Максимилиан Волошин. Путями Каина. Трагедия материальной культуры.

        V. МЕЧ

1

Меч создал справедливость.

2

  Насильем скованный,
  Отточенный для мщенья, -
Он вместе с кровью напитался духом
  Святых и праведников,
  Им усекновенных.
И стала рукоять его ковчегом
Для их мощей.
(Эфес поднять до губ -
Доныне жест военного салюта.)
И в этом меч сподобился кресту -
Позорному столбу, который стал
Священнейшим из символов любви.

3

  На справедливой стали проступили
Слова молитв и заповеди долга:
- "Марии - Деве милосердной - Слава".
- "Не обнажай меня без нужды,
Не вкладывай в ножны без чести".
- "In te, o Domine, speravi!" (1)
- Восклицают средневековые клинки.
Меч сосвященствовал во время
  Литургии,
Меч нарекался в таинстве крещенья.
Их имена "Отклер" и "Дюрандаль"
  Сверкают, как удар.
  И в описях оружья
К ним прибавлено рукой писца:
  "Он - Фея".

4

Так из грабителя больших дорог
  Меч создал рыцаря
  И оковал железом
Его лицо и плоть его; а дух
Провел сквозьпламя посвященья,
Запечатляя в зрящем сердце меч,
Пылающий в деснице Серафима:
  Символ земной любви,
  Карающей и мстящей,
Мир рассекающий на "Да" и "Нет",
На зло и на добро.
"Si! Si! - No! No!" (2)
Как утверждает Сидов меч
                    "Тисона".

5

Когда же в мир пришли иные силы
И вновь преобразили человека,
Меч не погиб, но расщепился в дух:
Защитницею чести стала шпага
(Ланцет для воспаленных самолюбий).
  А меч -
Вершителем судебных приговоров.
  Но, обесчещенный,
  Он для толпы остался
    Оракулом
  И врачевателем болезней;
И палачи, собравшись, хоронили
  В лесах Германии
  Усталые мечи,
  Которые отсекли
  Девяносто девять.

6

  Казнь реформировал
  Хирург и филантроп,
И меч был вытеснен
  Машинным производством,
Введенным в область смерти; и с тех пор
  Он стал характером,
  Учением, доктриной:
Сен-Жюстом, Робеспьером, гильотиной -
Антиномией Кантова ума.

7

  О, правосудие,
  Держащее в руках
Весы и меч! Не ты ль его кидало
На чашки мира: "Горе побежденным!"?
Не веривший ли в справедливость
  Приходил
К сознанию, что надо уничтожить
  Для торжества ее
  Сначала всех людей?
Не справедливость ли была всегда
Таблицей умноженья, на которой
  Труп множили на труп,
  Убийство на убийство
  И зло на зло?
Не Тот ли, Кто принес "Не мир, но меч",
В нас дунул огнь, который
Язвит и жжет, и будет жечь наш дух,
  Доколе каждый
Таинственного слова не постигнет:
"Отмщенье Мне и Аз воздам за зло".

----
(1) На тебя, Боже, уповаю! (лат.)
(2) "Да! Да! - Нет! Нет!" (исп.)