Максимилиан Волошин. Путями Каина. Трагедия материальной культуры. V. МЕЧ 1 Меч создал справедливость. 2 Насильем скованный, Отточенный для мщенья, - Он вместе с кровью напитался духом Святых и праведников, Им усекновенных. И стала рукоять его ковчегом Для их мощей. (Эфес поднять до губ - Доныне жест военного салюта.) И в этом меч сподобился кресту - Позорному столбу, который стал Священнейшим из символов любви. 3 На справедливой стали проступили Слова молитв и заповеди долга: - "Марии - Деве милосердной - Слава". - "Не обнажай меня без нужды, Не вкладывай в ножны без чести". - "In te, o Domine, speravi!" (1) - Восклицают средневековые клинки. Меч сосвященствовал во время Литургии, Меч нарекался в таинстве крещенья. Их имена "Отклер" и "Дюрандаль" Сверкают, как удар. И в описях оружья К ним прибавлено рукой писца: "Он - Фея". 4 Так из грабителя больших дорог Меч создал рыцаря И оковал железом Его лицо и плоть его; а дух Провел сквозьпламя посвященья, Запечатляя в зрящем сердце меч, Пылающий в деснице Серафима: Символ земной любви, Карающей и мстящей, Мир рассекающий на "Да" и "Нет", На зло и на добро. "Si! Si! - No! No!" (2) Как утверждает Сидов меч "Тисона". 5 Когда же в мир пришли иные силы И вновь преобразили человека, Меч не погиб, но расщепился в дух: Защитницею чести стала шпага (Ланцет для воспаленных самолюбий). А меч - Вершителем судебных приговоров. Но, обесчещенный, Он для толпы остался Оракулом И врачевателем болезней; И палачи, собравшись, хоронили В лесах Германии Усталые мечи, Которые отсекли Девяносто девять. 6 Казнь реформировал Хирург и филантроп, И меч был вытеснен Машинным производством, Введенным в область смерти; и с тех пор Он стал характером, Учением, доктриной: Сен-Жюстом, Робеспьером, гильотиной - Антиномией Кантова ума. 7 О, правосудие, Держащее в руках Весы и меч! Не ты ль его кидало На чашки мира: "Горе побежденным!"? Не веривший ли в справедливость Приходил К сознанию, что надо уничтожить Для торжества ее Сначала всех людей? Не справедливость ли была всегда Таблицей умноженья, на которой Труп множили на труп, Убийство на убийство И зло на зло? Не Тот ли, Кто принес "Не мир, но меч", В нас дунул огнь, который Язвит и жжет, и будет жечь наш дух, Доколе каждый Таинственного слова не постигнет: "Отмщенье Мне и Аз воздам за зло". ---- (1) На тебя, Боже, уповаю! (лат.) (2) "Да! Да! - Нет! Нет!" (исп.)