми же самыми.
      (1 replies)
kirill 02:27, March 21st 2001
kirill

                                                                      
      Атомарность, атомарная история
    Joseph (dit `Quatorze`)Анжел рассказывает про этого человека, чью фотографию я нашел на сайте деревни St. Privat, насчитывающей 50 или 60 жителей.
    Звали его Жозеф, но в деревне они был известен как "Quatorze", "Четырнадцатый" - в честь Первой мировой, в которую воевал и о которой постоянно рассказывал. Жозеф "Четырнадцатый" был знаменит невероятной жадностью и скупость. Французские деревни, особенно на Юге, умными и щедрыми людьми не были богаты никогда, но Жозеф был исключением.
    Персонаж почти гоголевский - последние двадцать лет своей жизни питался исключительно каштанами и персиками, то есть, по местным меркам, подножным кормом. Никогда ничего не покупал - то есть вообще ничего. Ни одежды, ни посуды - ничего. Женат не был. Детей не было. Одинокий старик, постоянно рассказывавший про Первую мировую. Человек из прошлого века. За электричество не платил, поскольку к его дому его и не подводили, как и телефон. В его доме (в деревнях это достаточно стандартные по типу постройки - фермы, "mas" на окситане, двухэтажные здания, первый этаж которых некогда являлся конюшней и загоном для скота, а теперь как правило переоборудован в гараж, и три-четыре комнаты на втором этаже) вместо постели был самый натуральный соломенный тюфяк, а стол и стулья он собственноручно смастерил из досок. Когда Жозеф умер, выяснилось, что на его банковском счету было 800.000 франков (по крайней мере >100.000 баксов). А в стене дома было замуровано вдвое больше - золотыми монетами. Завещания он, естественно, не оставил, поэтому пришлось местным властям искать родственников. Кого-то, наверное, нашли.
    История, что называется, универсальная. В "Черемуховых холодах" (до сих пор, кстати, не могу понять, почему повесть не выложена в сеть - по ссылке только заголовок) у меня есть в некотором роде параллельный фрагмент, причем тоже записанный практически с чужих слов - про дом в Замоскворечье (где я сейчас и живу), который снился одному из героев, и про стену в этом доме, в которую якобы стоило только ткнуть пальцем, чтобы найти сокровище, и про объявление в газете, из которого герой узнает о том, что в одном из домов в этом районе делали ремонт и, повредив стену, нашли кубышку с золотыми монетами.

    Иными словами, атомарная история - такая история, которая сама по себе не значит ничего ("кирпич" из конспекта #1). Такая история, которая на уровне фабулы может быть включена в любое повествование. Из таких историй сделан весь любимый Марсель Паньоль, например.
    В том числе к теме литературы глины и литературы камня.

    Немного введения в контекст. На юге, прыгнувшем в последние двадцать лет из состояния сельскохозяйственной коммуны в постиндустриальное общество, есть два способа социализации - охота на диких свиней в деревнях и petanque в городах. Так что таким, как Жозеф, совершенно необязательно жить бирюками, напротив. Эту потрясающую сцену охоты можно наблюдать едва ли не круглый год: местные старики, в таких же, как Жозеф на снимке, кепках, держа в дрожащих (это не гипербола) руках двустволки, съезжаются на совершенно фантастических авто (старые "Ситроены", такие как тот, который угоняют Депардье и Девэр у комбайнера в "Вальсирующих") куда-нибудь в горы, и, не отходя от своих колымаг, шпалят по кустам, благо этих диких свиней там как грязи. Жозеф жил точно так же, с той лишь разницей, что у него даже этого "Ситроена" не было - в горы он ходил пешком.
      (0 replies)
kirill 03:39, March 22nd 2001
kirill

                                                                      
      Новый герой
    Ну а снился мне Р_Л, сидевший на елке и пивший пиво, Аля Пономарева, почему-то ходившая вокруг елки и пившая пиво, и я сам, пивший коньяк в количестве бутылки на рыло с незнакомым человеком из Норильска, встреченным в гостинице, куда я забежал, чтобы стащить у портье порнокассету. Собственно, так мы с норильчанином и встретились - я сказал портье, что у меня суперважное дело к постояльцу из 408 номера, а телефона в гостинице не было, пришлось портье покинуть пост и тащиться на четвертый этаж, хотя, как оказалось, втуне, поскольку порнокассеты я так и не нашел. Норильчанин, правда, проставился на коньяк после того, как я рассказал ему про ЖивойЖурнал.

