Yulya Fridman ([info]aculeata) wrote,
@ 2002-07-27 23:44:00
К записи [info]eremei
Хорошая классификация, но, конечно, много
чего забыто. Например: "Сколько можно
рецикливать старую посуду Шафаревича/
Солженицына, он писал об этом еще в 1887
году, но как он есть великий сапожник, ему
дозволительно."

А по правде если, нельзя забывать, что
либеральная интеллигенция вышла из очень
тесного круга. Это люди, как и мы все,
кроме типа лучших из нас, нахватавшиеся
ключевых слов по верхам, мало думавшие
с собой наедине и крепко идентифицирующие
себя с компаньей. Их воспитание (if any)
распространяется на крошечный набор ситуаций,
возможных в этом тесном кругу, где правила
игры все уже выучили. В остальном это шпана
и даже свора, со своими заводилами, со своими
сигналами сбегаться всем на одного и, при
необходимости, врассыпную. Пока человек,
выросший в стае и привыкший от нее зависеть,
не почувствует, что он один -- бесполезно
ждать, что он избавится от этой манеры. Он
ведь думает, что так и надо; его статус между
друзьями зависит от того, насколько ловко он
это делает.

Ну и классификация, конечно, должна учитывать,
в каком режиме с вами разговаривают: как со
своим еще, или как с чужим. В первом случае
оппонент воспринимает как личную обиду ваш
отказ понимать ключевые слова (он не поверит,
что вы их не знаете). Он, может быть, не
договаривает не со зла -- на самом деле он
и не знает, как закончить фразу: ее знал
целиком кто-то другой, а у него лишь самое
общее представление. Он только знает, что
эта фраза правильная, из нашего двора. Во
втором -- он и не разговаривает, а "метит",
чтобы слетевшиеся по сигналу друзья видели,
куда кидать фекалии. Здесь другие
риторические приемы; может показаться --
совершенно другой человек говорит.


(Post a new comment)

да, это без шуток
[info]qub
2002-07-27 16:09 (link)
очень верно. только одного ты не учитывашь, имхо -- против своры сподручно только стаей.

(Reply to this) (Thread)

Re: ??, ??? ??? ?????
[info]aculeata
2002-07-28 00:05 (link)
Ehksperiment s krysami: dve kletki, v odnoj
krysa nazhimaet rychazhok i poluchaet kusok
myasa. V sosednej ot nazhatiya rychazhka ee
tovarku b'yet tokom. Krysy delyatsya na tri
tipa: pervye, uvidev ehto, prekraschayut
popytki kushat' (ikh malo); vtorye (ikh mnogo)
ne prekraschayut, poka ne pobyvayut vo vtoroj
kletke. I tretij tip, pobyvav vo vtoroj kletke,
prodolzhaet dergat' rychazhok po vozvraschenii
v pervuyu, dazhe nasytivshis'.

V odinochku so svoroj byvaet polezno.
A po-drugomu, dumayu, i smysl propadaet.
Nikogda net prichin polagat', chto odna
svora drugoj luchshe.

(Reply to this) (Parent) (Thread)

опять почти со всем согласен
[info]qub
2002-07-29 08:24 (link)
кроме смысла который пропадает.

некий условный враг сплочен, он часто несет ахинею в десять ртов, перекрывая все вентиляционные отверстия. если у твоего друга сдают нервы и он начинает сбоить, это не повод ему пенять на месте, это повод подставить ему плечо. это и есть стая, или там команда. свои и чужие.

когда человек начинает говорить про то что мол истина ему дороже, я начинаю сомневаться в его целях.

некрасивая картинка, правда? нелиберальная такая, хехе.

