Yulya Fridman ([info]aculeata) wrote,
@ 2002-10-22 00:49:00
[info]arish и [info]ppetya, прекрасные,

я не могу больше писать транслитом. У меня
от этого по ушам жуки ползают.

Общее положение Плевако кириллизует так:

У Давидовича есть несколько
агрессивных концепций преподавания в
матшколе, часто (о присутствуюсчих
отнюдь не говорим) переходясчих по
наследству. Одна из них - что школьников
не следует отвлекать от занятий математикой,
а следует беречь от посторонних интересов;
другая - о вреде девочек. Рассказывают,
не знаю, правда ли, что В. Я.
не брал в класс девочку, прошедшую по
конкурсу, чтобы не вышло нечетного числа
девочек (а они же ходят парами).

Пока я писала это транслитом, Петя
заявил печатно, что у него нет такой
установки (что не следует отвлекать).
Так ведь вот же, и хорошо!

Попробую еще изложить, почему неправильно
звонить родителям и переманивать сильных
учеников, по возможности не касаясь
вопросов профессиональной этики. Говорят
(я мало что в этом понимаю), что матклассы
набирают, в общем, для пяти-семи человек -
если говорить о математических занятиях.
Это утверждение технического характера.
Более или менее столько (или меньше)
имеют настоящий научный интерес, прочие
либо очень быстро остывают от регулярных
занятий (не ищут самостоятельных
математических впечатлений, умственно
успокаиваются - и, когда это происходит
с детьми на глазах, старшие математики
бывают печальны), либо у них с самого начала
были вовсе другие мотивы. Закон природы
заключается в том, что роли распределяются.
Если набрать класс из очень сильных
учеников, из них все равно будет не больше
пяти-семи "настоящих" (даже если многие
останутся успешными олимпиадниками). Так
говорят, и у меня нет опыта, а у Пети,
например, есть; с удовольствием услышу,
что слухи ошибочны.

Отчасти это связано с конкуренцией,
вероятно. И возрастные разные странные
процессы в голове.

Поэтому, набрав с коллегой два равноценных
класса, переманивать сильных к себе -
с технической точки зрения, неправильное
решение. И совсем уж дико ограждать их
при том от других занятий: даже у
однонаправленных детей интерес, уходя из
математики, должен быть переброшен, иначе
он просто исчезнет.

О любви выпускников Давидовича к Давидовичу.
Это похвальное чувство, по-моему. Павлик
Морозов не мой герой, и Дима Ботин тоже
вызывает смешанное чувство. Но полезно
все-таки понимать, что никто не рекомендует
Давидовича как "лучшего из всех
предлагавшихся" (занятно ты формулируешь),
кроме его же выпускников.


(Post a new comment)

Привет!
[info]arish
2002-10-22 15:01 (link)
Да, так легче читать тоже!

Naschet E. S. - interesno. Ya dumala, chto ona pereputala. Delo v tom, chto ona schitala, chto Davidovich god byl pri Nine Evgen'evne, a ona s nim rabotala v pare klassnym
rukovoditelem (i mnogo bolela).

Всё-таки она перепутала. Думаю, что действительно НЕ решала, ктобудет нашим классным руковод., но БМ тогда только вел кружок и набирал класс. Т.е. одновременно они не работали.

Na vopros: "Kuda ty sobiraesh'sya otdavat' detej?" - ya otvechayu: "v 57," - i mne govoryat: "Ty chto! Tam zhe Davidovich."

Против 57-й есть куча возражений. Но наши дети оказались всё-таки в ней с первого класса. Одно дело, обсуждать, что не так, а другое, когда приходится реально выбирать школу. Из того, что есть. Ближайшая школа к нам, это 1543, там первые классы мне УЖАСНО не понравились. Казарма с закаканными туалетами. Думаю, нас бы и не взяли. Психологиня
была крайне Саней не довольна и говорила, что у Саня отстает в развитии, т.к. ее больше интересует процесс, чем результат. Или что-то еще в том же духе.

Starshie (im ne grozila armiya) po puti naimen'shego soprotivleniya vybirali, kak sejchas mekhmat, kerosinku.

Смешно, мама, работавшая сто лет на ПМ в керосинке вспоминает эти времена, как золотой век. Хотя всё-таки в этой керосинке было ужасно, и дух сломленности и нереализованности так и висел в воздухе. Конечно, полно народу там выучилось, кто-то даже математикой занимается, хоть вопрос, конечно, не в этом. Забавно, что , видимо наиболее успешно сложились жизни у тех, кто учился на том курсе, где был скандал с посещением синагоги и комсомольскими вождями. Видимо, запаса злости хватило на преодоление многих жизненных трудностей.

v kerosinku nuzhno sdavat' takie-to i takie-to predmety, ostal'nye budem sokraschat'.

