Yulya Fridman ([info]aculeata) wrote,
@ 2002-04-17 15:14:00
Current mood:speculative

О моралистах
Моралист, в соответствии с Юнгом, человек тайных
порочных наклонностей. Поборник нравственности
и чистоты языка (под нечистотой здесь разумея
похабщину) не от подвижничества (по-своему
прагматического), а от брезгливости -- наедине с
собой, нечистоплотнейший извращенец. Это вполне
прозрачно, оттого что -- чем более тайно, тем более
явно. Если изучить порнографические прейскуранты с
классификацией, можно без ошибки выстроить соответствие
между тем или иным извращением и, например, стилистикой
изложения.

Еврей, когда он такой брезгливец -- обыкновенно русофоб
(считает русских нечистыми, нецивилизованными) и
англоман. Русский -- юдофоб (считает евреев нечистыми,
нечеловеками, вроде больных поросят) и, если к тому же
русофоб, тем более англоман. Если он, наоборот, русофиил --
тогда, парадоксально, любит Набокова и Бунина, даже и в
поэтическом амплуа оных. В этом случае, не обязательно
англоман (может не сознавать).

От нежелания работать становятся наблюдательными.



(Post a new comment)


[info]priest_dimitriy
2002-04-17 05:02 (link)
Умно.

(Reply to this)


[info]priest_dimitriy
2002-04-17 05:07 (link)
Умно -- это, кстати, по вторую часть сообщения.
А про моралистов, напротив, не очень. Это знаете, такое естественное желание человека, сделавшего пакость, сказать: аа, яя знааюю-ю, все вы, моралисты, такие. Однако же, не так. Есть на свете моралисты -- чистые, честные люди. Есть не очень. И есть лицемеры. Всяких хватает. Тут нужна другая классификация.

(Reply to this) (Thread)


[info]aculeata
2002-04-17 05:57 (link)
Na dobrom slove spasibo. Razve ya sdelala
pakost'? Vprochem, mogla i sdelat'. No
ved' oba abzaca -- ob odnikh i tekh zhe
moralistakh, "brezglivcakh", i vtoroe (po-moemu)
vytekaet iz pervogo...

Motivacij, tolkayuschikh k zapretu, slishkom
mnogo, "chistykh" iz nikh (termin somnitel'nyj,
potomu chto -- "i carskij venec, i sumu, sumu
nischety i pozora, ya vse bespechal'no voz'mu") --
t. e. diktuemykh, vidimo, volej k preobrazheniyu --
nichtozhno malo. I ehto zametno, kazhetsya, po
cheloveku, tut trudno ved' oshibit'sya. Esli smotret'
s raznykh prigorkov, sovsem raznye pary veschej
kazhutsya pokhozhimi.

Proshu proscheniya za translit, nikak ne nastroyu
shrifty.

(Reply to this) (Parent) (Thread)


[info]priest_dimitriy
2002-04-17 18:27 (link)
Ой, простите, Юлия -- перечитал свой пост и увидел, что у меня-то совсем неумно вышло. Ведь совсем Вас не имел в виду, а получилось... :(
Увы и ах, простите...
Но во всяком случае, если мы начинаем критически писать "о моралистах" в третьем лице, то тем самым как бы невольно обозначаем свою аморальность или внеморальность. Разве нет? Поэтому как только я тоже начал писать о критиках "морализма" в третьем лице, Вас лично не подразумевая, Вы невольно восприняли на свой счет. Простите.
Вообще, почему я откликнулся на Вашу мысль -- потому что сам с ней раньше носился. Если, дескать, человек яростно что-то обличает, то он прежде всего чувствует это в себе, иначе бы не было ярости. Впервые встретил эту мысль, кажется, у Гессе в "Маленьком Клейне". На это весь психоанализ стоит.
Но потом, со временем, убедился, что это не всегда так. Во всяком случае, христианство учит, что естественную страсть гнева, вложенную Богом в человека, нужно как раз направлять на собственные грехи и недостатки (не на других людей), то есть действовать как бы "с яростью" на себя. Только в таком случае, опыт собственного очищения будет иметь успех.
Но после того, как страсти побеждены, чувство гнева на грех должно в человеке оставаться, стоять как бы на страже, у ворот. Святые называют это чувство "решимостью" -- то есть решимостью противостать всегда всякому злому движению души или соблазну. Поэтому даже великие святые не ослабевали в своем гневе на грех даже после решительного очищения своей души от всякой нечистоты. Можно назвать это "морализмом", можно сказать, что когда-то святые тоже грешили тем, что позже обличали. Но это не отменит другого факта: абсолютно все люди подвержены греху во всем его разнообразии. Отравлена грехом вся человеческая природа. Даже совсем маленький ребенок, хотя и невинен, но уже грешит по самой природе -- капризничает, ссорится, требует своего, дерется с другими детьми.
Но психоанализ "для исцеления" требует всего лишь признать себя подонком. А Христианство требует сперва признать себя подонком, а потом преодолеть свою низменную природу. И без доли здорового "морализма" здесь никак не обойтись.

