``discipline''

Лечебница для фанатика: сольные проекты прогрессивных музыкантов.

King Crimson, Genesis, Pink Floyd и Milli Vanilli.

Это солнце
Но не то, что сержант перед завтраком крутит
И не то, что под вечер
Усталые слепит глаза
Это солнце из настоящей, совершенно особенной ртути
про которую, кроме как музыкой,
не рассказать... -- Вл. Ланцберг
Упражнение в ностальгии. Конец восьмидесятых, хипповская юность, 500кратный юбилей прослушивания Dark Side of the Moon, Selling England by the Pound и Lizard. ``Can you tell me where my country lies?..." Если не любите и не любили никогда прогрессива в его наиболее радикально-раздутых и безалаберных проявлениях -- не читайте.

Перед приходом Дэвида Гилмора, гитары Пинк Флойда настраивал органист Рик Райт. Роджер Уотерс не умел настраивать, поскольку от рождения был начисто лишен слуха, а Сид Барретт (на самом деле Барретта звали не Сид, а Роджер) на это дело вообще забил и играл как есть. Группа прославилась тем, что клала на сцену трехметровое желе из желатина и светила на желе лазером.

Энтони Филлипс, 16-летний гитарист из Дженесис (остальные музыканты были 17-летние), считал, что ребята никогда не научатся играть по-человечески без музыкального образования, и вскоре ушел из группы с целью получить профессиональное музыкальное образование. Ребята остались и выпускали альбомы-самоделки, без какого-либо технического и теоретического багажа, до 1975-го. Наступила другая эпоха, коммерческий расчет пришел на смену наивности, и Дженесис превратились в профессионалов. Результатом был неописуемый коммерческий успех и не менее неописуемая деградация продукта. Тем временем Филлипс получил профессиональное образование и выпустил не один десяток сольных альбомов...

О сольных альбомах и пойдет речь. Музыканты прогрессива были, вопреки устоявшемуся предрассудку, в большинстве далеко не профессионалы -- гораздо больше влияния на музыку оказали аддикты ЛСД со сьехавшей крышей, политические фанаты и помешавшиеся на фэнтези инфантилы. Да и выход у откровенно немузыкальных групп (Дженесис, Флойд, Гонг, Хоуквинд) был гораздо лучезарнее и веселее, чем у консерваторских зануд типа Curved Air и Gentle Giant и джазовых виртуозов типа поздней Soft Machine. Но музыка, основанная на синергии, с трудом поддается расчленению на составляющие и рациональной реконструкции -- вообще-то неудивительно, что сольная карьера даже самых-самых продвинутых прогрессивных музыкантов была, что скрывать, скучная и вялая.

А вот представьте середину-конец 80-х в России. Никакой информации, кроме корпоративной пропаганды официозних западных музыкальных журнальчиков, не получишь. Дураки верят официозу и слушают Бой Джорджа, с умным выражением, ну прямо как полуобразованная снобская техническая интеллигенция в консерватории, в вялых попытках убедить себя в гениальности Мессиана или Шенберга. Среди этих дураков -- БГ (похоже, что раболепие перед западным корпоративным мусором было первым метастазом того рака, который превратил БГ в бездарь и тупицу наподобие Аллы Пугачевой). Хипы изучают вширь и вглубь творчество Флойда и Юрай Хип. Бежать некуда, искать нечего, а ежедневной программой в виде 3-х прослушиваний ЕЛП-шных Картинок с Выставки, 4-х прослушиваний Кэновского Saw Delight и 5-ти -- Yes-овского Fragile, сыт не будешь. Изобретаются штуки. Кто-то коллекционирует Tangerine Dream, кто-то ходит в Библиотеку Иностранной Литературы и читает подряд все, что написано о роке, получая невероятно богатые знания о музыкальной карьере Патти Смит. Метод безотказнейший -- накопать дискографий сольных альбомов любимых прогрессивных музыкантов и все изучить. Пожалуй, нигде, кроме России, не было такого интереса к сольникам. Не знаю я, из прекрасного далека, сохранился ли этот интерес, но попробую написать.