Знаешь, как-то тут не всё чисто. Не очень понимаю о чем речь. Опять же, я сужу "со свойской" колокольни, но нас никак не ограничивали, не советовали забить на какие-то предметы и т.п. Да и просто с БМом было интересно. И Шеня он к нам звал, и читали-обсуждали-ездили-смотрели, и т.п. Боюсь, что это опять вопрос отношений БМ и ЕС, где, конечно,
БМ не на высоте.

I nel'zya skazat', chtoby ehto meshalo proizvodstvu dejstvuyuschikh matematikov (t. e. kak bylo dva-tri cheloveka iz klassa, tak i ostalos' - a iz starykh klassov
Davidovicha, na samom dele, pochti nikogo net).

Как ни смешно, наш класс, пожалуй что и правда выделяется.
По крайней мере, среди паралллели. Хотя, конечно, по Мишиным критетриям тоже не густо будет...
Юра Чеканов, Володя Фок, Ваня Ященко...

A v nochnykh koshmarakh mne po sej den' snitsya Elena Stepanovna i nezakonchennye konturnye karty, prichem do ehkzamena ostalsya den' ili dva.

А нас ЕС всё-таки почти не учила. Жалко.

Пожалуй вот что я думаю про всяческие школьные изменения.

Школа действительно очень изменилась. Стала совсем другой,
но осталась очень хорошей. Хуже -- лучше трудно судить. В чем-то хуже, в чем-то лучше. И эти изменения совершенно естественно произошли. Конечно, школа -- это люди, когда одни уходят, другие приходят, измененния неизбежны. Если бы у БМа была цель сохранить школу, как она была при Н.Е., скорее всего вышло бы убого. Он не НЕ, не БП, не ЛН. Кроме того, изменились времена. Добывание денег не выглядит симпатично, но ведь это реальная необходимость (и в 43й тоже). Изменились школьники, социальный состав. Про нас с хорошей точностью можно было сказать, что мы из одного муравейника, про современных -- совсем нет. раньше 57-я была всё-таки одна, т.е. были другие матшколы, но мало, а других вольных школ, где не слишком мордуют, есть возможность занять мозги и еще и одноклассники милые, видимо и не было. А теперь куча всего. Собственно, и математика была очень выделенной наукой, и денег не нужно, чтобы ей заниматься, и от идеологии свободна, и вообще звучит круто. А сейчас не круто. И можно заняться хоть танцами, хоть экономикой (не очень правда понимаю, что значит заниматься экономикой, ну да не важно).
Т.е. казалось бы дети и должны быть более именно к математике мотивированы (те, кот. вшколу идут), но это всего лишь мое представление об этом, может всё и не так.
В общем, всё и без давидовича всё изменилось бы. Как было бы при ком-то еще -- да хрен знает. Как-то было бы.

(Reply to this)

чукча не читатель...
[info]arish
2002-10-22 15:02 (link)
Мне кажется, что роль БМа несколько преувеличивается всеми --и теми, кто хвалит, и теми кто ругает. Там и другие заправилы есть. У этих совсем другие шестеренки в голове крутятся.

Было бы смешно спорить с тем, что у БМа куча всяческих придурей, что у него мерзкий характер и т.п. Мерзее среднего, это уж точно. Я и сама могу вспомнить кучу всякого про БМа. Кстати, неправда, что мы не знаем, что такое Давидович для чужих. Во-первых, просто видели. Много времени провели рядом, такое не скроешь. Во-вторых, среди нас тоже были вполне себе чужие. Не знаю уж, как они выжили,
правда. Ха, мы тут с Пп вспомнили мальчика --ВТ, кот. БМ просто совсем не переносил, видно было, как его просто передергивает от каждого слова того. Но мы ВТ, в сущности, просто очень сочувствовали, вполне принимали и т.п. Смех в том, что если бы не БМовское хамство, он точно был бы изгоем. Представь себе такое сущетсво, которое в пионерскую комнату свои стихи носил упал последний патриот смертельно раненый в живот, да в нашей-то школе...

Я шла поступать в эту школу именно к Давидовичу. Была послана родителями по совету Константинова. БМ и правда классный учитель. Очень.

