Выпуск от 18 брюмера 1998 года

Место
http://WWW.MATH.HARVARD.EDU/~verbit/EOWN/

Сны о будущем. Началось лето. Я приехал в Москву и иду с Е.Горным по Тверской улице. Горный молчит и неподвижно смотрит вперед. Я тоже молчу, не желая ему мешать. Внезапно в двух шагах перед нами материализуется милиционер в старинной форме брежневского покроя. Мы останавливаемся, видя, что дорога закрыта. Горный нерешительно протягивает призраку руку для поцелуя. Милиционер, однако, этот жест игнорирует, и, стоя по стойке "смирно", вопрошает строго: "Знаете ли вы, что такое акселерация?" Я ловлю себя на недоуменной мысли о том, возможно ли акселерацию как явление на столичных улицах запретить. Денег на штраф у меня нет, точнее, есть несколько разноцветных бумажных купюр прежнего образца, о которых мне известно, что они давно не в ходу. Горный же, нисколько не смутившись, обретает голос и, театрально оный возвысив, отвечает: "Да! Мы знаем, что такое акселерация. Это --- вторжение мутантов в наш быт." Я повернулся, чтобы заглянуть Горному прямо в глаза, и обнаружил, что за время произнесения слов об акселерации он и сам изрядно подрос. Еще хуже было то, что он целиком приобрел нездоровый, черновато-металлический оттенок. Я отступил на шаг, чтобы разглядеть его лицо, и промочил ноги. Пришлось осмотреться кругом, и тогда я понял, что мы оба стоим на небольшом острове. Ни моста, ни переправ не было видно, и мутная, фиолетовая почему-то вода норовила захлестнуть последний клочок суши у наших ног.

Проснувшись, я сразу прочел письмо от Горного, в котором говорилось о том, что такое тибетская музыка. И подумал: ведь Горный --- буддист, а значит, должен верить и в переселение душ.

Вернемся, пожалуй, к проблемам бодрствующего сознания. В сегодняшнем выпуске, как я не раз торжественно обещал накануне, ни словом не будет помянута альтависта Пренебрежем заодно и рамблером , и прочими русскими искалками , мы же не шовинисты какие-нибудь.

Все еще размышляя о Горном, что не так-то просто на свежую голову, я машинально набрал в длинном узком окне, Бог весть как возникшем на моем экране, имя Будды в кириллице. (Сторонняя мысль, пока жужжит трудовая программка: "кириллицу", как известно, придумал ученик братьев Кирилла и Мефодия Стефан, но и готический шрифт изобрели не в Готе. Быть может, когда-нибудь, столетий эдак восемь спустя, и мое имя приклеится к чему-то уж вовсе неподходящему, а непрошеную ежедневную рекламу на повсеместных квантовых компьютерах станут называть в обиходе, например, пушкинским дневником. Это может произойти раньше, чем мы обыкновенно предполагаем: по мере того, как сокращаются расстояния, время ускоряет свой ход.)

Получилось у меня 477 "вхождений" (а ведь еще Горный, помнится, предупреждал меня о том, насколько отчетливее слышны в русских переводах международной компьютерной терминологии естественные психоаналитические коннотации). Ничего другого я и не ждал, и вообще, откровенно говоря, не ждал ничего, а всего лишь, остановившись мыслью на Горном, не сумел удержать руки прежде, чем пальцы прошлись по клавишам.

Чувствуя себя обязанным проглядеть, хотя бы формально, выпавшую мне подборку, я не без удивления обнаружил, что угодил в однородный, причем, можно сказать, неожиданно жестокий пласт языка. Судите сами:

или, нечто неясное, даже такое задумчиво-поэтическое, но и заведомо с оттенком S&M эротики:

И вот, совсем уж неожиданная запись, на одной из последних страниц: Впрочем, ясно, что именно здесь речь идет о феномене, который легко объяснить известной многократностью бытия .

Вспоминается дзен-буддистская мудрость: "Если ты встретишь на пути своем истинного Будду --- убей его!" ("Сколько раз увидишь его, столько раз и убей," --- как уточнял по другому поводу известный советский поэт Константин Симонов.) В этом смысле пресловутая жестокость оказывается вполне органичной нашему списку, и я вовсе не удивился, когда совершенно случайно избранный путь привел меня на сайт с призывами: мериканцев --- жечь , особо опасные наркотики раздавать населению в принудительном порядке, и даже отчего-то замучить насмерть ни в чем не повинные электроны. Но такова уж особенность учения Будды: ни в великом, ни в малом оно не знает границ.