Конечно, хороших прогрессивных групп масса. Коммерческим успехом они как правило не пользуются и не пользовались никогда, а те, что оттяпали маслянистого корпоративного пирога (Rush, Asia...) в среднем неимоверно скучны. Конечно, виртуозные музыканты, типа Кита Эмерсона, имели успех в силу виртуозности, ну примерно как Джон Диллинджер с его метровым пенисом. В силу той же виртуозности, виртуозные музыканты скучны, в степени, пропорциональной виртуозности, с более или менее постоянным коэффициентом. Метровый член тоже ведь не очень хорошо работает. Конечно, сольники участников Гонга или Ван дер Граафа были бы подняты в России на ура, но в силу полной неизвестности этих групп на Западе, рынок для сольников был настолько сжатый, что в Россию ну ничего почти не попадало, да и не попадает (Хемуль не в счет). А вот зато сольников King Crimson, Genesis и Pink Floyd было довольно много. Об этом и будем говорить.

На периферии King Crimson-а: придворные при дворе Вельзевула

Кримзон как группа прекратился в 1969 году, через полгода после образования: барабанщик Майкл Джайлс и органист Ян Макдональд полюбили друг друга и оставили Роберта Фриппа, обьяснив это нежеланием играть "музыку зла". Видимо, ранний Кримзон имел черный оккультный подтекст, нереализовавшийся и сейчас совершенно незаметный (King Crimson, кстати -- это псевдоним Вельзевула, в честь которого группа собственно и названа). Для Фриппа это был сильнейший шок, и все последующие инкарнации Кримзона строились на авторитарных принципах, вместо хипповской братской любви и равноправия. Надо отдать Фриппу должное, он предложил оставить группу сам, только чтобы Джайлс и Макдональд остались, но они не захотели. Макдональд вошел в историю как первый и важнейший популяризатор меллотрона. Майкл Джайлс и Ян Макдональд в 1971 произвели безмеллотронный сольный диск McDonald and Giles из веселых прогрессивных штучек, который, несмотря на большой успех у критиков, совсем не продавался и сейчас недоступен абсолютно (на компакте тоже не вышел). После этого они расстались: Макдональд основал невероятно коммерческий и дико популярный Foreigner, а Джайлс стал профессиональным сессионным музыкантом и играл для Энтони Филлипса и Penguin Cafe Orchestra. Также он был членом дочернего проекта музыкантов Азии "Ride the Tiger", совместно с Geoff Downes-ом и Грегом Лэйком. Ян Макдональд же играл у Стива Хакетта в "Steve Hackett & Friends", в компании с другим Asia-том: Джоном Уэттоном.

Вот список песен и состав на McDonald and Giles, взятый из кримзоновского листсервера.

  

From scott_bickel@fcconline.com  Mon Feb 17 07:55:05 1997
From: "Scott Bickel" 
Subject: McDonald and Giles
Date: Wed, 12 Feb 1997 13:59:02 -0600

According to the credits on the albumn I have (Polydor 2302 070):

Side One:
1. Suite in C; including Turnham Green, Here I Am and others
(words and music by Ian McDonald) Time: 11.21. Written in Detroit, Los
Angles, and Earls Court between December 1969 and February 1970. For
Charlotte.
2. Flight of the Ibis
(words by B.P. Fallon, music by Ian McDonald) Time: 3.18. The original
melody for 'Cadence and Cascade'. Written in Spring 1969 with new words
from Beep.
3. Is She Waiting?
(words and music by Ian McDonald) Time: 2.40. Written in Earls Court in the
summer of '69, between gigs.
4. Tomorrow's People - The Children of Today
(words and music by Michael Giles) Time: 7 mins. Words written in 1967,
then extended and arranged 1970. For Tina and Mandy, my children.
Side Two.
1. Birdman; involving The Inventor's Dream (O.U.A.T), The Workshop,
Wishbone Ascension, Birdman Flies!, Wings in the Sunset, Birdman - the
Reflection.
(words by Peter Sinfield, music by Ian McDonald) Time: 21.45. Mostly
written in the spring of 1968, apart from the Flying bit which was done in
1970. Original  idea by Peter Sinfield.