    Впрочем, это не вопрос.

    Вопрос в том, с чего начинать.

    а) С еще одной obsession 1996-1997 годов, весьма популярной в литине и состоявшей в полувнятном лозунге, мол, новым литературным героем становится тело, ни много ни мало. То есть натурально тело - почки, печень, селезенка. "Corpus" Ж.-Л. Нанси тогда еще в свет не вышла, а зря - залежавшийся уже томик имел все шансы стать бестселлером, натурально. В том числе и поэтому, из-за плохого, то есть, маркетинга лозунг понимался несколько чересчур буквально. Вообще забавного было много.

    б) Со странного ощущения по прочтении одной, двух, трех, четырех, пяти даже рецензий на "Обнаженную Маху". Есть еще, полагаю, шестая, седьмая и восьмая, но сил не осталось никаких. То есть я подозревал, что кинокритика - это в известном смысле как ресторанная критика, но не до такой же степени.

    в) С собственной замедленной реакции, благодаря которой фильмы смотрю спустя год-два после выхода.

    Наверное, с последнего.

    А конкретно с того, что главный герой "Обнаженной Махи" - именно депилированный лобок герцогини Альбы. А история есть история идентификации и история аутентичности. "Смерть автора" в действии - собственно, корпус Гойи не так уж важен в сравнении с corpus герцогини Альбы и Пеппиты. Любая мнимая модель - а все модели в фильме есть мнимые (в т.ч. модель читателя зрителя (или все-таки читателя)) - является непосредственно искусствоведом, поскольку по форме высказывание модели касается истории картины ("О.Махи"), то есть истории контекста, а не собственно картины ан зих.
    Депилированный лобок (загвоздка в том, что Гойя не может о нем знать, соответственно, на картине он никакой не депилированный) - сухой остаток, достающийся искусствоведу, история которого и есть основная история, в фильме рассказанная (идентификация и аутентичность).
    Искусствовед зритель читатель видит только то, что желает видеть, то бишь самого себя. То бишь, как герцогиня Альба, перечисляет: "Это же мои руки, моя грудь, мое вознесение".
    Охотно идет на подмену ради выстраивания полной картины обретенной аутентичности, вписывания текста в известную систему.

    Три типа зрителя читателя, так сказать.

    а) Герцогиня Альба, тот читатель зритель, который является главным героем любой книги. Единственный персонаж фильма, дотрагивающийся до холста руками , что есть десакрализация текста (если больше пойти некуда - см. краткую историю войны в письмах). Наиболее высокая степень рефлексии. Разбирает произведение, обнаруживая для каждого фрагмента источник. Смерть Альбы, в которой заинтересованы все без исключения прочие читатели. Альба как параллельная доминирующей властной структура (платья служанок, сшитые из того же материала, что и платье королевы).

    б) Пеппита, зритель, прячущийся за портерой. Прямой взгляд на картину ей недоступен, ее участь - постоянное подглядывание. Восприятие наиболее непосредственное (на уровне конструктива обеспечивается низким социальным происхождением), в то же время предельно личностное.

    в) Дон Годой, владелец картины. "Князь мира", как он назван дважды на протяжении фильма. Потребитель, "главный" читатель. Глаз как таковой и способ видеть. Исторически, как водится, детерминированный. Та самая властная структура (любовник королевы), в разной степени кодифицированная система предписаний и запретов.

    Зазор между действительностью ("депилированный лобок") и "Обнаженной Махой". Между написанным и произнесенным. difference/differance, как бы обидно это ни прозвучало.

    И при чем тут "трагедия великого художника"?

    В смысле конструкции, Гойя вообще в некотором смысле лишний персонаж, выдуманный Бигасом Луной специально для этого фильма - нужна же какая-то связка. То есть персонаж "Гойя" имеет исключительно прикладной характер - он нужен, чтобы не развалилась, якобы, фабула. Кирпич, то есть, такой.