(Reply to this) (Parent) (Thread)


[info]priest_dimitriy
2002-04-17 18:31 (link)
Уточнение:
Но психоанализ "для исцеления" требует всего лишь поначалу признать себя подонком, а потом сказать: ничего, друг, успокойся, это и есть нормально, это ты и есть. Без комплексов признай свои комплексы, и тебе станет хорошо. А вот Христианство... (и далее по тексту)

(Reply to this) (Parent) (Thread)


[info]aculeata
2002-04-18 00:55 (link)
Da, konechno, ehto sovsem drugaya vesch';
spasibo, chto napisali. Ya, vprochem,
narochno ogovarivalas' o podvizhnikakh,
ehto vo vsyakom sluchae ne tot sort moralizma.
(Obizhat'sya mne, konechno, bylo sovsem ne
na chto -- naoborot, Vy menya prostite, ya
ne vser'ez.)

A s psikhoanalizom kak budto i ne to vovse --
ehto, navernoe, kakoj-to sovremennyj u Vas
psikhoanaliz, mekhanicheskij i dlya bol'shikh
zarabotkov? Mne kazalos', ideya v tom, chtoby
nauchit'sya videt', otkuda beretsya lichnost'
kak illyuziya, i podchinit' strasti vole (chto
uzh potom s nimi delat', vybor izlechivshegosya).
Besy, kotorykh gnali otshel'niki, u Yunga --
sam on, kazhetsya, vsegda podcherkivaet,
chto ehto vopros nauchnoj terminologii, no kak
by to ni bylo -- tak vot, oni, skoree, dukhi
kollektivnogo bessoznatel'nogo, te zhe kumiry
yazycheskie, poehtomu gnev vyzyvat' vovse ne
obyazany. No pro nikh vpolne izvestno: proyavish'
slabost' -- sozhrut iznutri, odna shkurka
ostanetsya. Deti pokhozhe sebya vedut.

(Reply to this) (Parent)


[info]parf
2002-04-17 05:38 (link)
Я - русофоб и юдофоб, и поэтому хочу знать!
1) если одна русская женщина побрила другую (русско-еврейскую), то будут ли они жить вместе с четвертого по какое-то?
2) с четвертого по какое?

Я тебя нисколько не тороплю! Просто билетов не будет.

(Reply to this) (Thread)


[info]aculeata
2002-04-17 06:00 (link)
Da. Izvrascheniya, rusofobiya i yudofobiya nalico.
Vsekh pobrit'.

(Reply to this) (Parent)


[info]parf
2002-04-17 05:41 (link)
Ура!

(Reply to this)


[info]borisl
2002-04-17 07:17 (link)
А брезгливость откуда берётся?

(Reply to this) (Thread)


[info]aculeata
2002-04-17 08:33 (link)
Da vot, vrode, po Yungu, brezglivost' ehto uzhas pered
demonami libido, kotorye vrode gadov predstavlyayutsya.
Esli ya nichego ne putayu. Tak, frigidnye zhenschiny
byvayut brezglivy patologicheski.

(Reply to this) (Parent) (Thread)


[info]borisl
2002-04-17 09:03 (link)
То есть, если я правильно понял вторую часть: отношения русских с евреями либидиозны и наоборот со страшной силой.
Какую роль здесь играют англичане. И Набоков с Буниным (брезгливые англоманы?).


(Reply to this) (Parent) (Thread)


[info]aculeata
2002-04-17 10:26 (link)
Vrode, pro strastnye otnosheniya mezhdu r. i e.
esche Rozanov pisal, da po nemu samomu ehto
bol'she vsekh vidno. A anglomaniya, vidimo,
simvoliziruet frigidnost' (sr. anekdot pro zhivuyu
anglichanku). A voobsche, ne znayu, pochemu tak!

(Reply to this) (Parent) (Thread)


[info]borisl
2002-04-17 10:30 (link)
Да, писал, только это были скорее его собственные отношения, и чего уж они там на самом деле замещали, Бог весть.
А про живую англичанку не знаю.

(Reply to this) (Parent)



[ Home | Update Journal | Login/Logout | Browse Options | Site Map ]