Yulya Fridman ([info]aculeata) wrote,
@ 2001-11-04 12:53:00
Current mood: guilty

Пушкин и Фет
По поводу, опять же, Немирова.

В какой вот исторический момент Пушкин стал Парадный
Поэт (альтернативный как бы символ державы)? Пушкина
рев. матросы хотели сбросить с корабля современности,
но не сбросили, а назначили хранителем культуры от
официоза. А почему? Кто подхватил формулу Ап. Григорьева
("Пушкин -- наше все") и когда это придумали сделать?
М. И. Цветаева начала скандалить и всячески бить тревогу
в начале тридцатых, чтоб из Пушкина эталона не делать.
Мандельштам в тридцатые же написал, что грамотеет племя
пушкиноведов. Тогда, что ли? И кто разрабатывал школьную
программу с темой поэта и поэзии в лирике Пушкина --
это она свернула крышу совр. сов. поэтам, а не
непосредственное влияние Пушкина. Как вообще это вышло,
и как это бывает? (Явление пушкиноведения давно вышло за
рамки гуманитарной науки и ждет своего культуролога, но я,
кажется, не совсем о том.) Если есть знающие люди,
подскажите, сделайте одолжение.

Ленты не прочесть, на комментарии не ответить, спасибо
хоть почта заработала. Сон про А. А. Фета вот посмотрела
и записала на днях, помещаю теперь здесь.

Я приехала к бабушке и сокрушаюсь, что не записывала
дедушкиных историй, семейных и прочих: не то любовь
какая-то мне мешала, не то еще чепуха, а теперь поздно.
Бабушка предлагает в утешение разобрать книжки. Толстая
книга с надписью на корешке: "Неорганическая химия".
Оказывается (бабушка говорила), что раньше этот термин
понимали более расширенно. В книге есть статья про
А. А. Фета. Афанасий Фет первым дал определение
четырехугольника, видимо, за игрой в карты. Раньше
определения в геометрии формулировали описательно,
например, додекаэдр ведет жизнь многогранника, призван
выполнять (такие-то) повороты. А. А. Фет про
четырехугольник сказал: не ведет жизнь, а влачит
жалкое существование,
так как не является фигурой
во плоти, а сводится к своему скелету из косточек,
причем даже этот костяк на самом деле исчезающе мал.
Раньше отрезки считали пухлыми и объемными, как
пирожные.

Одноклассники Илюша Минков и Сеня Штейнгольд, оба очень
маленького роста, сильно дружили и вдруг поссорились.
Поссорившись, перешли на "вы" и продолжали вместе играть.
Теперь с ними играть бессмысленно: они только и делают,
что между собой спорят о правилах, издевательски наворачивая
формулы вежливости: "вы изволили заметить, что вы
соблаговолили изволить" (видимо, заметить). Я думаю
подобрать бутафорский меч, но оставляю его девочкам и
ухожу не то в школу, не то на физтех. Сирень оборвана
почти вся, на каждом кусте осталась только одна ветка:
говорят, для красоты, но ясно, что просто не смогли
дотянуться.

(Записала сны, потом поместить в дневник.)



(Post a new comment)


[info]r_l
2001-11-04 10:43 (link)
Какие матросы,с какого корабля?
Ленин, например, не склонен был сбрасывать, равно и нарком Луначарский идиотский.
Не надо выпрямлять 20-е гг. под глупые схемы имени Дугина и прочих имбецилов. Дореволюционный культ Пушкина (кстати, исследователей все это уже дождалось, пойди и купи книгу Дебрецени, например, да еще много есть работ о том) никуда не делся.
Все в 20-е было объемнее. См. любую книжку.
Пушкин у гимназистов конца века (костяк большевиков) стоял в агенде в полный рост. И памятники ему ставили.
Так-то.

(Reply to this) (Thread)


[info]aculeata
2001-11-04 14:36 (link)
Ты вот почитай, что мне приличные люди отвечают, да?

И потом -- бога ради, при чем здесь Дугин и имбецилы?
Сейчас такое время, что хороший человек просто обязан
быть имбецил. Или ацефал. Но я же не о том.

