Yulya Fridman ([info]aculeata) wrote,
@ 2002-07-15 18:44:00
Письмо Сталину
Есть вещи, которых нельзя не перепутать, незачем
и стараться, только покроешь себя позором.
Например, фамилии на одну букву, вообще буквы,
фамилии. Один мой друг раз забыл, как пишется
буква "Я", и его письмо начиналось целой строчкой
"Д" яростно перечеркнутых. Но он выкрутился и
с новой строки нарисовал печатное "Я". Теперь
он школьный учитель.

История о том, как нужно писать письма, связана
с именем одного из авторов старенького физтеховского
учебника по основам термодинамики: Румер, Рывкин.
Кто-то из них в пору Культа Личности был
арестован и лет десять протрубил в сталинских
лагерях. Повод к аресту остался более или менее
неизвестным. Где-то посреди срока за нарушение
лагерной дисциплины он был приговорен к смертной
казни, освобожден от работ и посажен в отдельную
камеру, где и ожидал своей участи. Ждать людям
вообще приходилось долго вот по какой причине: в
зимний сезон не было надежных дорог. Бураны,
заносы, а расстрельная бригада одна на сектор, и
передвигалась по графику. Приговоренный несколько
дней сидел один и всякий стук у двери слышал, как
шаг последнего конвойного.

Румер же или Рывкин был женат на сестре Суркова или
Сурикова, а скорее, Суслова, но не того; тоже,
впрочем, высокопоставленного партийного чиновника,
которому поручали и инспекции лагерей. Сам Р.
говорил о своей жене: "Она была очень красивая
женщина -- до шестидесяти лет имела любовников."
С шурином были дружны. Услышав бой сапог и ржавый
скрежет засова, Р. встал, чтобы идти на расстрел,
и увидел в дверях родственника, явившегося на личном
вертолете с инспекцией. В главном кабинете, на
кожаных креслах, С. и Р. пили водку, а начальник
лагеря, почтительно поприветствовав гостей, вышел
из деликатности.

Выслушав все, шурин сказал Р.: "Пиши письмо Сталину."
Тот только усмехнулся -- письма Сталину писал чуть
не каждый третий. Но С. настаивал: "Пиши, я передам."
Дал ему бумагу и ручку и стал диктовать письмо.

Ни словом, ни единым намеком в письме не обсуждался
факт предстоящей казни, ни что другое, к делу не
относящееся. Сюжет такой: физик, большой ученый,
которого заботит будущее его страны, живет в лагере,
трудится на общих основаниях и всем доволен.
Единственное, что его смущает -- это недостаточно
полная библиотека научных трудов, доступных ему в
данный момент. Вот он и просит Иосифа Виссарионовича
этим письмом: нельзя ли сделать так, чтобы его друг
Ландау передал ему такую-то (список) литературу.
Он заранее благодарен. Подпись.

Шурин взял это письмо, простился с родственником и
уехал продолжать инспекцию лагерей. Две недели
стояла непогода и расстрельная бригада задерживалась.
А потом за Рывкиным или Румером прислали вертолет,
привезли в большой населенный пункт и с конвоем
подвели встречать самолет пассажирский. Он стоял
и смотрел, как по трапу спускается Л. Д. Ландау, у
которого в обеих руках по связке книг, а по щекам
текут слезы. Вскоре его перевели в шарашку, а о
каком-то там приговоре никто и не вспоминал. Многие
знают, что смерти нет, но почти никто не ждал ее в
одиночной камере.

У меня твердое ощущение, что эту историю, слышанную
мной от отца (а им -- от Р.), я уже записывала, и
тогда помнила ее лучше. А вот как бы установить, в
каком виде бытует устный фольклор (вроде наших
страшилок и переделок) между английскими школьниками.


(Post a new comment)


[info]berezin
2002-07-15 11:37 (link)
Что интересно, так это то, что я эту историю тоже слышал (с совершенно, правда, другими фамилиями). Я занимался тогда теорфизикой, и фамилии были наперечёт.
Правда, я слышал ещё два варианта писем к Сталину - один знаменитый, с побегом с поселения и взятой напрокат шубой, а второй - от изобретателя перпетного мобиля.

