Yulya Fridman ([info]aculeata) wrote,
@ 2003-01-31 09:04:00
Current mood: tired

Про детей
Детям интереснее всего то, что они сами
делали (с их участием делалось). Они
читают друг другу вслух школьную газету
(вполне кошмарную), поправляя один
другого, если тот прочтет "и" вместо "или".
Им важно сказать это вслух. "Искусство
вообще", по степени соучастия, и рядом
здесь не лежало. Так возможно преодолеть
отчуждение: начиная с детей. Как можно
дольше избегать "специализации".
Теперешняя идеология 57 школы в смысле
выживания в (теперешнем же) обществе
актуальна и конъюнктурна, но это потому,
что выживают лучше всего автоматы.
В позднесоветское время тоже лучше всех
выживали автоматы -- но другие, без мысли
заучившие комсомольский устав. Сейчас
выживают именно такие, какие готовят в
престижных школах.

Полезный учитель: тот, кто всякую вещь
учит изобретать, _еще_ _раз_ сделать
самостоятельно, и тиран, который помогает
скоро решить, что все взрослые дураки или
психи и их ценности относительны. Но
первый все-таки для большинства
предпочтительнее. Вредный учитель: тот,
кто учит приспосабливаться в широком
смысле ("как сойти за умных"), особенно
если он харизматичен.

Дети сами должны сочинять, и им всегда
интереснее всего то, что придумывают дети.
Взрослые омерзительны, даже лучшие из
них не то что банальны, а просто дрянь.
Лучшее, что может сделать взрослый
писатель -- сочинить книжку, в которую
можно играть. Когда играют в книжку,
то и преодолевают отчуждение от т. н.
детской литературы.



(Post a new comment)


[info]onsamyi
2003-01-31 00:41 (link)
ну что сказать-то?
а то, что говорить-то об этом - штука совершенно бесполезная:)
вернее, надо говорить - но так, чтобы это становилось ясным. но- не об этом.:)

(Reply to this)


[info]krinka
2003-01-31 03:24 (link)
Юля, ты не права. Выживают не только автоматы, и выживали.
Знаешь, я тоже лет десять, наверное, крыла матом свою питерскую тридцатку, а потом... устаканилось как-то.
Я ведь знаю почему я ее проклинала. У меня там не было настоящих подруг и друзей, это правда, но дело не в этом, дело в том, что потом они пошли своим путем, который я тогда презирала, а я - своим, но ведь не я одна там такая была...
Может и с 57-й так же? Я про нее не из газет знаю, у меня ее брат закончил два (?, не помню) года назад, так страдает от полноты бытия не меньше моего.

(Reply to this) (Thread)


[info]aculeata
2003-01-31 18:18 (link)
А я не проклинаю совсем 57, это лучшее время
моей жизни и все такое, как водится. Нас
тогда не готовили к выживанию (это сейчас).
Растили тоже автоматами, но тогда это было
неочевидно: на почве тоталитарной онтологии
это была живая жизнь. А когда убрали почву,
в том числе из каждого человека -- оказалось,
что "цивилизованная верхушка" в нем
страшно банальна. Но кто же знал.

(Reply to this) (Parent)


[info]yulia_z
2003-01-31 04:42 (link)
Юлька, мне кажется, с этой идеализацией детства и уничижением взрослых ты
перебарщиваешь. Может, тебе лень всматриваться?
И среди детей полно поганцев, и среди взрослых попадаются чудесные экземпляры.
И капитуляция взрослых перед детьми - даже такая, как у тебя, любовно-восхищенная -
взрослому удобна, а детям - плоха.
У меня в детстве - клянусь - не было в голове деления на взрослых и детей.
То есть никакого ощущения отдельного, детского мира.
Кругом были всякие взрослые и всякие дети.
А при чтении "Питера Пэна" за взрослых было даже обидно.
Черт, надо бежать, а ведь еще хотела чего-то болтать...

(Reply to this) (Thread)


[info]aculeata
2003-01-31 19:02 (link)
Юлька, у меня есть друзья-взрослые. Я же
не говорю про отдельных взрослых. Есть
взрослые, а есть, ну эти, взрослые. И
среди детей, конечно, бывают поганцы.
Это не вопрос физиологической брезгливости:
в конце концов, ее можно преодолеть, хотя
очень трудно, потому что взрослые жадные,
грязные, все время обманывают и все заполонили.
Они повсюду. Забрали себе все рычаги власти
и паразитируют на нашей культуре. Они
нашего Х... ой.

Ну, в общем, это не рациональное чувство,
Юлька. Это как любовь! Про тебя я помню,
что у тебя не было деления. Ты мне тогда
казалось очень взрослой, хотя в то время
мне это нравилось. Сейчас совсем не кажешься.

А Питер Пэн дурацкий.

А скажи, ты не хотела бы пойти работать к тем
моим людям в 179 школу на другой год? Они
ищут словесников.

(Reply to this) (Parent) (Thread)


[info]yulia_z
2003-02-01 11:32 (link)
Я уже несколько раз себе клятвенно обещала больше никогда в жизни ничего
не преподавать. Может, и зря. Я ужасно психологически и даже физически
устаю от преподавания. Даже после репетиторских уроков целый день приходила
в себя - от ощущения, что полтора часа пыталась усилием воли поменять что-то
в голове у другого человека. Сейчас, правда, занимаюсь с детьми русским - одно
удовольствие.
Я тут тем временем нашла себе какую-никакую программистскую работку - посмотрим,
умею ли я каждый день вставать в семь утра.
Про взрослых ты, пожалуй, убедительно пишешь. Я прониклась.