Культ Пушкина не ставлю я под сомнение, я спрашиваю
про Пушкина как символ державы; если угодно, как
символ нации. Даже и формула Григорьевская сейчас
воспринимается совершенно иначе, чем тогда: не
литературное "все", а все вообще. Что за "схемы
Дугина" и при чем здесь памятники, не возьму в толк,
прости.

(Reply to this) (Parent) (Thread)


[info]r_l
2001-11-05 00:58 (link)
Да, я почитал, про параходы, очень интересно.
Государство Пушкина присвоило тогда же, когда всю старую символику - в 30-е годы. Эмиграция с Пушкиным как символом и не расставалась (как и белое движение). Я не понимаю, о чем тут спрашивать?

(Reply to this) (Parent) (Thread)


[info]aculeata
2001-11-05 04:02 (link)
Ну, если бы я не спрашивала, а сама сразу написала:

>Государство Пушкина присвоило тогда же, когда всю
>старую символику - в 30-е годы.

меня бы откомментировали в имбецилы. Потому что, сказали
бы мне, какая связь между Пушкиным и старой гос. символикой?

А это мне, например, и интересно. Понятно, что в тридцатые
годы разрабатывается концепт Нового (государственного,
официозного) Патриотизма. Так уже было, но в формулу
Самодержавие -- Православие -- Народность не входила
культура.

У меня есть чувство, что это вовсе не по Ленину, и даже
наоборот. Признать сферу "внепартийного" и над ней
поставить маяк. Пушкин не входит в основные Святцы
сталинской идеократии, зато открывает альтернативные,
и житий приличествующих сколько написано.

(Reply to this) (Parent) (Thread)


[info]r_l
2001-11-05 04:07 (link)
Пушкин - атвор из гимназической программы, ему памятник установлен в Москве на бульваре... он - часть старого символического мира. Именно в таком качестве и восстанавливается, наряду с гимназистами и городовыми.

(Reply to this) (Parent) (Thread)


[info]aculeata
2001-11-05 04:26 (link)
Как часть антуража?
Типа, мода на ретро?

(Reply to this) (Parent) (Thread)


[info]r_l
2001-11-05 04:36 (link)
Нет, не так - это не ретро, конечно. Берутся из старого симболярия некоторые ключевые вещи и встраиваются в принципиально новую идеологическую систему. Как фильм Эйзенштейна про Александра Невского. Это ведь не ретро, хотя преемственность по отношению к официальной риторике имперской имеется явная (памятная многим современникам,живо помнящим 1914 г.).

(Reply to this) (Parent) (Thread)


[info]aculeata
2001-11-05 06:32 (link)
Ну, отчасти я и говорю о том, как именно
встраиваются. Пушкин не мундир гимназиста и
не памятник на бульваре, роль у него совершенно
другая: не знак времени, чтоб там связывать эпохи,
но активный символ, контекстообразующий. Если
уж делить сталинское св. писание на Ветхий Завет
и Новый, можно заметить, что ключевые фигуры Н.З. --
Ленин, Сталин, а вот в Ветхом Завете царям,
например, быть нельзя. Поэтому там деятели
культуры на тех же правах. Но это не самый
интересный подход, по-моему. (Есть еще куча
очевидных причин, почему Пушкин нужен для
концепта -- Сталин любил Николая II; возможно,
поэтому заигрывал с литераторами в роли личного
цензора и странно наводил справки о степени их
таланта, но это все ясно и - - -.)

(Reply to this) (Parent) (Thread)


[info]r_l
2001-11-05 06:37 (link)
Эх, погубит тебя опять (!) пренебрежение к логике "и-и" в пользу логики "или-или".
И памятник тоже. И мундир. И часть новой мифологии (в которую из царей допускались Петр и Иван, как известно).
Насчет сроков мы уже выяснили. Почему Пушкин - тоже понятно.

А вот про любовь Cталина к Николаю я не знаю - расскажи, откуда это?