Апокалиптической риторике, в преддверии 2000 года, когда времени больше не будет и международная компьютерная сеть канет в бездну дигитального хаоса, --- апокалиптической риторике, неохотно соглашаюсь я с держателями маргинальных информационных служб, сегодня трудно отказать в актуальности.

Из известных людей писали об этом Май Мухин, и Мирза Бабаев, и, пожалуй, сотни, а то и тысячи других авторов во всякие времена. Эпохи, соприкасаясь краями, порождают вулканы и почвотрясения; однако, всякий знает, что безымянных стихий в истории не бывает, они требуют воплощения. Двуногих тварей миллионы для них не столько орудие, сколько поле битвы, но вот без администрации ни в одном деле нельзя, и потому, когда наступает пора безвременья, в должность вызывают Антихриста.

Дело это, казалось бы, и нехитрое. В Антихристах служил Наполеон , и Чичиков, и Капитан Копейкин . Позднее, в юные годы М.И. Мухина, пионеры ходили с Петлей Антихриста (чью должность занимал тогда Сами Знаете Кто из Мавзолея). Многократность эта мне давно уж сомнительна, и неспроста сопровождается сегодня, в день буддистского выпуска Бессрочной Ссылки, настойчивой мыслью о Горном. Больше я вам ничего не скажу об Антихристе и антихристовом, а только, дабы ясней прозвучала перекличка эпох, приведу строчки из народной песни времен Первой Отечественной:

(А...Н.... "Песнь соотечественникам по прогнании злодеев из земли Русской") [Собрание...,1,156]

Но вернемся к теме последних известий Армагеддона.

Бесчеловечный (впрочем, такое определение, на фоне вышеизложенного, отдает избыточным гуманоцентризмом), я подчеркиваю, бесчеловечный этот сайт подается в форме ежемесячного выпуска "новостей". Он так и называется --- "End of The World News", то есть, новости конца света. Я, впрочем, готов признать, что конец света и случается у нас примерно раз в месяц, в рамках все той же, упомянутой чуть ранее, многократности.

Будда фигурирует здесь въяве, так сказать, во плоти. Отдельная заметка озаглавлена даже: "Апполлинария о Живом Будде". Почему живой, тоже объясняется:

Все это имело место , когда Будда пришел на Землю в образе знаменитого барона Унгерна.

Заслуживает внимания, разумеется, пассаж #13:

Белая культура, как видите, подлежит распаду. Что же, сейчас с этим трудно спорить. Монетаризм, знаете ли, и спам электронный как жесточайшее проявление оного, да к тому же и сферу искусства заселила нынче прагматичная каста продюсеров. Но теперь мы, гуманисты-западники, знаем истинного виновника: очередной Будда, конечно, персонификация энтропии распада. А ведь, кажется, стоило прикончить хотя бы одного этого вовремя... И снова я подумал о Горном.

Вот еще что отсюда я прочел с удовольствием:

Все верно, я и сам, по роду занятий, то и дело сталкиваюсь с подобными заблуждениями.

Парадоксальным образом, я нашел в "новостях" тех самых мутантов , с которых --- не скрою, в холодном поту --- начинался мой день. И это уже, заметьте, без всяких подручных средств ! Впрочем, здесь они, зловредные, выступают, скорее, в положительном контексте:

...И мог бы, да не хочу с этим согласиться.
Слова
Сегодня --- некоторый гибрид разделов "Глупость" и "Слова". (Не отпускают меня мутанты , плоды безоглядного скрещивания и космической радиации.)

Юзнет, подобно Паутине, способен создать у всякого пользователя ясное представление о неоднозначности прошлого. Биографии известных людей, опубликованные на Сети, часто бывают взаимно противоречивы, и правы те, кто априори относят непроверенные свидетельства современников к жанру литературной мистификации.