Personnel:
Ian McDonald - Guitar, Piano, Organ, Saxes, Flute, Clarinet, Zither, vocals
and sundries.
Michael Giles - Drums, Percussion(including milk bottle, handsaw, lip
whistle and nutbox), vocals.
Peter Giles - Bass guitar.
Steve Winwood - Organ, and Piano solo on 'Turnham Green'.
Michael Blakesley - Trombone on 'Tomorrow's People'.
Strings and Brass on 'Birdman' and 'Suite in C' arranged and conducted by
Mike Gray.
Engineer - Brian Humphries
Assistant Engineer - Richard Digby Smith
Recorded at Island Studios during May, June, and July 1970.
Scott Bickel
E-mail: Scottb@fcconline.com



Обещали, что этот альбом на днях выйдет на CD (весна 1997).

Перед Кинг Кримзоном, Майкл Джайлз, совместно с братом Питером Джайлзом и Фриппом, выпустили пластинку The Cheerful Insanity of Giles, Giles and Fripp, которая как раз сейчас вполне доступна на CD: и правда, скрипучая немного, веселенькая такая поп-музычка. Поиграв немного на втором диске Кримзона, Питер бросил музыку и стал программистом. Существенный прогресс во фрипповской музыке со времен первого печального опыта знатоки обьясняют влиянием Синфилда, автора текстов и концепции Кримзона.

Макдональд появился в Кримзоне еще один раз, на Red.

Второй диск Кримзона, "In the Wake of Poseidon" (1970) (в кильватере Посейдона) -- странный. Грег Лэйк ушел из группы (и основал мухобойное ЭЛП) перед тем, как диск был закончен, так что из музыкантов первого диска остался только Фрипп и Питер Синфилд, автор текстов и названия. Песня Cadence and Cascade сочинена Макдональдом, хотя на альбоме по-свински приписана Фриппу и Синфилду, что, вероятно, обьясняется дезорганизацией и раздолбайством. На этой песне впервые появляется Гордон Хаскелл, единственный (на мой взгляд) неглупый вокалист/басист за всю долгую кримзоновскую историю. Длинная скучная инструментальная пьеса на второй стороне является переделкой Хольстовского Марса, также как и начало Battle of the Epping Hill Дженесиса -- кажется, без переделки Хольста не обходилась ни одна прогрессивная группа. Самое же радостное явление на "In the Wake of Poseidon" -- появление пианиста Кита Типпетта, замечательного авангардного джазиста, игравшего на пластинках Wyatt'овской Matching Mole, Soft Machine, Джулии Дрисколл и в массе других прогрессивных компаний. Имеется куча сольных пластинок Типпета, практически все захваленные критиками, и недоступные в продаже. Типпетт также сильно украсил собою Lizard -- на мой взгляд, единственно достойный диск Кримзона.

На Посейдоне играет Мел Коллинз, устоявшийся с тех пор на Island, Earthbound и Red как кримзоновский саксофонист/флейтист.

Мел Коллинз -- легенда прогрессива. Он играл везде. На прогрессивных Camel и Caravan, на ирландском психоделически-фольклорном Clannad и андерграундных Jansen and Barbieri. Тяжелой Bad Company и альтернативной Tears for Fears. Он играл с хардкорным Snafu и с такими знаменитыми, богатыми и успешными попсовиками, как Tom Waits и Dire Straits. Он играл в Пинк Флойде. Он играл у культовой легенды, одного из наиболее уважаемых и заслуженных фольк-певцов Mike Heron (из Incredible String Band) и играл в одной из самых позорных махинаций мирового шоу-бизнеса -- Milli Vanilli. Последние в России вполне забыты, а история их приключений весьма поучительна.