Про переманивание. Охотно верю, что БМ переходит границы. только эти границы и правда размыты. Дети, уходящие в матшколу, были как-то и кем-то туда "сманены" -- на олимпиаде дали приглашение, например. а как же старая школа? В матшколе таких умников, как собак нерезанных, а в обычной он был лицом класса (ну, некоторые же были, наверное?..) Это же не счиатется неэтичным. Еще. Когда в 57-ю пришел Роман, ему долго не давали набирать маткласс, сначала, мол, в обычных попаши. А как дали набрать, он возьми да и помре. Это же не только БМ делал, у ЛД был не один класс в это время. Это я к тому, что этика там какая-то своя. Меньше знаешь -- крепче спишь.

Уфф, как я устала про давидовича... К тому же он со мной не поздоровался сегодня. У меня два вопроса в сторону.

1. А ваши дети не ходят на кружок в ИТЭФ физический? Это что-то интересное, не знаешь? Он одновременно с МЦНМОшным, на который Петек благополучно подсел...
2. А вы в школьные каникулы не хотите ли случайно нас посетить на даче?
Мы там будем чсила с 2-го - 3-го до 10-го. Пп уедет, а мы там будем мокнуть,
бедные сиропки. В смысле, с детьми, конечно.

(Reply to this) (Thread)

Re: ????? ?? ????????...
[info]aculeata
2002-10-22 16:25 (link)
Privet,
ya opyat' translitom (ne umeyu po-russki
kommentirovat'), i poehtomu poka ne pro
dukhovnoe. Ubegayu spat'.
V ITEP v ehtom godu deti ne khodyat na
fiziku (a v Nezavisimyj, pozhaluj, poshlyu
ikh). No god ili dva nazad tam bylo vpolne
klassno. Tam i dlya vzroslykh mnogo
interesnogo, govoryat: Khachaturyan s Varej
sami khodyat tuda.
Na dachu - spasibo ogromnoe! Uzhasno bylo
by zdorovo na vas poglyadet'. A kogda
kanikuly? A u nas, vidish', kak: Mishka
uezzhaet v Shotlandiyu, Aleshka, navernoe,
ukhodit s geologami v ehkspediciyu, mozhet,
oni i Simku voz'mut. A s Mashkoj ekhat'
k starshim detyam glupo. I pochemu-to
uzhasno mnogo vpolne idiotskoj raboty. Vy
by vot sami priekhali, naprimer, v gosti?
Tol'ko u nas smertel'nyj bardak.
Spasibo za pro Davidovicha, ya potom tozhe.

(Reply to this) (Parent) (Thread)


[info]arish
2002-10-23 02:25 (link)
Ага, привет.
Каникулы у нас с 2 по 11е, вроде бы. Петя улетает 2-го надолго, Петёк уезжает кажется 1-го на три дня, а потом мы всё время в Мозжинке. И у нас планируется как обычно куча всякеских детей, Наташка Сопрунова с более мелкими будет, может еще кто, не знаю пока. В смысле, не так уж бессмысленно только с мелкой. Но, конечно, на всех детей посмотреть хочется! А вне каникул дети страшно заморочены всякой фигней, включая дорогу в школу, у Сани какие-то художки-музыкалки, трудно выбраться. Но вобщем-то мы с удовольствием!
Да дача -- это Мозжинка, около Звенигорода, к нам от кунцевской автобус ходит , около часа. Так что дорога не самая тяжелая. Если получится мы, конечно, будем очень рады!

(Reply to this) (Parent)

"Мы с Тамарой ходим парой"
(Anonymous)
2003-04-03 13:22 (link)
Ya dolgo vybiral, pisat' li kirillicej ili translitom.
Reshil radi udobstva chitatelej s protivopolozhnymi
interesami dat' oba varianta - prinoshu svoi izvineniya
za udvoenie posta. Rezul'tat perekodirovki
v translit pomewen v sleduyuwem poste.

Совершенно случайно набрел на эту серию реплик,
и прочитал об истории, "второплановым" участником которой
я являлся. Поскольку в то время она произвела на меня
большое впечатление, считаю нужным прокомментировать ее.
(В то время я уже многое знал, но, не знал, конечно,
много больше, отсюда такое яркое воспоминание.
До сих пор хорошо помню имена всех ключевых персонажей,
если позволительно называть 7-классниц "персонажами".)

> Рассказывают, не знаю, правда ли, что В. Я.
> не брал в класс девочку, прошедшую по
> конкурсу, чтобы не вышло нечетного числа
> девочек (а они же ходят парами).

Это почти правда. У меня сложилось впечатление, что
"принцип парности" девочек в (мат?)классе исходил
от БМД. Но факт отказа той девочке был, по-моему,
только верхушкой айсберга.

