Искусство тоталитарно лишь постольку, поскольку помещается в контекст эстетической парадигмы. Любая такая парадигма стремится запечатлить себя в сознании зрителя. Этот процесс сродни промыванию мозгов, перевербовке, индоктринации. Любая заданная система эстетических критериев -- работает на общество спектакля. Должна быть уничтожена. "Мы работаем для конца мира спектакля, не для спектакля конца мира". ``It is the legacy of our age that we must sink... submerge to the deepest depths in order that the highest be elevated to light''... Третьего не дано.
Литературные и всякие прочие конкурсы для артистов имеют функцию фиксации жестких критериев и систем ценностей. Искусство ставится перед ультиматумом -- быть уложенным в жесткую систему ценностных критериев или быть уничтоженным. Ги Дебор описывал этот процесс в главе 35 "Общества Спектакля":
In the essential movement of the spectacle, which consists of taking up all that existed in human activity in a fluid state so as to possess it in a congealed state as things which have become the exclusive value by their formulation in negative of lived value, we recognize our old enemy, the commodity.
Знаменитая глава 49, изобличающая ценностные системы как механизм Общества Спектакля:
In the inverted reality of the spectacle, use value (which was implicitly contained in exchange value) must now be explicitly proclaimed precisely because its factual reality is eroded by the overdeveloped commodity economy and because counterfeit life requires a pseudo-justification.
Искусство становится механизмом разрушения и спектаклеизации ноосферы. То есть окружающей среды. Что вреднее для планеты, фреоновые холодильники или песни Окуджавы? Проханов назвал прошедшие российские президентские выборы атомной атакой на народное подсознание. Он абсолютно прав; в контексте спектаклеизации общественного сознания, деятели официозной культуры и искусства (подобные Спилбергу, Пугачевой или тому же Окуджаве) и действеннее и вредоноснее, чем атомные боеголовки.
Ситуационисты видели выход в искусстве ситуаций, в котором нет разделения на зрителей и артистов. Кидать бомбы и стрелять в толпу, по призыву Бретона. Искусство терроризма. Террорист-практик разрушает себя и свой хабитат. Террорист искусства -- разрушает эстетические парадигмы самим фактом существования вне любых парадигм. Постоянная эстетизация гадкого, неэстетичного, и параллельная де-эстетизация эстетичного. Постоянный отказ от следования вкусам. Отрицание и разрушение хорошего вкуса как такового -- единственный способ сопротивления спектаклю.
Подчинение искусства цели политической или оккультной -- преодоление искусства.
"Тенета". Отвратительно. Оценки, выставленные участникам, больше говорят о членах жюри, чем об участниках. Лучше было бы каждому дать короткое ревью на все работы, представленные на конкурс. К сожалению, большая часть настолько бездарна, что ничего, кроме площадной ругани, не написать. Попытка разобраться в результатах конкурса привела к появлению 150Кб переписки, которую я в первозданном виде включил в EOWN #1. Мне кажется, что люди, которых мы ругаем за их спиной, имеют право знать, что мы о них думаем.
Более интересным результатом тенетовской переписки был обмен письмами об Антихристе с Винни Иудой Лужиным. В результате была разработана теология Лилит. Есть раса мутантов, поклоняющаяся Расчлененному Богу, Бафомету. Генеалогия мутантов. В начале Создания пребывал Адам Кадмон, существо самодостаточное, гомосексуальное и авто-эротичное, совершенное как были совершенны Сефиры. Создание мира ознаменовалось разрушением Сефир (всех, кроме 10-ти). Самодостаточная натура Адама Кадмона была разрушена, и образовалось два существа: рациональный Адам, одержимый силой Порядка, осужденный пребывать в нижней, наиболее поврежденной Сефире (Малкут), и огненная, темная Лилит, сотканная из Хаоса. Создание мира привело к отделению Света от Тьмы, и Лилит, облеченная властью странствовать по Сферам, была низвергнута в Пустоту. Ева -- вторичное, нетворческое существо, создание без души, автоматон, голем. Ее дети отмечены печатью бездушного Демиурга, неполноценны, ущербны, законопослушны -- идеальные прихожане организованной религии, работники, винтики машины. Только дети Лилит способны воспринять Хаос. Как писал Ницше,
Хаос есть творческая сила вселенной.
Данный нам в ощущениях мир (нижний мир, форма II Парменида, мир астрального детерминизма) есть инфернальная игрушка, созданная безумным Демиургом. Дети Лилит живут отчасти здесь (в сфере Малкут) и отчасти в более совершенных Сефирах. Странствие по Сефирам -- один из даров Огненной Женщины. Мир разумной цели (верхний мир, форма I) непостижим в ощущениях, но достижим через упражнение свободной воли (это тоже дар Лилит). Создатель мира разумной цели -- Бафомет, Мелкор. Точно так же как нижний мир есть больная тень мира разумной цели, Демиург -- больная тень Бафомета. После смерти Демиурга был явлен созданный по образу детей Адама бог нижнего мира детерминизма (JHVH-1, он же Яхве, он же Сатана). JHVH-1 расчленил Бафомета и низверг оскверненное тело в Пустоту, где от сотворения мира пребывал дух Лилит. По легенде, голова Расчлененного Бога Бафомета осталась в нижнем мире, чтобы пророчествовать о других сферах, и охраняется Детьми Лилит, в их бесконечной войне против JHVH-1.
Миша Вербицкий