Yulya Fridman ([info]aculeata) wrote,
@ 2001-09-30 03:41:00
Сорокин, Пелевин, рунет, ангелы
Т. н. "рунет", по отношению к тому, что могло бы
быть -- как сорокинпелевин по отношению к "русской
литературе".

Т. е. Сорокин и Пелевин были интересны вначале, в
рамках проекта "русская литература" -- первый как
мистический, что ли, деконструктор, второй больше
как надежда интеллигенции. Когда обнаружилось,
что от проекта остались только пыль веков и
литературные премии, и много моли, и -- в общем,
сорокинпелевин... Рассказывают, что Пелевин однажды
напился и стал по телефонной книжечке звонить
знакомым женского полу, повторяя всем одно и то же
грязное предложение в грубой форме. Все приехали.
Сорокин немного приличнее, как им свойственно, но
все равно -- парадные фигуры, как мухи, облепленные
подхалимами. А что ж.

"Рунет", "сетература" -- слова-уродцы; так и
должно быть, потому что тусовочные. "У нас один
клиент..." Делицын, помнится, много интересовался
тем, как на восприятие текста влияет личное
знакомство с автором. Здесь, скорее, вопрос, имеет
ли место восприятие текста -- не исключено, что знать
автора уже достаточно.

И вот безотносительно: ангелы, ответственные за пиар,
стоят на низшей ступени в небесной иерархии. Они
меньше всех занимаются созерцанием и не всегда помнят,
что есть, что созерцать (поэтому, если им дать волю,
иерархия разрушится). А кругом нас что -- пир массмедиа,
последние стали первыми. О чем это говорит?


(Post a new comment)

Если последние стали первые,
[info]egmg
2001-09-30 03:41 (link)
это говорит о коммунизме, так ведь?

Но вообще с современной литературой все так и есть, с искусством вообще - нужна звезда, идол, а чем он себя сделал и что он потом делает совершенно не важно. Форма социального бытия такая. Ну и что?

(Reply to this) (Thread)

Re: Если последние стали первые,
[info]aculeata
2001-09-30 09:26 (link)
>Если последние стали первые,
>это говорит о коммунизме, так ведь?

Не совсем. Коммунизм предполагает крушение иерархии.
В ситуации, о которой речь -- иерархия остается, но
происходит подмена. Двух предыдущих ступеней (ангелов
созерцающих и стратегических) как бы и нет. После
того, как мы их изъяли, ангелы, ответственные за
общение с людьми, выходят на вершину как бы в порядке
общей очереди. И с удовольствием забывают о том,
ради чего все было затеяно.

>Но вообще с современной литературой все так и есть,
>с искусством вообще - нужна звезда, идол, а чем он
>себя сделал и что он потом делает совершенно не важно.
>Форма социального бытия такая. Ну и что?

Ну, если мы считаем, что нет ничего, кроме социального
бытия, тогда точно ничего: все его формы равноправны.
Забавно, что если бы так было с самого начала, ни
Пелевин, ни Сорокин не стали бы звездами: самый подъем
их возможен только при условии наличия мессианского
проекта "русская литература". (Я не то чтобы ужасно
люблю мессианство, литературы особенно, и однако ж.)
А теперь уже, конечно, все равно -- что бы они ни делали.

Раньше тоже так было в какой-то мере. Рассказывали
о (знакомой) даме, которая в юности была влюблена в
киноактера Яновского. Чуть подросла, встретила его
на заграничной какой-то конференции, была счастлива
поглядеть издалека. Но она ему тоже понравилась. Он
сказал: "Эй! Иди сюда. Ты, рыжая." Она и не пошла,
но все равно потом долго печалилась и всякое. Но то
же актеры, звездный институт прямо для них.

(Reply to this) (Parent) (Thread)

Re: Если последние стали первые,
[info]egmg
2001-10-01 07:16 (link)
Все-таки "звездность" не специфически русское явление - это к проекту "русская литература". Вот прислушиваться к писателю и актеру, как к пророку по всем вопросам, пожалуй-таки русская. Мне как-то очень понравился ответ Ульянова (не Ленина) корреспонденту, который пристал к нему на тему, как нам обустроить Россию. У. ответил: "Почему Вы меня спрашиваете? Я - актер!"
А насчет теток, падких на писателей, это же так понятно! А вдруг въедешь на этом хуе прямо в историю, вот как Ивинская - "сплетенье рук, сплетенье ног". А на чем еще симпатичной девушке въехать в историю, если уже видно, что для топ-модели поздновато. На то мы - единицы (это определение в противовес массе), чтобы не вестись на подобные штучки. И Ваша знакомая достойна восхищения, что не пошла к Янковскому. Сдержалась, умница. Я тоже переживаю по куче поводов и случаев не случившихся (как все вокруг случки крутится!), и горжуссь одновременно.