(Reply to this) (Parent) (Thread)


[info]aculeata
2001-11-05 06:52 (link)
Первого Николая, естественно (пардон), отсюда (будто
бы) манер подчеркнуто солдатская простота и проч., а
источников у меня нет -- они все были на слуху,
периодика, и даже в литературу вошло (у Пелевина
какого-нибудь наверняка, а может, и у Солженицына).
Как и наполеономания. Насчет логики какая-то, прости,
надуманная чепуха, почему погубит, и почему опять?
впрочем, пустое.

Про Пушкина я спрашивала совсем о другом, в какой-то
мере ответила девушка внизу. Но я вообще-то начинала
с Немирова.

(Reply to this) (Parent) (Thread)


[info]r_l
2001-11-05 06:55 (link)
Опять - потому что губила уже, наверное.
Погубит - потому что нельзя так описывать сложные явления.

Про Пушкина ты спрашивала, откуда школьная программа с темой поэта и поэзии. Из гимназических учебников, повторяю.

(Reply to this) (Parent) (Thread)


[info]aculeata
2001-11-05 07:41 (link)
Нам, как известно, никакая логика не
страшна.

Гимназическая программа! Я очень хочу
это видеть, мне нужно для дела. Понятно,
что там не будет Некрасова, но очень нужно
все равно.

А от привычки читать только между строк
пациент отучается от членораздельной речи.
Это ужасный медицинский секрет. У него в
голове заводятся червячки.

(Reply to this) (Parent) (Thread)


[info]r_l
2001-11-05 09:31 (link)
Где не будет Некрасова???
Поищи хрестоматию Сиповского (она вообще хорошая и полезная - в буках ее, наверное, можно найти). Там есть Некрасов несомненно.
Не читай между строк! Читай внутри их! Привет.

(Reply to this) (Parent) (Thread)


[info]aculeata
2001-11-05 09:48 (link)
Ну, Некрасов versus Пушкин о поэте
и поэзии. Если есть и это -- просто
праздник, натурально, но ведь так не
бывает. Посмотреть не посмотрю, куда
нам из дому, а есть надежда на добрых
людей.

(Reply to this) (Parent) (Thread)


[info]r_l
2001-11-05 09:52 (link)
Юля, ты представляешь себе, что такое было гимназическое образование после 1907-го?
Если б у меня был свой Сиповский, презентовал бы тебе, передав с оказией (Немзером, хихи), но я, увы, своего давно уже Ленке Грачевой подарил... Но найти можно точно - книга тиражная была.

(Reply to this) (Parent)


[info]r_l
2001-11-05 04:09 (link)
Пушкин - атвор из гимназической программы, ему памятник установлен в Москве на бульваре... он - часть старого символического мира. Именно в таком качестве и восстанавливается, наряду с гимназистами и городовыми.
Это, конечно, не по Ленину. Внеидеологическим Пушкин не был при этом все равно - и святцы были одни. Конечно, он был в ветхом завете там прописан, а не в новом, то есть попериферийнее товарища Лазо и Николая Островского, но все равно - в тех же святцах.

(Reply to this) (Parent)


[info]bv
2001-11-04 11:37 (link)
Не с "корабля", а с "парахода", не матросы, а футуристы. Про "параход" важно, поскольку параходов уже нет (у нас практически последним был "Адмирал Нахимов"), а Пушкин есть и есть. А у Мандельштама это вроде не обобщение, а скорее наблюдение, зарисовка - сам писал про конвоира с томиком Пушкина ( "в шинелях" племя грамотеет).

(Reply to this) (Thread)

человек и пароход
[info]xura
2001-11-04 11:50 (link)
Ага.

а Нахимов -- вообще не вполне наш, а конфискованный. немецкий. на клепках был: на таких же, что Эйфелева башня 8)))

а Мандельтаму, вероятно, и правда было "все смешно". "Наши граждане ходят с бантами, как коты....."

(Reply to this) (Parent) (Thread)

Re: ВЕКНБЕЙ Х ОЮПНУНД
[info]bv
2001-11-04 12:06 (link)
Ну и "Варяг" - гордость американского кораблестроения..
Про "Нахимов" я хорошо знаю, я там с навигационную систему "Magnavox" - на полгода позднее, мог и под "Васева" попасть.