(Reply to this) (Parent) (Thread)

Re: ????? ????? ?? ???? ????????
[info]aculeata
2002-07-29 11:03 (link)
Qub, prosti, u menya drugaya kartinka.
Tvoj drug, naprimer, p'yanyj, idet mimo
muzhikov, kotorye kul'turno otdykhayut
so svoej vobloj, reshaet navesti mezhdu
nimi poryadok i pouchit' ikh umu-razumu.
On vser'ez dumaet, chto on vprave,
sporit' s nim bespolezno. Ya malo chto
ponimayu v muzhskoj druzhbe, no nablyudala
ne raz, kak v ehtom sluchae khoroshij drug
(a) svoego druga uvodit, v zavisimosti
ot stepeni ego op'yaneniya govorya emu "ty
mudak" ili "ne pojmut, skoty-s", i muzhikam
govorit, mol, ne berite v golovu, muzhiki;
(b) kogda tot ochukhaetsya, ob~yasnyaet
emu, chto ne nado bol'she navodit' poryadok,
na to menty imeyutsya.
A esli i tot, i drugoj na samom dele
zarubayutsya, chtob pokurazhit'sya nad
muzhikami-to, buduchi uverennymi, chto
sejchas na svist yavitsya esche sto
nashikh -- oni nazyvayutsya gopniki.

Ehto v chastnosti. A voobsche, i v tekstovom,
i v netekstovom prostranstve khorosho by
izbegat' situacij, kogda ty "idesh' sporit'"
kuda-to, chtoby "podderzhat' druga". Do
tekh por, poka obmen mneniyami ostaetsya
soderzhatel'nym, chelovek dolzhen govorit'
to, chto on dumaet, i po delu, inache on
proizvodit shum. (Vyskazyvaniya mogut
byt' artisticheskimi, provokacionnymi,
ehto dela ne menyaet; vazhno, chtoby
chelovek ne lichnye otnosheniya vyyasnyal
takim obrazom i ne demonstriroval soderzhimoe
vyedennogo yajca, chtoby privlech' k sebe
vnimanie, a v ostal'nom, sposoby kommunikacii,
kak izvestno, mnogoobrazny.) V real'nosti ehto
sejchas uzhe pochti nedostizhimaya utopiya,
no mne kazhetsya, chto khoroshij chelovek budet
starat'sya obustroit' prostranstvo tak, chtoby
k nej priblizit'sya.

No esli on lyubit takie vot stajnye meropriyatiya,
emu net smysla rabotat' v ehtom napravlenii.
On, naoborot, budet starat'sya vse ustroit' tak,
chtoby ikh bylo pobol'she. V tekstovom
prostranstve ehto sovsem prosto: nado
kul'tivirovat' slovoupotreblenie, pri kotorom
vsyakij spor predstavlyaetsya pokhodom "stenka
na stenku", dvorovye zony i mezhdu nimi mezhu.
Izvini, chto dlinno.

(Reply to this) (Parent) (Thread)

это все очень мило,
[info]qub
2002-07-29 11:42 (link)
и опять во многом правильно.
только метафоры про мужиков и воблы очень уводят в сторону -- они ведь некорректны.
когда я вижу галимое вранье, демагогию и брейнвошинг, мне -- иногда -- бывает трудно удержаться от всего многообразия способов коммуникации, от унылой деконструкции очередного вороха хуйни до прямого посыла.

о каком диалоге (содержательном обмене мнениями) ты говоришь? обычно речь идет о пропаганде, мозгоебстве, говоря по-русски; остальное -- исчезающие исключения. с брейнвошером же все средства хороши, и важно не строить вот этих вот иллюзий о его тяге к обмену мнениями или там честной борьбе. помнить, кто он и кто ты. свои и чужие, да.

эта метаоснова как-бы спора должна быть выявлена в первую очередь, и в этом есть смысл. нелепо стремиться к обмену мнениями с человеком (группой) который только и хочет чтоб тебя (в широком смысле) не было.

тебе, естественно, этот метавопрос вольно классифицировать как личное, шум или выеденное яйцо. в самом деле, ничего содержательно нового на этом пути не найти -- только его (содержательного) ведь нет с самого начала. интенции, тяги к содержательному нет, и незачем валить потом с больной головы на здоровую.

Извини что матерно.