(Reply to this) (Thread)


[info]aculeata
2002-07-15 11:58 (link)
Kak, tozhe pro zyatya Suslova, no s drugoj
familiej? I pro Dau so svyazkami knig?
Oj, a ot kogo zhe?
Dvukh drugikh ne znayu. No ved' i pravda,
pis'ma Stalinu vse pisali.

(Reply to this) (Parent) (Thread)

Re:
[info]berezin
2002-07-15 12:13 (link)
Нет, не суслова-фигуслова.
Тут высокая правда легенды - например, откуда в ту пору возьмётся личный вертолёт. Не было их тогда, нет, был,конечно Ми-1, образца 1951-го.
Но всё это настоящая, правильная легенда.
А есть варианты того, как Королёв писал Сталину, ти чё из этого вышло(про шубу). Были варианты писем знакомых Сталина по ссылке.
Много есть разных историй.
А, впрочем, возьмёшь Шаламова- а там ведь ничего не придумано, как говорили мне очевидцы.

(Reply to this) (Parent) (Thread)


[info]aculeata
2002-07-15 12:36 (link)
Nu, lichnyj vertolet -- ehto moe vyrazhenie.
Ehto znachit, chto dannogo Suslova privez
vydelennyj dlya ehtogo vertolet. I privez,
ved' nishto drugoe ego ne moglo privezti,
po natural'nym prirodnym usloviyam. Znachit,
skhodstvo istorij ne bolee chem
fabul'no-kompozicionnoe? Ehto ne stranno
togda.

(Reply to this) (Parent) (Thread)

Re:
[info]berezin
2002-07-15 12:43 (link)
Ну, собственно, это простой Пропп.
1. Некто пишет письмо С. Результат - его освобождают, жизнь его становится лучше.
2. Некто пишет письмо С. Результат - его вывели в поле, или стало гораздо хуже.
3. Вариант промежуточный. С. выполнил просьбу буквально - прислал шубу, книжки, семена для огорода.
Есть осложняющие факторы (история взаимоотношений Некто со С.), или то, кто читает эти письма, и кто становится посредником.

(Reply to this) (Parent) (Thread)


[info]aculeata
2002-07-15 13:06 (link)
Nu vot imenno, vot imenno. A rasskazhi ya
luchshe, ne vypal by osnovnoj ehlement
dannoj istorii, takticheskij i v to zhe vremya
misticheskij. Sila mifologicheskoj real'nosti:
Genial'nyj Uchenyj, kotoryj Sovershaet
Otkrytiya v Trudnykh Usloviyakh, ne imeya
(chto priskorbno) pod rukoj nuzhnykh knig --
nikak ne sovpadaet s narushitelem lagernogo
rezhima, kotorogo vot-vot rasstrelyayut po
raznaryadke. I pervomu personazhu est' mesto
v ehpokhe, tak mnogo mesta, chto Stalinu
on pishet pochti na ravnykh.

(Reply to this) (Parent) (Thread)

Re:
[info]berezin
2002-07-15 13:35 (link)
Нет, почему, вы всё правильно рассказали.
Просто эта история весьма вариативна. Смотрите: учёный готовился к смерти, и ради прощальной шутки написал про книги. Его возвращают обратно, но он уже так подготовился к смерти, что всё забыл. И вот он смотрит в вереницы напечатанных формул, сидя в росскошной квартире с видом на Моссовет, и понимает, что смысл этих формул для него навсегда утерян.
Или - ему действительно присылают книги, отменяют приговор, но посылают всё так же на общие работы, и пока он там машет кайлом зеки потихоньку пускают тома термодинамики на раскурку.
Или: книги опаздывают, и его всё таки закапывают в вечную мерзлоту, а конвой дивится на книгу с хитрыми закорючками, принимая её за шпионскую тайнопись...
etc.

