Yulya Fridman ([info]aculeata) wrote,
@ 2001-09-04 22:47:00
Женщина и верблюд
Еще Бавильский о Цветаевой.

Разговор негромкий; если бы я думала, что хватит места,
так и отвечала бы в комментариях.

Так что вот, Бавильский, Вы пишете:

Уедешь в дальние края.
Остынешь сердцем? Не остыну!
распутица-заря-румыны-
младая спутница моя

Кто бросил розы на снегу?
Ах, это шкурка мандарина.
И крутится в моем мозгу
Мазурка-море-смерть-Марина...

Тоже красиво. Особенно интонации начала второго катрена.
Но поэта его, типа, не текстами мерить надо, а жызнью.
Цв. - вообще-то не женщина, но верблюд. Точнее, конь с
яйцами. Поэтому - ей особенно - истерики и вампиризм - не
прощаются. Типа как мачо. Зато признаются заслуги - в прозе
- в сугубо мужеском искусстве. Точнее, ремесле. Так что
тут произошло, ИМХО, некоторое смещение, из-за которого и
возникает раздражение: назвалася мачо - лезь в кузов...

-- и вызываете сразу недоумение. Что за "мачо"? Так юные
девушки (я не имею в виду нас с [info]egmg) рассуждают
у меня в комментариях про Татьяну с Онегиным. Ведь
то было другое время! "Мачо" латиносов, вероятно,
не совсем то, что "мачо" североамериканцев, еще дальше
от русского понимания "мачо", и все это вместе не лезет
в Серебряный век, как ни проталкивай.

И такое было время, что никто не чуждался "истерики" --
только Гумилев, заявленно, да и это натяжка сказать.

Я не оскорбляю их неврастенией,
Не унижаю душевной теплотой,
Не надоедаю многозначительными намеками
На содержимое выеденного яйца...

-- полемическое к символизму; да и больше во всем этом вместе
аппелляции к Откровению, с выбором холоден (а Цветаевский
полюс, типа, горяч). "Мачо" слабо клеится даже и к
Гумилеву; а то, что Вы называете "истерикой" -- я об этом ниже
скажу. "Проза" versus "поэзия" как сугубо мужеское искусство --
опять девический какой-то анахронизм.

Могла ли Биче, словно Дант, творить,
Или Лаура жар любви восславить?
Я научила женщин говорить...
О Боже, как их замолчать заставить?!

-- писала весьма уважаемая мною А. А. Ахматова в припадке
глубокого идиотизма, Вы думаете, когда?

Еще раз: время было не то. Не то было время!

Возвращаясь к Вашим инсинуациям:

>Но поэта его, типа, не текстами мерить надо, а жызнью.

Это если он поэтом не был, но жизнь свою он прожил, как поэт,
лучше сказать, как модель для журнала "Космополитан". А про
поэта, Вы меня извините, давно и не нами сказано -- быть может,
всех ничтожней он (А. С. Пушкин). Когда его не требует. Люди
и вообще между моментами экстаза не живут, но прозябают: так
устроен круговорот веществ в организме. А поэт -- у него
экстаз из экстазов, но зато он и прозябает изрядно, пока не
прозябнет совсем. Большую часть времени -- фактически, всю
наблюдаемую жизнь -- прозябает и жалок. Впрочем, поэт, это
артефакт некий, их уже почти не осталось.

>Цв. - вообще-то не женщина, но верблюд.

Есть немножко. Но это, думается, вопрос технический.

Вокруг разговоров о технике экстаза всегда крутится тема
замены пола -- явно и устрашающе буквально, когда дело
касается шаманизма; в других случаях -- тенью, неназываемо,
ускользающе. Это механизм, который единственно и работает,
и с этим ничего поделать нельзя. И хорошо, кабы простая
замена пола, а то раз одна, два другая, с головокружительной
быстротой. Видимо, скачет оно через "бездну между мужчиной
и женщиной", на которую указывал Ницше -- как такой, знаете,
неприятно нависающий маятник часового заводика. И никто
ничего тут не выбирал, что за абсурд; какой там кузов, что
за словечки-уродцы, мачо, не мачо. Это Вы их откуда-то взяли
и в кузов подбрасываете; впрочем, и кузов Ваш.

Все эти "Над источником слушай-слушай, Адам," -- как раз
и отталкивают неким бабством, а никакое не мачо. Бабство --
очень хорошо, когда оно молчит таким громким молчанием,
а на его фоне жалкий фальцет что-то там лепечет (этим
иногда радует как раз Есенин, поэт-несубъект). А здесь
оно влезает не в свой черед, но оно же есть, и его много.
Не понимаю, как Вам не видать.