"Команда", набиравшая класс, единодушно выступила
в поддержку "непарной" девочки. Было решено попытаться
подыскать-таки ей "пару" из формально не прошедших
по конкурсу - примерно 5-6 девочек, следовавших в списке
за зачисленными и той, чья судьба решалась, были
приглашены на дополнительный (для них) тур собеседования,
усажены в одну аудиторию "для чистоты сравнения",
а принимавшим задачи дано указание в первую очередь
постараться получить максимум данных для сравнения
их между собой. В тот раз я оказался "крайним", то
есть старшим в той "девочковой" аудитории (на самом
деле там было и несколько никого не интересовавших
"фоновых" мальчиков - с составом класса уже почти все
было ясно). Обстановка в аудитории была очень напряженная.
Девочки ничего не знали о том, что происходит, но
не могли не чувствовать ответственности момента.
Доходило до слез (наверное, я в этом был отчасти виноват,
так как не понимал, что бывают причины, чтобы поставить
формальный "плюс" за неверное решение.)

Ничего подобного на всех прочих собеседованиях в 57-ю
и другие матшколы мне больше видеть не приходилось.

По итогам этого и предшествующих туров была выбрана
"наиболее достойная из недостойных", которая, благо
"команда" была готова взять ее ради той "непарной",
попала на административное собеседование к БМД,
на котором я не присутствовал. В результате было принято
решение ограничиться четырьмя девочками в классе.
В качестве основной причины отказа шестой "комплементарной"
девочке нам, преподавателям, настаивавшим на приеме шести
девочек, сообщили, что "она же ногти красит!".

Мне рассказывали (и я склонен этому верить), что сразу после
этого случая к БМД ходила делегация из нескольких родителей
школьников, а вернее, школьниц, участвовавших в конкурсе,
чтобы выразить ему свое недоумение. В довершение ко всему,
"пятая" девочка была с классической "пятой" графой, и, если бы
родители (как они сами заявили) меньше знали о 57-й школе
и лично о БМД, скандал с обвинением в антисемитизме был бы
неминуем. Но родители понимали достаточно, и ограничились
выражением резкого недоумения в адрес администрации школы.
Что они услышали в ответ, мне неизвестно. История не имела
никаких последствий внутри школы, и я не смог отследить,
как и где учились не принятые в класс девочки (это был
рубеж 80-х и 90-х г.г. и мне тогда было не до этого).

Те, кто попали в класс, учились счастливо (имею счастье быть
к этому причастен), и все (если память меня не обманывает)
закончили 57-ю школу в один день.

* * *

Это был не единственный подобный случай в истории наборов
матклассов, но закалка того года уже не давала мне так сильно
переживать и удивляться принципам и методам "селекции" в 57-й.

_Дима (_dima@mail.ru)

PS Обращаю ваше внимание на некоторую изолированность вышеизложенного
от исторического контекста. К сожалению, технически невозможно
в коротком посте позаботиться о цельности его восприятия.

Поэтому мне остается только предостеречь читающих сие от
одномерного восприятия всей этой истории, и воздержаться
от напрашивающегося упрека в адрес Юли Фридман :)

(конец текста в кириллице)


(Reply to this)

"My s Tamaroj khodim paroj"
(Anonymous)
2003-04-03 13:29 (link)
Я решил ради удобства читателей с противоположными
интересами продублировать в транслите предыдущий пост -
приношу свои извинения за его удвоение.

(nachalo perekodirovki predyduwego posta v translit)

Sovershenno sluchajno nabrel na etu seriyu replik,
i prochital ob istorii, "vtoroplanovym" uchastnikom kotoroj
ya yavlyalsya. Poskol'ku v to vremya ona proizvela na menya
bol'shoe vpechatlenie, schitayu nuzhnym prokommentirovat' ee.
(V to vremya ya uzhe mnogoe znal, no, ne znal, konechno,
mnogo bol'she, otsyuda takoe yarkoe vospominanie.
Do sih por horosho pomnyu imena vseh klyuchevyh personazhej,
esli pozvolitel'no nazyvat' 7-klassnic "personazhami".)

> Rasskazyvayut, ne znayu, pravda li, chto V. Ya.
> ne bral v klass devochku, proshedshuyu po
> konkursu, chtoby ne vyshlo nechetnogo chisla
> devochek (a oni zhe hodyat parami).