    Словом, катастрофическая нехватка апельсиновой кожуры. Flashback: Устраивался как-то в один портал на должность редактора отдела касс-мультуры. В результате никуда не устроился. Уж очень странный диалог состоялся с руководством портала. Они мне: "На культуру приходится 6-7% читательского интереса, так что деньги соответствующие". Я им: "Давайте я приведу народ, с которым мы из этих 6-7% сделаем 60-70%, кроме нас вообще ничего читать не будут." Они мне: "Вы нас не поняли, на культуру приходится 6-7% читательского интереса, так что ни о каком народе речи идти не может, у нас нет денег на ваш народ." Я им: "Да, но это вы меня не поняли...". Ну и так далее.

    По степени же абсурда лидирует, как и во многих других случаях, "Газета.Ру" с фразой: "Да и сам Гойя в исполнении Хорхе Перругории выглядит персонажем на редкость невзрачным только и может надувать щеки, пыхтеть и распускать руки. Гениальность великого живописца для режиссера факт настолько непреложный, что дальше его констатации Луна и не пытается продвинуться."

    Это настолько, по-моему, самодостаточно, что даже и комментировать бессмысленно.

    Ничего что без картинок?
      (4 replies)
kirill 01:41, March 26th 2001
kirill

                                                                      
      Новые Идиоты
    Новые Идиоты неизбежно должны возникнуть с появлением новых потребительских практик. Даже нюансы этих практик уже определяют появление Новых Идиотов.

    Одним из главных двигателей Нового Идиотизма становится увеличивающаяся доступность фотоаппаратов и видеокамер, а также возрастающая легкость обработки снимков и дешевизна расходных материалов.

    Это приводит в частности к тому, что в центральных музеях (им. Пушкина, ГТГ) становится все больше людей, фотографирующихся на фоне картин. Естественно, это не какие-нибудь там портреты Кипренского, это монументальные произведения, Иванов, например, реже - Брюллов (исключительно, впрочем, "Всадница").
    Уже можно делать выводы о распределении фотографирующихся по группам. Так, девушки и молодые женщины до 25 лет чаще всего фотографируются на фоне пукиревского "Неравного брака", причем среди замеченных процент носящих обручальное кольцо невелик (примерно, 2 из 10). "Неравный брак" привлекает группы из трех-пяти девушек, каждая из которых фотографируется у полотна отдельно. На групповые снимки Пукирев, очевидно, не вдохновляет.
    Висящая в ГТГ точно напротив Пукирева картина Флавицкого "Княжна Тараканова" привлекает в основном (как и следовало, впрочем, ожидать) замужних женщин в возрасте от 30 до 45 лет. Как правило, последних на фоне княжны запечатлевают их мужья. Странно, что девушки вовсе не подходят к Флавицкому, группируясь у Пукирева. Замечено также, что если в зал входит семейство с несовершеннолетними детьми, то матери стараются пройти зал насквозь, переключившись на следующего за Пукиревым-Флавицким сексуально нейтрального и гражданственного Перова (у портрета Достоевского был замечен фотографирующимся мужчина лет 40 с проседью в окладистой бороде).
    Весьма любопытную сцену можно наблюдать в зале, где помещены полотна художника Верещагина. Проблема заключается, очевидно, в том, что зал этот в ГТГ находится достаточно близко к концу маршрута осмотра, после него посетители проходят всего четыре или пять комнат, оказываясь перед альтернативой: выйти из здания ГТГ, или пойти в отдел древнерусского искусства. Также играет свою роль и то, что Верещагин зрелищен и, как это, вероятно, представляется рядовому зрителю, актуален (батальные сцены и стены Самарканда, олицетворяющие исламскую цивилизацию). Вместе это объясняет некоторым образом, почему в верещагинском зале больше фотографируют детей, причем исключительно мальчиков (не возле "Апофеоза войны", естественно, а, например, на фоне небольшой, но будоражащей воображение картины "Принесение трофеев").
    Неудобное расположение врубелевского зала (где на задней стене также есть несколько картин Рериха-старшего) - чтобы туда попасть, нужно подняться по лестнице, то есть как бы направиться на другой этаж, что почле полутора часов беглого обхода сокровищницы русского искусства несколько настораживает - не оставляет никаких сомнений в причинах, в силу которых никто не желает оставить себе на память снимкок с, например, "Демоном" или "Паном".
    Еще одно общее наблюдение касается того, что мужчины в массе своей фотографируются мало и неохотно. Кроме уже отмеченного бородача у потрета Достоевского работы Перова, наблюдался молодой человек, по виду студент, снятый своей девушкой в суриковском зале возле "Утра стрелецкой казни", что вполне объяснимо, поскольку "Боярыня Морозова" написана в слишком темных тонах и на фотографии не может получиться отчетливо.

