О продолжающемся молчании Летова ходит немало домыслов и сплетен; любители бытовых подробностей приглашаются в журнал Прогулки Раненых, бытовым подробностям посвященный.
Но и без бытовых подробностей, все понятно: молчание Гражданской Обороны является обязательной функцией избранного ей приема. Летов, последовательностью от раза к разу улучшающихся альбомов, загнал себя в угол. Панк был явлением и тематически и музыкально достаточно ограниченным; Гражданская Оборона в конце 1980-х выпускавшая по 10-20 альбомов в год - этой ограниченностью пользовалась блестяще. Подобно кускам головоломки, альбомы и концерты легли в основу единого дискурсивного поля, имя которому было - Егор Летов. В 1990-е, единственной реакцией почтенной публики на блестящие альбомы Красных Звезд и Адаптации была одна - "Егор Летов". И сие вполне адекватно, ибо русский панк а ля 1980-е Летовым был, окончательно и бесповоротно, исчерпан.
Году в 1990-м, после гениального "Прыг-Скока", "Хроники Пикирующего бомбардировщика" и "Инструкции по Выживанию", Летов заявил, что более записываться не будет, ибо лучше "Прыг-Скока" все равно ничего не сделает - выше головы не прыгнуть; летовские альбомы 1990-х именно этим и стали: прыжком выше головы. Мрачному умиранию "Прыг-Скока" Летов противопоставил прогрессив и психоделию "Ста Лет Одиночества", которые были лучше, и (де-факто, двойной альбом) "Солнцеворот" и "Невыносимая Легкость Бытия" - которые были еще лучше.
При недостижимом музыкальном качестве поздних альбомов Летова и Гражданской Обороны, Летов не развивает в этих альбомах нового дискурса - он оперирует теми же хорошими, старыми и проверенными темами (самоубийство, спасение, раздражение, солнечная ненависть, солнечная любовь, политика, смерть) и все теми же хорошими, старыми и проверенными образами; чуть ли не 1987-го года песня Самоотвод на одном из этих альбомов - чувствует себя на месте и дома. Отсутствие принципиально нового материала приводит к перфекционизму в отношении старого, и пространство для маневра катастрофически сужается. Чем реже выходят новые альбомы, тем больше ожиданий вкладывается в каждый из выходящих; и тем труднее оказывается его записать и выпустить.
Тем интереснее те обрывки материала, которые таки выходят из летовской кухни. Последним были (года три назад) несколько новых трэков на четырехтомной антологии "Коммунизма"; и вот сейчас выпущен целый диск "Психоделия Tomorrow", приписываемый Опизденевшим.
Опизденевшие - это достаточно логичное название для того же состава музыкантов (Летов, Кузя УО, Александр Рожков), который, под именем "Егор и Опизденевшие", записал "Сто Лет Одиночества". Роль Егора в "Психоделии Tomorrow" минимальная - даже тексты и вокал принадлежат Рожкову; в этом смысле, коллектив "Опизденевшие" оказывается не ближе "Гражданской Обороне", чем ранний Коммунизм (под именем которого какие-то из композиций Опизденевших однако выходили). Действительно, "Опизденевшие" - наиболее естественное (хоть и не бесконечно удачное) развитие идей "Коммунизма".
Рассказывается, что Летов хвастался кому-то, дескать вот в Москве встретил лохов из "Ур-Реалиста" и подсунул им такую дохлую крысу, что самого стошнило; а они не поморщились дескать и выпустили. Доля правды в этой истории возможно есть, "Психоделия Tomorrow" продукт действительно не самый характерный даже и для летовского Коммунизма, который знающие люди записывают в ярчайший образчик русского индустриала. "Психоделия Tomorrow" - 70 минут шаманских декламаций, шепотов и абстрактного амбиентного звуколандшафта, из которого разве что на 2-3 трэках кристаллизуется нечто ритмичное или мелодичное. При этом, и к индустриалу как мы его знаем оно имеет отношение отдаленнейшее - блуждающая флейта Рожкова и орган Рябинова четко отсылают слушателя к бесформенным джемам поздне-хипповской эпохи; а в тех редких местах, где прорывается гармония и ритм, это гармония и ритм - отчетливо джазовые (за вычетом непоименнованой композиции за номером 15, скорее напоминающей инструментальную обработку какого-то из трэков "Ста Лет одиночества" либо "Невыносимой Легкости Бытия").
В целом, название "Психоделия" - выбор донельзя удачный; ибо оно с первого прослушивания наводит на мысль об англо-американских пост-джазовых психоделических электронных хипповских экспериментах начала 1970-х в духе групп Smegma и AMM; и фанатам этих самых групп (а также Егора Летова, Юрия Морозова, адмирала Нельсона и других исторических фигур) рекомендуется сердечно.
ОПИЗДЕНЕВШИЕ
ПСИХОДЕЛИЯ TOMORROW
Ур-Реалист
URCD 010
1. И улетел 2:27
2. 2:16
3. (часть 1) 3:27
4. Ждать 4:28
5. 1:42
6. С понедельника на пятницу я рассчитывали быть,
а со вторника суббота подошла к концу опять 4:30
7. 4:03
8. Кто будет со мною тама? 3:39
9. 5:06
10. 5:26
11. 3 (часть 2) 4:07
12. 3:39
13. Зачем снятся сны 2:40
14. Шла война 4:17
15. 15:37
16. Психоделия tomorrow 3:35
total time: 71:02
Все тексты: А. Рожков
Придумано и записано в ГрОб-студии Александром Рожковым,
Константином Рябиновым и Егором Летовым в июле 1993
кроме 10, 13 и 15 записаны в разное время во время
работы над альбомом "Сто лет одиночества" Егором
Летовым и Константином Рябиновым
"Шла Война" записана в 1999г. Е. Летовым, К. Рябиновым
и Е. Пьяновым.
Продюсер: Егор Летов и Константин Рябинов
Сведено и впервые составлено в данном виде 10-11.12.2000
в ГрОб-студии Егором Летовым
Ассистировали: Наталья Чумакова и Александр Чесноков
Александр Рожков: голос, флейта, перкуссия, гитара (1,2,12,16)
Константин Рябинов: электроорган, басс, голос (3), гитары, эффекты.
перкуссия
Егор Летов: ударные, голос (3), гитары, эффекты
В "Шла война": Евгений Пьянов: гитарный перебор
В 15: Игорь Жевтун: гитара
(c) 2000, ГрОб Records