Передают нам из Средней Азии историю некоего Г., владельца одного из популярных телеканалов. Начинал он будто бы свою карьеру удачливого бизнесмена со школьных лет, за игрой на бильярде. Окончив школу, Г. пешком отправился в Индию, невзирая на действовавшие тогда строгие законы; повторяя путь своего знаменитого предшественника Афанасия Никитина, из поденщиков на базаре выбился в люди, и торговал бриллиантами. Позднее, воспользовавшись серьезным, за последнюю тысячу лет, скачком в развитии судоходства и океанографии, Г. попал на американский материк, где и приобщился перипетиям европейской традиции капиталовращения.

К чему я это все, спросите вы, мало ли в нашей официальной прессе апокрифов не менее поучительных? А я отвечу: как ни странно, все к той же, затронутой мною выше , теме прогулок по Тверской улице. (Помните, как Горному и мне преградил дорогу человек из прошлого, в милицейской форме?) И связь здесь --- самая прямая, как читатель легко убедится спустя несколько строк.

Итак, в начале 90-х Г. приехал в Москву человеком со средствами, но еще не миллионером. По эту сторону океана тем временем набирал силу хищный социальный и финансовый феномен --- капитализм. Исторический момент требовал осторожной поспешности, а она, в свою очередь, более чем солидного начального капитала. Как же разыскать недостающее? Исконно русский способ --- на спор.

Кажется, многие москвичи помнят Тверскую улицу перекрытой. Строительные работы, с оцеплением, милицией и прочим дроблением асфальта совсем не пропускали пешеходов, и даже затрудняли автомобильное движение на мостовой.

Причиной же этому была обыкновенная предприимчивость. Русский купец Г. ударил по рукам с одним из будущих конкурентов. Он предложил пари, что в течение двух недель перекроет пешеходное движение на улице Горького, не возбудив к тому, со стороны закона, ни малейшего интереса. Смелость города берет, а не то что столичные улицы. И вот, утверждает молва, Г. вложил все, что имел, в рабочих, две недели кряду ломавших, а после на том же самом месте укладывавших асфальт. А еще, разумеется, в охранников, одетых по форме из уважения к идее российской государственности. И конечно, по ностальгически-равнодушному праву абсурда, рассудительный Г. без труда выиграл спор.

Подведем итоги общественно-лексической арифметике. Коммунизм есть советская власть плюс электрификация всей страны. Капитализм, разумеется, не что иное, как эксплуатация наемного труда рабочих, в стихийном своем буддизме разрушающих тротуары (единственно с тем, чтобы дать им возможность родиться заново). Социализм же --- переходная стадия от капитализма к коммунизму. Противоположные тенденции, кажется, слиты в нем неразрывно, и возможно ли отделить одну от другой без риска жестокой ошибки?

Как писал В.В.Розанов, ничего не знавший о наших будущих бедах (и все ж он мучился таинственным!):

Выписка
Сегодня я хотел бы посвятить этот раздел всем, кто чувствует себя беззащитными перед лицом электронного спама. Вызывая почтовую программу, придайте вашей воле аскетическую непреклонность. Ужесточить сердце в виду непользительной этой многократности бытия. Они пишут вам: если не хотите получать от нас почту, пошлите нам письмо, и пусть в линии subject в нем стоит: "Remove!" И вы посылайте. Они спросят вас снова: "Да полно, точно ли вы желаете отписаться?" И вы отвечайте: "Remove!" Они помолчат и пришлют вам еще: "А может, вот этого вам прислать?" И вы наберите воздуха в легкие, и напишите им письмо, которое цензура еще совсем недавно, на памяти сегодняшних наших "тинэйджеров", оставила бы пустым. А в subject line и на этот раз твердой рукой проставьте: "Remove". Простите мне нетрадиционно длинное предисловие, больше не повторится. А.Э.Брэм, "Жизнь животных".
По жизни
Тему ностальгии исчерпать невозможно. Между тем, идеологические мифы нашего детства на глазах распадаются в прах. Равнодушно-олимпийские формы Рабочего и Колхозницы, равно как и любовный магнетизм уходящих в космологическое прошлое архетипов (скажем, Неизвестного Солдата или Девушки с Веслом) ничего не говорят сердцу сегодняшнего подростка.