(Reply to this) (Parent) (Thread)

Re: Если последние стали первые,
[info]aculeata
2001-10-01 08:49 (link)
>Вот прислушиваться к писателю и актеру, как к
>пророку по всем вопросам, пожалуй-таки русская.

Да, потому что, опять-таки: есть изначально большой
проект, и все, кто занят вещанием с возвышения (для
ушей многих), воспринимаются как его глашатаи. А иначе
зачем бы они вообще.

>Мне как-то очень понравился ответ Ульянова (не
>Ленина) корреспонденту, который пристал к нему
>на тему, как нам обустроить Россию. У. ответил:
>"Почему Вы меня спрашиваете? Я - актер!"

Не знаю тут. Отцу еженедельно звонят безумцы из
газеты с анекдотическим названием -- вот забыла --
кажется, "Еврейская газета". Просят назвать
важнейшее историческое событие недели. Он
отвечает, я, мол, ученый, только о событиях в науке
и могу вам сказать. Они все равно спрашивают и
вроде исправно печатают вот это вот, об обнаружении
гигантских антициклонов в галактике допустим MGC31,
посреди десятка ответов прочих граждан, политиков,
журналистов, деятелей кино. Но я не думаю, что это
ответ "против мессианской идеи" -- хотя за Ульянова
не скажу.

Это ведь чисто рекламная техника, правда? взять
имя-должность, задать ей вопрос вне того поля, в
котором она отличилась (Что вы думаете о зубной
пасте Блиндамед?), и потом тиражировать. Публику
должно заинтересовать.

Когда мы жили при Гарварде, напротив дома Очень
Толстых Людей, мой учитель химии как раз и рассказывал:
у них профессора взяли рекламировать холодильники. Там
домохозяйка говорит: "I am smart, I have bought a
[марка фирмы] fridge!" Потом музыка, мороженые курицы
в откровенных позах и голос за кадром: "But you are
not as smart as Professor [такой-то], Nobel Price Winner!"
И показывают этого профессора, лауреата Нобелевской премии,
в обнимку с другим уже холодильником.

Вот это, во всяком случае, дает повод не отвечать на
вопросы корреспондентов.

>А на чем еще симпатичной девушке въехать в историю, если
>уже видно, что для топ-модели поздновато.

История ведь тоже мессианский проект. Несовместимый (мне
кажется) со звездным институтом. Так что здесь другое.

Почему несовместим? Это легко видеть: в тех местах, где
реальностью напрямую правят архетипы (у полинезийских
туземцев, например), нет истории. Я не к тому, что это
плохо само по себе. Плохо -- когда имеет место подмена.

>И Ваша знакомая достойна восхищения, что не пошла
>к Янковскому. Сдержалась, умница.

:) ...и не заехала ему в рожу? Да, это удивительно.
Но с ней, говорят, ступор произошел от внезапности
разочарованья. Потом, у него, наверное, охрана, так
что - -.

А вот помните у Маркеса: девушек из хороших семей посылали
к генералу в походную палатку, чтобы принесли в подоле
героическое потомство?

(Reply to this) (Parent) (Thread)

Re: Если последние стали первые,
[info]egmg
2001-10-01 09:25 (link)
Нет, все-таки проповедь русского литератора и рекламные акции суть вещи разные. Меня конечно тоже тошнит от всяких милых актеров, которые рекламируют всякую дребедень. Но в гораздо большей степени меня тошнит от Солженицына, который всерьез дает советы царям. Хотя тут и традиция гораздо глубже, сами понимаете. Актер в рекламе как раз на месте - роль такая. Профессор в рекламе вобщем тоже на месте в качестве эксперта и авторитета "от науки", несмотря на то, что там она и не ночевала.
Но поэт и писатель, выстраивая экономические и военные стратегии, выступают совсем не в своей функции, и на мой взгляд это очень опасный дилетантизм. Сюжет романа и экономика, хотя и имеют некоторое структурное сходсто, но не могут быть взаимозаменяемы. Тут совершенно разные интенции - авторская и коллективно-рыночная или социальная.

