Yulya Fridman (aculeata) wrote, @ 2002-10-12 01:35:00 |
Current mood: | tired |
"Решительное отмежевание" Тенгиза Абуладзе
О покаянии, все к той же записи eremei.
Позволю себе присоединиться к трусливо тявкающим
в общей ленте: не пойду я сюда, как-то нам
несподручно с транслитом.
В финале фильма "Покаяние" герой, мне кажется,
выкапывает тело своего отца из земли, идет на
такой пригорочек и бросает отца воронам.
Зрителям это место всегда страшно нравится:
в перестройку, помню, публика здесь всегда
вставала с мест и аплодировала. Очень сильная
метафора, нам говорят (правда, по Фрейду
пустяк).
Запутавшись слегка в построениях eremei:
дескать, каждый должен отвечать за грехи народа
своего, но ни в коем случае не коллективно, а
лично, перед самим собой - а как определить,
ответил я сам себе уже или нет? и если народ
отдельно, а я сам отдельно, за что же мне
отвечать? за грехи моего брата Авеля? - так
вот, утратив надежду коротким умишком в этом
разобраться, хочу все-таки заметить, что
практика, описанная в фильме, отнюдь не новая,
и никакого открытия собой не являет. Только
раньше это называлось не "покаяться", а
"решительно отмежеваться".
Отец вспоминал: при Сталине было дело. Дед мой
вернулся домой мрачный, отдохнул за чаем и
сказал бабушке Фелиции: "Сегодня я видел человека,
который отрекся от своего отца." Он шел по
коридорам своей клиники, после операции, а там,
как бы в штабной части, только что прошло
партсобрание. Стены там были белые, выбеленные,
и он почти столкнулся с человеком, неблизким
знакомым, которого не узнал, он думает, потому,
что лицо человека было под цвет стены. Человек
шел трудно, ноги у него почти не сгибались.
Кто-то шел сзади на почтительном расстоянии.
Дед спросил о бледном человеке, не болен ли,
и ему сказали: "Просто он только что читал
речь, в которой целиком отрекался от своего
отца."
Не знаю, грузинская ли это национальная практика,
вошедшая в наш обиход при Сталине-Джугашвили. У
меня, натурально, есть друзья грузины, никто
из них так не делал. А в комментариях к той
записи пишут - мол, чисто, дела грузинские.
Ну да не нам судить.
egmg 2002-10-12 03:43 (link) | |
Спасибо, дивная, что Вы это так написали, я все со своим интеллигентским комплексом покаяния;) раздумывала, что мне не так и в фильме, и в дискуссии. А ведь имели же мы Павлика Морозова в качестве героя. В фильме та женщина, которая пострадала от Варлама Аравидзе, вернее, ее родители, совершает кровную месть, и это, хотя и не по-христиански, но понятно. А вот сын Варлама, выкапывающий отца, - это уже и не по-человечески, правда. Опять-таки, мальчика довели до суицида своими покаяниями. (Reply to this) (Thread) |
aculeata 2002-10-12 14:15 (link) | |
Spasibo na dobrom slove Vam. Fil'm i voobsche strannyj, kak zhurnalistika. (Reply to this) (Parent) |
eremei 2002-10-12 09:19 (link) | |
Юля, присоединиться к тявкающим Вам не удалось бы при желании - скучно стало бы на второй строчке. О фильме: все очень точно. Мне это место тоже всегда не нравилось. (Читал где-то такое истолкование, что Авель, мол, на настоящее покаяние неспособен, вот и устраивает от отчания все это гробокопательство в финале. Хотя сомнительно. По крайней мере, если Абуладзе хотел сказать именно это, ему не удалось - все прочитывается полным наоборотом.) Не надо выкапывать и отмежевываться, я и в исходном постинге написал. Вот я в свое время на могилу Александра III цветы возлагал, а ведь он водку пил. Но не выкапывать же его за это? Нет, конечно. Только покаяться, и самому завязать. (Reply to this) (Thread) |
aculeata 2002-10-12 14:34 (link) | |
Mikhail, togda sovsem neponyatno. Ehto ved' edinstvennoe mesto v fil'me, gde imeet mesto Pokayanie. I ono osuschestvlyaetsya imenno posredstvom voron. Vy napisali: gruziny-de molodcy, pervymi pokayalis', i ukazali na Abuladze. Mne kazhetsya, esli mnogie posle ehtogo ponyali Vas nepravil'no, tut vo vsyakom sluchae nechemu udivlyat'sya. I esli sovsem uzh kak na dukhu: mne kazhetsya, mysl' o pokayanii v grekhakh naroda svoego privlekatel'na prezhde vsego svoej neotchetlivost'yu. Vy luchshe menya znaete, kak proveryat' takogo roda umstvennye postroeniya. Est' li primery lichnostej, pokayavshikhsya za svoj narod k pol'ze poslednego? Mne prikhodit na um razve sluchaj O. Weiningera, da i to naschet pol'zy ya ne uverena. Yarkij byl chelovek, interesnyj; tozhe v svoem rode gordost' nacii. Ili khotya by tragicheskij kur'ez nacii. Vy mne snova izvinite translit! (Reply to this) (Parent) (Thread) |
eremei 2002-10-12 14:58 (link) | |