Юля.
P.S. "Кшатрий", в котором не содержится женщина, не
способен и к творчеству. Вообще, если есть что-то
максимально высушенное от "женского начала" -- это ни в коем
случае не собственно "точные" науки, не "алгебра", и, конечно,
никак не "проза". Это -- стратегический расчет.


(Post a new comment)

Ух, как интересно
[info]egmg
2001-09-04 14:04 (link)
Какой волнительный предмет для разговора. какая жалость, что я так закована фильмой, вернее, курсом по фильмам. Совершенно нет временивмешаться, чтобы изложить. Но когда-нибудь найду времечко, и поговорим. Пока мемуарю Вас.

(Reply to this)

Я тоже замемуарю!
[info]some
2001-09-04 14:28 (link)
Потому что - таааак хорошо!

(Reply to this)

Ну што ж вы сразу так кидаетесь-то...
[info]paslen
2001-09-04 15:29 (link)
Ну не точен со словами, так це ж не академия, но ЖЖ, я тут в расслабленном состоянии, нужно было бы писать текст, нашёл бы более точные слова. Главное тут не "мачо", а мессидж, который Вы считали, и это - главное.
Конечно, нужно к универсалиям серебрянного века относиться исторически, только если ты там какой наукой занимаешься и т.д. А если я просто дома и читатель - зачем мне эти установки, когда я читаю здесь и сейчас.
Поэтому ругаться за слова и формулировки нерентабельно, вы считывайте мессидж. Это ж не сложно.
Я убежден, что поэт производит не тексты, но что-то другое - жизнь, в которую тексты вплетены, ощущения от жизни и т.д. Цветаева свою жизнь делала. Кто, кроме какой-нибудь Каролины Павловой был до Цветаевой? Андрогин Зиппиус? Но она и не поэт вовсе. действительно, Цв - первая женщина, которая и т.д., поэтому не могла не ощущать себя мужчиной, именно поэтому - тяготела к прозе. Ахматова тут ей не соперник (вот кстати, пример не стихов, но жизни), слаба-слаба, Татьяничева с другим знаком (я пишу конспективно, не придирайтесь), оттого и "мачо", то есть, явные слепки с мужских моделей поведения - мой Пушкин, Блок, Маяковский - эротическая истерика, болезнь, суицид, но, в то же время - и постоянное трепетание над своей женской сущностью (жена, мать), отсюда - фрустрация и попытки истерикой покрыть "стыд", превышением голоса - недостаточность, половинчатость и т.д. В конечном итоге, и туда не пришла, и здесь не осталась, остались лишь следы полураспада истерики.
А то, что не "мачо", ну, хорошо, не мачо, хоть андрогином, хоть ангелом, хоть чайником называйте.

(Reply to this) (Thread)

Лексика и проч.
[info]lbyf
2001-09-04 16:11 (link)
...фрустрация...истерика...

Кого-то Вы мне напоминаете. [info]ooops тут не пробегал?;)

Многое мне у Вас непонятно.

Что Вы имеете в виду под "мужскими моделями поведения"?

Каковы критерии для определения "поэт\не поэт"? Качество текстов? Качество жизни (тогда - какое)? И то, и другое?

Если Ц. в поведении подражала "моделям" Блоку и Маяковскому - то в чем это выражалось?

В чем, наконец, Ахматова не соперница Ц.?

Мне лично, не знаю, как остальным, как-то мессидж Ваш считать сложно без более подробных пояснений.

(Reply to this) (Parent) (Thread)

Re: Лексика и проч.
[info]paslen
2001-09-05 02:39 (link)
Вы задали слишком много важных вопросов, а мне надо на работу бежать.
Конспективно.
Ахматова - точно не поэт. Это что-то другое. Модель поведения, скорее всего.
мужская модель поведения - см. книгу Элизабет Бадентэр "Мужская сущность".
Маяковский - самоубийца, Блок- инфернальный блядун, пушкин - наше всё, которому можно всё.
Для того, чтобы определить поэт/непоэт, надо целую работу написать. А пока - на уровне интуиции и собственного вкуса.
Цветаева - перманентная истерика, причем тут Упс?!

(Reply to this) (Parent) (Thread)

Re: Лексика и проч.
[info]anthonius
2001-09-05 03:10 (link)
Дима, вы какие-то глупости говорите...
Нет?

