Yulya Fridman ([info]aculeata) wrote,
@ 2002-02-05 04:11:00
Ты, блядь, где год болтаешься
[info]some пишет у меня в дневнике интересно:

>Появляться обратно мне можно было урывками. Из-за учебы. Помню
>Новый год с 89 на 90, в страшенном сквоте. Новинка для Москвы.
>Но все уже там прижились и никто ничему не удивлялся....
>А потом, 3 января 1990 года мне тетка в голубом кримплене и с
>мотающимися висюльками в ушах кричала в ОВИРЕ: ?Ты, блядь, где год
>болтаешься, а?! Мы тебя щас по 33 статье и, - в камеру к сифилитикам,
>а не визу тебе на выезд, блядь!?

Спасибо; я расскажу тогда тоже немного. Мы уехали
в 90 году. (В январе мы поженились, в ту же сессию
Мишу выгнали с мех-мата МГУ, старшие товарищи
испугались, что пропадет мальчик, и устроили ему
научный визит в MIT сроком на год. Поэтому осенью
мы уехали, тут Миша пошел в Гарвард учиться в
аспирантуре, мы и торчали там лет пять с половиной.
Ездить домой не было денег, потому что дети у нас
родились скоро весьма.)

Уехали мы, в самом деле, антисоветчиками, Миша
даже думал остаться в Америке, а я нет, больше из
общего консерватизма, наверное. Энтузиазм по поводу
свобод пропал довольно быстро, потому что оказалось,
что это такие искусственные конструкции, может быть,
устаревшие, что ли. Пожалуй, как такой лес из статуй,
который поддерживают подпорками, и под которым не то
что пробивается, а давно выросла и заматерела реальная
жизнь, строго регламентированная, просто тоталитарная.
Но быть под контролем -- удобно, комфортно (если он не
больный). Чтобы этого не замечать, смотрят на статуи.

Ощущение фальши все время стояло комком, и было
неприятное, но настроение было не то, чтобы его
декларировать. Правда, в письмах записано. Но это
то, на что наложилось главное печальное открытие,
касавшееся системы ценностей. Вернее всего его
сформулировал, как раз в те годы (т. е. между 91
и 93), Лев Аннинский. Он тогда еще не печатался
вовсе в газете "Завтра" и был мыслей вполне
прозападнических. И он написал, что вот, оказывается,
культура, как на Западе, будет распадаться на ниши,
и поэзия вовсе не дело каждого, и литература не
имеет не только мессианского, а вообще, пожалуй,
никакого значения -- теперь граждане будут читать
детективы и много работать. И написал, что если
так нужно, он этому рад, то есть, сам-то он печален,
но считает, что это хорошо, потому что так лучше
согражданам. Потому что они будут сытые, и у них
будет личная -- в смысле, частная, уютная -- жизнь.
А это важнее всего.

Тогда казалось неоспоримым, что это есть самостоятельная
ценность (и самая главная), даже если не для нас и не
для наших друзей -- ну типа, да, мы умеем спать раз в два
дня и есть еще реже, и одеждой-мебелью не интересуемся,
потому что нас поддерживают какие-то другие аддикции,
бабочка-психея на огонек к Гете под вешалкой -- но
вообще-то все должно быть именно на это ориентированно,
на то есть нормальную жизнь.

Забегая вперед, сейчас никакой тоски на этом месте
нет. Потому, что это не есть самостоятельная ценность.
А это самая настоящая рекламная фикция, тот самый
образ уютного преуспеяния, который можно разобрать
по полочкам, и он тоже, как ни смешно, сведется к
мифологии. И, конечно, ситуация "нормальной жизни"
недостижима сама собой: на практике это только
долгосрочное выбрасывание колбасы в советском магазине
(помните, был такой термин).

Ну, просто оказалось, что одни вещи с другими совершенно
случайно попали в общий пучок. И рыночная экономика
имеет весьма слабое отношение к Мандельштаму, точнее,
продает его в одной упаковке с анализом мочи Горнфельда;
главный ее товар -- неразличение, потому что никакой
рыночной экономики просто нет. Есть зато идея общего
(денежного, например, но это неважно) эквивалента. Вот
с этим, между прочим, даже занятно вышло, ага. А бабочка
та, типа, летит из огня, а не наоборот. Из погребального.
Ей так положено.


(Post a new comment)


[info]dm_krylov
2002-02-04 17:35 (link)
А история-то, история? Пять с лишним лет аспирантуры в Гарварде, а дальше?

(Reply to this) (Thread)


[info]aculeata
2002-02-04 18:18 (link)
Ну, а дальше приехали. Аспирантуры четыре года,
первый у Миши был визитерский. Как, история? А --
ну, дело в том, что Мишкина мама, как она есть
демократка, сионистка и все равно абсолютно
прекрасная женщина, сбивалась с ног, посылая нам
всю и всяческую прессу, все толстые журналы. Она,
например, сама записала нам группу "Гражданская
оборона" в киосках звукозаписи, которых тогда много
выросло со всех сторон (мы ее в Америке услышали в
первый раз).