    Все замеченные в ГТГ с фотоаппаратами являются гражданами РФ, по крайней мере, по-русски говорят безо всякого акцента, что, впрочем, не исключает вероятности просачивания иностранцев, так как билет для иностранца стоит примерно 10 долларов против 1 доллара для взрослых россиян, право на съемку оплачивается отдельно.

    Разумеется, вышеприведенный пример - лишь один из видов Нового Идиотизма. Последний ширится по мере того, как на все новые и новые сферы бытия распространяются принципы потребительского общества. При том, что назвать современное российское общество потребительским де факто пока что нельзя, потенциал этого самого общества в рассматриваемом отношении необычайно велик, быть может, сравним только с потенциалом японского общества времен начала послевоенной модернизации.

    Как можно трактовать наблюдаемую в центральных музеях сцену? По преимуществу фотография подобного рода ("любительская", не очень хорошей камерой, с гарантией автоматической проявки) делается, что называется, "на память". За исключением редких и даже, я бы сказал, вымышленных случаев, когда человек уверен, что не вернется более в эту страну, а любовь к русской живописи XIX века в нем (человеке) настолько сильна, что сама мысль о вечном расставании с ней (живописью) становится непереносима, делать "на память" фотографию картины бессмысленно, хотя бы потому, что в фойе ГТГ можно приобрести альбомы всех вышеперечисленных художников.

      (Для справки: альбом с репродукциями в бумажной обложке стоит 25 рублей, плата за съемку - 60 рублей, пленка стоит не дешевле 40 рублей, печать одного кадра - 4 рубля, альбом для снимков - еще около 30 рублей, таким образом, вместо того, чтобы делать снимки картин самостоятельно, можно купить как минимум 6 низкокачественных альбомов с репродукциями или один высокого качества, снабженный, к тому же, комментариями искусствоведов).

    Таким образом, на ум приходит следующее оправдание, которое фотографирующиеся на фоне картин люди дают своим действиям: снимок, на котором они запечатлены возле того или иного полотна, должен не столько напоминать им в будущем о русской живописи, сколько выражать некоторую идею, чувство, вообще любое состояние души, ума или тела. При этом очевидно, что это состояние должно совпадать с тем, как расшифровывают эмоциональный, символический и т.д. уровни произведения непосредственно сами фотографирующиеся. Таким образом, на фотографии картина приобретает двойной смысл - тот, который вкладывает в нее специалист-искусствовед, и подлинно личностный, частный, быть может, даже интимный, вкладываемый зрителями-моделями. В нужный момент, следовательно, этот фотоснимок будет играть роль полноценного высказывания, статусом несравненно выше, чем устный рассказ, поскольку устный рассказ все-таки как правило находится в более узком, частном и требующем более кропотливой работы интерпретатора контексте, чем неоднократно откомментированный и описаный шедевр русской живописи XIX века.

    В конце-концов, разве дано нам знать, зачем девушки и молодые женщины до 25 лет стоят в очереди чтобы сфотографироваться перед полотном Пукирева "Неравный брак"?
    Дано ли нам знать, что станет с этими девушками и молодыми женщинами до 25 лет не через год, нет - через месяц, неделю, несколько часов?
    Вот то-то и оно, что не дано.

    Думаете, им дано?

    А хуя!
      (6 replies)
kirill 02:48, March 29th 2001
kirill

                                                                      
      Очковый дискурс
    В жизни случаются странные и даже невероятные совпадения.

