Yulya Fridman (aculeata) wrote, @ 2001-11-26 01:33:00 |
Current mood: | bored |
Current music: | Death in June, The Cathedral Of Tears |
Утопография; Гоголь; Стругацкие; о неприятном.
Есть странное недоразумение, которое как-то даже
и трудно обозначить вполслова.
Рассуждают (осмысленно): почему Гоголь сжег второй
том "Мертвых душ"? Он-де стремился изобразить
позитивный идеал, а это у него выходило безжизненно,
или же положительные герои (Костажонгло) оборачивались,
точь-в-точь по "Портрету", демоническими персонажами.
Гоголя мучило подозрение, что он не умеет писать
ничего, кроме пасквилей, в которых действуют злобные
пародии... (Не сразу стало мучить, а с тех пор, как
оскорбленные обыватели забросали его письмами. Он
же хотел доказать, что писание пасквилей не входит
в его намерения. Пушкина, чьего авторитета хватило
бы объяснить, что он сам себе царь Живи Один, в живых
уже не было.)
Собственно -- а что, кто-нибудь умеет "описывать идеалы"
(так, чтоб это можно было читать)? В жанре утопии нет
увлекательных сочинений. Даже "Незнайка в Солнечном
Городе" скучнее остальных книг (хотя здесь только фон
утопический). Это почему-либо странно? В монотеистических
и языческих традициях непосредственное воплощение
идеала/божества убивает (за редчайшими исключениями, но
вот Зевсу, к примеру, не повезло в самый неподходящий момент).
Прямой контакт -- не для (неподготовленного) человеческого
разума и языка. А что до обходных путей, то тут подступы
к тайнам Иного охраняются демонами. И дай им бог здоровья,
if you ask me.
И вот, делается чудовищное по своей наивности предположение
Стругацких касательно. Дескать, братья попытались
изобразить коммунистический идеал, но увидели, что
коммунизм не имеет человеческого лица, и у них ничего
не получилось. Это-де помогло им разочароваться в
коммунизме.
Практика утопического письма полна разочарований --
но это никак не связано с наличием или отсутствием
человеческого лица у коммунизма. Я, впрочем, думаю,
что Стругацкие и не пытались к ней приступать. Об
утопиях в научной фантастике они высказались довольно
рано, в том же "Понедельнике" (эпизод с машиной
времени, путешествия в будущее).
Пара слов об интеллектуальной нечистоплотности (неприятное).
Пишет у меня в дневнике trurle
>Моя любимая цитата про коммунизм у Стругацких:
>Сквозь шевелящуюся толпу спокойно и неторопливо
>проходили тройки крепких молодых ребят с красными
>повязками на рукавах. Юра видел, как один такой
>патруль зашел в бар, и там мгновенно воцарилась
>тишина, и даже музыка перестала играть.
Привожу в ответ контекст цитаты:
Когда в половине десятого Юра добрался до гостиницы,
вид у него был несколько взъерошенный и ошеломленный.
Вечерний Мирза-Чарле был совершенно не похож на
Мирза-Чарле днем. По улицам, пересеченным резкими черными
тенями, сплошным потоком двигались автомобили. Огни реклам
озаряли толпы на тротуарах. Двери всех баров и кафе были
распахнуты настежь. Там ревела музыка и было сизо от
табачного дыма. Пьяные иностранцы брели по тротуарам,
обнявшись по трое, по четверо, горланя незнакомые песни.
Через каждые двадцать-тридцать шагов стояли полицейские с
каменными лицами под низко опущенными касками. Сквозь
шевелящуюся толпу спокойно и неторопливо проходили тройки
крепких молодых ребят с красными повязками на рукавах.
Юра видел, как один такой патруль зашел в бар, и там
мгновенно воцарилась тишина, и даже музыка перестала
играть. У патрулей были скучающие брезгливые лица. Из
другого бара, уже недалеко от гостиницы, двое с маленькими
усиками вышвырнули на тротуар какого-то несчастного и
принялись топтать его ногами. Несчастный громко кричал
по-французски: "Патруль! На помощь! Убивают!" Юра,
стиснув от омерзения зубы, прицелился уже дать в
ухо одному из этих усатеньких, но тут его очень
бесцеремонно отстранили, и длинная жилистая рука с
красной повязкой ухватила одного из усатеньких за ворот.
Другой усатенький пригнулся и нырнул в бар. Патруль
небрежно стряхнул добычу в объятия подоспевших полицейских,
и те, завернув усатенькому руки за спину, почти бегом
поволокли его в ближайший переулок. Юра успел заметить,
как один из полицейских, воровато оглянувшись на патрулей,
изо всех сил стукнул усатенького по макушке светящейся
дубинкой. Жаль, не успел я его, подумал Юра. На минуту
ему даже расхотелось лететь на Рею. Захотелось надеть
красную повязку и присоединиться к этим крепким,
уверенным молодым ребятам.
trurle тогда заявляет, что "в его любимой
цитате" содержится синопсис отношения братьев к
коммунизму "на уровне оговорки" (это уже в дневнике
egmg, а сослаться не могу, и точно процитировать
тоже не могу, потому что все опять сдохли).
Аргументация, однако, на уровне известного анекдота про
визит к сексопатологу.
-- Что вы видите, глядя на эту картинку?
(белый треугольник на синем фоме)
-- Это корабль, а в нем, в закрытой каюте, моя жена
изменяет мне со своим любовником.
