Бросила под колеса
Приснился сон, посреди обычных кошмаров о мертвых детях,
непохожий. Навеян, видимо, Марией Парабеллум, собиравшейся
когда-то на днях. В тот день еще свекровь Сима мне
рассказывала о том, почему не составляется алгоритмическое
описание углеводородов с кольцами, и заключила так:
-- Я бросила свою жизнь под колеса своей бездарности!
Потом посмотрела на меня с гордостью и спросила:
-- Правда, красивая фраза? А?
Каледин (это еще не сон) сказал, что должна быть
связь между разными приключениями одного и того же
героя, кроме хронологической. Мне казалось, что
нарочно не нужно стараться: такой связи трудно избежать,
как трудно (почти невозможно) нарисовать неравнобедренный
треугольник. Так уж человек устроен, что связь будет
все равно.
Понятно, что полно примеров видимого отсутствия связи, в
основном исторических. Плутовской роман и различные
сборники приключений, объединенных одним и тем же героем --
но это именно анекдоты, и позднейшие обработки анекдотов.
Сейчас очень легко сочинить плутовской роман про Анку, Петьку
и Василия Иваныча, причем по законам жанра можно ничтоже
сумняшеся приписывать им приключения Фантомаса и остальных.
Если бы зачем-либо понадобилось изобразить видимость
отсутствия связи -- следовало бы излагать все приключения
в одной и той же форме, одинаково строить завязку, финал,
одинаково ветвить сюжет, по возможности (как поступает
Синдбад Мореход, например; символ такого изложения --
четки, бусы). И это забавно весьма: отсутствие связи "по
содержанию" эмулируется жестким совпадением "по форме". Я
сказала еще, что это та самая причина, по которой у мыльной
оперы трудно следить сюжет, но Каледин в два счета доказал
мне, что я не смыслю в мыльных операх ни черта. Потом
взошла луна желтая, под ней была красная планета, и мы
пошли домой.
А сон был такой.
Жук с усами (знаю его фамилию, но не скажу) подарил мне
том литературных исследований, который я выиграла на
конкурсе. Исследования убойные довольно, все посвящены
примерно той мысли, что русская литература эксплуатирует
социальную иерархию, и все сюжеты в ней связаны с положением
героев на этой лестнице. Приводился пример, гениальный,
по-моему, но я его не запомнила -- герои были поп, негр,
дьячок и дьякон. Доказывалось, что поп не может быть
негр, следовательно, это герои разные. (Сейчас я бы
сказала, что идея была -- все возможные жанры и школы
литературные полностью описываются набором ступенек,
задействованных в тексте, плюс "динамика перемещений
по лестнице" (романтизм: быстро поднялся -- быстро упал,
или просто упал, etc).) Во сне, среди прочего, приводился
реестр всех возможных сюжетов, и доказывалось, что они
исчерпаны. И еще там было сказано, что книгу можно
использовать, как сборник рецептов, поэтому цену
рекомендуется поднять вдвое. Наверное, на задней
странице.
Может быть, имелись в виду рецепты, как романы быстро
сочинять (а не кулинарные).