Юля, я как раз уверен, что все поняли меня правильно - по крайней мере, никаких сюрпризов с реакциями не было. Кто привык валить вину на других и представлять русский народ в роли вечно униженного (о том, что это есть русофобия много более опасная, чем любая другая, на днях напишу, с примерами) - те и собачились. Все всё хорошо поняли, уверяю. Покаяние, разумеется, состояло не в том, когда один подонок выбросил из могилы труп другого подонка (даже, повторяю, если авторы хотели сделать акцент именно на этом). Покаяние состояло собственно в самом факте создания фильма, где герои носят грузинские имена, поют грузинские песни, говорят по-грузински, etc. Хорошо ли сделан фильм, плохо ли, то ли хотел сказать Абуладзе, иное ли - вопрос в принципе отдельный. Может, плохо покаялся, не об ту плиту лбом пару раз треснул. Суть дела не меняется. Недаром, повторяю, те самые грузинские шавки, которых мои оппоненты пытаются уравнять с грузинами в целом, ядрили Абуладзе последними х..ми. Это есть хорошо, это есть признак того, что удар попал в цель. (Reply to this) (Parent) (Thread) |
aculeata 2002-10-12 15:23 (link) | |
Da ved' v gruzinskom kino i vsegda u vsekh imena gruzinskie. Vot esli by kakie drugie byli imena, v ehtom mog by zaklyuchat'sya message. Pokayanie vtoroj, po-moemu, fil'm trilogii ("Drevo zhelanij", ..., "Mol'ba"), i tam vezde i povsyudu geroi - gruziny. Ya chto-to sovsem ne ponimayu logiki, po kotoroj imenno ehto obstoyatel'stvo ukazyvaet, chto zdes' rech' o svoej lichnoj vine za gruzinskij narod. (I po-prezhnemu neotchetlivo ponimayu, chto ehto voobsche znachit. Ya by ponimala, esli by ehto znachilo gotovnost' prinyat' na sebya raskhozhee predstavlenie o zhide, naprimer, nakhodyas' sredi drugogo naroda - khotya, po-moemu, pokayaniya i chuvstva viny zdes' vsego men'she - i vesti sebya tak, kak budto ty otvechaesh' za ves' narod, t. e. ne pozvolyat' sebe slabostej. Ehto takoj vpolne dostojnyj lichnyj proekt, v obschem, na sud'by naroda vliyayuschij malo. No zdes'-to imenno gruziny sredi gruzin. Ili gruzinov. Neponyatno!) (Reply to this) (Parent) (Thread) |
eremei 2002-10-13 01:58 (link) | |
Юля, выглядело бы странным, наверное, если бы грузин снял что-то в этом же роде о латышских стрелках. Что ему латыши? Что мне французы? О французской революции я могу говорить вполне отстраненно; ни Франции, ни Вам, ни мне от этого не будет ни тепло, ни холодно. А достойный общественный проект, то есть na sud'by naroda vliyayuschij, это, возможно, сумма достойных личных проектов. И не думаю, что последних нужно слишком много. (Тут, впрочем, уже всякая мистика начинается, sorry. Понимаю, что не довод.) (Reply to this) (Parent) |
egmg 2002-10-12 14:54 (link) | |
(ввязываясь в беседу наглейшим образом) - мне тут подумалось, что совершенно не случайно исповедь в апостольских религиях есть таинство и тайна. Дело чести и веры священника хранить эту тайну как зеницу ока. Покаяться - да, но уж никак не публично. В публичности покаяния, которое обычно совершается сильно после драки, всегда есть что-то конъюнктурное, а подчас граничащее и с доносом. И уж мое глубокое убеждение, что семья превыше всех идей, принципов и социальных потреб. (Reply to this) (Parent) (Thread) |
eremei 2002-10-12 15:09 (link) | |
Лена, > Покаяться - да, но уж никак не публично. именно об этом я и твердил, как заведенный, в том топике, если Вы читали. Там у Юли ссылка есть, наверху. Более сложный вопрос: как каяться художнику, существу по определению публичному? Внятного ответа у меня нет. Очевидно, что Абуладзе это удалось слишком с большими издержками. Михалкову в "Утомленных солнцем" - лучше? Отчасти, да - он избежал деления на черненьких и беленьких. Отчасти, нет - покаяние было размыто присутствием за кадром (да и в кадре, собственно) темных сил, против которых человек - тварь дрожащая. Не ошибается тот, кто ничего не делает. Может, кому-нибудь лучше удастся... (Reply to this) (Parent) (Thread) |
egmg 2002-10-12 17:00 (link) | |
да, я помню, Вы писали, что не публично. Но тогда и впрямь Вы начали очень неудачным примером. Он совершенно заслонил Ваши уточнения. Кроме всего уже отмеченного, искусство еще и инструмент обобщения. Отсюда скопом - "грузины покаялись". И инструмент "воспитания", или предмет для подражания. И это опасно особенно в таких тонких и тайных сферах. У Михалкова никакого покаяния мне пронаблюдать не удалось, что, впрочем, не означяает, что фильм хороший;) В спорах рождается ну хотя бы мысль, так что Вам совершенно не за что извиняться. (Reply to this) (Parent) |
[ Home | Update Journal | Login/Logout | Browse Options | Site Map ]