Yulya Fridman ([info]aculeata) wrote,
@ 2001-11-26 01:33:00
Current mood: bored
Current music:Death in June, The Cathedral Of Tears

Утопография; Гоголь; Стругацкие; о неприятном.
Есть странное недоразумение, которое как-то даже
и трудно обозначить вполслова.

Рассуждают (осмысленно): почему Гоголь сжег второй
том "Мертвых душ"? Он-де стремился изобразить
позитивный идеал, а это у него выходило безжизненно,
или же положительные герои (Костажонгло) оборачивались,
точь-в-точь по "Портрету", демоническими персонажами.
Гоголя мучило подозрение, что он не умеет писать
ничего, кроме пасквилей, в которых действуют злобные
пародии... (Не сразу стало мучить, а с тех пор, как
оскорбленные обыватели забросали его письмами. Он
же хотел доказать, что писание пасквилей не входит
в его намерения. Пушкина, чьего авторитета хватило
бы объяснить, что он сам себе царь Живи Один, в живых
уже не было.)

Собственно -- а что, кто-нибудь умеет "описывать идеалы"
(так, чтоб это можно было читать)? В жанре утопии нет
увлекательных сочинений. Даже "Незнайка в Солнечном
Городе" скучнее остальных книг (хотя здесь только фон
утопический). Это почему-либо странно? В монотеистических
и языческих традициях непосредственное воплощение
идеала/божества убивает (за редчайшими исключениями, но
вот Зевсу, к примеру, не повезло в самый неподходящий момент).
Прямой контакт -- не для (неподготовленного) человеческого
разума и языка. А что до обходных путей, то тут подступы
к тайнам Иного охраняются демонами. И дай им бог здоровья,
if you ask me.

И вот, делается чудовищное по своей наивности предположение
Стругацких касательно. Дескать, братья попытались
изобразить коммунистический идеал, но увидели, что
коммунизм не имеет человеческого лица, и у них ничего
не получилось. Это-де помогло им разочароваться в
коммунизме.

Практика утопического письма полна разочарований --
но это никак не связано с наличием или отсутствием
человеческого лица у коммунизма. Я, впрочем, думаю,
что Стругацкие и не пытались к ней приступать. Об
утопиях в научной фантастике они высказались довольно
рано, в том же "Понедельнике" (эпизод с машиной
времени, путешествия в будущее).

Пара слов об интеллектуальной нечистоплотности (неприятное).

Пишет у меня в дневнике [info]trurle

>Моя любимая цитата про коммунизм у Стругацких:
>Сквозь шевелящуюся толпу спокойно и неторопливо
>проходили тройки крепких молодых ребят с красными
>повязками на рукавах. Юра видел, как один такой
>патруль зашел в бар, и там мгновенно воцарилась
>тишина, и даже музыка перестала играть.


Привожу в ответ контекст цитаты:

Когда в половине десятого Юра добрался до гостиницы,
вид у него был несколько взъерошенный и ошеломленный.
Вечерний Мирза-Чарле был совершенно не похож на
Мирза-Чарле днем. По улицам, пересеченным резкими черными
тенями, сплошным потоком двигались автомобили. Огни реклам
озаряли толпы на тротуарах. Двери всех баров и кафе были
распахнуты настежь. Там ревела музыка и было сизо от
табачного дыма. Пьяные иностранцы брели по тротуарам,
обнявшись по трое, по четверо, горланя незнакомые песни.
Через каждые двадцать-тридцать шагов стояли полицейские с
каменными лицами под низко опущенными касками. Сквозь
шевелящуюся толпу спокойно и неторопливо проходили тройки
крепких молодых ребят с красными повязками на рукавах.
Юра видел, как один такой патруль зашел в бар, и там
мгновенно воцарилась тишина, и даже музыка перестала
играть. У патрулей были скучающие брезгливые лица. Из
другого бара, уже недалеко от гостиницы, двое с маленькими
усиками вышвырнули на тротуар какого-то несчастного и
принялись топтать его ногами. Несчастный громко кричал
по-французски: "Патруль! На помощь! Убивают!" Юра,
стиснув от омерзения зубы, прицелился уже дать в
ухо одному из этих усатеньких, но тут его очень
бесцеремонно отстранили, и длинная жилистая рука с
красной повязкой ухватила одного из усатеньких за ворот.
Другой усатенький пригнулся и нырнул в бар. Патруль
небрежно стряхнул добычу в объятия подоспевших полицейских,
и те, завернув усатенькому руки за спину, почти бегом
поволокли его в ближайший переулок. Юра успел заметить,
как один из полицейских, воровато оглянувшись на патрулей,
изо всех сил стукнул усатенького по макушке светящейся
дубинкой. Жаль, не успел я его, подумал Юра. На минуту
ему даже расхотелось лететь на Рею. Захотелось надеть
красную повязку и присоединиться к этим крепким,
уверенным молодым ребятам.

[info]trurle тогда заявляет, что "в его любимой
цитате" содержится синопсис отношения братьев к
коммунизму "на уровне оговорки" (это уже в дневнике
[info]egmg, а сослаться не могу, и точно процитировать
тоже не могу, потому что все опять сдохли).

Аргументация, однако, на уровне известного анекдота про
визит к сексопатологу.

-- Что вы видите, глядя на эту картинку?
(белый треугольник на синем фоме)
-- Это корабль, а в нем, в закрытой каюте, моя жена
изменяет мне со своим любовником.

Бывают такие противники у коммунизма -- смотрят в книгу с
тем только, чтобы видеть фигу в кармане. Скучно жить
на этом свете, господа и товарищи.