Насчет "звезд" и истории все-таки не соглашусь. История в настоящем видится как система звезд. На что еще делать ставк в расчете на будущую историю? Трудно, знаете ли, сразу вот так в занюханном младшем научном очкарике разглядеть будущую Нобелевку. А вот обладателя Нобелевки разглядеть, напротив, уже очень легко. Повиснешь на нем, и сразу будешь заметен.

А насчет девушек в палатках у Маркеса, думаю, это роковая ошибка вообще в гендерных взаимоотношениях. Надо генералов приводить в палатки к умным и красиывм девушкам. Все наоборот. Я глубоко убеждена, что порода улучшается только по женской линии. Поэтому все браки типа умный и красивая (наиболее частотный вариант) приводят к полному отдыхновению генов в следующем поколении.

(Reply to this) (Parent) (Thread)

Re: Если последние стали первые,
[info]aculeata
2001-10-01 13:24 (link)
>Нет, все-таки проповедь русского литератора и рекламные
>акции суть вещи разные.

Зависит от русского литератора.

>Но в гораздо большей степени меня тошнит
>от Солженицына, который всерьез дает советы царям.

А почему??? Я бы, со своей стороны, Солженицына просто
назначила царем, у него борода вон какая. Но это, увы,
только для русского национального государства, в Императоры
он не годится.

Нет, я правда не понимаю. Солженицын подробно изучил вопрос,
написал даже безумную историческую эпопею многотомную, много
лет занимался русской государственностью. Отчего нужно ему
молчать -- за отсутствием политэкономического диплома? Но мы
же знаем многих его обладателей, которые только что тряпки
не сосут; Солженицын компетентнее. Жалко его, но что ж.

>Хотя тут и традиция гораздо глубже, сами понимаете.

В смысле, Пушкин виноват?

>Профессор в рекламе вобщем тоже на месте в качестве
>эксперта и авторитета "от науки", несмотря на то, что
>там она и не ночевала.

На месте, с точки зрения составителя рекламного клипа.
Со всех же других точек зрения, как Вы сами и заметили --
безобразная, возмутительная подмена.

>Но поэт и писатель, выстраивая экономические и военные
>стратегии, выступают совсем не в своей функции, и на мой
>взгляд это очень опасный дилетантизм.

Это если бы они говорили: "Я писатель, поэтому мне видней."

Но и писателей, и поэтов активно используют в предвыборных
кампаниях типа "Борис, спой на бис!" -- а ведь это в точности
ситуация профессора-химика и мороженой курицы.

>История в настоящем видится как система звезд. На что еще
>делать ставк в расчете на будущую историю? Трудно, знаете
>ли, сразу вот так в занюханном младшем научном очкарике
>разглядеть будущую Нобелевку.

А. Я поняла, кажется. Вы имеете в виду такую галерею
исторических портретов, на самом деле друг на друга
наложенных. (В анекдотах Ньютон постепенно вытесняется
Эйнштейном; у Ньютона на голове яблоко, у Эйнштейна нет
яблока, но есть "все относительно".) Да? И там есть
Пушкин и Женщины (тема сочинения; как говорила наша
учительница В.Д. Скляр, Пушкин любил многих женщин, с
каждым годом все глубже и глубже), и это туда можно
въехать на чем Вы сказали. Калигула! твой *** в Сенате.

Значит, Вы думаете, они поэтому ходят к Пелевину? Не
знаю; не очень правдоподобно, откровенно говоря. Это
юношеская амбиция, въехать в историю, хотя, уж верно,
не на хую. Не то, чтобы ее не бывало у девушек, но
она юношеская. Скорее, ходить надо, чтобы было о чем
сейчас подружкам рассказывать -- собственно,
ведь звезды, они не в Вечности какой, они именно что
сейчас.

>Надо генералов приводить в палатки к умным и красиывм
>девушкам.

О, это главный евгенический принцип (и охранять палатки,
чтобы титулярные советники не пробрались). Но вообще-то
функция генерала в примере из Маркеса -- улучшить потомство,
в предположении, что от титулярного советника дети получаются
хуже у любой девушки.

(Reply to this) (Parent)



[ Home | Update Journal | Login/Logout | Browse Options | Site Map ]