Yulya Fridman ([info]aculeata) wrote,
@ 2002-06-13 20:09:00
Добрая собака
Девочка Зюка (Марина) идет впереди, я за ней.
По узкой тропинке идем в дачный магазин. Впереди
ручей, через него лесенка-мост. Зюке в конце
июня будет семь лет. В начале пути спрашивает:
-- Как ты хочешь пройти, по камням через добрую
собаку, или тебе придется нагинаться?
(Зюка босиком, я соображаю, что она не очень хочет
идти по камням.)
-- Как тебе удобнее. Мне не трудно нагибаться.
-- Тогда идем тут. (Помолчав) А сколько раз тебе
нужно пройти туда-сюда, чтобы запомнить дорогу?
(Боюсь, она наблюдала из окна мои попытки
ориентироваться среди двух калиток. Я начинаю
нервничать.)
-- Можно, я не буду тебе отвечать? А то мне
станет очень стыдно.
(Зюка делает жест руками: дескать, все, нет
вопросов.)
-- Я пробегу здесь быстро, а то крапива.
-- Давай.
(Догоняю ее.)
-- Видишь, какая у нас крапива? Это садовник
постарался.
-- Садовник сажает крапиву?
-- Ну (смеется), это у нас тут так говорят.
Когда крапива высокая или репейник.
-- Дикий садовник? Вроде лешего? Который живет
за дачными садиками и нарочно сажает колючие
сорняки?
-- Ну да. А как ты думаешь, леший откуда?
Думаю и правда; потом начинаю говорить примерно
о том, как одна волна поселенцев сменяет другую,
и предыдущие (рассеянные, оставшиеся по одному
на старых местах) в передаче последующих всегда
оказываются наделенными волшебными свойствами.
Особенно если с ними пришлось повоевать. Или
если жильцы въезжают в пустой дом -- он всегда
населен привидениями. А еще, говорю, вот что
случается в том же роде: если было два племени,
и они враждовали, то божки одного племени будут
демонами у другого. Зюка перебивает:
-- Я в этом не очень хорошо разбираюсь, потому
что, видишь ли, я в бога не верю. А что такое
демоны?
(Радуюсь, хочу продолжить тему о трансформации
значений.)
-- Демоны -- это злые духи; там, где есть Сатана,
просто его приспешники. А насчет бога -- ну что
ж, мы ведь сейчас говорим, во что верят люди вообще.
Вот демоны, как, может быть, русалки, лешие или
царь Кощей...
-- Царь Кощей? Это из "Руслана и Людмилы".
-- Да. А Пушкин его взял из фольклорных источников.
Ты же читала сказки? Только в сказках для детей
он обычно просто Кощей.
-- Кощей Бессмертный.
-- Кощей Бессмертный. А здесь, видишь, он царь.
Может быть, он и правда был царь какого-нибудь
соседнего народа, и на удивление долго жил, вот
его и прозвали Бессмертный. Может, он был злой,
может, и не был: царь врагов воспринимается как
злой в любом случае. Он мог быть даже не тощий,
а толстый, как бочка. Иногда в легендах все
переворачивается наоборот.
-- Да. А ты помнишь это место из Пушкина? Из
"Руслана и Людмилы"?
-- Какое место?
-- Про Лукоморье.
-- Да.
-- Наизусть помнишь?
-- Да, наверное.
-- Можешь прочесть?
-- М-м-м... конечно.
(Читаю. Слушает тихо, перебивает только в одном
месте.)
-- Что такое чахнет?
-- Теряет жизненные силы. Становится совсем тощим.
Он же над златом чахнет: стоит и жадничает, не может
налюбоваться, и забывает, например, поесть.
-- Что такое злато?
-- Золото. Это так часто бывает: вместо "голод"
раньше говорили "глад", даже вместо "мороз"...
-- А я однажды, знаешь, читала стихотворение.
Какое, уже забыла. Только я в нем ничего не поняла.
Потому что, ты можешь себе представить, там были
ударения для рифмы все переставлены! Ну, читай
дальше.
(Читаю. Продолжаем разговор в том же роде. Назад
Зюка ведет меня мимо доброй собаки. Это овчарка,
довольно большая, на цепи. Машет хвостом, завидев
Зюку издалека. Подходим ее погладить, минуя
плакат на воротах "ОСТОРОЖНО, ЗЛАЯ СОБАКА!")
-- Видишь, какая она добрая? -- спрашивает Зюка. --
Она уйти не может, потому что она на цепи. Ты
любишь собак? Ей здесь скучно. Поэтому мы и
приходим сюда иногда.


(Post a new comment)


[info]cema
2002-06-13 09:45 (link)
Кащеями называли языческих жрецов, что ли. Кащевать означало заниматься отправлением каких-то обрядов языческого культа. Я, впрочем, совсем в этом не разбираюсь.

Спасибо, хорошая история.

(Reply to this)



[ Home | Update Journal | Login/Logout | Browse Options | Site Map ]