Так вот, чтобы нам иметь перед глазами объективную
картину происходящего (и чтобы мы не вздумали
возвращаться), она посылала нам возмутительную
антисемитскую газету "День" и журнал "Элементы".
Ну, в основном все-таки для курьеза (особенно "День"
и "Русское воскресение").

Не без удивления находили там разумные вещи, которых
уже давно не попадалось в прессе вроде "Огонька"
(ее неудобно было читать). Ну, с поправкой на --
но ведь необходимость поправки иногда помогает,
создавая дистанцию, с которой легче на холодную
голову. А "Элементы" к тому же блестяще написаны,
местами особенно; ну то есть, к тому моменту, как
мы приехали, совсем других убеждений были уже.

(Reply to this) (Parent) (Thread)


[info]dm_krylov
2002-02-04 18:33 (link)
То есть жить захотелось, чтобы люди, чтобы мысли. (Я правильно понимаю?) У меня есть знакомые, которые вернулись из Америки, и все почти - люди привычные к культурной жизни (то есть чтобы люди, чтобы мысли). Им этого не хватало, а одна так вообще говорила: каждые три месяца мне надо в Москву. Иначе она помирать начинала. Вот и выходит, что либо колбаса, либо культурная жизнь (люди, мысли). Здесь одно, там другое. Но вот многие не могут планку взять, ведь возвращение это в некотором смысле сложнее эмиграции в психологическом плане, и не то, чтобы боялись, что в подъезде по голове тяпнут (хотя и это тоже), сколько нет элемента новизны, который в эмиграции очень даже подслащает дело (это как роман, допустим, новый завести или в семью вернуться, первое для юноши, а второе - поступок мужа, до которого многие ли дорастают вообще). Ну вот и млеют здесь. Вроде и жизнь сложилась, домишко там, машины, детей в колледж отправить там, это всё да, а вместе с тем - и нет жизнь (люди, мысли). Я сам об этом не думаю, поскольку понимаю, что млеть это худшее из того, что можно с собой делать. И хотя не хватает того же (..), вот пока здесь. Здесь работа. Здесь привычка жить. А люди и мысли там. Ну значит пока так у меня.

(Reply to this) (Parent) (Thread)


[info]aculeata
2002-02-04 19:22 (link)
Люди, мысли -- да, конечно, хотелось, но если так
рассуждать, тоже получается эквивалент. Как если
бы, там одно заворачивают, здесь другое.

Людей там набралось много, нишу очень неплохую
можно было устроить. Я и устроила, в общем. И
местные ниши, кстати, находились здоровские, в
отношении разнообразной фантастики и Юзнета.
Воздух не тот. Не то в воздухе.

(Reply to this) (Parent) (Thread)


[info]dm_krylov
2002-02-04 19:33 (link)
Как это воздух?.. Я всегда отчётливо помню первый день по перелёту Россия-Америка после побывки. Так вот впечатление такое что попал на киностудию и ещё что все друг за другом следят. Вы это имеете в виду? Они репрезентируют жизнь(привет Левпиру) и следят за тем, чтобы никто не зажил по-настоящему (ну это на русского такой эффект, а англичане в этом как рыбы в воде). Можно ещё хлопать крыльями и называть это эффектом культурного контекста и прочее, но короче и понятнее для меня одно слово - душно.
Так вы в Бостоне обитали. А была там такая Маша с Биллом среди ваших знакомых? Они жили где-то в милле от Harvard Sqr по Massave. Она работала в "О бон пэне", у араба того.

(Reply to this) (Parent) (Thread)


[info]aculeata
2002-02-05 04:51 (link)
:) Неа, не знали Машу с Биллом. Следят -- да, верно,
но это как раз бытовое англосаксонское. То есть, это
как бы в человеческой природе, по-соседски, а не
синтетическое -- хотя неприятное. Я имела в виду
какие-то такие бестолковые вещи, воздух как почва (и
она неплодородная, как нарочно стерилизованная, такое
впечатление, что что-то когда-то было, а теперь нет).
Ну, об этом лучше не говорить.

(Reply to this) (Parent)


[info]dm_krylov
2002-02-04 19:48 (link)
Извините, мне пора до дому. Если там ещё поговорить или что, то я подхвачу завтра. Отбой.

(Reply to this) (Parent)


[info]borisl
2002-02-14 15:31 (link)
Юля, а что с воздухом?
Там каких-то веществ не хватает, или наоборот что-то лишнее плавает?

(Reply to this) (Parent)


[info]some
2002-02-04 19:44 (link)
Юля, а это не А. Агеева Вы, случайно, имеете в виду? С его Конспектом о кризисе (в ЛО 3, 1991), наделавшим тогда немало шуму?

(Reply to this) (Thread)


[info]aculeata
2002-02-05 04:24 (link)
Нет, я Аннинского. Литературного Обозрения мы не
получали как раз, я и видела в жизни всего несколько
выпусков. А что Агеев писал?

(Reply to this) (Parent)

нужна помощь, и если не в облом вам,
[info]gleb
2002-02-06 03:26 (link)
ответььте, Юля, как принято называть по-русски ги-деборово DETOURNEMENT
и есть ли где перевод его статьи (на русский)- МЕтоды детурнмента????

(Reply to this)



[ Home | Update Journal | Login/Logout | Browse Options | Site Map ]