(Reply to this) (Parent) (Thread)


[info]aculeata
2003-02-02 01:20 (link)
Хорошо, что ты нашла работу! Теперь
ты увидишь, какая это гадость, все
узнаешь и все наладится. А где? И чего
ты делаешь?
Обещала _несколько раз_ -- это обнадеживает.
Можно, по-моему, и еще несколько пообещать
потом, если что.

(Reply to this) (Parent) (Thread)


[info]yulia_z
2003-02-03 10:48 (link)
Сегодня съездила первый раз, встала в полседьмого, действительно,
гадость. Работа - чего-то программировать, еще толком ничего не поняла.
Какие-то программы для принтеров (конвертирование форматов и т.п.) - а
то у некоторых пользователей с ними большие проблемы...
Да, кстати - читать твой журнал - одно удовольствие.

(Reply to this) (Parent)


[info]colena
2003-01-31 07:29 (link)
-- Так возможно преодолеть
отчуждение: начиная с детей. Как можно
дольше избегать "специализации".--

Это Вы о чем? Что за "отчуждение"? В некотором смысле все, что сделано без твоего участия "отчуждено".
Так? А почему тогда то, что сделано "другим" ребенком из другого "окружения" не отчуждено?
Потому ли что во все, что сделано детьми можно "играть", то бишь сделать "своим"?
А неужели Чуковский ... "отчужден"?

А так я полностью согласна. Учить творчески подходить ко всему - очень важно.
Только тут еще важно одновременно учить самодисциплине и отвественности (чтобы заканчивали начатое), и чтоб снобизма поменьше было.

А какая у 57 идеология?
Про сегодняшнюю 57 я почти ничего не знаю. Неужели сейчас в 57 учат только "как сойти за умных"?
Ведь когда-то там, действительно, учили "творчеству" и " не врать", это в 80ые-то годы...
Впрочем, "как сойти за умных" ленивые понимали очень быстро - это самый и способ. И хорошим учителям приходилось с этим бороться.
А снобизм - это беда 57. Не будем об этом.

А вот взрослые бывают разные. Те, которые "как дети" творчески открыты и искренны, те даже очень ничего бывают. Но для этого надо быть очень "любящим" взрослым. А с взрослыми потому беда, что они слишком "умные" чтобы "любить", оттого омерзительны и фальшивы.


Про тирана не совсем согласна. Он может и показывает, что ценности относительны, а вот чему
действительно учит, так это " не любить", то бишь учит
"взрослеть-умнеть-цинично_ко_всему_относиться-итп", а как после этого "играть", а?

(Reply to this) (Thread)


[info]aculeata
2003-01-31 19:32 (link)
>Что за "отчуждение"? В некотором смысле все,
>что сделано без твоего участия "отчуждено".

Не совсем. Отчуждено то, что, в общем,
недоступно. Так в обществе, ориентированном
на узкие специализации, человек не может
высказать суждение и быть услышан, если не
считается специалистом. Рабочий производит
детали к техническим устройствам, которые
не мог бы собрать целиком. Когда-то на
олимпиадах соревновались все, кто хотел,
а позднее они стали зрелищем для всех и
работой для профессиональных спортсменов.
Поэты тоже стали профессиональные и
литераторы.

Детям не свойственны особые такие лень и
безволие (docility), с которыми взрослые
принимают отчуждение: они, наоборот, в
чем угодно готовы участвовать, и любая
принципиальная возможность для них осязаема.

>А неужели Чуковский ... "отчужден"?

Нет, конечно. Чуковский не отличался
никаким профессиональным самосознанием.
Он же и много времени потратил, объясняя,
что "надо" -- как дети делают и как делают
молодые матери в экстазе (орут им экспромты).
Муха-Цокотуха -- ровно такой экспромт.

>А какая у 57 идеология?

Узкие специализации. И при том даже:
математики урезают часы другим предметам,
потому что "когда же им математикой
заниматься?"

>Неужели сейчас в 57 учат только
>"как сойти за умных"?

Не уверена, что учат этому!

>Про тирана не совсем согласна. Он может и
>показывает, что ценности относительны, а вот
>чему действительно учит, так это " не любить",
>то бишь учит
>"взрослеть-умнеть-цинично_ко_всему_относиться-итп",
>а как после этого "играть", а?

То, что не убивает, делает сильнее.
То есть -- или убивает, или можно
играть. И еще как.

(Reply to this) (Parent) (Thread)


[info]colena
2003-02-01 00:37 (link)
Про узкие специализации согласна.

Школа а-ля хорошая частная (?) школа без узкой специализации, но тем не менее с академически сильными предметами ( этого можно достичь, если бы школьник сам выбирал себе основные предметы) - это лучше. Но где такую школу возьмешь в Москве?

Я, помню, впервые почуствовала эту разницу. когда у нас в выпускном классе 57 был обмен с Bronx High school of science(она, кстати, государственная, но хорошая).
Мы там проучились чуть меньше месяца - и там можно было выбирать предметы. Русские школьники, конечно, были намного "сильнее" в математике, но в остальном!

Кстати, то, что нет там классов типа "А" или "Б" исключает
не очень здоровую атмосферу семейственности между учителем и учеником. Ну, а походы и т.п. можно организовывать как клубные мероприятия.

(Reply to this) (Parent)



[ Home | Update Journal | Login/Logout | Browse Options | Site Map ]