Eto pochti pravda. U menya slozhilos' vpechatlenie, chto
"princip parnosti" devochek v (mat?) klasse isxodil
ot BMD. No fakt otkaza toj devochke byl, po-moemu,
tol'ko verhushkoj ajsberga.

"Komanda", nabiravshaya klass, edinodushno vystupila
v podderzhku "neparnoj" devochki. Bylo resheno popytat'sya
podyskat'-taki ej "paru" iz formal'no ne proshedshih
po konkursu - primerno 5-6 devochek, sledovavshih v spiske
za zachislennymi i toj, ch'ya sud'ba reshalas', byli
priglasheny na dopolnitel'nyj (dlya nih) tur sobesedovaniya,
usazheny v odnu auditoriyu "dlya chistoty sravneniya",
a prinimavshim zadachi dano ukazanie v pervuyu ochered'
postarat'sya poluchit' maksimum dannyh dlya sravneniya
ih mezhdu soboj. V tot raz ya okazalsya "krajnim", to
est' starshim v toj "devochkovoj" auditorii (na samom
dele tam bylo i neskol'ko nikogo ne interesovavshih
"fonovyh" mal'chikov - s sostavom klassa uzhe pochti vse
bylo yasno). Obstanovka v auditorii byla ochen' napryazhennaya.
Devochki nichego ne znali o tom, chto proisxodit, no
ne mogli ne chuvstvovat' otvetstvennosti momenta.
Dohodilo do slez (navernoe, ya v etom byl otchasti vinovat,
tak kak ne ponimal, chto byvayut prichiny, chtoby postavit'
formal'nyj "plyus" za nevernoe reshenie.)

Nichego podobnogo na vseh prochih sobesedovaniyah v 57-yu
i drugie matshkoly mne bol'she videt' ne prihodilos'.

Po itogam etogo i predshestvuyuwih turov byla vybrana
"naibolee dostojnaya iz nedostojnyh", kotoraya, blago
"komanda" byla gotova vzyat' ee radi toj "neparnoj",
popala na administrativnoe sobesedovanie k BMD,
na kotorom ya ne prisutstvoval. V rezul'tate bylo prinyato
reshenie ogranichit'sya chetyr'mya devochkami v klasse.
V kachestve osnovnoj prichiny otkaza shestoj "komplementarnoj"
devochke nam, prepodavatelyam, nastaivavshim na prieme shesti
devochek, soobwili, chto "ona zhe nogti krasit!".

Mne rasskazyvali (i ya sklonen etomu verit'), chto srazu posle
etogo sluchaya k BMD hodila delegaciya iz neskol'kih roditelej
shkol'nikov, a vernee, shkol'nic, uchastvovavshih v konkurse,
chtoby vyrazit' emu svoe nedoumenie. V dovershenie ko vsemu,
"pyataya" devochka byla s klassicheskoj "pyatoj" grafoj, i, esli by
roditeli (kak oni sami zayavili) men'she znali o 57-j shkole
i lichno o BMD, skandal s obvineniem v antisemitizme byl by
neminuem. No roditeli ponimali dostatochno, i ogranichilis'
vyrazheniem rezkogo nedoumeniya v adres administracii shkoly.
Chto oni uslyshali v otvet, mne neizvestno. Istoriya ne imela
nikakih posledstvij vnutri shkoly, i ya ne smog otsledit',
kak i gde uchilis' ne prinyatye v klass devochki (eto byl
rubezh 80-h i 90-h g. g. i mne togda bylo ne do etogo).

Te, kto popali v klass, uchilis' schastlivo (imeyu schast'e byt'
k etomu prichasten), i vse (esli pamyat' menya ne obmanyvaet)
zakonchili 57-yu shkolu v odin den'.

* * *

Eto byl ne edinstvennyj podobnyj sluchaj v istorii naborov
matklassov, no zakalka togo goda uzhe ne davala mne tak sil'no
perezhivat' i udivlyat'sya principam i metodam "selekcii" v 57-j.

_Dima (_dima@mail.ru)

PS Obrawayu vashe vnimanie na nekotoruyu izolirovannost' vysheizlozhennogo
ot istoricheskogo konteksta. K sozhaleniyu, tehnicheski nevozmozhno
v korotkom poste pozabotit'sya o cel'nosti ego vospriyatiya.

Poehtomu mne ostaetsya tol'ko predosterech' chitayuwih sie ot
odnomernogo vospriyatiya vsej etoj istorii, i vozderzhat'sya
ot naprashivayuwegosya upreka v adres Yuli Fridman :)

(Reply to this)



[ Home | Update Journal | Login/Logout | Browse Options | Site Map ]