Yulya Fridman ([info]aculeata) wrote,
@ 2001-09-05 15:44:00
Женские модели по Бавильскому
[info]dimkin победил меня в споре о тридцати шести
фашистских зародышах. Я все равно осталась при своем мнении,
но в спорах так всегда.

Бавильский -- гей-гоп! -- в честь М. И. Цветаевой, а теперь
и А. А. Ахматовой, обсуждает межполовые вопросы.
Ему за это уже вставили, и вставят еще. Мне его не жаль --
к чему нам мужские шовинистские свиньи, мочи их Путин --
однако, чувствую обязанность вступиться в некотором роде.
(Огромное спасибо за поддержку [info]some и [info]egmg, я
ужасно стесняюсь, что все это неинтересно. Очень затаскались
все темы С. в., по-хорошему, надо бы выжидать, пока забудутся
имена, а то жуткая выходит попса. Думаю, скоро уже.)

Итак, пишет Бавильский:

Поэтому ругаться за слова и формулировки нерентабельно,
вы считывайте мессидж. Это ж не сложно.

[info]lbyf замечает в ответ:

Мне лично, не знаю, как остальным, как-то мессидж Ваш считать
сложно без более подробных пояснений.

...И чем подробнее, тем сложнее. У литературных критиков
ведь (говорю по-доброму) каша во рту, и это профессиональное,
как хроническая безграмотность филологов или тотальная
неспособность к устному счету у математиков. Надо иметь
снисхождение.

Я постараюсь пояснить "мессидж" для удобства [info]lbyf --
так, как я его "считала", а это, конечно, в корне неправильно.

Я убежден, что поэт производит не тексты, но что-то другое -
жизнь, в которую тексты вплетены, ощущения от жизни и т.д.

Бавильский здесь апеллирует к тем временам, когда для "поэтов"
(как некогда, еще чуть раньше, для "юродивых") в обществе
наличествовала специальная ниша. (Сейчас ее нет, но люди,
которые тусуются и ходят по клубам, могут заблуждаться.)
Общественные ожидания были вполне конкретными, ужасно
интересно было бы проследить, как они выстроились и окаменели,
чтобы сделалась ниша.

То есть, Сумарокова еще очень можно, и нужно, казалось бить
палкой. А там уже дальше стало опять -- ты царь живи один,
мед поэзии, изблеванный великаном, и все такие прочие штуки
нависли. Колоссальный скачок в общественном восприятии, от
шута для личного пользования к жрецу всех возможных
потусторонних сил. Буквальное обыгрывание двойственности
"шут-король"; очень интересно.

Так вот, общественные ожидания не самую важную роль отводили
текстам отнюдь. И действительно, нужно было соответствовать
некой модели. Когда появилась Ростопчина, она сразу стала
"русская Сафо", и дальше, как ни крути, Сафо -- главный,
обязывающий символ для женской поэзии. Цветаеву все, что
связано с поэзией -- звуки, самые незатейливые по сути
фонетические игры, поведенческие модели, жреческий пафос,
пафос "отвегрнутости", ощущение великого, сверхкровного
родства "через все расстояния и преграды", -- все это ее
радовало, как ребенка, и во все эти игры она играла с
завидною страстью. Ахматова, автор четырех абсолютно
гениальных поэм (особенно три последние), массы сомнительных
стихов и где-нибудь двух десятков хороших (все самые что ни
на есть личные оценки, разумеется), вела себя осторожнее,
примеряла на себя только самые выверенные атрибуты "поэта",
никогда не экспериментировала, никогда не ступала на
шаткую почву. Эта осторожность, вообще говоря, немного
не сообразуется с общей моделью "поэта" -- но все такие
парадоксы опрокидываются условностью базовых предпосылок
(все же речь идет о модели). Поэтому до сих пор
ни у кого (кроме Бавильского) не возникало вопроса,
правильно ли Ахматова носит поэтические одежды -- как раз
самым что ни на есть идеальным образом, разумеется. Ей
и Блок пенял в том. "Красота страшна, вам скажут..."

Рассуждения о том, что Цветаева будто бы "шла" куда-то
и "не дошла", мне невнятны и представляются, скорее,
проблемами восприятия. Бавильский много пишет о том,
что есть мужчина, а что женщина; вероятно, каким-то
людям не повезло, они не подошли под определения.
Вряд ли это важно: что-то личное, не стоит об этом
говорить вслух.


(Post a new comment)


[info]paslen
2001-09-05 08:57 (link)
Жалость - странное чувство. Почему вы должны меня жалеть или не жалеть. И за что? Что я имею своё собственное мнение?
И никакой я не шовинист, я исхожу из того, что читаю. Если Цв. истеричка, я ж не виноват...

(Reply to this) (Thread)

Против трубочистов
[info]aculeata
2001-09-05 11:47 (link)
Бросьте, все это невсерьез (я ожидала, что Вам от дам
в основном достанется, потому "мужские шовинисты";
однако, вышло не совсем так).

Часто бывает: нам кажется, что мы имеем собственное
мнение, отличное от консенсуса, и даже как будто
гордимся этим обстоятельством. А на поверку никакое
оно не мнение, так, новая мешанина из стереотипов
в других немного пропорциях. Для того, чтобы это
увидеть, свое "особое мнение" нужно высказать внятно.
И от этого, в общем, становится хорошо -- как ни
странно, всякое открытие приятно, даже если летит
в свой огород.

Какое у Вас мнение: что Цветаева истеричка? Ну, что
тут возразишь, случались истерики. А Андрей Белый
кто? А Мандельштам -- его заарестовали на пять минут,
так он в двери колотить начал: "Я не приспособлен для
того, чтобы сидеть взаперти!" А Пастернак, который...
да ну что это за перечисление, как в песне ДК.

Получается немного как, знаете: "Не люблю я трубочиста К.
Он, когда с работы едет -- грязный!" Огрех чисто логический,
и он в том, что за это следовало бы не любить не конкретно
К., а трубочистов вообще. И уж никак не настаивать на
том, что это-де свойство, характеризующее К. среди всех
трубочистов.

(Reply to this) (Parent)


[info]o0o
2001-09-05 10:50 (link)
много пишет о том, что есть мужчина, а что женщина; вероятно, каким-то людям не повезло, они не подошли под определения.


не повезло как раз тем, кто под эти определения подошел и тратит теперь все душевные силы на то чтобы им соответствовать :)

(Reply to this)



[ Home | Update Journal | Login/Logout | Browse Options | Site Map ]