Милли Ванилли, один из первых и наиболее прибыльных актов на новой, богатой и ужасно пробивной фирме Ариста, получили массу наград как лучшие артисты, наиболее обещающая молодая группа года и тому подобное. Среди прочего, они получили Grammy -- самую престижную музыкальную награду в мире, по которой скрипят зубами и Трент Резнор и Майкл Джексон. Два педерастического вида негра в дредлоках, Милли Ванилли не пели и не играли и не сочиняли на своих альбомах, а только плясали на видео и давали интервью. В общем они ничем особенным не отличались от других профессиональных попсовиков на МТВ. Песни их были существенно лучше, чем мусор, обыкновенно засоряющий американское радио, поскольку за песни отвечал продьюсер Франк Фариан, стоявший за заслуженной популярностью крутейшей андерграундной группы Бони М. Неудивительно, что Милли Ванилли имели за год 5 штук топ-10 синглов, из них три -- #1 хиты (кто не знает -- это очень много. Уровень U2 и Тhe Beatles. То есть, Филу Коллинзу с Питером Гейбриелем еще рости, и лизать, и лизать, и рости до такого успеха, как они ни стараются).

Потом неожиданно компания призналась в том, что Милли Ванилли не пели и не играли, был большой скандал и Ариста даже вернула деньги купившим милливаниллиевские альбомы. Богатые награды были тоже забраты обратно. Никакие из милливаниллиевских хитов больше по радио не играют нигде, их пластинки не укупишь и вообще вокруг этой группы имеется настоящая информационная блокада. Почему так случилось, не очень понятно: ведь и действительно, совершенно по барабану, пели два пидораза чужие песенки сами, или не пели, а только плясали. Одна из теорий имеется в интересной статье Тода Фридмана в сетевом журнале Bad Subjects.

На rec.music.progressive публика давно удивлялась, почему Мел Коллинз, многократно доказавший свои способности писать прогрессив высокой очистки, никогда не пытался создать собственной группы и не записал ни одного сольного проекта. Когда штука с Milli Vanilli раскрылась, умные головы сразу распознали его хитрые планы: оказывается, весь прогрессив есть не более как бесстыдная подделка продажных компаний, корпоративный проект наподобие Milli Vanilli, управляемый закулисным Мелом Коллинзом.

Теперь, Lizard (1970). Духовая секция позаимствована из Soft Machine (плюс Мел). Андерсон, знаменитый через Yes, появляется на Prince Rupert Awakes -- единственная по-моему песня, за всю его карьеру, где его гелиевый голос не режет слух.

Барабанщик Lizard-а Ian McCulloch играл после Кримзона в замечательных, сейчас абсолютно недоступных прогрессивных группах Fields и Greenslade. Greenslade, интересная поразительной красоты обложками конвертов, вроде вышла на японском CD, но, как всегда, японские CD стоят под $40 и нигде не купишь. Еще МакКаллох играл на Back To The Pavilion Энтони Филлипса, совместно с Мелом Коллинзом (опять Коллинз!) и Mike Rutherford-ом из Дженесис. Почему МакКаллох оставил Кримзон, нигде не обьясняется, please шлите email если знаете; что он делал после Гринслэйд, тоже неизвестно.

Вокалистом и басистом на Lizard был Гордон Хаскелл, выпустивший в 1969 сольный альбом "Sailin' My Boat". Помимо этого, Хаскелл играл (на басу) в замечательной психоделической группе Cupid's Inspiration (1968) и в The Fleur de Lys (1965-68). Сейчас он выступает в формате фолька, т. е. поет соло под гитару. Я купил один его диск, "It's just a plot to drive you crazy" (1992, Voiceprint Records) -- нудную акустическую ерунду, временами смахивающую Питера Блевгада из Slap Happy и местами на соло вандерграафного Питера Хаммиля (любовно называемого выше Хемулем). Ни одного музыканта, кроме Хаскелла на гитаре, на этом диске нет, может от этого он такой нудный. Интересно, что голос на Хаскелла здесь вполне скучно-профессиональный, в отличии от безголосой монструозности we all learned to love на Лизарде. Предыдущий диск, "Hambledon Hill", (1991 и тоже Voiceprint) очень хвалят, но я нигде этот диск не видел. Хаскелл вроде судится с Фриппом за доходы от Лизарда, они вроде больше не друзья. На втором сольнике Гордон-Хаскелла, "It Is and It Isn't" (1972), играет John Wetton, в то время еще в Family. Хаскелл сам вроде бы не очень хотел играть в Кримзоне, с концертами ни разу не выступал и провел в группе в общей сложности 3 месяца.