(Reply to this) (Parent) (Thread)


[info]aculeata
2002-07-15 14:15 (link)
Nesomnenno. No dlya togo, chtoby
rassuzhdat' v ehtom klyuche, nuzhna
nekotoraya otstranennost'. A dlya
ehtogo, v svoyu ochered', polezno ne
znat', chto Rumer (ili Ryvkin) ochen'
lyubil i oplakival pokojnuyu zhenu,
roskoshnuyu zhenschinu; chto on kuril,
zakurivaya novuyu sigaretu ot bychka
predyduschej, chto otec (moj to est'
otec), buduchi studentom i soplyakom,
lechil ego gipnozom, a tot somnevalsya,
no pomoglo; chto ehto pokolenie, nakonec,
bylo udivitel'no veselym i polnokrovnym
(nesmotrya ni na chto), i slovo u nikh
bylo, tut uzh nikak bez pafosa, zhivoe
slovo ("vse prochee -- literatura").
Oni govorili "nastoyaschij chelovek"
bez ironii, i dlya nikh ehto chto-to
takoe znachilo. Nu i ne derzhat',
konechno, v rukakh ryzhen'kogo takogo
uchebnichka termodinamiki. No
gorizontal'nye klassifikacii, razumeetsya,
na to i gorizontal'nye, chtoby ignorirovat'
soderzhanie, i vsemu svoe mesto. Ya
prosto k tomu, chto ya ne v tom polozhenii,
chtoby etc.

(Reply to this) (Parent) (Thread)

Re:
[info]berezin
2002-07-15 14:33 (link)
А я и не говорю, что нужно. Видете ли, у меня тоже свой опыт - брата моего деда, что недоучившись на математическом пошёл бомбить с еропланов кайзера, потом, натурально, к белым. Пытался переквалифицироваться в управдомы, но пять языков, из них два мёртвых, накладывают на человека свою печать - его ждала судьба Канта, три года в Соловках, ссылка, а потом он отказался
вернуться, его замучило всё и достало. Судьбы переплены прихотливо - сестра его вышла замуж за Очень Знаменитого человека, соратника С. ПИсем не писала, незачем. Моя действительность страшнее литературной, потому как почти литература.
НИкто из них не писал, впрочем, ничего. Письма их суконны и унылы, потом, будто доисторическое зверьё тупиковой ветви, они выродились в открытки.
И о них помню один я.

(Reply to this) (Parent) (Thread)


[info]aculeata
2002-07-15 15:23 (link)
Yasno zhe, chto vsyakij iz nas tak ili
inache byl v Kerchi. Ya ne imela v vidu
vyrazit' somneniya, naprimer. My,
kazhetsya, govorili o (trudnostyakh)
zhanrovoj differenciacii pri rabote s
kontekstom -- nel'zya ne otmetit', s
ozhidaemym rezul'tatom.

(Reply to this) (Parent) (Thread)

Re:
[info]berezin
2002-07-15 22:54 (link)
Жанровой дифференциации при работе с контекстом...
Да вы, верно, глумитесь надо мной. Не пугайте меня, пожалуйста.

(Reply to this) (Parent) (Thread)


[info]aculeata
2002-07-16 01:33 (link)
Tak a chego zh by nam ne glumit'sya,
esli naprashivayutsya.

(Reply to this) (Parent) (Thread)

Re:
[info]berezin
2002-07-16 01:59 (link)
Надо иметь жалость.
Надо.

(Reply to this) (Parent)


[info]r_l
2002-07-15 15:35 (link)
Это хорошо (про молчание ягнят или их мычание).
Кажется, в этих случаях пишет Пастернак (собственно, единственный смысл романа в том и состоит, что за других говорено).
А все же надо собирать все эти истории и классифицировать.

(Reply to this) (Parent) (Thread)

Re:
[info]berezin
2002-07-15 22:46 (link)
Да я пытаюсь, но, как справедливо написал один парикмахер в предсмертной записке: "Всех не переброешь".
Ну, и кому мне объяснять - всё значения недостижимы.

(Reply to this) (Parent)


[info]rvl
2002-07-15 20:15 (link)
В пересказе моего тестя, хорошо знавшего обоих Румера и Ландау, эта история выглядит почти наоборот (хотя он не настаивает на том, что воспоминание его точно и даже просто верно).

Когда Румер оказался в шарашке, он ничего не знал о судьбе Ландау, взятого в один день с ним и выпущенного, благодаря хлопотам Капицы, через год. И как запомнилось моему тестю Румер мучился, стараясь придумать способ, как бы вызволить Ландау и определить к себе в шарашку.