Бывают такие противники у коммунизма -- смотрят в книгу с
тем только, чтобы видеть фигу в кармане. Скучно жить
на этом свете, господа и товарищи.
r_l 2001-11-25 16:00 (link) | |
Дорогая Ю., извини, но никаких ассоциаций насчет "красных повязок на рукавах" кроме народных дружин (которые, заметь, есть возвращение к ленинским временам и противудействие бериевским методам) нет у нормального читателя, который в этом контексте. И быть не может в принципе. Это такая типичная для Стругацких фига в кармане (ничего плохого в этом не вижу). Игра на ассоциации "дружинники-штурмовики" - это такое общее место, что стыдно не знать. Так что непонятно, почему ты ругаешься. Интеллектуальная невинность, - ответят тебе. И будут правы. (Reply to this) (Thread) |
masha 2001-11-25 16:20 (link) | |
Извините за вмешательство. Рома, ты не совсем прав. Стругацкие оперировали образами только из одной, знакомой им реальности- советской. Остального мира образов не было, он был за железным занавесом. В данном контексте - образ значит только одно - "чистые руки и холодное сердце". Без дальнейших коннотаций. Образ, приносящий уверенность в том, что справедливость восторжествует. Утопия, конечно. Ну и что? Нельзя судить литературу с точки зрения идеологии, правда? (Reply to this) (Parent) (Thread) |
r_l 2001-11-25 16:28 (link) | |
Маша, почему, собственно, не было другого мира? Очень даже был. И с дальнейшими коннотациями все было ничего у авторов. А почему нет? (Reply to this) (Parent) |
aculeata 2001-11-25 16:23 (link) | |
Почтенный, с красными повязками (и бантами) на руках ходили все, кому не лень. Эсеры, например. Мой дедушка в пятнадцать лет был левый эсер. Но я, если Вы не заметили, отнюдь не обсуждала ассоциаций с дружинниками (спасибо, в курсе), а контекст привела для того, чтобы показать: никакого укора коммунизму здесь не предполагается. Цитата выдернута из контекста таким образом, чтобы ударение пришлось на "и даже музыка перестала играть"; так (с помехами) работают в головах встроенные дешифраторы. Октябрь уж наступил, и Пушкин пророк его, одним словом. Удачных снов. (Reply to this) (Parent) (Thread) |
r_l 2001-11-25 16:27 (link) | |
(1) это были другие повязки совсем. (2) укора какому коммунизму не предполагается? советскому - вполне. Как ты ни приплетай дедушку-эсера. (3) и тебе тоже успешных сновидений. (Reply to this) (Parent) |
trurle 2001-11-25 23:21 (link) | |
Юля поразила меня в самое сердце. Разумеется, я знаком с контекстом приведенной цитаты; и описывает она именно что ДНД, причем вполне активное. Хотите, я расскажу что именно делает упомянутый патруль в кабаках Мирза-Чале? Правильно, проверяет документы; и если в ночном клубе попадется советский товарисч, то будет ему потом очень нехорошо. Вызовут его куда-нибудь и начнут песочить: ты, дескать, опускаешься до мещанства, забиваешь себе мозги музыкой толстых и в советские космолетчики не годишься; поезжай-ка ты лучше строить дорогу в пустыне Гоби. Это, знаете ли, и есть чаемый Юлей коммунизм Стругацких. При этом расцвет ДНД - с легендарной охотой на "стиляг" - произошел незадолго до написания "Стажеров"; так что выключенная музыка это как раз реальность, контрабандой проникшая в утопию. Кстати, в "западных" барах Мирза-Чале принимают рубли; разнообразные коллизии, связанные с этим обстоятельством, остались не описанными Стругацкими, но ведь и об этом догадаться не трудно, не так ли? Так что упомянутый ДНД еще и фарцовщиков ловит. trurle тогда заявляет, что "в его любимой цитате" содержится синопсис отношения братьев к коммунизму "на уровне оговорки" Помилуйте, где же я такое говорил? По всей видимости, богатая мистическая практика позволяет ей читать между строк. Я сказал что реальность коммунизма присутствует в ранних вещах Стругацких на уровне оговорок; разумеется, сами Стругацкие полагали что "Полдень..." это мир в котором хочется жить и работать. Но а коллизия "Беспокойства" и "Улитки" относится к более позднему периоду. с красными повязками (и бантами) на руках ходили все, кому не лень. Эсеры, например. А это, извините, передергивание. Какие еще эсеры в Мирза-Чале? Р.Л.:Игра на ассоциации "дружинники-штурмовики" - это такое общее место, что стыдно не знать. Я как-то этой ассоциации в обсуждаемом фрагменте не заметил; напротив, ДНД описан вполне с симпатией. (Reply to this) (Parent) |
dm_krylov 2001-11-25 19:24 (link) | |
Относительно НВГ: не знал он сам, почему сжёг. Если хотите, он был богом в своём мире: захотел - создал, захотел - сжёг. Он ведь ещё в детстве жёг свои писания, его маменька рассказывала; она же говорила, что он вовсе не пасквили писал и ничего злобного не было в нём, что он желал добра. Я думаю это так и было, а его убедили мелкие люди в обратном, что и расстроило его. (Reply to this) (Thread) |
aculeata 2001-11-26 15:27 (link) | |
В детстве все жгут. А маменька не самый надежный источник: например, путала она Гоголя в журналах с какими-то вовсе нелепыми авторами (хотя была, несомненно, достойная женщина) -- ей сказали люди, что это ее сын под псевдонимом, она и поверила. Гоголь бывал на нее за такие вещи сердит. (Reply to this) (Parent) |
[ Home | Update Journal | Login/Logout | Browse Options | Site Map ]