На следующем диске (Islands, 1971) Кримзона состав был совсем другой и новый: на барабанах появился Ian Wallace, а на басу Боз (Raymond Burrel), работник сцены, наученный Мел Фриппом играть и посаженный на бас/вокал. Синфилд и Коллинз остались, причем Коллинз был научен меллотрону и посажен на меллотрон. Типпетта почти не слышно, а вот компания Wallace/Burrel -- явные гопники и алкаши, и это слышно. Записано все удовольствие до крайности грязно, никакого синфилдовского концептуального подхода давно и в помине нет, в общем вырождение налицо. Фрипп распустил группу после американских гастролей, пресытившись контактами с агрессивным алкашом Баррелом, и последний организовал тяж-металлическую Дурную Компанию (Bad Company), где играл до 1982. Перед Компанией, Коллинз/Баррел/Уоллес немного играли у Алексиса Корнера. Потом Ян Уоллес уехал в Штаты и барабанил у Боба Дилана, а Мел Коллинз организовал Милли Ванилли.

Питер Синфилд был грубо выжат Фриппом из группы примерно в то же время, и с тех пор выпустил сольный альбом, (Still, 1973) и еще пластинку вдвоем с Ино: радиотеатр по мотивам Роберта Шекли. Потом Синфилд продюсировал первый альбом Roxy Music, а также продюсировал и писал тексты к двум пластинкам замечательной итальянской прогрессивной группы PFM (Premiata Forneria Marconi). Альбомы его вроде очень хороши, но все как один недоступны. Кроме того, Синфилд заработал массу денег, сочиняя хиты для эстрадных кумиров типа Шер; писал он тексты и куче разных других прогрессивных артистов: типа ЭЛП. Конечно, Шер и ЭЛП -- далеко не Кинг-Кримзон, и Синфилд себя ни с Шер, ни с ЭЛП так близко не связывал, всегда распространяясь о Кримзоне с изрядной долей ностальгии. Еще бы, он как-никак рисовал группе конверты, сочинял тексты и иногда -- музыку, делал свет, часто и звук, в общем был почти единоличным автором концепции. Я видел его e-mail в гостевой книге Voiceprint-а: pjs@lyric1.demon.co.uk: он жаловался, что про его замечательный CD никто в этой книге еще не написал, и рассказывал о своих планах выпустить новый альбом. Там же попадался e-mail от Гордона Хаскелла.

Про сольники следующих составов Кримзона как-то и разговаривать не хочется. John Wetton после Кримзона играл в одинаково отвратных Uriah Heep, Asia и UK, выпускал какие-то совсем уж унылые, попсовые и убыточные соло. Похожий на кролика Брюфорд выпустил много скучных джазовых сольных дисков, организовал свою группу (Earthworks), тоже сухую и скучную как селедка, играл в Гонге, где был разруган Даевидом Алленом за механичную игру и отсутствие воображения, играл в Дженесисе, где заменял Фила Коллинза, переползшего на вокал, и наконец вернулся в Yes, откуда опять пошел в Кинг Кримзон.

Последний альбом Кинг-Кримзона называется Срак.

Не будем об этом.

         ``volshebnaya svin'ya''

Продажа Англии фунтами: плодовитые музыканты Genesis

Не было такой ужасной смены составов в группе Genesis. Не числом, так умением: сольная карьера музыканта из Дженесис занимает в среднем не один десяток пластинок. Ужасненьких.

Genesis определял себя как "группа авторов песен". И действительно, на ранних альбомах (вплоть до Lamb Lies Down) Genesis-а песни писали все, ну кроме может быть Гейбриеля и Коллинза, которые зато сочиняли тексты и пели. И один за другим, музыканты уходили из группы в поисках сольной карьеры.

Первой ласточкой был помянутый выше Энтони Филлипс, ушедший из группы 17-ти лет от роду после второго альбома (Trespass). Выучившись музыке, он выпустил массу пластинок ( 15-20 сольных альбомов, а также синглы, EP...) Еще он играл поп-музыку в группе "Invisible Men".