И хотя это не "о том, как нужно писать письма", я подумал, что в качестве FYI этот коммент вполне уместен.

(Reply to this) (Thread)


[info]aculeata
2002-07-16 01:36 (link)
Spasibo! Umesten, konechno, no ehto DRUGAYA
istoriya. Tam voobsche nasyschennaya takogo
roda sobytiyami byla zhizn'.

(Reply to this) (Parent)

кидс фольклор
[info]a_m_s
2002-07-15 20:47 (link)
ну вот, например:

Bronner, Simon. American Childrens Folklore

http://www.amazon.com/exec/obidos/ASIN/0874830680/qid=1026790291/sr=1-12/ref=sr_1_12/104-3101264-8654341

(Reply to this)


[info]a_m_s
2002-07-15 21:07 (link)
или лучше вот:

The Crack-A-Joke Book

http://www.amazon.com/exec/obidos/ASIN/014036000X/qid=1026792107/sr=8-2/ref=sr_8_2/104-3101264-8654341#product-details

(Reply to this)


[info]a_m_s
2002-07-15 21:17 (link)
и наконец,

http://www.kith.org/logos/words/upper2/OOne.html

The famous speaker who no one had heard of said:
Ladies and jellyspoons, hobos and tramps,
cross-eyed mosquitos and bow-legged ants,
I stand before you to sit behind you
to tell you something I know nothing about.
Next Thursday, which is Good Friday,
there's a Mother's Day meeting for fathers only;
wear your best clothes if you haven't any.
Please come if you can't; if you can, stay at home.
Admission is free, pay at the door;
pull up a chair and sit on the floor.
It makes no difference where you sit,
the man in the gallery's sure to spit.
The show is over, but before you go,
let me tell you a story I don't really know.
One bright day in the middle of the night,
two dead boys got up to fight.
(The blind man went to see fair play;
the mute man went to shout "hooray!")
Back to back they faced each other,
drew their swords and shot each other.
A deaf policeman heard the noise,
and came and killed the two dead boys.
A paralysed donkey passing by
kicked the blind man in the eye;
knocked him through a nine-inch wall,
into a dry ditch and drowned them all.
If you don't believe this lie is true,
ask the blind man; he saw it too,
through a knothole in a wooden brick wall.
And the man with no legs walked away.

(Reply to this) (Thread)


[info]aculeata
2002-07-16 01:43 (link)
Aga, spasibo! Ya kak raz i postupayu, kak tam
opisano, ot otchayaniya: delayu poisk na raznye
frazy, kotorye mogli by chto-to prinesti.
Nekotorye strochki iz Mother Goose Rhymes dayut
ulov, no slishkom mnogo ne otnosyaschegosya k
delu, trudno vozit'sya. No nuzhno najti na Seti,
do soderzhimogo knizhki ved' ne dobrat'sya.

(Reply to this) (Parent)


[info]aleksei
2002-07-15 21:37 (link)
Да, это про Румера. Есть также история, что в камеру, где уже несколько месяцев томился Ландау, привели Румера. И это был как раз день рождения Румера. Дау, увидев друга, воскликнул: "Ну и подарочек, Румчик, ты приготовил себе на День Рождения!" Румер в своих воспоминаниях поражался тому, что после стольких мучений Дау сохранил ясность мышления и память на даты (притом, что Дау был хилого здоровья). Уточнение (по поводу одного из комментов выше): решающую роль в освобождении Дау сыграл не Капица, а Бор. Именно после его письма к Сталину Дау был освобожден.

(Reply to this) (Thread)


[info]aculeata
2002-07-16 01:50 (link)
Spasibo!

(Reply to this) (Parent)


[info]rvl
2003-01-03 12:16 (link)
Давно собирался Вам ответить, но в июле прервался на несколько месяцев, потом забывал.

Мне кажется, Ваше уточнение неверно.
Бор написал письмо Сталину (единственное) осенью 38-го, а Ландау освободили в апреле 39-го.
Капица писал письма Сталину, Молотову и Берии с апреля 38-го по апрель 39-го.
Как Вы думаете, что Сталину какой-то [сраный] Бор? К Брежневу вся мировая научная общественность обращалась по поводу Сахарова -- и то ничего. Это сейчас Бор вроде Эйнштейна, а тогда -- современник, хоть и известный, хоть и физик.

