По вопросам продаж, обращайтесь к Диме Каледину.
В нашу неудобное для музыки эпоху уже почти и забылся креативный прорыв конца 1980-х -- начала 1990-х -- время цветения таких разнообразных "цветов зла", как Инструкция по Выживанию, Комитет Охраны Тепла, Янка, Промышленная Архитектура и Коммунизм. Рада и Терновник -- среди "последних могикан" цветения русского андерграунда, и до сих пор несут на себе печать этого героического времени. Старые рок-тусовщики запомнили группу Рада и Терновник как полу-акустический полу-панковский коллектив с рваными ритмами, нервными, почти истерическими экзистенциальными текстами и аурой утонченного, почти эротического, почти монашеского кошмара и бреда.
Будущее не сулит русской музыке ничего радостного; рэйверов всех повымело гадкой метлой, рэпперы и прочие кирпичи давно уже ориентируются на старомодный блатняк, и даже земфиры, сплины и мумий-тролли из кожи вон корячатся, пытаясь изобразить из себя Янку, Наутилус и Витю Цоя. Развитие нашей музыки идет назад, и это научный факт. Пройдя через серию метаморфоз, Рада и Терновник переместились из 1990-х в психоделические 1960-е. Хаос и пьяный угар фольк-панка уступили место четкой структуре психоделического ритма и темному, завораживающему, вынимающему душу вокализу. Единственное, что было и остается постоянным -- отказ от контактов с шоу-бизнесом, независимость и нон-конформизм. Не считая коллективов открыто коммунистической или националистической ориентации, "Рада и Терновник" есть единственная группа подобного ранга и статуса, не имеющая контракта с мэйджорами и богатыми продюсерами; музыканты предпочитают сотрудничать с карликовым национал-большевистским лэйблом UR-Realist, также выпускающим Кооператив Ништяк, Инструкцию по Обороне и другие проекты национал-патриотической ориентации.
По (печальным весьма) обстоятельствам нашей контр-культуры (которой и нет почти), группе пришлось сфокусировать свое творчество на концертах, в ущерб студийным записям и эксперименту. Репутация Рады как потрясающей концертной вокалистки, героини и почти божества вытеснила студийные успехи группы -- много раз приходилось слышать, что в записи ничего подобного не существует и не может существовать.
Очередной попыткой зафиксировать магию на твердом носителе стал альбом "Русский Эпос", вышедший в декабре 1999-го. Чистая (пожалуй -- чересчур) запись концерта в апреле 1999 ЦДХ, больше часа музыки, 14 песен -- от жесткого ритм-н-блюза до эпических звуковых ландшафтов ("На ухабах" длится 10 минут, "Пусто в раю" -- 8 минут). Это 4-й компакт-диск группы; предыдущие ("Графика", "Печальные Звуки", "Любовь моя печаль") приобрели культовый статус. Этому не помешал ни остракизм, постигший коллектив в мэйнстримной музыкальной прессе, ни отсутствие дистрибьюции, рекламы в глянцевых журналах и на телевидении. Но культовым статусом сыт не будешь -- несмотря на, казалось бы, аполитичные и на первый взгляд полит-корректные тексты, продажи Рады и Терновника в России остаются мизерными, в то время как во Франции и даже в Америке группа расходится, как горячие пирожки. Свирепство режима не имеет границ. Во имя унификации российского поп-пространства, вытесняется не только коммунист Егор Летов, националист Сергей Жариков -- вытесняются, казалось бы, аполитичные проекты, не представляющие режиму никакой опасности. Никакой, кроме опасности появления альтернативного эстетического проекта. Все во имя безальтернативности. Хочется надеяться, что судьба Русского Эпоса будет лучше.
УР-Реалист