Yulya Fridman ([info]aculeata) wrote,
@ 2002-12-06 17:12:00
Current mood:morbid

Тапочки
И снова, зачем нужно образование.
(Постепенно отвечаю на комментарии,
пребывая в чрезвычайном унынии.)

[info]true_lja_lja отвечает:

Образование - это сигнал обществу и будущему
работодателю: "Я умею читать/писать по заказу,
сколько-то адекватно установленным стандартам
выражать свои мысли, продолжительное время
заниматься одним и тем же и пр." Чтобы иметь
возможность подать такой сигнал, нужно заплатить
определенное количество лет и усилий.


Юля, давайте предположим, что злой волшебник
заколдовал всех людей и принудил их, не
замечая того, проводить все время за чем-то
решительно неконструктивным. Например,
жевать тапочки. Дело это непростое: тапочки
жесткие, невкусные и вонючие (если б/у).
Общество готовит специалистов по жеванию
тряпичных, матерчатых и резиновых тапочек.
Все люди абсолютно уверены, что жевание
тапочек - ключевой вопрос функционирования
общества. Подготовка к жеванию тапочек,
однако, целиком соответствует Вашему
определению - то есть, образование пассивно
по отношению к направлению, в котором
движется общество (и всегда готовится
ускорить движение в этом направлении).

Муж моей двоюродной бабки, Д. А. Франк-Каменецкий,
делал бомбу под руководством Л. П. Берии. Поэтому
у их семьи было много знакомств среди номенклатуры,
в частности, к ним был вхож некий кремлевский
гипнотизер. Этот гипнотизер устраивал шутки для
развлечения гостей. Например, предлагал всем
в зимний вечер выйти на прогулку, и все решали -
чудная мысль, собирались, спускались на улицу.
И вдруг кто-то замечал, что все до единого вышли
в тапочках.



(Post a new comment)

Service Pack 1.0
[info]levsha
2002-12-06 07:26 (link)
...образование пассивно по отношению к направлению, в котором движется общество...

Ну, скажем так: система образования вторична по отношению к обществу и связана с ним, обществом, обратной связью. Если связь положительна, то общество переходит в качественно иное состояние, если отрицательна - общество стабилизируется. Вопрос о том, кто куда движется, пока вынесем за скобки.

(Reply to this) (Thread)

Re: Service Pack 1.0
[info]hotgiraffe
2002-12-06 07:35 (link)
А вот, кстати, интересно, вы можете привести пример, когда система образования привела к переводу общества в качественно иное состояние ?

(Reply to this) (Parent) (Thread)

Чистый пример - не могу.
[info]levsha
2002-12-06 07:43 (link)
Не компетентен, извините. Ну вот, например, образование ДВС в Португалии и свержение Каэтана - в войнах за колонии уничтожили старую офицерскую касту (отличавшейся в том числе и собственной, весьма специфической системой образования) и в армию на офицерские должности пришли мобилизованные выпускники университетов и политехов.

(Reply to this) (Parent) (Thread)

Re: Чистый пример - не могу.
[info]hotgiraffe
2002-12-06 07:50 (link)
В общем, да, похоже на правду.
Но - я тоже совершенно здесь некомпетентен - это какой-то кажецца довольно нетипичный пример.
То есть можно, к примеру, вспомнить студенческие бунты всякие, которые в конце 60-х покачали разные государственные лодки, но качественно иное - всё же вряд ли.

Гораздо чаще происходит просто обустройство образования в соответствии с потребностями общества (если оно вообще уделяет внимание массовому образованию, что стало, насколько я понимаю, происходить каких-нибудь лет 300 назад), к его (общества) укреплению и благоденствию по генеральному плану.

(Reply to this) (Parent) (Thread)

Массовое образование - отдельный разговор.
[info]levsha
2002-12-06 08:40 (link)
Стало возможным с развитием средств коммуникации, хранения и тиражирования информации и потребовалось в эпоху НТР... М-н-да.

Между тем, элитарное образование тоже штука сильная, поскольку элиты, захватив власть, принимаются транслировать свои идеи, представления и даже привычки и прихоти в объективную реальность, в том числе - в массы. Тут на самом деле тема интересная. Например, влияние университетов на историю Европы. Различные философские школы в Древней Греции, их влияние на социум, конкуренция. Действительно интересно. И мне кажется, что тут есть чего копнуть. "Нутром чую"(с).

Гораздо чаще происходит просто обустройство образования в соответствии с потребностями общества Добавлю от себя: в соответствии с его, общества, техническими и прочими возможностями, а также представлениями о том, что возможно и что нет, что хорошо и что дурно и прочими фичами...

Проблема поиска примеров положительной обратной связи в том, что образование:

а) трудно отделить от "культуры в целом";

б) образование дает на самом деле больше, чем это декларируется. Не потому, что это тайна какая - тайны-то как раз вычисляются/раскапываются на раз - а просто потому, что это не сознается носителями. Чайная церемония делает самурая, а не фехтование, заметил Корчинский. Бессознательный мессидж вычленить крайне трудно и возможно лишь постфактум - слово сказанное есть слово умерщвленное.

(Reply to this) (Parent)


[info]true_lja_lja
2002-12-09 04:51 (link)
esli etot volshebnik prosto zastavil ih tapochki zhevat', to eto eshche nichego ne znachit... von, my vse, kak nenormal'nye, pisaem besprestanno, a, vse zh taki, ne vozniklo nikakoj institucii, zanimajushchej povysheniem nashej v etom dele kvalifikacii.

a vot esli volshebnik sdelal tak, chto ljudjam pochemu-to neobhodimy umelye zhevateli tapochek, skazhem, zhevanye imi tapochki glazu prijatny, ili v nih osobenno udobno na sneg vyhodit' ili eshche chto... t.e. esli volshebnik sozdal u ljudej potrebnost', kotoruju udovletvorjajut umelye zhevateli tapochek, to s techeniem vremeni, i obrazovatel'nyj organ sootvetstvujushchij pojavitsja.

ne vizhu nikakoj principial'noj raznicy mezhdu nim i ljubym drugim.




(Reply to this)



[ Home | Update Journal | Login/Logout | Browse Options | Site Map ]