Сам Ландау, кстати, будучи человеком очень принципиальным, особенно в науке, никогда не выступал против Капицы (даже, если ему казалось, что идея Капицы неверна), говоря: "Он мне спас жизнь". А Румера, между прочим, он не выручил, когда мог помочь ему выбраться из Енисейска: просто из-за несогласия с научной идеей отказался выступить на важном для Румера семинаре. При том, что очень любил его по-человечески.
Письма Капицы к руководителям совершенно замечательны и написаны с позиции силы -- как ни странно это звучит.

Все опубликовано.

(Reply to this) (Parent) (Thread)


[info]aleksei
2003-01-03 20:52 (link)
http://www.lgz.ru/archives/html_arch/lg062002/Tetrad/art11_3.htm

(Reply to this) (Parent) (Thread)


[info]rvl
2003-01-04 10:01 (link)
Я воспринимаю эту ссылку как Ваше сетование на то, что в нужный момент (в июле) у Вас не оказалось под рукой надежного источника.

Если же для Вас подобная статья -- источник знаний, то мне возразить нечего.

(Reply to this) (Parent) (Thread)


[info]aleksei
2003-01-04 20:48 (link)
Вообще-то в такой тональности неохота вести дискуссию. Аргумент "возразить нечего" из разряда "убивающих наповал". Замечу все же, что авторитет Бора (Нобелевкий лауреат 1922) в то время мог быть для Сталина выше авторитета Капицы. При этом я нисколько не умаляю мужества поступка Капицы.

(Reply to this) (Parent) (Thread)


[info]rvl
2003-01-06 08:54 (link)
Простите меня, пожалуйста!
Действительно, прозвучало резко. Но, знаете, я не вижу, чему в этой статье можно возражать.

Лев Ландау чуть не погиб в 1939-м и был спасен только благодаря письму Нильса Бора лично Иосифу Сталину (версия о спасительном письме Капицы сильно преувеличена).

Даже в такой короткой фразе не обошлось без ошибки -- "спасительное письмо Капицы", когда этих писем было много, не говоря уже о его личном визите в "логово зверя", где ему было предложено ознакомиться с "делом Ландау", а он в своем жестком (непостижимом в то время!) стиле отказался, заявив, что пришел взять Ландау на поруки, а дело его не интересует (я понимаю, что "спасительное письмо" -- ошибка интервьюера, а не "действительного члена Российской академии естественных наук Валентина БЕЛОКОНЯ", но тем более это говорит об уровне публикации, молчу уже о заголовке и подзаголовке).

В одной из своих записей Вы очень хорошо заметили:

В последней "Литературке" вскользь брошено замечание, что мол, Маяковский хорошо начинал, а затем растерял свой талант, "махая хвостом перед властью".

Разве неправда, что слова о "сильно преувеличенной роли Капицы" -- точно такое же "вскользь брошенное замечание"? Да в общем-то хуже, потому что, если о Маяковском сказана просто глупость, то в глупости о Капице есть примесь недобросовестности -- вероятно, из-за стремления к сенсации, не знаю. Согласитесь, что в этой статье сошло бы и такое: "До Сталина дошел слух о том, что Ферми, которого Сталин хотел заполучить в Советский Союз, очень недоволен арестом Ландау. Это-то недовольство, переданное по цепочке Гейзенберг-Риббентроп-Молотов, стало истинной причиной освобождения Ландау".

Еще раз извините меня.

(Reply to this) (Parent) (Thread)


[info]aleksei
2003-01-06 21:02 (link)
Дело в том, что в открытой печати пока очень мало конкретных документов. Отсюда и различные версии. Много неясного остается и с ходом следствия по делу Ландау. Об этом пишет в своих мемуарах известный физики-теоретик Е.Л.Фейнберг (который придерживается версии об исключительной роли Капицы в этом деле):

http://www.ibmh.msk.su/vivovoco/VV/PAPERS/ECCE/FEINBERG.HTM

В общем, будущие историки науки должны еще хорошенько поработать.

(Reply to this) (Parent)



[ Home | Update Journal | Login/Logout | Browse Options | Site Map ]