(Reply to this) (Parent) (Thread)

Re: ??? ??? ????? ????,
[info]aculeata
2002-07-29 12:54 (link)
Materno -- nichego; chto nazyvaetsya, kogda
mne stanet tyazhko, ya vyjdu. A kak ty
dumaesh', kogda u cheloveka promyty mozgi,
on zamechaet, chto u nego promyty mozgi?
Pomnish' zadachu o mudrecakh, na kotorykh
v poezde popala gryaz'? Obschee nablyudenie:
esli ty vidish' bryzgi na lice soseda,
ne meshaet posmotret' v zerkalo. Ehto s
odnoj storony. S drugoj -- inogda stoit
predpolozhit', chto tvoj sobesednik ne polnyj
idiot, na ehtom puti zhdut prozreniya.

"Tam", kak i "zdes'", publika raznaya.
Est' nemalo umnykh lyudej, tol'ko oni
govoryat na drugom yazyke. Mne ikh yazyk
uzhe ponyatnej, chem tvoj, tut ne posporish'.
No ya starayus' pripominat'. Zhdu otvetnoj
lyubeznosti, esli my schitaem, chto est'
o chem razgovarivat'. A poka ehto nemnogo
napominaet: "U Vas v ushakh banan!" --
"Ya ne slyshu, u menya v ushakh banan."

(Reply to this) (Parent) (Thread)

я
[info]qub
2002-07-29 13:50 (link)
не утверждал (и даже не считаю) что этот абстрактный собирательный собеседник -- обязательно и всегда полный идиот. я и комментов-то в обсуждаемой нами ситуации написал меньше дюжины. я надеюсь, мы оба удержимся от, так сказать, содержательного обсуждения тех позиций, которые молчаливо имеем ввиду, с самих этих позиций. а говорил я в первую очередь о коммуникативной интенции, об обстановке коммуникации, о метаоснове.

прозрения много где ждут -- например, на пути понижения безаппеляционности и повышения компетентности. и они там ждут не только меня.

я также не утверждал что я весь в белом а он весь непойми в чем. ситуация, с неопределенно-далекой точки зрения, симметрична. разве это как-то влияет на мои утверждения?

даже утверждение. оно, по сути, одно и довольно маленькое -- есть ситуации, в которых диалог не имеет смысла. иначе говоря, невозможен. обозначение этих ситуаций, а также сторон, между которыми этот диалог невозможен, а также причин (я имел ввиду прежде всего интенционные, но это неважно), по которым он невозможен -- нормальная коммуникативная (по направлению к третьим в основном лицам, к аудитории в широком смысле, как сиюминутно присутствующей, так и потенциальной архивной) задача (или ситуация, или история, или там что). вот в рамках этой задачи и наличных прецедентов ее решения я и говорил про свору и стаю, друзей и прочее.

ты же, притягивая за уши избитые и вульгарные псевдопсихологические объяснения ("личные отношения выяснял", "привлечь к себе внимание"), задачу эту (неявно) объявляешь как бы несуществующей.

понятность языка -- я, признаться, не понял о чем ты, в применении к вот этому нашему разговору. мы обсуждаем ситуацию, общий рамочный расклад. кажется, в этом обсуждении не используются специфические термины сторон изнутри ситуации, нет? попросту говоря, мы же вроде не выясняем кто умней и кто белей, да? ты как будто бы все ждешь что я вот сейчас перейду к этому выяснению -- так я вовсе не собираюсь.

О, теперь и у меня длинно.

(Reply to this) (Parent) (Thread)

Re: ?
[info]aculeata
2002-07-30 04:48 (link)
Qub, vidish', kak my s toboj malo ponimaem
ehti vot samye intencii drug druga. I ehto
nesmotrya na (teoreticheski) obshirnyj
obschij background. Chto uzh govorit' o
- - - ?