    Р_Л пишет про очки Г.О.П.:

    "Отсюда ряд образов. Например, в виде аллегории какой-нибудь это можно трактовать (выбор широк). А можно как чисто имиджевую черту - очки=интеллигентность, понятно, взгяд поверх=отказ от интеллигенции (ой нет, это уже аллегория поперла)... Отказ от очков=реплика: "Я вас и невооруженным взглядом...". Плюс некоторая дополнительная весомость взгляда, прямого, неопосредованного (все-таки) интеллигентским атрибутом. В общем, много в этом звуке."

    Я понимаю, что наступаю на любимую мозоль, и заранее приношу за это извинения, но сдается мне, что свинья, которую миру подложили постструктуралисты, до конца еще не забита или забита, но недоедена, а доедена - так кости не закопали, а выбросили на компост, а вокруг них мухи.

    К чему это я?
    А вот к чему.

    Василий Пригодич и еще кто-то, кого я не знаю, тоже пишут, правда, про очки Киселева:

    "При этом телевизионные боги-бонзы-боссы долго и многозначительно поглядывают на нас, детей несмышленых, поверх очков. Поглядывание поверх очков - суть их фирменный знак. В самом поглядывании поверх очков нет ничего дурного. Однако эти ухари проделывают это уж слишком серИозно (словечко Маяковского), нарочито, тенденциозно. Сие похоже означает не что иное, как: <В гробу мы вас, ребята, видели>."

    Странно все это.

    Собственно, из героев нашего времени еще Черкизов в "Часе быка" смотрит поверх очков, Доренко несколько раз был замечен в дальнозорких очках, и только Сванидзе, насколько я помню, носит минусовые очки, смотреть поверх которых дьявольски неудобно. Ощущение же от очков Сванидзе у меня лично было всегда одно и то же: очки явно сидят криво. Вообще, если присмотреться, любые, даже самые дорогие близорукие очки никогда ровно не сидят.

    Как бы там ни было, ряд получается более чем красноречивый.

    Одно из возможных ergo: взгляд поверх очков и в самом деле является неким приемом. Но мне лично, в отличие от Р_Л и переплетчиков, в этом видится нечто совсем другое.

    Взгляд, очкиЕсть некий устойчивый ряд изображений лиц, чей взгляд направлен поверх очков. Мне всегда казалось, что фотография ВН, где он смотрит поверх очков (часто используется в оформлении книг, сейчас под рукой нет, но и так всем понятно) - самая известная, даже несмотря на то, что именно ее найти сразу не удалось. Собственно, на этом снимке взгляд тоже может быть расценен и прочитан как "поверх очков", которые ВН держит в правой руке. Также, приглядевшись к очкам на снимке, можно отчетливо разобрать, что, будучи надеты, они все равно окажутся ниже уровня глаз - на носу.
    В предисловии Вик.Ерофеева к "черному" собранию русского ВН (четырехтомник, впоследствии, по странному замыслу не знаю уж кого, дополненный"Лолитой") под редакцией того же Вик.Ерофеева есть фраза вроде: "Совершенно нефотогеничный (ни одного удачного снимка)". Не точно, но именно в таком смысле. Конечно, если брать фотографии молодого ВН, то лицо на них несколько тускловатое; по крайней мере, человек, изображенный на снимках, может быть как писателем, так и литературным персонажем. (Эта фраза требует отдельного пояснения - как-нибудь позже.) Если вспомнить "Camera Lucida" Ролана Барта: в фотографии он выделяет два аспекта - повествование (studium) и своего рода поворот, дырку, укол, резко меняющий угол зрения (punctum). Это не камертон, настраивающий восприятие, но скорее нечто вроде истинной для данного снимка точки отсчета, истинной в том смысле, что ее невозможно заменить.
    В случае снимка ВН очки - именно такой поворот, такая дырка. Можно попробовать закрыть их пальцем и представить себе, что ВН держит, например, чашку или цветок - получатся три совершенно разные фотографии, у которых не то что "дырка", но и само "повествование" будет совершенно разным (о похожем феномене, хотя и в курьезном стиле, писал недавно в РЖ А.Агеев). Эти очки, этот punctum - единственное, что делает из человека на фотографии именно ВН, то есть писателя, и писателя совершенно определенного, о котором много что известно.