Правда, многие отмечают тесное, вплоть до взаимопроникновения, родство различных форм оккультно-религиозной практики: так, усмотреть сходство живого ленинизма нашей подсознательной памяти с апокрифической стороной основных вероисповеданий сегодняшнего мэйнстрима заведомо не составляет труда. Н.Н. сообщает: в одной из школ города N, в 70-е годы, висел плакат ортодоксально иеговистского содержания.

Известно, с другой стороны, что многие партийные и комсомольские освобожденные работники в последние годы сделались особенно религиозны. Как будто и закономерность прослеживается: партия тяготеет к Православной Церкви, а комсомольские лидеры, по слухам, чаще выбирают иудаизм.

Читателя А. его коллеги по научной части пригласили однажды на такое вот, из новых, религиозное собрание. Там его угощали арбузом и подарили ермолку, а потом спросили, знает ли он, как отличить кошерное от некошерного. А. отвечал, что примерно себе представляет. Его спросили, что значит --- примерно. А. рассказал, как в молодости ходил с друзьями в поход на Алтай и, заблудившись в горах, к ночи вышел в жилые места, не отмеченные на карте. Оказалось, что это раскольничье поселение. А., рассчитывая пополнить запасы провизии, постучал в окно одного деревянного дома. Хозяин дома вышел на зов. Чтобы завязать беседу, А. попросил себе воды напиться. Старообрядец развел руками: "И рад бы, милай, да поганой посуды нет!"

Сострадание почти все сектанты считают за добродетель.

Игра

Правила игры.

В прошлый раз, как с негодованием отметила Инна Булкина, был "опять Бенедиктов". Она получает 10 баллов, как и прочие угадавшие, и по-прежнему возглавляет список победителей.

Продолжаем сонетный тур. Жульничество , даже и благородное, на сей раз исключено: уж это я выверял всевозможными способами . У автора немало работ в жанре , к которому прикипел сердцем Митя Манин --- но, и здесь вам придется поверить мне на слово, не так-то просто их разыскать . Все же, имя и фамилию поэта внимательные читатели знают, и потому --- удачи будущим победителям! (Пожелание, впрочем, не лишенное футурологического конформизма.)

Ввести 10 фамилий:
*1
2
3
4
5
5
7
8
9
10
свой email
и подпись *
(поля со звездочкой * заполнить обязательно!)

Закладки
Сегодня, в порядке локального патриотизма, несколько ведущих эстонских страниц.

http://haldjas.folklore.ee/folklore/vol5/mikko.htm
Похоронные обряды в некоторых эстонских поселениях на Кавказе (по-английски):

http://www.erm.ee/naitus/suhhumi/now.html
Эстонцы в Сухуми. (Прилагаются фотографии.)

Вот немного об эстонцах на Черном море:

http://www.erm.ee/naitus/kaukaasia/eng_estonia.html
http://www.erm.ee/naitus/kaukaasia/eng_salme.html
http://www.erm.ee/naitus/kaukaasia/eng_alinda.html

http://www.erm.ee/naitus/kaukaasia/eng_plageda.html
Кавказские эстонцы на охоте (с фотографиями охотников, остальное по-английски).

http://www.ciesin.ee/ESTCG/CULTURE/EB/eb004.html
Интересное этнографическое исследование (по-английски):

И наконец, считая патриотический долг исполненным, --- просто коллекция полезных линков на странице

http://world.std.com/~kibo/misclink.html
"LINKS FROM AROUND THE WORLD, EXCEPT FOR CHINA WHICH HAS

PostScriptum
Пришла пора вернуться к проблемам цыгановедения. Читатели продолжают мне присылать русские версии куплета: --- и я давно уже собирался опубликовать те из них, что лидируют по статистике. Ниже следуют четыре перевода, каждый из которых получен мною не менее чем с восьми различных машин. (Дорогой Ш., Вы напрасно жульничали; как видите, не помогло.) Один из читателей, по его словам, не очень хорошо говорящий по-русски, любезно привел целиком цыганскую версию:

Наконец, читатели А-ва и Б-ки из Японии независимо выполнили перевод куплета с цыганского в популярной на WWW форме хокку :

На сегодня все; надеюсь, что не слишком наскучил. В следующем выпуске снова поговорим о японцах.

www.russ.ru
©1998 Роман Лейбов E-mail: roman@admin.ut.ee
©1998 Русский Журнал E-mail: russ@russ.ru