(Reply to this) (Parent) (Thread)

Re: Лексика и проч.
[info]paslen
2001-09-05 09:39 (link)
Не знаю, мне мое мнение о тех или иных поэтах/не поэтах не кажется глупым. Я ж не для того, чтобы задираться или шокировать кого-то. Или письками мериться. Просто посмел сказать, что думаю. Нужно просто не считать себя умнее других, а попытаться понять, отчего человек так думает, почему так, а не иначе. Я ж не даю оценок записям других людей. А тут на меня уже что только не навесили. И вы, Антон, туда же. Хорошо, не буду своё мнение высказывать. Вам от этого станет лучше?

(Reply to this) (Parent) (Thread)

Re: Лексика и проч.
[info]anthonius
2001-09-05 22:35 (link)
Да Б-г с Вами, что Вы?
Просто мне показалось, что Вы заговорились. Я, собственно, вполне доброжелательно это заметил. С каждым случается. Серьезно.

(Reply to this) (Parent) (Thread)

Re: Лексика и проч.
[info]paslen
2001-09-06 06:25 (link)
Антон, вот как чел в уме и здравой памяти может заговориться? тем более на темы, связанные с ним профессионально?
Да, я не сержусь, я дико огорчаюсь. Дико. Настроение было испорчено напрочь, доложу я Вам. И не из-за Вас, в основном. А из-за того, что меня отчитали как мальчонку, в том что пульнули внутренним цензором и т.д. Мы же сюда приходим как в клуб, расслабляться и общаться, а мне тут сообщают, что у меня каша во рту, что я заговариваюсь, гнусные намеки себе позволяют... Вот бы я стал выставлять оценки литературным достоинствам юэеров. Или Лейбов - их историко-теоретической подготовке и т.д. Почему ж другие позволяют вести себя так методологически некорректно. да еще и переходить на личности? Выводить на основании того, что я мельком, на бегу написал о Цветаевой про мои мужские достоинства и недостатки. Психоаналитики хуевы. Получивши раз по рукам, я второй раз лезть не стану, так как терпеть не могу спорить. Я ж не Дима Быков, который каждый пук в свой адрес обсасывает. Говорите, что хотите, но отбив охоту у меня писать в ЖЖ, не думаю, что от этого кто-то выйграет. Ритка Меклина, кстати, убила свой ЖЖ именно по этим соображениям.

(Reply to this) (Parent) (Thread)

Re: Лексика и проч.
[info]anthonius
2001-09-06 07:18 (link)
Дима, в самом деле - не стоит огорчаться.
Тут все просто.
Вы же рассматриваете свой дневник как медиа.
В ваш образ входит ваша специальность.
Слово, сказанное Вами в этом направлении уязвимо и подлежит обсуждению, порой довольно жесткому (по моему темпераменту - издишне жесткому), однако же принимать агрументы в "ученом" споре это на свой личный счет, мне кажется, неуместно.
Я огорчусь, если у Вас отобьется охота вести ЖЖ, но полагаю, что к этому нет оснований.
На митины статьи я реагирую столь же жестко, когда полагаю, что он плохо аргументирует.
В даненом случае аргументация слаба.

(Reply to this) (Parent) (Thread)

Re: Лексика и проч.
[info]paslen
2001-09-06 08:03 (link)
Не знаю, медиа или не медиа... Для ленты - фифа - медиа, а для френдов - всё-таки- способ общения.
Поэтоу за залепухи от других я бы не обратил внимания. Значит, проблема в списке друзей.

(Reply to this) (Parent) (Thread)

Re: Лексика и проч.
[info]anthonius
2001-09-06 09:15 (link)
Не, так не бывает...
Туда медиа, а туда не медиа.
У всякой вещи есть функция.
Нет функции - нет вещи.
Если функция медийная, то все и рассматривается в этом ключе - с возможностью сверки терминов, обсуждения и поиска истины.
Тогда надо то, что не предназначено для использования, публиковать как-то приватно в рамках уединенных размышлений.
А то непонятно.
Искренне ваш.

(Reply to this) (Parent) (Thread)

Re: Лексика и проч.
[info]paslen
2001-09-06 10:07 (link)
См. мой последний пост
Искренни ваш.

(Reply to this) (Parent)


[info]frederika
2001-09-05 06:59 (link)
а как насчет - не рассуждать, а расслабиться и получить удовольствие???? И все - вокруг да около???

(Reply to this)

Цветаева
[info]shevaldin
2001-09-05 10:32 (link)
Она хорошая. И все они - тоже.

(Reply to this)

ещё
[info]shevaldin
2001-09-05 10:37 (link)
она пианино любила и тёмно-синие шарики
мужская, женская модель поведения
ага ещё давайте так поделим
модель поведения гения
модель поведения столяра
модель поведения модели
модель поведения женщины, которая, заметив бредущую сзади собаку, подобрала юбки

(Reply to this)



[ Home | Update Journal | Login/Logout | Browse Options | Site Map ]