(Post a new comment)


[info]r_l
2001-11-25 16:00 (link)
Дорогая Ю., извини, но никаких ассоциаций насчет "красных повязок на рукавах" кроме народных дружин (которые, заметь, есть возвращение к ленинским временам и противудействие бериевским методам) нет у нормального читателя, который в этом контексте. И быть не может в принципе. Это такая типичная для Стругацких фига в кармане (ничего плохого в этом не вижу).
Игра на ассоциации "дружинники-штурмовики" - это такое общее место, что стыдно не знать.
Так что непонятно, почему ты ругаешься. Интеллектуальная невинность, - ответят тебе. И будут правы.

(Reply to this) (Thread)


[info]masha
2001-11-25 16:20 (link)
Извините за вмешательство.
Рома, ты не совсем прав.
Стругацкие оперировали образами только из одной, знакомой им реальности- советской. Остального мира образов не было, он был за железным занавесом.
В данном контексте - образ значит только одно - "чистые руки и холодное сердце".
Без дальнейших коннотаций.
Образ, приносящий уверенность в том, что справедливость восторжествует.
Утопия, конечно.
Ну и что?

Нельзя судить литературу с точки зрения идеологии, правда?

(Reply to this) (Parent) (Thread)


[info]r_l
2001-11-25 16:28 (link)
Маша, почему, собственно, не было другого мира? Очень даже был. И с дальнейшими коннотациями все было ничего у авторов. А почему нет?

(Reply to this) (Parent)


[info]aculeata
2001-11-25 16:23 (link)
Почтенный,
с красными повязками (и бантами) на руках ходили
все, кому не лень. Эсеры, например. Мой дедушка
в пятнадцать лет был левый эсер. Но я, если Вы
не заметили, отнюдь не обсуждала ассоциаций с
дружинниками (спасибо, в курсе), а контекст привела
для того, чтобы показать: никакого укора коммунизму
здесь не предполагается. Цитата выдернута
из контекста таким образом, чтобы ударение пришлось
на "и даже музыка перестала играть"; так (с помехами)
работают в головах встроенные дешифраторы.

Октябрь уж наступил, и Пушкин пророк его, одним
словом. Удачных снов.

(Reply to this) (Parent) (Thread)


[info]r_l
2001-11-25 16:27 (link)
(1) это были другие повязки совсем.
(2) укора какому коммунизму не предполагается? советскому - вполне. Как ты ни приплетай дедушку-эсера.
(3) и тебе тоже успешных сновидений.

(Reply to this) (Parent)


[info]trurle
2001-11-25 23:21 (link)
Юля поразила меня в самое сердце. Разумеется, я знаком с контекстом приведенной цитаты; и описывает она именно что ДНД, причем вполне активное. Хотите, я расскажу что именно делает упомянутый патруль в кабаках Мирза-Чале? Правильно, проверяет документы; и если в ночном клубе попадется советский товарисч, то будет ему потом очень нехорошо. Вызовут его куда-нибудь и начнут песочить: ты, дескать, опускаешься до мещанства, забиваешь себе мозги музыкой толстых и в советские космолетчики не годишься; поезжай-ка ты лучше строить дорогу в пустыне Гоби. Это, знаете ли, и есть чаемый Юлей коммунизм Стругацких.
При этом расцвет ДНД - с легендарной охотой на "стиляг" - произошел незадолго до написания "Стажеров"; так что выключенная музыка это как раз реальность, контрабандой проникшая в утопию.
Кстати, в "западных" барах Мирза-Чале принимают рубли; разнообразные коллизии, связанные с этим обстоятельством, остались не описанными Стругацкими, но ведь и об этом догадаться не трудно, не так ли? Так что упомянутый ДНД еще и фарцовщиков ловит.
trurle тогда заявляет, что "в его любимой
цитате" содержится синопсис отношения братьев к
коммунизму "на уровне оговорки"

Помилуйте, где же я такое говорил? По всей видимости, богатая мистическая практика позволяет ей читать между строк. Я сказал что реальность коммунизма присутствует в ранних вещах Стругацких на уровне оговорок; разумеется, сами Стругацкие полагали что "Полдень..." это мир в котором хочется жить и работать. Но а коллизия "Беспокойства" и "Улитки" относится к более позднему периоду.
с красными повязками (и бантами) на руках ходили все, кому не лень. Эсеры, например.
А это, извините, передергивание. Какие еще эсеры в Мирза-Чале?
Р.Л.:Игра на ассоциации "дружинники-штурмовики" - это такое общее место, что стыдно не знать.
Я как-то этой ассоциации в обсуждаемом фрагменте не заметил; напротив, ДНД описан вполне с симпатией.

(Reply to this) (Parent)


[info]dm_krylov
2001-11-25 19:24 (link)
Относительно НВГ: не знал он сам, почему сжёг. Если хотите, он был богом в своём мире: захотел - создал, захотел - сжёг. Он ведь ещё в детстве жёг свои писания, его маменька рассказывала; она же говорила, что он вовсе не пасквили писал и ничего злобного не было в нём, что он желал добра. Я думаю это так и было, а его убедили мелкие люди в обратном, что и расстроило его.

(Reply to this) (Thread)


[info]aculeata
2001-11-26 15:27 (link)
В детстве все жгут. А маменька не самый надежный
источник: например, путала она Гоголя в журналах
с какими-то вовсе нелепыми авторами (хотя была,
несомненно, достойная женщина) -- ей сказали люди,
что это ее сын под псевдонимом, она и поверила.
Гоголь бывал на нее за такие вещи сердит.

(Reply to this) (Parent)



[ Home | Update Journal | Login/Logout | Browse Options | Site Map ]