1) Chto do konkretnoj situacii, ehto ty imeesh'
ee v vidu, a ne ya. Ya, naprimer, ne chitala
tekh tvoikh kommentariev. Sudya po tvoemu
opisaniyu, ty vvyazalsya v skandal v samom
ego razgare. Ya ne znayu, v kakoj imenno,
khotya smutno orientiruyus', kazhetsya, no ikh
vse zhe bylo mnogo. A ty, navernoe, vo mnogikh
i uchastvoval.

2) Ne znayu, poverish' li ty mne, no ya nablyudala
popytki soderzhatel'nogo dialoga s "toj" storony,
vysokomerno oborvannye s "ehtoj". Ehto bylo v
nachale i vyzyvalo nedoumenie. A potom vse,
kazhetsya, poshlo po scenariyu "ty obosral
moj avtoritet, ya obosral tvoj avtoritet, a ty
govno, a ty kto takoj voobsche? ty khuzhe govna,
potomu chto ochen' melkij kusochek." Ehto i
est', konechno, igra, v kotoroj dialog nevozmozhen,
no zachem zhe v nee igrat'? "Lichnye otnosheniya"
i dr. absolyutno ne sledovalo prinimat' na svoj
schet; ehto bylo o vozmozhnykh motivaciyakh
k vyskazyvaniyu (tvoikh zapisej, povtoryus', ya
ne videla).

Ehelementarnoe vospitanie predpisyvaet na voprosy,
obraschennye k tebe, otvechat' po soderzhaniyu do
tekh por, poka ehto vozmozhno. Ehto ne znachit
trebovat' idiotskogo pedantizma; tak, kharmsovskij
dialog "Ya uchenyj -- A po-moemu, ty govno" ya
schitayu bezuslovno soderzhatel'nym, no tol'ko,
zdes' ne tot sluchaj. Takie dialogi soderzhatel'ny
u dostigshikh prosvetleniya.

3) V pis'mennoj rechi ne vsegda mozhno prostavit'
intonaciyu. To, chto ty chitaesh' kak
bezapellyacionnost', ya pishu v neskol'ko
otchayannom stremlenii chetko obrisovat' orientiry,
na kotorye mne samoj prikhoditsya smotret' snizu
vverkh, i ne bez truda.

4) Ya ved' pisala, chto iz dvukh svor, kogda oni
uzhe svory, vybrat' nel'zya, i vovse ne zhdala
obsuzhdeniya, "kto belee i chische". Zdes' vopros
v drugom -- khochesh' ty prevratit'sya v svoru
(v nej tebe uyutnee, komfortnee, a po suschestvu
neokhota, da i nervno kak-to) ili ne khochesh'.
I ehto vopros vsegda k sebe, a ne k "nemu",
kotoryj "pervyj nachal" (kak tol'ko nachinaetsya
obsuzhdenie ehticheskoj storony dela, vsegda
zhe kazhetsya, chto "on" pervyj nachal.
Kakoj-nibud' on.).

(Reply to this) (Parent) (Thread)

извини что я торможу
[info]qub
2002-08-02 23:49 (link)
у нас со сходимостью (диалога, не позиций, конечно) не очень, кажется. мы танцуем и любим танцы, но конца не видать. я попробую как-то сжато.

ты по большей части говоришь что кроме тех что я имею ввиду есть еще другие ситуации общения. что с того? оставим это. я имею ввиду боле-менее одну, наиболее, наверно, одиозную с твоей точки зрения -- когда ты читаешь в чужом жеже нечто, и пишешь туда (или себе в ленту) "за такое надо стерилизовать на месте" (вариант -- "мудак, пашел нахуй"; подумай вообще об обычном стиле Мишиных высказываний). и особенно одиозно для тебя, когда это делается группой лиц, хоть бы и не по предварительному сговору. никакого смысла в этих репликах, кроме эмоционального обозначения невозможности диалога (подробней см. абзац из моего предыдущего коммента), нет.