Очень хочется эти пластики любить. Правильные идеи, прогрессивный звук, синтезаторы. Но скучны они неимоверно: синтезаторные попытки в жанре, популяризированном гениальным Mike Oldfield-ом превращаются в New Age (в Slow Dance и 1984), а акустические пьесы -- в вялые инструментальные мастурбации (Private Part and Pieces I, New England). Я не оставил надежды когда-нибудь найти действительно хорошую пластинку Филлипса, но боюсь, это не осуществится.

На сети живет Интернациональный Фен-Клуб товарища Филлипса.

На ранних (1977-80) альбомах Филлипса играет и сочиняет Mike Rutherford и играет Фил Коллинз. Также появляются музыканты из раннего Кримзона, Henry Cow, брат Стива Хэккета Джон, Дидие Маллерб из Гонга и Guy Evans из Ван дер Граафа. В общем, натуральный пандемониум. В начале 70-х, Филлипс сочинил оркестральную сюиту "Тарка" с Харри Уильямсом, соучастником (и соавтором) всевозможных проектов Гонга, игравшем вместе с Робертом Калвертом, Даевидом Алленом и Джилли Смит на замечательной пластинке "The Owl and the Tree". Его домашняя страничка чрезвычайно интересна. "Тарка" была записана в 1988, и в продаже отсутствует фатально. А вообще-то почти все пластинки Филлипса, как и много других замечательных прогрессивных артефактов, более или менее доступны через Blueprint и Voiceprint. Особенно хороши картинки на конвертах, нарисованные замечательным художником по имени Peter Cross.

Нумеро дуо: Steve Hackett. Очень злился на Гейбриеля, журналистов и всякую ложь о Genesis в масс-медиа, и собирался оставить группу в 1974. На два альбома задержался в силу ухода главного врага -- Гейбриеля, но не выдержал прослушивания песни Squonq с концертника Seconds Out и все равно ушел. Послушайте Seconds Out и вы его поймете.

Хекетт первым выпустил сольную пластинку -- Voyage of the Acolyte (1975), классический прогрессивный диск, и не менее обязательный к прослушиванию, чем Foxtrot или Nursery Cryme -- в общем, один из 50 лучших дисков прогрессивной эпохи. В записи участвовал остальной Genesis (без Гейбриеля, само собой), брат Стива Джон Хекетт, сестра Майка Олдфилда Салли (она пела; она вообще и сама по себе довольно известный музыкант) и Роджер Миллер, игравший на духовых в раннем Кримзоне. Концепция альбома построена на картах Таро, но и даже без оккультного бэкграунда, сьехавшая крыша при прослушивании почти гарантирована. У меня был знакомый, заснувший под эту пластинку, и проснувшийся с интересными галлюцинациями.

Обложка на конверте сделана Ким Пур, замечательной бразильско-английской художницей, по совместительству супругой Стива. Она иллюстрировала почти все альбомы Хекетта, а также опубликовала замечательную книжку с иллюстрациями к песням Genesis (иллюстрации -- не вполне точное выражение: часть этих песен были написаны как иллюстрации к ее картинам...) Ким сочиняла тексты (а может и музыку) и немного пела на пластинках Хекетта. Одна из самых известных его композиций так и называется -- "Ким". У нее есть собственный WWW site -- www.kimpoor.com, с массой ее картин, биографией, курикуллем вита и иллюстрированными текстами Genesis. Очень рекоммендую посмотреть. Ее иллюстрация ко второму альбому Хеккета, Please Don't Touch, подала идею для генетических уродцев, созданных для развлечения героем фильма Bladerunner Ридли Скотта.

Дали очень восхищался работами Ким Пур, и назвал ее стиль живописи словом "диафанизм", вошедшим с тех пор в Oxford English Dictionary (самый авторитетный словарь английского языка). Персональное слово -- это вам не хухры мухры.

Ким Пур иллюстрировала в основном пластинки Хекетта, в основном портретами Хекетта и фантастическими картинками, а на некоторых еще подрисовывала сзади себя.

На сети есть огромное собрание сочинений Хекетта в МИДИ форме, плюс обложки к конвертам.