    Что из известного о ВН в этом образе ВН важнее всего? В первую очередь, конечно, недосягаемость, выстроенное поведение, выстроенная судьба, выстроенность вообще. (Это, естественно, ничего не значит кроме того, что данное утверждение есть расхожее мнение о ВН. Но фотография, тем более такая, для которой позируют, направлена именно на утверждение мнения о позируемом/позиционируемом.) Выстроенность - что важнее - во многом за счет именно отторжения всего "не моего", за счет педалирования этого самого совершенно определенного "образа писателя".

    здесь, по идее, должен быть анализ этого самого "образа"

    Я вовсе не хочу сказать, что взгляд ВН поверх очков имеет что-то общее со взглядом Доренко поверх очков или со взглядом Киселева поверх очков, или со всзглядом Павловского поверх очков. Я хочу сказать совершенно другое - вообще нет никакого взгляда Павловского поверх очков (как и Киселева и т.д.). Эта ситуация была описана Кундерой в "Бессмертии" и Борхесом в коротком тексте, названия которого я не помню. С одной стороны есть некое количество жестов, конечное количество жестов, которые люди используют, не подозревая, что на самом деле это жесты (punctum'ы) используют их. С другой стороны, есть некие жесты, которые человек воспроизводит бессознательно, это такая генетическая память (по Борхесу - закрыть рукой от ветра электрическую лампу), которая работает на протяжении многих и многих поколений.

    А насчет Павловского с Киселевым - может быть, даже и никакого Павловского с Киселевым нет.

    Что же касается близоруких очков - это к Чехову пожалуйста.
      (6 replies)
kirill 03:45, March 29th 2001
kirill

                                                                      
      P/S
    Фотографию, конечно же, некорректно сравнивать с ТВ, но "говорящая голова" в каком-то смысле есть один и тот же кадр, помноженный на время аналитической программы. То есть все то же, но за вычетом Доренко, да (а жаль - он-то вообще головой не двигает, и прямой взгляд упирается в зрителя независимо от угла зрения последнего, что есть прием уже чисто живописный).
      (0 replies)
kirill 18:21, March 31st 2001
kirill

                                                                      
      Город не на карте
    К вопросу об образовательной пользе частой перемены мест жительства.

    Империя, искусственное государство должно быть либо тотальным, либо вообще не быть. Система не имеет права ограничиваться только видимыми властными отношениями, красными флагами и императорскими орлами на штандартах, поскольку иначе она не будет в силах противостоять естественному процессу распада, ржавчине, которая бесконечно далека от бунта и вообще всего мало-мальски осмысленного. Империи рушатся не под натиском варварских племен с севера и востока, а потому, что окраины империй ржавеют, ибо те, кто организовывал жизнь на этих окраинах, не поняли тотальность принципа распределения жизненных масс.
    Имперский пафос сталинской архитектуры - только одна часть этого принципа. Кутузовский проспект. Одна сторона медали, аверс.

    Параллельно Кутузовскому идет небольшая и очень тихая Студенческая улица, расстояние между ними - метров 200 - 300, не больше. Соотношение между выражается очень просто: фасады и задние дворы. Все дома на Студенческой - 5-6 этажные, то есть в принципе, в абстракции - не многим ниже домов на Кутузовской. Потолки, правда - ну это все и так знают.
    Смысл, в общем-то, не в этом. Смысл - в устройстве всей территории. Дело в том, что те, кто живет на Студенческой, практически никогда на Кутузовский не выходят. Просто потому, что в этом нет никакой необходимости. Даже теперь. Живущие на Студенческой ходят пешком до метро "Студенческая", поскольку никаких автобусов по улице не проезжает. Также и вся инфраструктура - на Студенческой есть несколько маленьких магазинов, открытых круглосуточно, и основные продукты там есть в любом случае.