я не говорю что так следует поступать всегда, или что так следует поступать хоть когда-нибудь. я также не обсуждаю кто в этой ситуации прав "на самом деле", по смыслу разговора, если б он теоретически, после отрезания у участников половинок жопы и мозга, все же состоялся. я только говорю что это не есть вовсе бессмысленное "закидывание фекалиями", как ты выразилась, хотя тебе вольно воспринимать его как таковое, коль скоро количество дельных соображений по собственно теме от такого действия, действительно, не прибавляется ни на йоту.

в некоторых ситуациях стрельбу из говномета сподручно вести с нескольких рук, это ты и называешь сворой. слава богу, тут в жеже достаточно простых механизмов стирания-бана, так что вряд ли кто-то может эти "своры" обвинить в оккупации и геноциде как-бы-оппонентов.

ты настаиваешь на том что своры это всегда именно своры, т. е. нечто где участники не рефлексируя ломятся за вожаком. я настаиваю на том что есть нормальные ситуации осознанной командной поддержки. тут мы, думается, просто не сойдемся; оставим как два разных мнения.

некоторая подспудная твоя мысль -- любые две позиции могут до чего-то договориться, если вести себя "хорошо". это утопия.

(Reply to this) (Parent) (Thread)

Re: ?????? ??? ? ???????
[info]aculeata
2002-08-06 06:13 (link)
Dorogoj Qub,

(1) Ya ne ponimayu udovol'stviya sovmestnogo
pulyaniya iz govnometa. Dopuskayu, chto ehta
igra dolzhna imet' svoi takticheskie osobennosti.
Po bol'shomu schetu, ya ne v silakh v nikh
razobrat'sya vvidu (a) obschego takticheskogo
nevezhestva; (b) mne ne nravitsya zapakh.
Kogda obez'yany zanimayutsya ehtim delom, ono
vrode i nichego, a kogda lyudi, to neudobno.

(2) Mne ne kazhetsya, chto zapisat' v svoem
dnevnike "NN mudak, otrezh'te emu polovinu
zhopy" oznachaet otkaz ot soderzhatel'noj
diskussii. Moj opyt pokazyvaet, chto vo mnogikh
sluchayakh takaya zapis', naprotiv, porozhdaet
soderzhatel'nuyu diskussiyu, kotoraya mozhet
dazhe zakonchit'sya (no vovse ne obyazatel'no)
konstruktivnym kompromissom. Esli zhe chelovek
soobschaet ehto (i chto by to ni bylo) s mysl'yu
otkazat'sya ot soderzhatel'noj diskussii -- on
mudak, khotya polovinu ego zhopy ya lichno gotova
emu vruchit', mne ona ni k chemu.

Nel'zya porochit' cheloveka, ne buduchi gotovym
dat' emu ob~yasnenij. Ehto nekhorosho. Ehto
primerno kak napisat' pro kogo-to gadost' i
otrubit' emu kommentarii.

(3) Iz zamechennykh mnoj priemov govnometaniya
(raz uzh ya otkazalas' ikh obsuzhdat' v p. 1)
ya nakhozhu osobenno vozmutitel'nym -- zakryt'
ot zhertvy zapis' i prizvat' publiku otvechat',
v ehtoj zapisi, na ego kommentarii. Ehto spam,
i osobo zlostnyj, vvidu otvratitel'noj
kollektivnosti akcii. Ona nizachem, tol'ko
dlya merzkogo gopnicheskogo zuboskal'stva, chto
est' nizost' obyknovennaya.

(4) Dva cheloveka mogut dogovorit'sya, esli oni
zhelayut (i umeyut) dumat' samostoyatel'no.
Dogovorit'sya znachit vyvesti obschij yazyk, na
kotorom vozmozhno dat' opisanie klyuchevym
ponyatiyam. Pri ehtom "zlo" odnogo mozhet byt'
"dobrom" dlya drugogo; odno ehto uzhe stoit
vyyasneniya. Esli zhe nikakoj soderzhatel'noj
pozicii ne predpolagaetsya zaranee -- konechno,
ne stoit rvat' zhopu na poloviny iz-za obschego
mesta.

(Reply to this) (Parent)



[ Home | Update Journal | Login/Logout | Browse Options | Site Map ]