(Reply to this) (Parent) (Thread)

видела того "Нахимова" перед последним рейсом практически, да,
[info]xura
2001-11-04 12:11 (link)
сфоткала даже. зачем-то.
А красивый был потому что.

не знаю, что такое "Magnavox". сорри.
я вот только по котам -- большой специалист. А по кораблям -- нет 8)))

(Reply to this) (Parent) (Thread)

Re: БХДЕКЮ РНЦН "мЮУХЛНБЮ" ОЕПЕД ОНЯКЕДМХЛ ПЕИЯНЛ ОПЮЙРХВЕЯЙХ, ДЮ,
[info]bv
2001-11-04 12:22 (link)
Корабли - с пушками. Это суда. "Нахимов" - судно, "Варяг" - корабль. Еще парусники принято кораблями называть. "Magnavox" американская фирма. На "Нахимове" стоял "MX1102" - спутниковый навигационный приемоиндикатор.

Хозяйка, пардон, совсем офф-топик пошел.

(Reply to this) (Parent) (Thread)

дирижабли - тож корабли 8))
[info]xura
2001-11-04 12:31 (link)
притом, нежно любимые.


а у Гомера с Мандельштамом тем, с которого сыр-бор и весь этот треп начинался -- аж целый список + 1/2
да.
так что -- не вовсе не по теме 8))
хотя -- Юля! сорьки, правда

(Reply to this) (Parent) (Thread)

Re: ДХПХФЮАКХ - РНФ ЙНПЮАКХ 8))
[info]bv
2001-11-04 12:42 (link)
Не список плюс 1/2, а список минус 1/2. Никто ведь не знает, была ли у него бессонница следующей ночью.

(Reply to this) (Parent) (Thread)

ага
[info]xura
2001-11-04 12:46 (link)
хреновый из меня математик.
8))

(Reply to this) (Parent)

оставляла, Юль, записочку еще днем где-то -- на своей летне. теперь вот просто дублирую:
[info]xura
2001-11-04 11:53 (link)
год приблизительно можно обозначить как 1935.
тогда, в начале года еще, всенародный клич был, чтоб последние из предметов, как-то хоть каким-то боком пушкинских, собрать в одном месте. собрали под расписку. потом не отдали, конечно, но речь не о том. до того всенародного строительства музея, вроде, не устраивали еще.
то есть где-то еще за год-полтора до альтернативных юбилеев -- в Советах и в эмиграции.

> Мандельштам в тридцатые же написал,
> что грамотеет племя пушкиноведов

8))
вчера препинаки проверяла в цитате мандельштамовской, а на столе как раз Пушкин с закладкой лежал (по той же причине) -- вот какой у меня "препинак" случился из-за этого:

1)
Мне не спится, нет огня;
Всюду мрак и сон докучный.
Ход часов лишь однозвучный
Раздается близ меня.
Парки бабье лепетанье,
Спящей ночи трепетанье,
ЖИЗНИ МЫШЬЯ беготня...
Что тревожишь ты меня?
/.../

2)
Что поют часы-кузнечик,
Лихорадка шелестит
И шуршит сухая печка, --
Это красный шелк горит.

Что зубами МЫШИ точат
ЖИЗНИ тоненькое дно, --
Это ласточка и дочка
Отвязала мой челнок.
/.../

А про Григорьева: вроде, Лифарь первым массово так внедрил. В Париже. А потом случилось "поверх барьеров" просто какое-то: в Советах слоган больше был растиражирован.

(Reply to this) (Thread)

Re: оставляла, Юль, записочку еще днем где-то -- на своей летне. теперь вот просто дублирую:
[info]aculeata
2001-11-04 14:23 (link)
О! Спасибо! Вот это ответ.

А почему же тогда Марина Иванна?

(Reply to this) (Parent)



[ Home | Update Journal | Login/Logout | Browse Options | Site Map ]