    Такие улицы, как Студенческая, изолированы от "большой жизни", проходящей на Кутузовском проспекте. В этом есть, конечно, своя прелесть, поскольку тихо, но в части символических благ Студенческая - обитель нищеты просто какая-то. С одной стороны, это уже не центр, даже если считать, что метро "Студенческая" - следующая после "Киевской". С другой стороны все то, что неуместно на Кутузовском, стекается во дворы, на задворки, то есть исключительно на Студенческую. Во дворе у нас был некий загадочный пункт приема посуды под сакраментальным названием "Эврика". Он находился ровно посередине между Студенческий и Кутузовским.. Возле "Эврики" стояли мусорные баки, представлявшие собой место постоянной дислокации окрестных бомжей, которых оттесняла с Кутузовского охрана супердорогих магазинов и менты. Бомжи устроились всерьез и надолго - у них был диван, два кресла, куча ящиков, на которых сидели те, кому не хватило места на диване или креслах, вобщем, жили люди. Была только одна причина, по которой стоило выходить на проспект - чтобы поймать такси, и уже очень скоро стало понятно, что бомжи эти - одни и те же, что у них, как и у стаи собак, кормившихся у тех же мусорных баков, есть очень жесткая иерархия, едва ли не такая же, какая существует до сих пор в домах на четной стороне проспекта. Система была явно распределительной, распределялись женщины, водка и деньги, то есть все то же самое. Со стороны проспекта это место было не то что незаметно, о нем даже догадаться было нельзя.
    Кроме этого возле "Эврики" постоянно стояли какие-то безумные машины, которых и на Кутузовском-то не часто увидишь, и возле них постоянно происходило какое-то движение людей в черном. Ощущение было такое, что на проспект попадают именно отсюда, или, вернее, именно здесь впервые заявляют о себе те, кто впоследствии попадает на проспект. Это расстояние, в 100 метров - от "Эврики" до проспекта - было, на самом деле, гораздо больше, чем 100 метров, и измерялось если не во времени, то в запахах уж точно (салон Юдашкина, который, в принципе, очень недалеко от "Эврики" - выйти на проспект и повернуть направо).
    По утрам возле "Эврики" как правило подолгу стояли милицейские газики. Часто приезжали труповозки, значительно реже - скорая.

    По Студенческой ходили люди в тапках и домашних халатах.

    Еще один характерный момент заключался в том, что перейти на четную сторону проспекта можно было только в двух местах, друг от друга настолько далеких, что в любом случае это было неудобно.
    По Кутузовскому по ночам прогуливались люди с дорогими собаками. Стая, живущая у мусорных баков, на проспекте не появлялась никогда.

    Это все имеет смысл только в том случае, если помнить, что у жителей Студенческой не было никакой необходимости выходить на проспект. Все свои функции они могли отправлять там, где жили.

    Некоторым образом положение изменилось когда стали строить Москву-сити на четной стороне проспекта, неподалеку от дома 26, где жил Брежнев. Обычно безлюдная (по той же причине - не было необходимости) четная сторона стала очень даже посещаемым местом. В этом была и отчетливая ирония - ничего менее вписывающегося в коричневый гранит помпезного сталинского района придумать нельзя. Однако вскоре поток схлынул, поскольку единственным открытым для публики местом был мост Багратиони, то есть, по сути, еще один супердорогой магазин "на Кутузовском".

    Место держало структуру даже под натиском идиотизма градоначальника. Держало без видимых усилий. Просто в силу совокупности предзаданных свойств. Как будто Лужков был всчитан в эту структуру. И не только он один.

    Бахтин, конечно, будет вертеться в гробу, но единственным местом, где встречались обитатели Кутузовского и Студенческой был Дорогомиловский рынок, место, где продается самая дешевая в Москве стерлядь.
      (4 replies)

[ Kirill's Livejournal  |  info  |  Add this user  |  Архивы Kirill  |  Оглавление  |  memories ]
2  |  3  |  4  |  5  |  6  |  7  |  8  |  9  |  10  |  11  |  12  |  1  |  2  |  3  |  4  |  5  |  6  |  7  |  8  |  9  |  10  | 

With friends like these...
Advertisement on IMPERIUM.LENIN.RU:
Установление полит-корректности на территории Республики Югославия
Анна Леопольдовна пинает труп Феофана Галактионовича


:ЛЕНИН: